Матвеева Нина Владимировна : другие произведения.

003 Конец века. Глава 2

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О КРАСОТЕ В ИСКУССТВЕ, получаемой при переплавке житейской "грязи" в "золото" самой высокой пробы, или о двух шедеврах...

  Fin de sieсlе. Ч.2.
  Это было когда-то? Это было - давно...
  
  КАФЕ [Дега-Мане]
  
   Итак, на дворе последняя четверть девятнадцатого века, а, порой, даже уже и начало двадцатого. И мы во Франции, стране, пару десятилетий назад вдохновившей Моне на эксперименты с цветом, а несколько позже - Тулуз-Лотрека - на изображение уязвимых мест парижского общества, и где Дебюсси создал изысканные и туманные гармонии.
   Здесь мы сможем послушать, например, Бодлера о тех, кто жар души растратил безвозвратно, кто захлебнуться рад, глотая слез поток..., и его рассуждения о КРАСОТЕ В ИСКУССТВЕ, получаемой при переплавке житейской "грязи" в "золото" самой высокой пробы.
   Когда б вы знали из какого сора... Да, вспомнилось, вспомнилось...
  <
  
  <
   В Норвегии застаём за мольбертом Эдварда Мунка, а в Германии - Ханса Тома.
  Возможно, заглянем в Испанию или Италию: что там у них: ого! - Джованни Болдини и Пабло Пикассо!
   Потом Бельгия, Норвегия...
  
   Вы ничего не имеете против такого путешествия? - В этой старушке Европе всё так близко!..
  
   Разумеется, наши перемещения будут зависеть от того о ком из художников пойдёт речь, но всё же будем помнить, что все дороги в это время ведут - Вы уже догадались! - в... обетованный Париж. Сюда стихийно и неудержимо происходит паломничество всех, кто хочет заниматься искусством в любой его форме: словно массовые миграции голодающих, ищущих новые источники пропитания. (Вы случайно не о Москве 70-х прошлого века подумали?)
   Неплохое сравнение. Мне нравится...
  
   Здесь истоки всех начинаний.
   Понятно, что все устремляющиеся в Париж оказываются под влиянием "парижской школы", представляя собой, - как культурно-художественное явление, - определённое целое, образованное из эмигрантов.
   Здесь создаются кружки,новые школы и направления, но жизнь есть жизнь и всем известно, что творческие личности - индивидуалисты: объединения распадаются, отношения портятся, наступает одиночество.
   И каждый справляется или не справляется с ним, как умеет.
  
   Да, а как насчёт перемещения в четвёртом измерении?
   Только не подумайте, что сюда затесался ещё и Эйнштейн!
   Я просто о времени: иногда мы будем оказываться за пределами обозначенного периода, так как время создания некоторых произведений выходит за эти условные границы: нужно ведь с чем-то сравнивать, противопоставлять, чтобы выявить внутренние связи, преемственность или эволюцию того или иного сюжета, манеры исполнения или композиции.
  
   Ну, и пару слов о том, что может показаться странным.
  
   Некоторое удивление при анализе живописных жанров может вызвать то, что не только в портрете или автопортрете, но и в жанровых композициях, в пейзаже, а иногда и в натюрморте при использовании определённых выразительно-изобразительных средств художникам удаётся зачастую в опосредованной форме передать впечатление или ощущение одинокости.
   Представляете: в натюрморте! Это как? Одинокое яблоко на одинокой тарелке на пустом столе?
   Или в пейзаже: на голом утёсе стоит одиноко...?
   В какой-то мере это правильно, но не совсем,... пока.
  
  Приглашаю обратить внимание на некоторые сюжеты, в которых художники наиболее часто воплощали тему одиночества ЧЕЛОВЕКА в окружающем МИРЕ.
  Перечисляю, объединив в группы (с вариациями).
  
   - "Кафе" (Кафе. Кабачок. Любители абсента.)
   - "Одинокая женщина" (За туалетом. За столиком.
   У окна. Дама в голубом. Прогулка.)
   - "Одиночество вдвоём" (Подруги. Вдвоём.
   Два возраста.)
   - "Старость".
   - "Слепые".
   - "Размышления".
   - А также: натюрморт, пейзаж и портрет. - Это что касается собственно постимпрессионизма в чистом виде.
  
   Работы художников, принадлежащих к таким направлениям как французский или немецкий символизм, салонное искусство, фовизм, а также некоторые другие, вроде "Наби", более разнообразные по сюжетам и композиции не могут быть включены в указанные группы.
   О них разговор, конечно, тоже будет, но в свою очередь. Во всяком случае, постараемся добраться и до них.
  
   Итак, со временем мы определились: большинство работ, несущие в себе мотив одиночества, относятся - по времени создания - к 80-90 годам.
   Исключение составляют работы Пабло Пикассо, который часто создавал ремейки известных картин более ранних авторов (все немного уже подзабыли, а он раз - и напомнил), а также некоторые работы других художников, повторюсь, чьё творчество развивалось в более поздний период или наоборот, несколько раньше.
  
