Матвеева Нина Владимировна : другие произведения.

001 Конец века. Глава 1

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вы никогда не чувствовали себя одиноким? Неужели НЕТ? Или всё-таки ДА? Ну, всё равно, разговор пойдёт именно об этом. Все ссылки и библиография будут приведены в последней главе.

   Памяти
   Георгия Борисовича Зайцева
  
  
  "Конец века", или Fin de siecle. .
  Искусство Западной Европы.
  Мотив ОДИНОЧЕСТВА.
  Эссе. (В сокращении).
  
  Ч.1
  
  У порога вечности [Винсент Ван Гог]
  Снова пришла ко мне пани одиночество
  хотя я считал , что она притихла в небе
  Говорю ей :
  -Чего ещё тебе, идиотка?
  А она:
  -Я тебя люблю.
  
   Ян Твардовский.
   Перевод Л.Бондаревского
  ------------------------------------------------
  
   Вы никогда не чувствовали себя одиноким? Неужели НЕТ? Или всё-таки ДА? Ну, всё равно, разговор пойдёт именно об одиночестве.
  
   Недавно как бы само собой на моём мониторе возникло стихотворение Глеба Горбовского. Всё о том же, об одиночестве. И так удачно это случилось, что не нужно теперь придумывать, какими словами обозначить это состояние души.
  Хотите почитать? Вот, пожалуйста:
  
  Не хватает здоровьишка, веры, деньжат,
  убегает земля из-под ног...
  Ночью строгие звезды твой сон сторожат.
  Утром солнце хлопочет! И все-таки ты одинок.
  
  Одиночество - чувство по силе подобно любви, -
  будоражит и душу, и мозг,
  И, когда от тебя улетает, назад ты его не зови:
  пусть сгорает в пространствах и плавит тревогу, как воск.
  
  Одинока Земля, и Луна, и любая из наших голов.
  Одинока земная и даже Небесная власть...
  Не хватает не юмора - мужества, истинных слов,
  чтоб воспеть одиночества страсть!
  
  Мне понравилось! А Вам? Ну вот и хорошо!
  
  А теперь к делу!
  
   Хотя ещё немного отвлекусь.
   Пара слов о грустном. О Франции.
   Сто лет назад, сто с небольшим, там было очень плохо. Чтобы совсем не углубляться в историю, привожу краткие сведения только о пяти месяцах .
  
  Итак.
  
  Франция: январь-май 1871 года.
  
  ВО-ПЕРВЫХ, поражение Франции в франко-прусской войне:
  
   .....4 сентября в Париже временное
  правительство национальной обороны
  (правительство Наполеона III пало)
  употребляло героические усилия в борьбе
  с победоносным неприятелем для того,
  чтобы отстоять целостность французских
  территорий.
   В защиту обложенного немцами
  и бомбардируемого Парижа была собрана
  новая армия в 4 тысячи человек.
   ... Опасность голода и эпидемии в
  отрезанном и запертом Париже заставила
  французов заключить перемирие (28 января 1871),
  а затем и мир (предварительно 26 февраля в Версале
  и окончательно 10 мая во Франкфурте).
  
  
  ВО-ВТОРЫХ, разгром Парижской Коммуны:
  
   ..в последние 3 дня Парижской Коммуны
  из нескольких сот заложников, содержавшихся
  в тюрьмах Парижа, федералисты расстреляли
  63 человека,
  в том числе парижского архиепископа Дарбуа.
   Казнённые были почти все мирные граждане,
  которые не создавали Коммуне никаких затруднений.
   Наконец, 28 мая наступил конец борьбе:
  весь Париж был уже в руках версальцев.
   Начали свою работу военные суды,
  которые осудили
  свыше 13000 человек;
  из них 7500 человек было сослано,
  а 21 расстреляны.
   Число федералистов,
  расстрелянных без суда,
  в течение братоубийственной недели,
  Мак-Магон определяет
  в 15000 человек,
  а генерал Аппер считает вдвое более.
  
