В тексте, для терминов искусственный интеллект, искусственная жизнь и робот разумный, используется аббревиатура, соответственно ИИ, ИЖ и РР.
Сотворить жизнь: случайность или неизбежность?
или Как избежать апокалипсиса.
Человечеству, на протяжении всей его истории, не раз предсказывали "конец света". Жизни на Земле угрожают всевозможные природные катаклизмы, и современные космогонические теории такое подтверждают. Это и гравитационный коллапс нашей Вселенной (обещают через 10 миллиардов лет), угасание Солнца (через 1 миллиард лет), столкновение с крупным астероидом и другие беды. Столкновение Земли с космическими телами происходило в прошлом и не раз, о чем свидетельствуют гигантские кратеры. Летом 1994 года мы были очевидцами столкновения кометы с Юпитером. А 27 декабря 2004 года могло стать последним днем для всех живых организмов на Земле, когда в Млечном Пути, в созвездии Стрельца взорвалась нейтронная звезда. Благо это оказалось далеко.
Иными словами, время жизни на нашей планете и в нашей части Вселенной имеет конечный срок.
Помимо этих бед, отведенный срок для жизни на Земле, усиленно пытается урезать человек своими деяниями. Растет численность населения земли, соответственно, сокращается ареал дикой природы. Уничтожаются леса. Реки, моря и большие участки суши загрязнены мусором, заражены токсичными и радиоактивными веществами. Разрушается озоновый слой, что способствующий не только массовой гибели животных, но и исчезновению видов. Растет энергопотребление, ресурсопотребление. Хищнически грабятся и истощаются кладовые - недра Земли. Возросла сейсмоопасность вследствие многолетних подземных ядерных испытаний и бомбежек.
Эволюция разума человеческой цивилизации становится потенциальной угрозой для природы и самой жизни на земле. Налицо парадокс: природа действует против себя: ведь творчество человека - порождение разума, в разум - порождение Природы.
О воздействии деятельности человека на природу особо подчеркивал академик В. И. Вернадский в "Философских мыслях натуралиста":
"В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного видового живого вещества - цивилизованного человечества - на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние - в ноосферу...Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера. Ноосфера - последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории - состояние наших дней".
Однако если ноосфера есть результат влияния "свободно мыслящего человечества" (и, надо полагать, цивилизованного), то пока дела человека разумного свидетельствует не в его пользу.
Сама социальная сфера, "сфера разума", подвержена непрерывным потрясениям, распрям, разрушительным войнам, объяснений которым с разумных позиций дать трудно. Накоплен огромный арсенал оружия массового поражения: ядерное, химическое и биологическое, не говоря о тектоническом, этническом, психотропном. И вся это чудовищная глупость творится во имя защиты, сохранения жизни части цивилизации. При всем этом, человек разумный, сознает трагизм своих действий, но продолжает "рубить сук, на котором сидит".
Вполне вероятно, что В. И. Вернадский и другой основоположник учения о ноосфере - Пьер Тейяр де Шарден ошибаются, пророча ноосферу как "светлое" будущее человечества.
Однако вряд ли Природа (или Творец), проявившая столько изобретательности и затратившая немало "труда" для создания и сохранения жизни на Земле, будет пассивно дожидаться "конца света" и наблюдать, как уничтожается ее творение - жизнь. К тому же, хочется верить, что Природа нуждается в том, чтобы кто-то оценил ее творчество, чудеса, наслаждался всем созданным ею великолепием разнообразного, красочного мира. Даже бабочке - однодневке предоставлена возможность порхать целый день, перед тем как она отложит потомство и погибнет.
Природа - самоорганизующаяся, саморегулируемая система. Она умеет залечивать свои "раны", самовосстанавливаться. Можно надеяться, что Природа имеет скрытые, непознанные пока человеком, возможности, способные выдержать агрессию людей и, в то же время, "оградить" их от катастрофических глупостей. Будем также надеяться, что и людям "хватит ума" образумиться и сохранить свою цивилизацию.