   Нелишне заметить, что в это время получает развитие зародившаяся несколько раньше - в литературе - тенденция выводить в качестве главных героев людей низшего сословия и порицаемых обществом профессий, и что все работы, о которых пойдёт речь, за редким исключением, принадлежат к реалистическому направлению.
  
   Однако не будем стремиться к жёсткому регламентированию! Искусство боится схем. Систематизация, часто условная, нужна только для осмысления явлений, не правда ли?
  
   Кстати, Вы уверены, что в природе всё упорядочено? Или этот порядок существует только в нашей голове? Ага, ну хорошо, значит договорились.
  
   Уф, наконец-то, добрались и до первых сюжетов.
  
   Но всё же хорошего - помаленьку: сегодня только две картины. Вы не возражаете, если втягиваться в серьёзный разговор будем постепенно? Нет?
  Хорошо, тогда приступим.
  
   Посмотрим и установим некоторые возникающие закономерности и особенности развития композиции в сюжете "КАФЕ (Кафе)".
   Так, значит, сегодня мы о КАФЕ? Хорошее местечко!
  
   Кафе... Кафе-варьете, кафе-шантаны...
  Именно здесь собираются довольно разные люди, не принадлежащие какому-либо одному общественному слою. Каждый человек, попав в кафе, с удовольствием берёт чашечку кофе, или кружку пива, или рюмочку АБСЕНТА...
  
  Абсент [Эдгар Дега]
  
   Первой ласточкой, самой ранней работой на эту тему является "Абсент" Эдгара Дега (1876). На самом деле первым сказал своё (так и напрашивается "мяу") слово в этом сюжете Эдуард Мане ещё в 1860-м, но это нечто иное, хоть и носит название "Любитель абсента".
   В Дополнении к Ч.2 я немного расскажу об этой картине. Но чуть-чуть позже, просто её нельзя обойти молчанием. Главное - не забыть!
  
  
   Так. Значит, в 1876 Эдгар Дега пишет и благополучно завершает картину "Абсент". И что же в результате получилось?
  
   Присмотримся.
  
   Подробно изображена часть интерьера: не только тот столик, за которым сидит взаимно отчуждённая пара, но и соседние столики. За спинами посетителей - зеркало, отражающее всего лишь фигуры персонажей картины и не более. Вам не кажется, что в кафе в данный момент находятся только эти ДВОЕ? Такова иллюзия.
  
   Дополнительные реалии скудно заполняют пространство картины. В основном это только пустые столики расположенные довольно тесно. Одинокая (sic!) початая бутылка.
   Что ещё привлекает наше внимание? Курящий трубочку месье, и трудно определить, пришёл ли он сюда один или с сидящей рядом мадемуазель, в нерешительности (или с отвращением?) опечаленно глядящей на рюмку с абсентом, - полынной водкой, которая, кстати, считалась неплохим противозачаточным или прерывающим беременность средством.
   Если употреблять достаточно часто - побочный синдром привыкания обеспечен... Хм.
  
   Композиция, как мы можем заметить, несколько неустойчива, но успешно уравновешивается мягкими цветовыми пятнами, выявляющими её центр - женскую фигуру. Обращают на себя внимание некоторые подробности: затейливая шляпка и нарядные туфельки, скорее всего слегка поношенные.
   Общее впечатление обыденности, опустошённости подчёркивается сдержанной цветовой гаммой приближённой к монохромности.
  
   Важно отметить, что в картине как будто бы много лишнего свободного места: фигуры персонажей "задвинуты" в левый угол в тесное пространство между зеркалом и столиком. Вы это возьмите на заметку: "между зеркалом и столиком", - хорошо?
  По выражению Мане, стол выполняет роль "заслоняющей плоскости".
  
   Какова же функция зеркала, обыденного украшения кафе и ресторанов: не является ли знаком отрешённости от прошлого пустота "зазеркалья"? А пустота переднего плана картины - знаком безысходности настоящего и бесперспективности будущего? Почему бы немного не пофантазировать...
   Впрочем, к этой картине мы ещё вернёмся.
   Общее представление уже составилось? Отлично. Идём дальше.
  
   В последующие годы, вплоть до 1901 года, то есть до создания "Любительницы абсента" П.Пикассо, этот сюжет будут развивать многие художники по двум отмеченным нами направлениям: используя некоторые композиционные особенности как в картине Дега, так и другой работы, - к которой мы сейчас переходим, - принадлежащей кисти Эдуарда Мане - "Бар в Фоли-Бержер", начатой в 1881 и оконченной в 1882.
   Кстати, "Фоли-Бержер" (Folies Bergere) - знаменитое варьете и кабаре в Париже с тех самых пор так и находится по адресу: улица Рише, 32 (Rue Richer, 9-й округ столицы). Будете проходить мимо, загляните...
  
   Между прочим, в 1881 родился Пабло Пикассо. Бывают совпадения...
  
   Так что там, у Мане в 1882?
   Да, да, спасибо, я помню: большая картина, "Бар в Фоли-Бержер".
  