  
   Не знаю, как Вам, а мне стало грустно.
   И вспомнилось наше столетней давности, и даже более близкое, происходившее на необозримых просторах России-матушки.
  
   Но мы сейчас о Франции. О французах. О французском искусстве.
  
   *****************************
  
  
  
  Кто ты, о человек? Сосуд свирепой боли,
  Арена всех скорбей, превратностей поток,
  Фортуны легкий мяч, болотный огонек,
  Снег, тающий весной, мерцанье свеч, не боле.
  
   Грифиус
  
  
  Ч.1. Импрессионизм в литературе
   и постимпрессионизм в живописи.
   И ВСЁ СРАЗУ?
   Нет, не всё сразу!
  
   "Так уж случилось: в самом начале 70-х годов позапрошлого века в творческой среде Западной Европы - после двух трагических событий - по объективным причинам начались процессы овладения секретом превращения отвлечённых идей - философских, моральных, политических - в живую плоть искусства".
  
   Художественная мысль, раскрепощаясь, начала освобождаться от излишней власти обстоятельств, от мелких подробностей быта.
  Она становится более компактной, целеустремлённой, сжатой. Проще говоря, "примитивного" реализма или натурализма, или чего-нибудь подобного эпистолярным романам стало казаться мало. Вроде бы слов много, а всё не о том, не о заветном.
  
   И незаметно, незаметно в литературе стал развиваться психологизм. И всё более настойчиво в самых разнообразных проявлениях мотивом ОДИНОЧЕСТВА заявляет о себе тема трагической судьбы. Вначале, конечно, о трагической судьбе людей выдающихся. Ну, например, судьбе гения или 'просто' художника в современном мире.
   Почти сразу об этом стали писать и А.Жид ('Плохо прикованный Прометей', 1899), и Ромен Роллан ('Жан-Кристоф',, 1904-1912), и Томас Манн (Смерть в Венеции', 1911), Д.Джойс (образ Дедала в 'Улиссе', 1914-1921; 'Портрет художника', 1904-1914).
   Может быть они, конечно, немного знали что-то друг о друге, о планах или начатых работах, но даты говорят сами за себя, Вы не находите?
   Да, чуть не забыла, а Дневники-то братьев Гонкур - начало начал. Это им принадлежит совершенно замечательная фраза: "Художник, который не изображает женский тип своего времени не останется долго в искусстве".
   Замечательно, правда?
  
   В творчестве поэтов и писателей, поэтику которых определяет подсознательное (ох-уж...), эта тема, пожалуй, звучит несколько иначе.
   Например, среди многих назову Гюго фон Гофмансталя, Поля Валери, Поля Верлена, Артюра Рембо. Для них уход в себя связан, прежде всего, с личными проблемами, но, всё же не последнюю роль играют и внешние обстоятельства.
   И попробуйте определить что причина, а что - следствие.
  Ну не могут они принять ранящего душу и сердце, жестокого окружающего мира и бессильны разрушить или изменить его, а вот это уже влечёт ощущение тоскливой безысходности и обречённости.
  
  Все печали, все сомненья,
  Муки, ненависть, любовь
  Сердце вынести сумеет
  Раз за разом, вновь и вновь.
  
  Но, увы, не умирают
  Ни страдания, ни боль,
  Оставляя в сердце раны.
  Только должен ты с собой
  
  Совладать, восстать из мрака.
  Пусть судьбою и сейчас
  Обречен страдать, однако
  Должен жить, за разом раз.
  
  Гуго фон Гофмансталь, Песенка Арлекина, в переводе Т.Александровой.
  Да, должен жить, да не всегда получается....
  
  Так что же скрывается за формальной лёгкостью стиха?
   ***
  
   Настроение глубочайшей усталости, - сейчас бы мы сказали - депрессии, - находит выражение как в творчества как Метерлинка, так и Рильке, и Уайльда.
   Да, да, блистательного Оскара Уайльда, автора важной в данном контексте фразы: 'самое страшное не то, что жизнь разбивает сердце... но то, что она обращает сердце в камень'.
   Перечитайте 'Портрет Дориана Грея', не пожалеете!
  
