Маслов Илья Александрович: другие произведения.

Каббала – Два Пути к Творцу

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa
Оценка: 4.88*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья для журнала РИП

  
  
   "...во всех высказываниях Каббалы и в молитве, где
   ощущается видящим управление Творца, речь идет об
   истинном раскрытии Творца и естественном
   познании Его, в полном слиянии."
   Бааль Сулам, "Четыре Мира (Суть и Келим)"
  
   Проще всего было бы определить каббалу как магическую традицию еврейского народа, т.е. своего рода национальный аналог индусской Тантры или руники северян. Но в силу исторических причин каббалистическая терминология, символика, методология легла в основу европейской средневековой магии. Поэтому как невозможно разобраться в истории Европы, не разбираясь в библейском вероучении (как бы мы к нему ни относились), так невозможно понять оккультные учения Парацельса или Майстера Экхарта, не понимая каббалы - ключа и первоосновы авраамических религий.
  
   Через века и страны
  
   Первым каббалистом иудейские равы (учителя) считают "первого человека" - Адама, полностью посвященного в замысел Творца и обладающего абсолютным знанием о мире. Правда, Адам ("Адам Кадмон") каббалы - это скорее духовная сущность, в результате неких событий распавшаяся на души всего человечества. Первым же "земным" каббалистом считается легендарный прародитель евреев Авраам (Абу-Рам-Ху). Долгое время авраамическая традиция передавалась из уст в уста, но постепенно возникла необходимость закрепить ее письменно, что и совершил рав Шимон бар Иохай во II в. н.э., написав "Книгу Сияния" - "Сефер га-Зогар". В период падения Римской Империи и становления варварских королевств евреи, взявшие в свои руки все торговые пути, неизбежно знакомили неиудеев ("гоев") как со своим вероучением, так и с магией. Наложившись на греко-римские мистерии и рунику, каббала и породила весь спектр средневековых оккультных систем, от "христианской каббалы" до розенкрейцеров. На востоке каббала, смешавшись с индуизмом, зороастризмом, буддизмом, вылилась в появление суфиев - формально мусульман, но в действительности находившихся в конфронтации с официальной религией.
   Основоположником современной каббалистической методологии является рав Ицхак Лурия, живший в период Возрождения, а в наши дни систематизацией и распространением каббалы занят рав Михаэль Лайтман, ученик Бааль Сулама, будто бы имевшего непосредственный контакт с Творцом во время Второй мировой войны. Но среди тех, кто пользовался каббалой вне иудейской традиции, такие известные оккультисты, как Элифас Леви, Папюс, Алистер Кроули.
  
   Воля и замысел Творца
  
   Творец - центральное понятие каббалы. Сущность, находящаяся вне нашего мира, одновременно является первопричиной возникновения Вселенной и залогом ее существования. Каббалисты крайне неохотно говорят и пишут о Творце, считая его принципиально непознаваемым, а его единственность - не нуждающейся в обоснованиях. Цель каждого конкретного человека, согласно каббале - постигнуть замысел Творца, придающий смысл существованию Вселенной, и в дальнейшем способствовать просвещению человечества. В конце концов души всех людей должны слиться друг с другом, снова образовав Адама Кадмона, пребывающего в непосредственной связи с Творцом.
   В то же время некоторые из каббалистов, например - Бааль Сулам, смутно намекают на "множество миров", которые Творец передаст в управление "верным". Возможно, речь идет о том, что наиболее "праведные" в конце творения будут отделены от Адама Кадмона и станут ангелами, которые у каббалистов не имеют собственной воли и являются лишь проекциями воли Творца.
   Отсюда вытекает крайняя враждебность каббалистической традиции как к "еретикам" (евреям-реформистам, христианам, мусульманам), так и к язычникам. Дошло до того, что трактат "Абода Зара" предписывает убийство "лучших из многобожников", а Новый Завет каббалисты именуют не иначе, как "Эбед Элилим", "Пища для бедняков".
  
   Эц Хайим - Древо Жизни
  
   Скорее всего, концепция Древа Жизни пришла в каббалу из более ранних семитских или индоевропейских учений, однако была переосмыслена и истолкована в рамках абстрактного духовного символизма. Это "таблица" или "сруктура", с помощью которой каббалисты описывают мироустройство.
   Эц Хайим представляет собой схему человеческой (и одновременно мировой) "души" (психики), и действительно изображается в виде древа, правая часть которого называется "Милосердие", левая - "Наказание" или "Возмездие", а средняя - "Умеренность". Состоит древо из сфирот - символов каких-либо человеческих качеств. Сфиры правой и левой сторон противостоят друг другу, например "левая" сфира Гебура (Огонь, Сила, Суровость) противостоит "правой" сфире Хесед (Милосердие, Сострадание). Число сфир, как правило, сводится к десяти, хотя в некоторых источниках указывается одиннадцать или двенадцать. Особую роль играет сфира Тиферет, символизирующая "умеренность", соответствие каковой принято считать т.н. "срединным путем".
   Отсюда и берет свое начало популярная идея о "Двух путях к Творцу", правом и левом, через самоограничение и через утоление страстей. Следует понимать, что всякое учение "Левой Руки", оперирующее понятием "Творца" и стремящееся к слиянию с ним, является по сути каббалистическим, хотя в явном виде может этого и не декларировать.
  
