Машевский Александр Александрович : другие произведения.

Один день из жизни генерального директора

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Академик Б.П. Каторгин - теперь уже бывший гендиректор Научно-производственного объединения Энергетического машиностроения.


  

Один день

из жизни генерального

(отчет о командировке)

Александр Машевский

Байконур - Химки

   Под крылом ЯК-42, принадлежавшего Росавиакосмосу, проплывали просторы бывшего СССР. Унылая картина казахских степей, по моему разумению, радовала глаз лишь специалистам, понимавшим толк в разнице между запуском ракет с северного космодрома Плесецк или южного Байконура. А еще лучше бы с экватора. Идеальное место для выхода в космос космических аппаратов, которые без особых усилий справляются там с земным притяжением. Именно для этого и разворачивается программа "Морской старт". Кстати, семь её стартов прошли достаточно успешно.
   В салоне самолета сидят знатные персоны: члены государственной комиссии, генеральные директора предприятий ракетно-космической отрасли, ученые, специалисты-ракетчики и военные. Они оживленно разговаривают о перспективах развития космоса, о кадровых перестановках в правительстве... да и многое другое волнует их. Это всегда так, когда встречаются старые товарищи, не видевшие друг друга уже давно.
   Вместе с ними в беседе принимает участие и Борис Иванович Каторгин, генеральный директор и генеральный конструктор НПО Энергомаш имени академика В.П.Глушко. Он держится спокойно и независимо. Краем уха сквозь шум турбин слышу отдельные фразы и слова типа ...разгонный блок, ...новая система управления ракетой-носителем... сам президент, понимаешь, интересуется...
   Да, каждый старт - это большое событие в жизни ученых, конструкторов и расчетов на стартовых площадках. Здесь нет мелочей. И мы понимаем, что даже простой перенос пуска ракеты, хотя на один день, является весьма дорогим удовольствием.
   На 6 апреля был назначен старт ракеты-носителя "Протон" с телекоммуникационным спутником для Дальнего Востока.
   Однако сбой все-таки произошел, но об этом потом.
  

* * *

   "...вообще-то это здание уникальное, построенное в 1958 году. Здесь бывали самые известные люди планеты - Сергей Павлович Королев и Юрий Алексеевич Гагарин!
   Раньше, до того как стать музеем, это был клуб войсковой части под номером 25741, названной "гагаринской". Она запускала в космос "Восток" с первым космонавтом на борту и первый искусственный спутник Земли".
   Московскую сборную делегацию встречали начальник космодрома генерал-лейтенант Л.Т.Баранов и глава администрации города Байконура полковник запаса Г.М.Дмитриенко, тоже многие годы отдавший стартовым площадкам. Среди встречающих находился и старый друг Бориса Ивановича Каторгина, его заместитель Анатолий Васильевич Сафонов. Человек глубоко порядочный, профессионал своего дела, обладатель огромного багажа анекдотов и прибауток. С ним всегда весело даже в самую трудную минуту. Ведь переживать неудачи можно по-всякому, но лучше с шуткой.
   Нас разместили в двухэтажном коттедже, порядок на котором обеспечивается дружной супружеской парой во главе с комендантом Алексеем Шубиным. О таких людях говорят, что он и жнец, и швец, и на дуде игрец.
   Комендант радушно встретил нас на крыльце дома. Борис Иванович обнялся с Шубиным. Я тоже обнял обрадованного Алексея. Как же, знакомый, все-таки уже второй раз на Байконуре.
   В холле вкусно пахло жареным толстолобиком. Местный красавец кот Кузя крутился под ногами, ожидая своей порции вкуснятины.
   После обязательного вечернего чая (дабы не обидеть гостеприимного Шубина), Борис Иванович испросил разрешения у честной компании подняться к себе в номер и полистать бумаги, которые он привез с собой.
   Отдыхом тут и не пахло. Он прилетел работать. В своем кабинете в "белом доме" (на НПО Энергомаш - прим. авт.) ему не удается поработать с документами хотя бы тридцать минут кряду. Звонки идут не переставая по самому широчайшему спектру вопросов.
   "...обратите внимание, на этой стене висят картины, изготовленные из обыкновенного риса. Такого подручного материала в Кзыл-Ординской области раньше было достаточно. Вот это, например, портрет Л.И.Брежнева. "Нарисовал" его Гали Муратбаев, заслуженный лоцман Советского Союза, получивший это звание в 21 год. Он работал в Ленинграде. Умер рано, в 23 года. Это был удивительный человек, он активно выступал за укрепление дружбы между русским и казахским народами".
   Я вышел на улицу. Огромная луна, знакомая мне еще по училищной жизни в Алма-Ате конца шестидесятых годов, белым золотом поливала степь. Вечер был по-летнему теплым. Завтра, похоже, можно будет выйти на улицу в одной рубашке. И это только начало апреля! Что будет в июле? Пекло.
   Поздно вечером расторопный комендант подал к подъезду машину. Генерал-майор Кузнецов А.Н., председатель государственной комиссии, пригласил Бориса Ивановича принять участие в рабочем совещании, на котором должно быть принято решение о старте "Протона". Мероприятие было намечено на 23.00.
   Час гоньбы по неровностям давно не видавшей асфальтоукладочных машин дороге, и мы оказались на КП рядом со стартовой площадкой. На ней серебристой новогодней елкой красовалась ракета-носитель "Протон". Назвать ее огромной махиной не поворачивается язык. Скорее, это исполин в сверкающих доспехах, приготовившийся к битве с фантастическими недругами - притяжением Земли, сопротивлением атмосферы, метеоритами, опасными металлическими остатками от прошлых экспедиций и прочим космическим мусором...
   "...как вы знаете, на Байконуре побывали почти все руководители стран Варшавского договора, и верный Живков, и "дорогой товарищ" Хонекер, и редкий Кадар. Им в середине шестидесятых впервые показывали пять боевых запусков ракет".
  