Кроме того, Природа предусмотрительно заложила в живую материю, в числе ряда свойств, обеспечивающих сохранность и непрерывность жизни, такое важное свойство как экспансия. Не рассчитывая на благоразумие людей и, не дожидаясь исполнения предсказаний всяких провидцев о "конце света" и гибели нашей вселенной, Природа предусмотрела экспансию жизни, в космос, "переселение" ... в другую вселенную.
Однако человеку, с его сложившимся организмом, осуществить экспансию в далекий космос проблематично. Сформировавшаяся на нашей планете белковая форма жизни адаптирована к земным условиям. А отыскать такие же условия на огромных просторах Вселенной - не просто.
Тогда становиться объяснимой "дальновидность" Природы, предусмотревшей целенаправленную эволюцию разума на создание новых форм разумной жизни. Разум, способный погубить жизнь, помогает ее сохранить.
По существу, создание новой, искусственной формы живого, робота разумного, есть неизбежное продолжение творчества Природы с помощью разума, воплощенного в человеке.
В этом и состоит, наверное, предназначение человека, творца ИИ, ИЖ: сотворить и продолжить распространение жизни во вселенной. Символично, что предназначение человека познается через его творчество.
Весь процесс эволюции живой материи на Земле, начиная с простейших одноклеточных, направлен на сохранение, развитие и распространение жизни. Само развитие протекает как целенаправленный, осмысленный процесс самоусложнения живой материи под влиянием внешней среды, воспринимаемой информации и под управлением разума, который контролирует и корректирует ход эволюции, хотя эта трактовка идет в разрез с мнением официальной науки. Случайными флуктуациями, как трактует наука эволюцию живого, трудно объяснить удивительную целенаправленность процесса саморазвития жизни.
Эту особенность живой материи, еще в начале ХХ века, подчеркнул Пьер де Шарден в своем знаменитом труде "Феномен человека": "Я считаю, что существуют направление и линия прогресса жизни, столь отчетливые, что их реальность, как я убежден, будет общепризнанна завтрашней наукой".
Целенаправленность процесса развития живой материи прослеживается на всех этапах эволюции жизни на нашей планете: от клетки к организму, от особи к сообществу, от элементарной рассудочной деятельности (примитивной разумности) к развитию разума, от индивидуальной формы разума - к коллективной. И далее: от разума - к творчеству, к сотворению новой формы жизни.
Последовательность развития, от простых структур к сложным - это объективный закон развития всего материального мира. Из простых составляющих образуются предметы, скопления, системы, организм. И не только в материальном мире. Разум индивидуумов интегрируется в разум социальной системы.
Но все сложное, составное в природе со временем разрушается, погибает - утверждает второй закон термодинамики. Согласно этому закону, любая сложная структура, без приложения поддерживающих ее сил, без притока извне энергии, может только упрощаться, разрушаться. Из хаоса, гласит закон, никогда, ни при каких условиях, сам по себе не может установиться порядок.
При этом, силы и энергия, поддерживающие сложную структуру от разрушения или восстанавливающие ее, должны быть направленными, адресными. Для ремонта любого устройства, для лечения больного требуется продуманное приложение сил, разумная затрата энергии.
Жизнь - не исключение из этой закономерности. Все живое рано или поздно умирает, превращается в прах, но бесконечная смена поколений, способность поглощать нужную для себя энергию, воспринимать и анализировать информацию, делают жизнь, в целом, не разрушаемой, бессмертной.
Процессу разрушения живой материи противостоит процесс разумной самоорганизации. И этот процесс никак не назовешь случайным. Воспроизводство, превращение поглощаемой пищи в полезную энергию, адаптация, с учетом воспринимаемой информации, все эти процессы подчинены "продуманным" правилам, алгоритму, заложенным (кем?) в организм любого существа.