  
   Теперь о великом Мопассане, в основе философско-психологических произведений которого лежит глубокая грусть и ощущение невозможности счастья. Ну вот, и он об этом...
   В романе 'Жизнь' он варьирует мысль о том, что два человека никогда не смогут проникнуть друг другу в душу, и нравственное существо каждого останется вечно одиноким.
   'Мы ничего не знаем, ничего не видим, ничего не можем сделать, ничего не угадываем, ничего не в силах себе представить, мы заперты, заключены в себе'.
  
   Да, вот ещё цитата из его рассказа 'Одиночество':
  ' Из всех загадок человеческого бытия я разгадал одну: больше всего страдаем мы в жизни от вечного одиночества, все наши поступки, все старания направлены на то, чтобы бежать от него... Иные ощущают это сильнее, другие - слабее - вот и вся разница... С некоторых пор меня мучает жестокое сознание страшного одиночества, в котором я живу и от которого нет... нет спасения! Что бы мы не делали, как бы не метались, каким бы не был страстным порыв наших сердец, призыв губ и пыл объятий - мы всегда одиноки'.
  
   Здесь есть одно но: одиночество ОДИНОЧЕСТВУ - рознь. Чтобы получить представление об отличии оттенков элегического переживания в ещё совсем недавнем прошлом, то есть середины девятнадцатого столетия (всего-то 20-40 лет назад от времени Мопассана или Рембо!), сравним этот отрывок со стихами Мюссе (в переводе Апухтина, естественно):
  
  Кто-то зовёт меня, шепчет уныло...
  Кто-то вошёл. Моя келья пуста.
  Нет никого, это полночь пробило...
  О, одиночество! О, нищета!.. ,
  
  и трагически звучащими строками из письма Флобера: 'Все мы живём в пустоте, никто ничего не понимает'.
   Задумайтесь и почувствуйте разницу!
  
   Упомяну ещё известного каждому, но мало читаемого Марселя Пруста, для творчества которого характерны психологические медитации, основанные на повышенной чувствительности героев романа 'Под сенью девушек в цвету'.
   Здесь Я и то, что видно из этого Я.
   Я, осуждённое на одиночество, так как пройти невидимую стену, отделяющую Я от ТЫ, невозможно.
   Даже любовь не даёт выхода: обнимая возлюбленную, обнимаем неведомое нам существо.
   Никакая близость не прекращает отчуждения.
  
  Да-а, как тут не вспомнить наше, родное:
  
   ...Как сердцу высказать себя?
   Другому как понять тебя?
   Поймет ли он, чем ты живешь?
   Мысль изреченная есть ложь....
  
   Вы давно не листали Тютчева?
  
   О российских предтечах мотива одиночества и психологического романа вообще сейчас распространяться не буду. Надо и на потом что-то оставить, не так ли?
  
   Сейчас скажу трудную фразу.
   В отличие от живописных ипостасей импрессионизма, литература, обретая импрессионистические черты, обнаруживает, как уже упоминалось, стремление к погружению во внутренний мир человека, в сферу сознания и подсознания.
  
   Хотите задать вопрос: в чём это выражается?
   Пожалуйста:на первый план выдвигается впечатление художника - поэта и писателя - его личное восприятие и ощущение.
  
  Это потом мы стали говорить: мол, я ТАК ВИЖУ! ТАК СЛЫШУ! ТАК ДУМАЮ! А тогда были мучительные поиски, рефлексия только возникала.
   Литература начинает искать возможность приблизиться к уже уходящему живописному импрессионизму с его фиксацией мгновения, мимолётности, отказываясь от жёсткой однозначной предопределённости художественного образа обстоятельствами и социальной средой, подпитывая в то же время своими открытиями и находками нарождающийся ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ в живописи.
   Да, Вы правильно поняли. Это я о взаимовлиянии живописи и литературы. Мы ещё потом поговорим об этом.
  