* * *

   Заседание госкомиссии было недолгим.
   Председатель, немного волнуясь, сообщил собравшимся о том, что старт "Протона" переносится на 7 апреля 2001 года на 9.47 утра по причине обнаружения неполадок в космическом аппарате.
   Но, к слову сказать, атмосфера в зале заседаний не стала накаляться. Никакие молнии начальственного гнева там не проскакивали. Тем более не было поиска виновных и нанесения каких-то там оскорблений. Всё было обстоятельно, сдержанно. Это говорило о том, что члены госкомиссии доверяют своим подчиненным и просто уверены, что эти неполадки будут устранены в срок и качественно. Вот и всё.
   Борис Иванович определил причины задержки старта: самопроизвольная разрядка аккумуляторных батарей.
   На устранение недостатков дали ровно сутки. Я представил, как волнуются люди, которые конкретно отвечали за состояние аккумуляторов! Теперь, главное, выяснить из-за чего они разрядились, как лучше и быстрее решить эту задачу, вписываясь в сжатый график. В принципе, пуск можно перенести еще на сутки-двое, но своей фирменной маркой здесь научились дорожить.
  

* * *

   Обратно добирались тем же маршрутом. Борис Иванович профессионально разъяснил нам, что могло привести аккумуляторы к выходу из строя, и сказал, что с такой проблемой эти опытные специалисты из Краснодара справятся достаточно быстро.
   В столовой коттеджа "дежурил" гостеприимный комендант, ожидая нас к ночному чаю. Он приготовил знаменитый "космодромовский" зеленый, который очень хорошо успокаивает нервы и снижает давление, если таковое поднимается под палящими лучами могучего светила.
   Около двух часов ночи все разошлись по номерам.
   В окна продолжал светить золотая, восточная луна, к которой вскоре должен подлететь поближе наш "Протон".
  

* * *

   "...в 1964 году полеты осуществлялись и без скафандров. Пока не случилась эта трагедия с Добровольским, Волковым и Пацаевым".
   "...говоря о Гагарине, мы несправедливо забываем Титова, космонавта под номером два. 24 августа 2000 года здесь в музее был генерал-полковник Титов, вот его автограф. Он обычно всем отказывал, говорил, мол, потом, потом.
   Вот на фотографии их с Юрой Гагариным домик... Когда Титов улетал, он не лег спать на гагаринскую кровать. Он был не суеверен".
   6 апреля все проснулись рано.
   Внизу уже хозяйничал неугомонный Шубин. Кот Кузя, очевидно, снявший пробу на кухне задолго до нас, растекся по лавке с лучезарной котофейной улыбкой.
   День обещал быть солнечным, но разыгравшийся свежий ветерок тонко намекал на скорую смену погоды.
   После получасовой прогулки Борис Иванович снова засел за документы. К тому же надо было готовиться к очередной лекции для студентов Московского авиационного института.
   Да, пока есть возможность и время, которого катастрофически не хватает генеральному директору и генеральному конструктору.
   По плану, на пятнадцать часов, у него были назначены деловые встречи с руководителями некоторых подразделений Байконура, а также со старыми друзьями, давно ожидавшими прилета "генерального с Энергомаша".
   В то время, когда Борис Иванович работал в своем номере, я решил побывать в музее космодрома, где за определенную плату мне даже позволили сфотографировать интересные, на мой взгляд, экспонаты.
   "А вот фото Горбачева. Он здесь был, когда готовился к полету "Буран". Вот здесь редкая фотография - Гагарин на рыбалке. Это недалеко отсюда. Обратите внимание, огурец полтора килограмма весом...".
  

