Матвиенко Анатолий Евгеньевич: другие произведения.

Кто есть кто в белорусской фантастике

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

🔔 Читайте новости без рекламы здесь
📕 Книги и стихи Surgebook на Android
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Опубликована на портале http://litkritika.by/. Обнаружил, что зря обидел вниманием ещё по крайней мере двоих, исправлюсь в следующем обзоре.

  Оговорюсь сразу: не претендую на истину ни в последней инстанции, ни в первом приближении. Однако подобных обзоров настолько мало, и редки они до обидного, что даже отдельное частное мнение поможет кому-то сориентироваться.
  Оговорюсь во вторую очередь, что рассматриваю творчество известных мне продолжающих публиковаться фантастов. Если кого-то пропустил, упустил или недооценил, эскьюземуа заранее.
  Издатели считают, что популярный автор должен выдавать на гора не реже книги в год. Чтобы не забывали. Естественно, речь идёт не о звёздах, родивших нечто великое и нетленное, которое не может быть заслонено ни годами, ни десятилетиями. Положив руку на сердце, признаемся, что ничего равного по уровню роману "451 градус по Фаренгейту" в Беларуси (как и в Белоруссии до 1991 года) не родилось, поэтому отталкиваемся от списка авторов, опубликовавших не менее одной книги с 2010 года.
  Интересным гидом по белорусской фантастике является страничка "Орден Короля Стаха" на ресурсе http://samlib.ru. Отдавая должное энтузиастам, регулярно обновляющим эту страницу, коим адресую самые искренние слова благодарности, не могу не отметить, что там есть лишнее, а кое-чего не хватает.
  О недостающем. Тщательно указаны мои романы, вышедшие в 2013 году, но не упомянуты два прошлогодних. Естественно, не обижаюсь, но раз опусы пропущены, могли что-то ещё не углядеть - это не энциклопедия.
  Кроме того, белорусские авторы гораздо чаще получают международные литературные премии. В частности, минчанин Александр Силецкий получил весьма престижную премию имени Ивана Ефремова Союза Писателей России за 2011 год в номинации "За выдающееся литературно-художественное произведение" (роман "Дети, играющие в прятки на траве").
  О лишнем. Жанровые границы фантастики, даже если включить в неё практически уже отдельные направления - фэнтези и альтернативную историю, определены достаточно чётко. Тем не менее, в "орденский" список внесены работы белорусских авторов, никак к фантастике не относящиеся. Поэтому не буду останавливаться на творчестве Татьяны Корсаковой из Гомеля, достаточно плодовитой и интересной писательнице. Однако даже беглое ознакомление с её романами говорит о том, что это мистическая проза. Фантдопущения нет - присутствуют некие потусторонние сущности, укладывающиеся в традиционную, а не фэнтезийную мифологию.
  Я отнюдь не против мистики. В последнем номере "Уральского следопыта" (2013, Љ5) помещена моя мистическая повесть "Страшная тайна КГБ" о том, что в советские времена некое молодое инженерное дарование научилось видеть неупокоенные души умерших, а главная спецслужба страны изо всех сил засекретила открытие, противоречащее марксистско-ленинскому мировоззрению. Но - это за пределами рассматриваемого жанра.
  Главной звездой отечественной фантастики 2000-х и 2010-х годов по праву считается Ольга Николаевна Громыко. Её имя - брэнд. Хотя романы писательницы, как и других фантастов, украшаются яркими обложками в духе "экшн" (за некоторые картинки бывает стыдно, но с издательством трудно спорить), я уверен, что, напечатай фамилию автора на простом сером титульном листе, и книга найдёт покупателя. Ибо с полки возьмут не столько раскрученную серию известного издательства, сколько именно её - Громыко.
  Она получила известность в поджанре фэнтези сериалом про ведьму Вольху. Работала также в соавторстве с рижанином Андреем Улановым, есть старый роман "Плюс на минус" и недавний "Космобиолухи" (2011 год). Продолжение темы она написала самостоятельно - роман "Космоэколухи", в сравнительно непривычном для неё поджанре космической фантастики.
  В рассматриваемый период увидел свет нефантастический роман "Крысявки", жизнеописание трудной стези лабораторных крыс. У "Короля Стаха" он не упомянут, и правильно, это не фантастика. Но любителей творчества Ольги он не разочаровал.
  Добавлю, что Громыко - уникальный профессиональный писатель-фантаст Беларуси. Она трудится в Академии Наук, но издание книг с начальным тиражом 35-40 тыс. экземпляров в "Армаде" и с последующим переизданием даёт необходимый прожиточный минимум. Иными словами, она - единственный белорусский прозаик, востребованный настолько, что может прокормить себя написанием фантастики.
