Матвеева Нина Владимировна : другие произведения.

014 Конец века.Глава 9.Он вечен в раме на стене...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Разнообразие оттенков мотива одиночества в портретном жанре рубежа XIX-XX веков.


   Конец века. Глава 9.
   (В сокращении)
  
   Наибольшее разнообразие оттенков мотива одиночества можно видеть в портретном жанре рубежа 19-20 веков. Это связано не только с личностной индивидуальностью портретируемых, но и с особенностями творческой индивидуальности художников.
  
   Наиболее представителен мужской портрет. Прежде всего, это портреты поэтов, писателей, художников или близких художнику людей.
   Много автопортретов, на которых, за исключением, возможно, картины Ван Гога "Прогулка заключённых" или "Христос в Гефсиманском саду" Гогена (см.ниже), изображённые представлены, как правило, анфас со слегка развёрнутым плечевым поясом.
  
   Автопортреты []
   Рис.01
   Взгляд приглашает к диалогу. Картины наполнены внутренней напряжённостью, ощущается возвышенный строй чувств и мысли.
  
   Однако сравним приведённые выше работы с автопортретами Ван Гога и отметим стремление художника к самоанализу: вопрошающий взгляд на автопортретах настойчиво обращён к самому себе, стоящему возле мольберта перед холстом.
  
   Ван Гог Автопортреты [Ван Гог]
   Рис.02
   ***
  
   В 1890 году Ван Гог, утверждавший, что "нет ничего более художественного, чем любовь к людям", сообщает в письме Полю Гогену, что "...недавно написал портрет доктора Гаше с печальным выражением лица, столь характерным для нашего времени. Возможно, это похоже на то, что ты говорил о своём "Христе в Гефсиманском саду", то, чему не суждено быть понятым".
  
   Ван Гог_П-т доктора Гаше х2 [Ван Гог]
0x01 graphic
   Рис.03
  
   Ван Гог предпочитал натуры, склонные к меланхолии. Ему удалось уловить в портретируемых ту "неясную грусть и покорность судьбе", которые были созвучны художнику и так его привлекали. Существует два - существенно различающихся -варианта портрета доктора Гаше.
   Второй вариант значительно лаконичнее первого. Отведённый в сторону взгляд неуловим, доктор погружён в раздумье, отсутствуют книги, что были в первом варианте, зрителя поражает глубина синего цвета, словно некая субстанция окутывающая сидящую фигуру доктора Гаше, его 'окаменевшее от печали лицо'; тревожно "звучит" тёмная охра столешницы, на фоне которой акцентом - стебель цветущей наперстянки, как символ профессии врача.
   Наперстянка - лекарственное растение. Известно, что дигиталис, выделенный из наперстянки, долгое время оставался единственным препаратом для лечения сердечной недостаточности; однако при передозировках он становится опасным ядом. Под его действием изменяется восприятие цвета -- окружающие предметы кажутся синими, жёлтыми или зелёными, все лица предстают смертельно бледными, - отмечает гомеопат Т.Д.Попова, указывая, что дигиталис был постоянным лекарством художника в последние два года его жизни, и прописал ему это лечение доктор Гаше. Вполне возможно предположить, что колорит картин Ван Гога тех лет -- следствие побочного эффекта дигиталиса. Если бы лечащий врач художника знал об этом и снизил дозу, то к его пациенту вернулось бы нормальное зрение, - так заканчивает свой экскурс в область творчества великого художника автор статьи. Какую потерю понесло бы тогда мировое искусство - вопрос...
  
   Но не всё так однозначно. Любой художник непременно ищет соответствующие выразительные средства. Известно, что синий цвет - от голубого до почти чёрного - казался Ван Гогу таинственным выражением бесстрастной вечности, "фатальной неизбежности или смерти".
   В этом контексте стоит обратиться к стихотворению А.Рембо "Гласные" (в переводе В.Дмитриева):
  
   В "А" черном, белом "Е", "И" алом, "У" зеленом,
   "О" синем я открыл все тайны звуков гласных.
   "А" - черный бархат мух, докучных,
   сладострастных,
   Жужжащих в летний зной над гнойником
   зловонным.
  
   "Е" - холод ледников, далеких и прекрасных,
   Палатка, облачко в просторе отдаленном.
   "И" светится во тьме железом раскаленным,
   То - пурпур, кровь и смех губ дерзких,
   ярко-красных.
  
   "У" - на воде круги, затон зеленоватый,
   Спокойствие лугов, где пахнет дикой мятой,
   Покой алхимика, подвижника ночей.
  