* * *

   За вечерним чаем, который был точно по расписанию (здесь Шубин строг), случилось нечто неожиданное.
   То ли оттого, что рабочий день в абсолютной тишине удался, то ли просто настроение с утра не было испорчено серой прозой жизни, или встречи со старыми друзьями придали свежих сил, Борис Иванович вдруг в полголоса запел. Приятный баритон меня несколько удивил. До этого мне приходилось слышать лишь одни только речи, доклады да интервью журналистам. А тут песни. Да какие!
   Репертуар самый разнообразный. Суровые фронтовые, русские народные, прекрасные старинные романсы и даже кое-что из озорного одесского творчества. Это было настолько увлекательно, что, забыв обо всем, мы стали все вместе подпевать Борису Ивановичу.
   Квартет подобрался на славу. Но не думайте, ни одной песни мы своим вступлением не испортили.
   С этой стороны я увидел Бориса Ивановича впервые. Однако, никакого самолюбования и искусственности. Просто и от души.
  

* * *

   На поздний вечер снова было назначено заседание государственной комиссии. Теперь уже она собралась в другом месте, не на КП, а в огромном многоэтажном здании, где доводили "Протоны" до ума. Двери в зал заседаний охраняли рослые труженики протокола. Меня пропускать было не велено, так как на гостей зал не рассчитан, поскольку имеет только определенное количество посадочных мест.
   Но тут подошел Борис Иванович:
   - Да вы что, товарищи! Это мой помощник! Как это вы его не пропустите?
  -- Там всего 96 посадочных мест, Борис Иванович! Нам влетит от председателя! Он лично просмотрел списки присутствующих! - запричитали протокольцы.
  -- Принесите дополнительный стул. Неужели человек прилетел из Москвы, чтобы тут у вас под дверью стоять? Доложите председателю и принесите стул.
   Через несколько секунд указание Бориса Ивановича было выполнено.
   А зал действительно был полный. И я догадывался почему...
  

* * *

  
   "...12 апреля 1961 года космический корабль "Восток" стартовал с космодрома Байконур с первым космонавтом на борту...".
   Заседание открыл генерал-майор Кузнецов А.Н.. В первую очередь он попросил доложить об устранении неполадки.
   Ответственный специалист, раскрывая причины аномальной работы батареи, отметил, что данный случай произошел в результате длительного хранение аккумуляторов на складе до старта и невозможностью осуществления должного контроля параметров в связи с отсутствием рабочего места на полигоне.
   На самом деле все оказалось значительно проще. Полагаясь на их длительную и устойчивую работу, специалисты просто забыли "забить" в регламенте процесс "заряд-разряд" непосредственно на самом космодроме.
   Инженеры довольно быстро проанализировали сложившуюся ситуацию и приняли решение произвести ускоренный повторный заряд. Компьютер выдал контрольные данные, которые соответствовали предположениям обслуживающего персонала. Так что управились в срок.
   Начальник космодрома генерал Л.Баранов посоветовал на будущее:
   - "На космодроме этот процесс заряда и разряда не был прописан, и заявки на рабочее место не поступало. Если он будет прописан, то будет для вас и рабочее место. Все условия у нас есть".
   Десятка два специалистов, отвечающих за каждую составляющую космического корабля и его подготовку к старту, сменяя друг друга, продолжали поочередно докладывать собравшимся в зале.
   Их доклады были четкие и краткие по-военному: о готовности боевого расчета, о заправке горючим, о подготовке компонентов ракетного топлива, об обеспечении безопасности работ на стартовом комплексе, о количестве противогазов, и многое, многое другое.
   Стало известно, что на момент пуска на старте будут находиться 101 человек. 568 человек эвакуируется из жилой зоны.
   Ответственный офицер доложил план работы боевого расчета на предстоящую ночь:
  -- до 9.47 производится предстартовая подготовка разгонного блока;
  -- до 2.47 подготовка систем стартового комплекса к заправке ракеты-носителя;
  -- с 2.37 до 3.37 - защитная операция систем управления ракеты-носителя;
  -- с 2.44 до 2.57 заправка баков окислителем;
  -- с 3.37 до 9.47 предстартовая подготовка систем ракеты-носителя;
  -- с 4.27 до 5.37 - заправка баков горючим;
  -- 8.37 - отвоз бригады обслуживания;
  -- 9.47 - пуск.
   - Стартовый комплекс к заправке готов!
   - Боевой расчет управления космодрома к работе готов!
   - Системы управления готовы!
   - Наблюдательный пункт развернут на 182-й площадке!
  