   Сейчас важно понять и представить, что основным полем взаимодействия художественной и философской мысли (ну как же без философии-то опять!), да-да, взаимодействия художественной и философской мысли, которая обращается к литературе и искусству в целом как к сферам концентрированного, обобщённого материала и насущных вопросов бытия
   СТАНОВИТСЯ ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА.
  
   В свою очередь искусства используют философские построения в создании ОБРАЗНЫХ систем, и, таким образом, опосредованно осуществляется взаимное влияние на уровне художественного творчества, как бы минуя личные контакты и жизненные коллизии. Что, правда, не совсем так, но всякому разговору своё время и место.
  
   Вот такое взаимное влияние.
  Если Вы подумаете, что вначале была философия, ну, там Шопенгауэр, Зиммель, Бергсон, к примеру, а уже потом, под их влиянием создавались художественные произведения, то очень ошибётесь. Я тоже вначале ошиблась. Из этой ошибки получился этот текст.
   Хотя про Бергсона можно сказать пару противоречивых слов. Он оказал на современников, правда, ПОЗЖЕ, достаточно сильное влияние, противопоставляя рациональному знанию интуитивное 'постижение' жизни, выдвигая на первый план внерациональные аспекты жизни человека - непосредственное созерцание, чувство, интуицию.
   Но важно не упустить из вида СЛЕДУЮЩЕЕ: краткая аннотация основных положений бергсонианства поразительным образом напоминает об импрессионизме, о его теории и практике, его стремлении 'видеть, чувствовать и выражать'.
   И сейчас - главное:
   философия Бергсона возникла как обобщение этого искусства,
   как развитие этого опыта,
   'импрессионизм готовил бергсонианство'.
  
   Можно бы и о Ницше немного сказать или о Вагнере, оказавшем достаточно большое влияние на многих представителей художественной интеллигенции и о его связи с французской литературой, но это чревато углублением в 'философские дебри', поэтому воздержимся.
   Нам и сказанного достаточно, чтобы понять, что идеи носились в воздух, и кто только их не ловил. Да.
  
   Однако, если вернуться на пару минут к Вагнеру по которому, как выражались современники, 'весь Париж сходил с ума', то можно поговорить чуть-чуть и о музыке. А то будто бы её и не было в те времена или она находилась на обочине культурной жизни.
   Напротив, напротив, процессы, происходившие в области музыки, имели много общего с литературными тенденциями. Упомяну музыкальные драмы Вагнера, отмечу психологизм произведений Пуччини и образно-психологический мир оперы Дебюсси 'Пелеас и Мелисанда'("Pell;as et M;lisande") по Метерлинку.
   Кажется этого достаточно: нельзя объять необъятное.
  
   Можно бы уже и черту подвести.
  
   Что же получилось?
  
   Обнаружившийся конфликт между личностью и обществом был осознан и интерпретируется большинством художников как ТРАГЕДИЯ ОДИНОЧЕСТВА.
   Можно также утверждать, что взаимодействие философии, изобразительного искусства и литературы происходит, и будет происходить некоторое время, фактически, в рамках этой проблемы.
  
   Предпринимаемые попытки осмыслить художественными средствами процессы, происходящие в обществе после поражения Франции в франко-прусской войне и кровавых событий Парижской Коммуны, как правило, отражают особенности духовного развития почти всех стран Западной Европы.
   Общие проблемы, волновавшие творческую интеллигенцию, поиски путей в решении сложных, подчас неразрешимых задач способствуют возникновению дружеских союзов, а взаимное непонимание - их распадению.
  
   Сложно переплетаются творческие и биографические пути писателей, поэтов и художников.
   Об этом и многом другом в следующих главах.
   Следующая глава http://samlib.ru/editors/m/matweewa_n_w/findesiecle-2.shtml
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"