Иначе говоря, сохранение живой материи от разрушения и ее развитие осуществляется энергией, направляемой разумом. Справедливым будет и утверждение, что наблюдаемый миропорядок поддерживаться также направленной энергией. Но откуда она исходит - на этот вопрос сегодня нет ответа.
Соответственно, напрашивается вывод о том, что жизнь, разум не просто составляющие мироздания. Жизнь это духовная составляющая мироздания и, как и материя, является основой его сохранения и развития. Разум сохраняет Мир и в этом, наверное, суть, назначение жизни.
Несомненно, что рассмотренная закономерность эволюции жизни распространиться и на "посеянную" человеком во Вселенной жизнь, независимо от ее формы. В борьбе за выживание, путь развития каждой новой формирующейся цивилизации вряд ли будет отличаться от пути, пройденного человечеством: создание орудий труда, средств защиты от окружающей среды, в том числе и комфортных условий жизни, а также средств, способствующих расширению познания. Можно не сомневаться, что и у "них", с развитием творчества, при автоматизации труда, возобладает принцип "делай за меня" и "думай за меня", вследствие чего и эти цивилизации придут к созданию новых форм жизни, пригодных для дальнейшего распространения во Вселенной и развития новых цивилизаций. Независимо от того догадаются ли они о своем предназначении или нет.
И так, непрерывно, бесконечно, виток за витком, "по спирали", развивается жизнь и развивается разум.
С учетом сказанного, возникает резонный вопрос: если мы допускаем, что когда-нибудь в будущем, усилиями человека, жизнь распространиться во Вселенной, то почему бы ни допустить, что во Вселенной и до человека могли существовать и существуют другие цивилизации (человечество, одна из них) с разным временем и уровнем развития, как опередивших человечество в своем развитии, так и отстающих от него. Жизнь на Земле существует несколько миллиардов лет. А пятнадцать миллиардов лет от момента Большого Взрыва, достаточное время для того, чтобы во Вселенной мог многократно свершиться эволюционный процесс, подобный нашему. Может оказаться, что жизнь на нашей планете также результат творения какой-либо цивилизации. Почему мы с ними не общаемся - отдельный вопрос обсуждения.
Можно ли полагать, что человечество, расселив жизнь в космосе, свою миссию на Земле, перед природой выполнит? Так уж устроено в природе: поколение, давшее жизнь новому поколению, стареет, становится ненужным и рано или поздно умирает. Уготована ли такая же участь человечеству?
Возможно, что после "посева" жизни в космосе, охранные силы Природы (если таковые в человека заложены) снимут с себя ответственность за дальнейшую судьбу нашей цивилизации. Как прожить отпущенные нам сотни миллионов или миллиард лет, будет зависеть от нас самих.
Не хочется верить, что предназначение человека исчерпывается только сохранением и передачей "огонька" жизни. Ведь жизнь, живая материя необходимая составная часть всего развивающегося материального мира. Разум человеческой цивилизации, стремиться (и способен) достичь больших знаний,и влиять на эволюционные процессы во Вселенной. Фактически Природа, через Разум познает себя для развития мироздания.
Но, до каких пор будет происходить развитие разума?
Есть ли предел развитию разума?
Любая цивилизация, при любой форме жизни будет стремиться к знаниям, к духовному своему развитию. Ограничений этому процессу не существует. Это закон эволюционного развития жизни и разума. Конечно, бывают и исключения: какая-нибудь социальная среда, под влиянием внутренних противоречий и укоренившихся стереотипов, становится консервативной, что, в отсутствии потрясений, будь-то реформы или, в худшем случае революции, приведет к застою в ее развитии и, в конечном итоге, к гибели этого социума. Упадок и смена цивилизаций не раз имели место на нашей планете.
Наши знания являются отображением в сознании окружающего мира. Источником информации является вся Вселенная, представляющая собой, по сути, информационное пространство.
Человеческая цивилизация существует в этом информационном пространстве, из него "черпает" информацию и, отображая мир в своем сознании, формирует свое информационное пространство, свой духовный субъективный мир, или, выражаясь современным языком, создает собственный планетарный Банк Знаний.