  
  Бар в
   В этой композиции подробно изображён роскошный интерьер, дополненный по сравнению с "Абсентом" Дега, богатым натюрмортом. Так же дано изображение зеркала, но с отражением в нём всего зала.
   Внимательно присмотревшись, мы заметим, что и здесь имеется фигура мужчины, но вынесенная за пределы поля зрения зрителя: фигура только отражается в зеркале. Вот и возник как бы сам собой образ одиночества среди толпы, среди разноголосого шума: уставшая грустная девушка не желающая вступать в разговор с молодым господином в цилиндре.
  
   Художник фиксирует момент, выбирая из потока бытия мимолетный фрагмент, и запечатлевает его на полотне. Композиция изобилует срезами фигур и предметов, они как бы предполагают возможность продолжения изображения за пределы холста, - таковы приёмы импрессионистов, - контуры нечётки, как бы растворяются в световоздушной среде.
  Любуясь глубокими оттенками чёрного, художник подчёркивает его яркостью натюрморта - это тоже проявление импрессионизма, радующего глаз богатством цвета. Замечу, что вообще-то импрессионисты избегали черного цвета, но исключения, как известно, только подтверждают правило.
  
  Однако обратим внимание на "заслоняющую плоскость" барной стойки, - Вы, конечно, помните это выражение?
  
   Снова, - как и у Дега, заметьте, - фигура отрезана от переднего плана открытой горизонтальной поверхностью, отделяющей от зрителя персонаж, замкнутый в узком пространстве, заполненном неодушевлёнными предметами между столом и стеной-зеркалом, в котором отражается шумный зал, как контраст ощущению отрешённости, погружённости изображённой девушки в свои мысли - вне многолюдья, вне праздной суеты...
   Ну вот, пока о живописи и всё.
  
   Теперь немного поэзии? Давайте, почитаем Артюра Рембо в переводе В.Брюсова и М.Кудинова.
   Не возражаете против моего выбора? Спасибо.
  
  Итак, "Комедия жажды".
  
  1.ПРЕДКИ
  
  Они:
  Твои великие мы Предки,
   Предки!
  Покрытые холодным потом
  Луны, деревьев и тумана.
  Смысл наших вин сухих был: жить!
  Под этим солнцем без обмана
  Что надо человеку? - Пить.
  
  Я:
  Ах, умереть на побережьях диких!
  
  Они:
  Твои великие мы Предки
  Из степи.
  Мы жбаны налили водою,
  Послушай. как журчат потоки
  Вкруг влажных замков - далеко.
  Мы в погреб спустимся глубокий:
  Там есть и сидр и молоко.
  
  Я:
  Ах, убежать к свободным водопоям!
  
  Они:
  Твои великие мы Предки.
  Ах, бедный!
  В шкапах мы сберегли ликёры.
  И чай и кофе будут скоро
  Кипеть; есть в чайниках вода.
  Взгляни: разводы и узоры.
  Мы с кладбища пришли сюда...
  
  Я:
  Ах, выпить, выпить всё до дна!
  
  2.ДУХ
  
  Он:
  Бессмертные ундины,
  Явитесь из пучины,
  Венера, дочь лазури,
  Смири волненье бури.
  Ты, Вечный Жид Норвегии,
  Расскажи о снеге и,
  Ведавшие горе,
  Пропойте песнь про море.
  
  Я:
  Напитков чистых мне не надо,
  Воды не лейте в мой стакан!
  Ни образами, ни Элладой
  Я никогда не буду пьян.
  Я жажде верен, как красотке.
  Певец, та жажда - дочь твоя!
  О, гидра тайная, без глотки,
  Не от тебя ль погибну я!
  
  3. ДРУЗЬЯ
  
  Они:
  Идем! Вином бурлящим
  Там волны в берег бьют,
  Аперитивы в чащах
  С высоких гор бегут.
  Спешите, пилигримы:
  Зеленый ждет абсент...
  
  Я:
  Пейзажи эти - мимо!
  Что значит хмель, друзья?
  Нет! Стать добычей тлена
  Я предпочту скорей
  В пруду, под мерзкой пеной,
  Средь затонувших пней.
  
  4. УБОГАЯ МЕЧТА
  
  Быть может, ждет меня
   Старинный Город где-то,
  И буду до рассвета
  Там пить спокойно я,
  И смерть приму за это.
  
  Утихла б боль моя,
  Будь денег хоть немного, -
  На Север мне дорога
  Иль в южные края?
  О нет! Мечта убога
  
  И множит счет потерь,
  И пусть я снова стану
  Скитальцем неустанным -
  Не будет мне открыта
  Корчмы зеленой дверь.
  
  5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ
  
  Дрожащие на поле голубки,
  Ночной зверек, бегущий наугад,
  Животные в загонах, мотыльки
  Последние - те тоже пить хотят.
  Дух испустить, растаять...
   Где - неважно:
  Средь облаков, что тают в небесах,
  Или среди фиалок этих влажных,
  Чью свежесть зори пролили в лесах.
  
  Май 1872.
  
   - - - - - - - - -
  На этом мы прервёмся, чтобы продолжить чуть позже... Продолжение http://samlib.ru/editors/m/matweewa_n_w/findesiecle2-1.shtml
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"