Аннотация: Результаты исследования,в преддверии большой статьи "Огарки медицины или как уберечь врачей от тотального профессионального выгорания"
Поговорим о профессиональном выгорании медицинских работников...
Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия (диагностика В.В. Бойко). Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три симптома "эмоционального выгорания": напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов.
Симптомы представлены по нарастающей:
Напряжение:
1. Переживание психотравмирующих обстоятельств
2. Неудовлетворенность собой
3. "Загнанность в клетку"
4. Тревога и депрессия
Резистенция:
1. Неадекватное эмоциональное реагирование
2. Эмоционально-нравственная дезориентация
3. Расширение сферы экономии эмоций
4. Редукция профессиональных обязанностей
Истощение:
1. Эмоциональный дефицит
2. Эмоциональная отстраненность
3. Личностная отстраненность (деперсонализация)
4. Психосоматические и психовегетативные нарушения
МУЗ "Детская городская больница" :
28%- сформирован синдром профессионального выгорания
64% - синдром на стадии формирования
8%- нет выгорания
Что интересно, раньше "выгорание" зависело от стажа. Те кто недавно приходил в профессию совладая и приспосабливаясь были в зоне риска, то теперь и те профессионалы которые десятилетия отработав, также в зоне риска.
Врачей катастрофически не хватает, а те кто ещё остался на местах берут на себя нагрузку в 2, ато и в 3 раза превышающую собственную пропускную способность.
Синдромы напряжения, резистенции, истощения:
Напряжение: 32% - синдром на стадии формирования и 4% -сформированный синдром
Резистенция: 64% - синдром на стадии формирования и 32% -сформированный синдром
Истощение: 16% -синдром на стадии формирования и 8% -сформированный синдром
Симптомы "выгорания" врачей МУЗ "Детская городская больница"
По данным исследования мы видим, что основной причиной эмоционального выгорания является:
3. Расширение сферы экономии эмоций (более холодные отношения в семье, завышенные требования к окружающим, к собственным детям, к себе и в следствии этого - неадекватная агрессия или смирение и апатия) (40%)
4. Редукция профессиональных обязанностей. Проявляется в попытке облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат, как следствие пациентов обделяют элементарным вниманием. (32%)
5. Психосоматические и психовегитативные нарушения здоровья (20%)
Таким образом, следует преобразовать эмоциональную сферу в конструктивное русло.
Психологическое сопровождение:
На занятия с врачами расширять сферу эмоционального комфорта (релаксацией, аутотренингами, высшего понимания (экзистенциального) смысла событий жизни),
Концепция функционального комфорта. (базовая основа мобильного кабинета эмоционального здоровья). - формирование оптимального функционального состояния. Е.В. Мирошник.
Системный подход (7 уровней БИОПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ модели здоровья)Ю.А Цагарелли г. Казань.
Аппаратурно-программное сопровождение (приборы Активациометр и Биотест).
Проводить занятия, используя знания семейной психологии, детской психологии, психологии личности,
При работе с пациентами на "школах" и индивидуальных занятиях повышать авторитет врача.
Задачи администрации медицинского учреждения
создать на рабочем месте комфортные условия, выдерживать нормы пациентов на 1- го врача, организовать комнаты отдыха;
укомплектовать штат, привлекая специалистов (соц. пакет, обеспечить жильём, повышение заработной платы);
в случаи жалоб от населения, внимательнее рассматривать причины и не спешить с наказанием врачей и среднего медицинского персонала (часто жалобы не обоснованы);
организовать юридическую защищенность и поддержку врачей;
заинтересовать профессией врача школьников,
контроль СМИ.
Со стороны правительства РФ:
1. Поднять в обществе престиж врачей и педагогов (это не обслуживающий персонал, а люди, от которых зависит наше здоровье и будущее наших детей)
2. После окончания такой длительной учёбы по освоению профессии, на сегодняшний день 45% идут в фармацевтические компании по рекламе новых препаратов, только 13% - ОСТАЁТСЯ В ПРОФЕССИИ
3. Открывать медицинские училища в области, чтобы заинтересованные ребята могли учиться недалеко от дома
4. Преподавать в ВУЗах и медицинских училищах более углублённо психологию.
5. Выпускникам медицинских ВУЗов оставить распределение с обязательной отработкой 3-5 лет в больницах
6. Ввести предусмотренную бюджетом обязательную работу с психологами по профилактики "выгорания" со всем медицинским персоналом
7. В СМИ пропагандировать доброжелательное отношение к медицине
8. Обеспечить достойной зарплатой и жильём
9. Оставить в профсоюзных организациях социальную поддержку, укрепить юридическую защиту прав медицинского персонала.
"По прогнозу к 2025 году останется в профессии только 15% занятых рабочих мест...
Если не решить эту социальную проблему, российская медицина будет потеряна..."
Л.М. Рошаль
Следует срочно предпринимать необходимые меры:
1. Привлечение и сохранение врачей в профессии.
2. Необходимо централизованное государственное финансирование для организации психологической работы по профилактике "выгорания" медицинских работников. Возможность вводить ставки психологов во все медицинские учреждения или заключать договора с существующими психологическими центрами для осуществления данной работы.
P.S. Вы можете сослаться на данное исследование в своей работе...