Эту особенность тонко подметил поэт Александр Фет:
Два мира властвуют от века,
Два равноправных бытия.
Один объемлет человека,
Другой - душа и мысль моя.
Признавая, что Вселенная бесконечна в пространстве и во времени, естественно, что информация о ней неисчерпаема. Также неисчерпаем духовный мир человека, человечества. Следовательно, бесконечен и процесс познания. Бесконечность не абстрактное понятие. Бесконечность присуща всему материальному миру. В самой жизни, в ее непрерывном воспроизводстве заложена бесконечность. Нет предела человеческому воображению. Можно привести множество и других доводов.
Бесконечность процесса познания образно представляли мудрецы древней Греции. Нарисовав круг, они поясняли: то, что внутри круга - это познанное нами, а все вне него - непознанное. И чем больше мы познаем, тем больше становится граница с непознанным. Действительно, каждое новое открытие в науке порождает массу новых вопросов и, соответственно, новые направления поиска, новые открытия, новые знания.
Процесс эволюции разума будет протекать от уровня планетарного разума к разуму космической цивилизации и, возможно, далее, к разуму сообщества космических цивилизаций.
Какого уровня и возможностей достигнет разум будущих цивилизаций? Задаваясь таким вопросом, мы вторгаемся в область, где можно дать волю любой фантазии.
Но, наверное, как минимум, разум цивилизации должен развиться до уровня, когда он будет способен создать новых носителей разума, новую цивилизацию. Новая цивилизация, приняв эстафету, повторит творчество старой. И так - бесконечно, сохраняя и распространяя жизнь.
Если развитию разума нет предела, то можно представить какими огромными знаниями и возможностями будут обладать будущие цивилизации. Безусловно, это будет разум, постигший многие таинства мироздания, способный творить чудеса творчества.
Человеческая цивилизация давно вмешивается в дела природы на Земле и начинает вмешиваться в космический распорядок: создает искусственные моря и реки, поворачивает реки вспять, вызывает землетрясения, засылает в глубины Вселенной космические объекты.
Что же тогда будет доступно носителям Вселенского Разума? Можно предположить, что будущие цивилизации будут распоряжаться огромной энергией, с помощью которой они смогут и, несомненно, будут оказывать воздействие на эволюционные процессы во Вселенной, на мироздание. Не исключено, что некоторые, наблюдаемые в далеких глубинах Вселенной загадочные явления, есть результат деятельности внеземных цивилизаций, разум которых достиг высокого уровня.
Говоря о неограниченном развитии разума и возможном его влиянии на эволюционные процессы во Вселенной, видя, во многом, целесообразную закономерность и, в то же время, загадочность окружающего нас мира, невольно приходишь к идее Творца всех этих чудес, к идее Бога.
Бог, в нашем представлении, и есть предел развития разума.
Кто есть Бог?
Уже сегодня человек творит такое, что было доступно, по представлениям наших далеких предков, только Богу: генетически видоизменяет живое, клонированием создает себе подобных, меняет пол, превращая мужчину в женщину и наоборот, и совершает много других чудес.
Фантасты (и не только они) пророчат создание сверхчеловеков, с выдающимися физическими и умственными способностями, "выращивание" запасных органов для человека и продление его жизни, воссоздание исчезнувших в далекой древности животных. Человек намеревается создать и распространить во вселенной рукотворную жизнь. Вообразите только, какими знаниями и возможностями будет обладать человечество через 200-300 лет.
Человек уподобляется Богу? Не сбывается ли то, чего Боги опасались: "И сказал Господь Бог: вот Адам стал один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также у дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно".
Легенды и мифы древних народов, шумеров, египтян, китайцев, инков и многих других о роли Богов в сотворении мира и зарождении жизни на нашей планете, обретают реальность. Эти народы либо действительно столкнулись с Богами, творившими на Земле, в начале пути своего вхождения в этот мир, либо обладали таким воображением, что смогли предвосхитить будущее человечества.