   "О" - звуки громкие и резкие гобоя,
   Синеющая даль, молчанье голубое,
   Омега, ясный взор фиалковых очей.
  
   Поэт размышлял о цветовых ассоциациях, возникающих у него в процессе творчества. И возможно не менее серьёзно, чем, допустим, Скрябин, стремившийся создать цветомузыку, в которой определённому музыкальному звуку соответствует тот или иной цветовой оттенок.
   Прямых свидетельств знакомства Ван Гога со стихами Артюра Рембо нет, но следует учесть тот факт, что Винсенту Ван Гогу довелось быть в Париже в то время, когда Поль Верлен предпринял публикацию некоторых стихов Рембо, большая часть которых тогда, ещё при жизни поэта распространялась в списках в литературной среде. А может быть, это было веянье времени, когда художники искали глубинных смыслов вещного мира.
  
   Стоит обратить внимание на сходство композиции эрмитажного "Курильщика" Сезанна (1895), как, впрочем, и его же "Мальчика в красном жилете" с композицией портрета доктора Гаше Ван Гога.
   Попутно заметим, что Сезанн добивался передачи чувства внутреннего душевного надрыва, одиночества и страдания на границе поиска "гармоничной духовной структуры" и намеренной устойчивости и закрытости.
  
   Сезанн_Курильщик [Сезанн]
   Рис.04
  
   ***
   В портретном жанре мы видим изображение людей, в той или иной мере близких художнику. Например, "Портрет Валабрега" и "Портрет Ампрера" Сезанна или уже упомянутый "Портрет доктора Гаше" Ван Гога - это интимное проникновение в мир созвучных художнику переживаний, сочувствие и сострадание.
  
   Сезанн и Ван Гог х3 [Сезанн_Ван Гог]
   Рис.05
  
   В портретах представителей творческой интеллигенции художники стремятся к максимально глубокому раскрытию образа, к выявлению духовного, интеллектуального начала. Соответственно происходит отбор выразительно-изобразительных средств, направленный либо на точную внешнюю характеристику, либо на углубление ассоциативного плана.
   Французский критик и публицист Поль Бурже в "Этюдах о портретах" писал, что его современники, создавая психологические портреты художников, выявляют прежде всего мир их чувств, интересуясь тем, что французы называют "sensibilitИ", то есть чувствительность.
  
   Иконографию психологического портрета творческой личности мы можем проследить от работ Мане (Портрет Стефана Малларме) и Дега (Портрет Эдмона Дюранти), Тулуз-Лотрека (Портрет Ван-Гога) и Мунка (Портрет писателя Ханса Йегера) к работам Вюйара и Пикассо "голубого периода".
  
   Эдгар Дега в портретах Эдмона Дюранти и Диего Мартелли окружает своих героев всеми атрибутами умственного труда, создавая тем самым атмосферу интеллектуального творчества.
  
   Дега_Мартелли и Дюранти х2 [Дега]
   Рис.06
  
  
   Мане_П-т Стефана Малларме_1876 [Мане]
   Рис.07
  
   Мунк_ХансЙегер_1889 [Мунк]
   Рис.7а
  
   Пикассо_Сабартес_Видаль_Солера [Пикассо]
   Рис.08
  
   ***
  
   Гоген, в портрете Мейера де Хаана, стремясь выявить присущую Хаану внутреннюю сосредоточенность, придаёт его образу некоторую гротескность, предельно точно подбирая детали композиции и ограничиваясь только теми, которые прямо или косвенно указывают на наклонности, пристрастия и особенности характера портретируемого (можно сравнить с "Автопортретом" Мейера де Хаана).
  
   Гоген_и_Мейер де Хаан_1889_1890 [Гоген_Хаан]
   Рис.09
  
   Де Хаан, склонный к философствованию, сознающий все превратности человеческой жизни изображён Гогеном словно бы стиснутым окружающими его реалиями. Многозначительны названия книг, лежащих перед ним: "Потерянный рай" Мильтона и "Sartor Resartus" Карлейля, приоткрывающих для зрителя внутренний мир портретируемого.
   Критик Альбер Орье в статье о Гогене писал о праве художника "преувеличивать, преуменьшать, деформировать <...> лежащие на поверхности признаки (форма, линии, краски и пр.) и не только согласно своему личному видению, согласно субъективному началу, <...> но преувеличивать и деформировать согласно требованиям той идеи, какую он выражает". О праве художника на преувеличение так же говорил Мопассан в Предисловии к роману "Пьер и Жак".
  