   Просто, обыденно. Уже в который раз.
  

* * *

   А еще доложили прогноз погоды на 7 апреля (ветер 7-10 метров в секунду, пыльная буря) и о готовности районов падения к приему отделяющихся частей РН (Джезказган, Караганда, Усть-Каменогорск, Горный Алтай). В Горном Алтае были обнаружены трое охотников, которых в срочном порядке вывели из опасного района.
  

* * *

   Зачитали решение госкомиссии:
   - пуск ракеты космического назначения провести 7 апреля 2001 года в 9.47.
   Резервное время...
   Борис Иванович сидел в зале, внимательно прислушиваясь к каждому, лишь изредка кивая головой, соглашаясь с докладчиками.
  

* * *

   Утро 7 апреля оправдало прогноз капитана-синоптика.
   Мы стоим на наблюдательном пункте среди таких же волнующихся людей, которые ожидали старта ракеты. По громкоговорителю звучат доклады старшему начальнику о готовности к старту.
   Вдалеке, на стартовой площадке, под напором шквалистого ветра возвышается мощный "Протон".
   Свист в ушах, на зубах хрустит поднимаемый ветром мельчайший степной песок.
   В 9.47 сверкнула молния зажигания!
   Раскаты грома будут позже. А сейчас мы видим свирепое пламя и клубы пыли, которым радуется сердце генерального директора и генерального конструктора... Это, наверное, единственный случай в жизни, когда пылью можно любоваться. Двигатели включены!
   Старт!
   Красавец "Протон" рванулся вверх и через несколько секунд исчез в облаках. Раздались хлопки и одобрительные возгласы. Это были аплодисменты передовым конструкторским мыслям, мозолистым рукам рабочих и толковым руководителям!
   Люди потянулись к Борису Ивановичу, и каждый из присутствующих пытался выразить ему свою благодарность за эти прекрасные секунды, сопровождавшиеся ревом мощных двигателей. Потрясающее зрелище!
   Громкоговоритель оловянным голосом комментировал происходящее:
  -- десять секунд, параметры конструкции ракеты-носителя в норме...
  -- двести секунд, полет нормальный...
  -- двести шестьдесят секунд, рыскание и вращение в норме.
  -- давление в камерах сгорания в норме...
  -- триста десять секунд, тонгаж, рыскание и вращение в норме...
  -- триста сорок секунд, есть запуск маршевого двигателя...
  -- двигатели третьей ступени работают устойчиво...
  -- пятьсот секунд, двигатели третьей ступени работают устойчиво...
  -- пятьсот восемьдесят секунд, полет нормальный...
  -- есть выключения маршевого двигателя третьей ступени...
  -- есть выключение рулевого двигателя третьей ступени...
  -- есть команда на отделение разгонного блока...
  -- стабилизация в норме...
  -- есть прекращение подачи топлива...
   Радиорепортаж из пункта управления закончился. Выход космического аппарата в заданную точку состоялся. На лицах многих свидетелей старта как-то сразу обозначилась усталость. Счастьем светились лишь только глаза.
   Все это время Борис Иванович вполголоса комментировал полет космического корабля. С каждым отсчетом он объяснял нам,
   то, что происходило с двигателями каждой ступени.
   Но лично мне было обидно за то, что до этого о наших знаменитых химкинских двигателях не вспомнил никто. Даже на заседании государственной комиссии! Даже со слов музейного работника, чью речь я сознательно выделил курсивом, толком нельзя понять, как же взлетали ракеты в космос все эти сорок лет!
   Больше того, в музее просто-напросто нет достойного в натуральную величину макета энергомашевского двигателя. Хотя бы РД-107 или РД-108, которые уносили вверх тот самый "Восток"... Можно подумать, что ракета-носитель летает сама, без двигателей, а пилотируемый корабль-галера машет веслами, преодолевая земное притяжение!
   Но лишь только тогда, когда к Борису Ивановичу отовсюду потянулись руки для поздравлений, я понял многое. Зачем лишний раз говорить о том, что никогда и никого не подводило, все и без того твердо уверены, что и в этот раз тоже сработает надежно? Ведь не станут же бойцы вертеть каждый автоматный патрон в руках перед очередным выстрелом. Это все из разряда стопроцентной надежности.
   Ну, дай Бог, если так!
  