   Темная Сторона Творца
  
   Повышенный интерес людей ко всему "темному" и "запретному" привел к тому, что Путь Левой Руки в рамках каббалы выделился в отдельную концепцию, в то время как Путь Правой Руки соотносится с равновесием, с Тиферет. "Левый путь" каббалы получил название "клифотического" от "клифот" - "тени", своего рода отражения сфирот, "перевернутое древо смерти". Согласно классической каббале, как клифы, так и близкие к ним сфиры "пусты и безвидны", но "левопутисты" населяют их множеством таинственных созданий. Роль Творца в магии клифот играет Самаэль, Темная Сторона Творца, "супруга" которого Лилит является Сердоточием Теней ("Лепака Клифот"), т.е. олицетворяет мир призраком и мертвых ("Шеол"), вызываемый к жизни Желанием Самаэля.
   Если в классической каббале основную роль играют медитация, умение концентрироваться и практическая деятельность по "просвещению" человечества, то в магии клифот упор делается на личное развитие, а слияние с творцом заменяется на превращение в могущественного обитателя Шеола. Скорее всего, клифотическая магия подверглась куда большему влиянию со стороны языческих религий, чем каббала вообще.
  
   На пути к Цели
  
   Каббала, лишенная дуализма, лишена и идеи о противостоянии Света и Тьмы, которые, согласно "Север га-Зогар", исходят из одного источника, Творца. Соответственно, существование мира завершится либо с просвещением всех людей, со всеобщим пониманием Цели Творения, либо (согласно некоторым средневековым источникам) после уничтожения Творцом тех, кто не способен понять каббалистическое учение, т.е. лишенных "кли" - божественного света, аналога "души" других мистических систем. Однако каббалисты сходятся в одном - "все народы" должны услышать "Истину", и лишь потом Творец решит, что следует делать с неспособными ее воспринять.
   Каббалисты проделали и продолжают делать огромную работу по претворению своих идей в жизнь. Экуменизм, "открытое общество", интернационализм, популяризация магии, противодействие возрождению неоязычества - вот далеко не полный перечень направлений их деятельности. Международная Академия Каббалы, возглавляемая Михаэлем Лайтманом, издает официальный бюллетень "Древо Жизни", большая часть которого посвящена вопросам внутрисоциумной активности каббалистов. Казалось бы, по сравнению с античность и средневековьем, исполнители воли Единого стали куда ближе к своей цели...
   Впрочем, в поэме знакомого с магией и каббалой Мильтона "Потерянный Рай" есть один интересный момент. Мир Творца, расширяясь, захватывает все новые области первозданного Хаоса, Владыка которого (символизирующий, скорее всего, первозданное язычество, изрядно потесненное христианством задолго до Мильтона) вынужден заключить союз с Сатаной, изначально принадлежавшим миру Творца, но восставшему против воли того. Да, каббала, проповедующая поклонение творцу и финальное "слияние" с ним, противоречит стремлению любой состоявшейся личности к индивидуализации, к независимости от внешнего. Магия как таковая всегда противостояла идее Творца, требующего самоотречения. Но если кто-то придет к истинной магии, к жизни в соответствии со своим Желанием, через каббалу и родственные ей системы, Посвященные не прогонят его. Они лишь дадут понять, что Тьма и Бездна древнее и могущественнее Творца, и наши древнейшие корни уходят именно в этот первозданный Хаос.
Оценка: 4.88*5  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Н.Александр "Контакт"(Научная фантастика) Л.Джейн "Чертоги разума. Книга 1. Изгнанник "(Антиутопия) М.Атаманов "Искажающие реальность-5"(ЛитРПГ) А.Респов "Небытие Бессмертные"(Боевая фантастика) Л.Мраги "Негабаритный груз"(Научная фантастика) В.Соколов "Мажор 4: Спецназ навсегда"(Боевик) А.Робский "Охотник 2: Проклятый"(Боевое фэнтези) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика) В.Пылаев "Видящий-3. Ярл"(ЛитРПГ) А.Робский "Охотник: Новый мир"(Боевое фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"