  
   Больший лаконизм и сдержанность присущ портрету Винсента Ван Гога, созданному Тулуз-Лотреком в 1887 году.
  
   ТулузЛотрек_Портрет Ван Гога_1887 [Тулуз Лотрек]
   Рис.10
  
   В портретах Теодора Дюре и Ксавье Русселя, написанных Эдуардом Вюйаром, вполне заметен аналогичный подход к раскрытию образа, что и у Дега, в портретах Дюранти и Мартелли (см. выше).
  
   Вюйар_Ксавье и Руссель х2 [Вюйар]
   Рис.11
   При сравнении между собой портретов Теодора Дюре и Кер-Ксавье Русселя работы Вюйара можно видеть существенную разницу между ними. В первом портрете окружающий фон лишь преобладает по своей массе по сравнению с объёмом фигуры, акцент сделан на одухотворённо-сосредоточенном образе Дюре, который был известном художественным критиком и незаурядным, глубоко мыслящим человеком. В портрете же Русселя интерьер "подавляет" одинокую фигуру стареющего художника, и ощущение грусти и одиночества конца жизни создаётся именно за счёт оригинальности композиционного решения.
  
   Особо следует отметить вид автопортрета, когда художник, создавая жанровое произведение, изображает себя в качестве главного персонажа картины. Так Ван Гог в 1890 году, взяв за основу композицию гравюры Гюстава Доре "Острог" (1872), пишет картину "Прогулка заключённых", которая, по его мнению, символизирует жизнь, подобную замкнутому кругу. Центральная фигура на переднем плане в отличие от других заключённых, чьи лица скрыты или написаны лишь несколькими мазками, индивидуализирована, позволяя зрителю угадывать черты самого художника.
  
   Ван Гог_Доре_1872-1890 [Ван Гог_Доре]
   Рис.12
  
   Или другой пример: уже упомянутая выше картина Поля Гогена 1889 года "Автопортрет" ("Христос в Гефсиманском саду"), наполненная философским смыслом и выражающая переживания самого художника. Изображая себя в виде Христа в момент тяжких душевных мук, Гоген говорит не о том мучительном одиночестве, когда человек сам задаёт себе вопросы и сам отвечает на них, здесь мы видим изображение символа тех страданий, которые приносит творческой личности непонимание окружающими творческих поисков художника, поиска истины. Гоген полагал, что эта картина обречена на непонимание.
  
   Гоген_Христос в Гефсиманском саду_1889 []
   Рис.13
  
   Не останавливаясь подробно непосредственно на анализе перечисленных работ, отмечу, что для каждого художника были свойственны индивидуальные оттенки рассматриваемого мотива - мотива одиночества. Строй чувств, мироощущение, психологические особенности каждого из них оказывали существенное влияние на творческий метод, определяя конкретный подход к выбору натуры, сюжета и так далее.
   Следует также иметь в виду, что даже в рамках такого незначительного периода, как промежуток между 1871 и 1914 годами, происходили разнообразные - весьма или не очень значительные - события, влиявшие на творчество художников. Именно совокупность всех факторов определяла интенсивность звучания ноты тоски и одиночества в художественных произведениях.
   С этой точки зрения представляется интересным, опираясь на формальные признаки, продолжить рассмотрение отдельных работ в жанрах пейзажа и натюрморта, а возможно и творчества некоторых художников, чья активная творческая деятельность пришлась на период рубежа веков XIX и XX, что и будет сделано в продолжение данного текста.
  
   Шуршат, шуршат карандаши
   за упокой живой души.
   Шуршат не нашуршатся,
   а вскрикнуть не решатся.
   А у меня горит душа,
   но что возьмёшь с карандаша:
   он правил не нарушит
   и душу мне потушит.
   ...Последний штрих, и вот уже
   я выполнен в карандаше,
   мой фас увековечен...
   Но бушевать мне нечем,
   и жилка не стучит в висок,
   хоть белый лоб мой так высок,
   и я гляжу бесстрастно
   куда-то все в пространство.
  
   Как будет назван тот портрет?
   "Учитель", "Каменщик", "Поэт",
   "Немой свидетель века"?..
   Но мне ли верить в это?
   Я смертен. Я горю в огне.
   Он вечен в рамке на стене
   и премией отмечен...
   ...да плакать ему нечем.
  
   Б.Окуджава. 1962
  
   Предыдущая глава
  
   Следующая глава http://samlib.ru/editors/m/matweewa_n_w/015konecweka-1.shtml
  
  
  
  
  
  
  

10

  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"