Но есть ли Бог? Даже у человека, воспитанного в духе атеизма, отрицающего существование Бога, в душе возникают сомнения.
Человек научился создавать сложнейшую технику. И у любого изделия есть автор. Однако простую, живую былинку человек сотворить сегодня не может (хотя надеется в будущем это сделать). Она сложнее любого его творения. Кто автор былинки? Случайность? Не очень убедительно.
Сотни тысяч лет "шел" человек к созданию языка, инструмента, без которого он не смог бы творить. А как можно объяснить случайностью образование генетического языка, информации, на основе которой создается живое существо?
Конечно, приведенное - это наши сомнения, но никак не доказательство существования Бога. Можно допустить существование сверхъестественного, но доказывать такое - бесполезно.
Человек, на заре своего вхождения в этот мир, не мог не создать себе понятие божества, сталкиваясь на каждом шагу с опасностями и чудесами. Нет народа на Земле, который не имел бы богов. А, сотворив себе Бога, человек возложил на него ответственность за все происходящее с ним и в мире: "на то воля Божья".
Сформировавшись, со временем, как мировоззрение, идея Бога немало повлияла и продолжает влиять на человеческие судьбы, на ход многих исторических событий в мире. Но, на свою беду, человек не смог проникнуться идеей единого Бога. Сложилось много религий и каждая из настаивает на своей истинности. В результате, человеческое общество и в третьем тысячелетии продолжает оставаться расколотым на разные религиозные конфессии, зачастую агрессивно противостоящие друг другу.
Сознание того, что человек способен сотворить рукотворную жизнь и распространить во Вселенной, наводит на мысль, что и мы, человечество, могли быть созданы какой-то цивилизацией. Но тогда, неизбежен вопрос: а кто создал цивилизацию, которая создала нас, где "начало начал"?
Всему есть причина. В природе не происходит никаких явлений, которые противоречили бы этому принципу. Однако, если Вселенная, как и жизнь - бесконечны, то у бесконечности нет ни начала, ни конца. Следовательно, нет и причины.
Как же тогда возник этот мир, откуда мы? Этот вопрос из категории вечных и вряд ли, когда-нибудь, разум сможет познать истину. Для этого разум должен познать самое себя, а это - предел развития разума.
Для одних истина познается через веру. Истинно верующий человек, как правило, просто верит в существование Бога и его вера не нуждается в доказательствах или в подтверждении чудесами.
А сомневающиеся, отрицая Бога, но наблюдая закономерности и целесообразность в мироздании, не могут не признаться, что за всем этим чувствуется некий разумный миропорядок.
Доказывать или отрицать существование Бога - бессмысленно. Бог - это сугубо личное. Мудро сказано Л. Н. Толстым: "Нет Бога только для того, кто не ищет Его. Ищи Его, и Он откроется тебе".
Так какой он есть Бог? Одно из проникновенных откровений о Боге принадлежит поэту, философу и богослову из средневековой Армении, Григору Нарекаци, (951-1003).
О Повелитель сущего всего,
Бесценными дарами нас дарящий,
Господь, Творящий все из ничего,
Неведомый, Всезнающий, Страшащий,
...
Непроницаем Ты, неосязаем,
И безначален Ты, и нескончаем,
Ты - то единственное, что безмерно,
Что в мире подлинно и достоверно,
Непостижимый взору и уму
Ты, без Кого ни слова нет, ни дела,
Определяющий предел всему
И только Сам не знающий предела
Из поэмы "Книга скорбных песнопений", в переводе Н. Гребнева..
Заключение
Возможно, что когда-то, в далеком будущем, где-то, в одном из уголков Вселенной, какая-то разумная сущность, возникшая из "посеянной" человечеством (или другой цивилизацией) жизни, задумавшись о своем происхождении, будет утверждать, что их породил Бог или же, что их далекие предки - пришельцы из других миров. И не ошибется, ибо начало их цивилизации было заложено Творцом.