* * *

  
   Наблюдательный пункт быстро опустел. Замерзшие на промозглом ветру наблюдатели расселись по машинам и помчались в городок на встречу с непосредственными виновниками торжества.
   Улыбающиеся и счастливые люди были повсюду. Все поздравляли друг друга. Мы, энергомашевцы, тоже принимали поздравления.
   Подошли представители Администрации Президента РФ. Каждый из пяти человек крепко пожал руку Борису Ивановичу.
   - Ничего не скажешь! Ваши двигатели отработали просто здорово!
   Один растроганный ученый из МАИ, находящийся под впечатлением от увиденного первый раз в жизни, попытался было показать Борису Ивановичу глубину своих знаний в области ракетных двигателей, в частности, строения сопла. Все было правильно, но за исключением... Незначительную ошибку и подметил Борис Иванович. Недолго думая, он прямо на обрывке бумаги написал десяток замысловатых формул, раскрывая суть профессорских заблуждений.
   - Вы не учли, мой друг, стремительно растущее давление вот в этой части изделия!

* * *

  
   Зато на приеме, устроенном Росавиакосмосом по поводу успешного запуска "Протона", я услышал все, что мне больше всего хотелось услышать от председателя госкомиссии.
   - Разрешите поблагодарить нашего уважаемого Бориса Ивановича за самые надежные в мире ракетные двигатели, которые делают в подмосковных Химках!
  

* * *

   Обратный путь. ЯК-42 незаметно для пассажиров поглощал хотя и воздушные, но все же трудные километры до "Внуково-2". Опять всех захватила беседа, толковали о пуске ракеты, о работе расчетов на старте, о талантливых людях, которыми еще богата земля русская.
   Среди пассажиров раздались одобрительные возгласы. Старейшинам ракетно-космической отрасли и наиболее отличившимся при запуске ракеты-носителя "Протон" председатель госкомиссии генерал Кузнецов вручил юбилейные медали Росавиакосмоса с изображением Юрия Гагарина и с его знаменитой фразой: "Поехали!". В числе награжденных был и генеральный директор и генеральный конструктор НПО Энергомаш Борис Иванович Каторгин.
   Борис Иванович не стал участвовать в разговоре. Откинувшись в кресле, он отдыхал. Устал? Да. Волновался ли он в момент старта "Протона" за "СВОИ" двигатели? Вне всякого сомнения. Перезарядка аккумуляторных батарей - это одно, а сбой в работе двигателей на старте означает срыв всего запуска в целом. А сколько стартов уже состоялось?
   Всем известно, что на двигателях первой ступени всех ракет-носителей, стартующих с Байконура, стоит клеймо "Сделано на Энергомаше"!
  

* * *

   Я сознательно обошел напрашивающийся в данном случае синоним слова "отдыхал", поскольку твердо уверен, что такие люди, подобные Борису Ивановичу, не имеют к процессу сна никакого отношения. Мне думается, и во время отдыха их голова работает, а не почивает в объятиях Морфея. Просто закрыв глаза, они видят то, что очень хотелось бы поскорее потрогать руками наяву, а именно, уже воплощенные в металле замыслы...
   И, вслед за этим, все новые, новые космические старты!
  
   P.S.
   Музей на космодроме и вправду замечательный. Все экспонаты, как вы догадались, натуральные, и побывали "там".
   Недалеко от музея стоят два маленьких домика. Это мемориальные домики. Один "королёвский", другой "гагаринский". Был еще один. Глушковский! Но его, почему-то перестроил для себя поселившийся там нынешний руководитель РКК "Энергия" Ю.П.Семенов. Возможно, у него зародилась идея поставить рядом с домиком некий мемориал академику В.П.Глушко. Ну, тогда ему это прощается.
  
   Александр Машевский -
   Заместитель директора
   по связям с общественностью
  
  
  
  
  
  
  
  
   1
  
  
   2
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"