  Анатолий Фёдорович Дроздов, по моей субъективной оценке, заслуживает второй ступеньки на белорусском виртуальном пьедестале. К сожалению, он менее известен, нежели Громыко. Его суммарные тиражи исчисляются десятками тысяч, первоначальные доходят до девяти тысяч.
  Самое известное его произведение - "Господин военлёт", получившее народное признание ещё на Самлибе под наименованием "Листок на воде", выдержало два переиздания. Непритязательное по замыслу повествование о попаданце, вселившимся в тело лётчика Первой мировой и Гражданской войны, что-то подобное клонировано тысячами... Но только книжку Дроздова хочется читать и перечитывать. Роман, как, впрочем, практически всё у моего тёзки, посвящён моральному выбору человека, попавшего в трудную ситуацию. Лав-стори без пошлости, технические подробности без избыточности, на этом и остановлюсь, чтобы не скатываться в откровенную рекламу любимого автора. Последняя увидевшая свет его книга - "Хозяин дракона", 2012 год, очень приятная альтернативка на старорусскую тематику, граница XII и XIII веков. В "Эксмо" подготовлено к печати продолжение - "Беспризорный князь". Обе книги (я и вторую читал в черновике) несколько сложнее для восприятия, чем "Военлёт", но отнюдь не хуже.
  Тим Скоренко (по паспорту Тимофей Юрьевич) - интересная и оригинальная личность, наверняка бы достиг очень многого в фантастике, если бы занимался только ей. Он и поэт, и музыкант. В наибольшей степени меня зацепил его свежий авторский сборник "Легенды неизвестной Америки", очень талантливый, стильный, но к фантастике не относящийся. Увы, по формальному признаку к белорусским авторам его уже нельзя отнести - переехал в Москву. Удачи!
  К большому моему сожалению, как-то притих самый плодовитый белорусский фантаст 2000-х годов Андрей Валентинович Жвалевский, написавший большое количество романов в соавторстве с Е.Пастернак и И.Мытко. Последнее и не самое, на мой взгляд, выдающееся его произведение "Москвест" опубликовано в 2011 году, банальное подростковое попаданчество. Неужели фонтан идей, бивший несколькими годами ранее, ушёл исключительно в длинный рубль российских телесценариев? Справедливости ради скажу, что пробиться в ту закрытую сценарную касту гораздо сложнее, чем в просто в писательскую. Я бы хотел, да не получается.
  Сергей Валентинович Антонов публикуется активно, не менее романа в год. Прошу простить за крайний субъективизм, но этого автора я не люблю и не верю, что в обозримом будущем он сможет создать нечто, заслуживающее похвалы. Полагаю, что корни его проблемы в политической ориентации. Это странно, обычно политические взгляды авторов для читателя особого значения не имеют. Белорусская оппозиция - нечто особенное, их всех куда-то заносит. Никогда не забуду чувство омерзения от порнографического некляевского романа "Лабух". У Антонова это выражается иначе, тягой к постапокалипсису, притом в самой негативной его форме. Создаётся впечатление, что неприятие современной белорусской действительности, ненависть к президенту, за которого упорно голосует большинство электората, заставляют видеть только самые чёрные стороны происходящего. Или предсказывать беспредельно мрачное будущее, как в его романе "Стабилизатор. Минск 2041".
  Из недавно стартовавших отмечу дуэт Андрея Биверова и Никиты Сомова с дилогией про 13-го Императора. Повествование неровное, экшн чередуется с сильно затянутыми местами, но у авторов чувствуется неподдельный интерес к истории и определённый потенциал.
  В минувшем году Андрей Леонидович Муравьёв опубликовал очередной роман из рыцарской серии - "Так хочет Бог". Ожидаю выхода его произведения на танковую тематику времён Второй Мировой войны. Обещается нечто особенное и к тому же хорошо оформленное.
  Ну, и пару слов о себе, любимом. В активе девять романов, поджанры: альтернативная история без попаданцев, фэнтези. Недавно вышел роман "На службе зла", который я бы причислил к историческому авантюрному роману, хотя элемент фантастики там есть. Без него главный герой не смог бы попасть в близкое окружение и Ленина, и Гитлера. Общий тираж романов около 40 тыс., один в плане "Эксмо", один на рассмотрении, кое-что пишется... В общем, главное - не останавливаться.
  Об авторах вкратце всё. Пару слов об издательствах. В 2011 году завершился выпуск серии "Белорусская современная фантастика", печатавшийся "Харвестом". За исключением серии А.Дроздова "Динарий кесаря" белорусские издательства обращаются к фантастике весьма эпизодически. Тиражи - обнять и плакать. Наши соотечественники публикуются в основном в России. "Эксмо", "Армада", "АСТ", "Азбука", ИДЛ не часто размещают сведения об авторах. Далеко не всегда узнаёшь, что автор приглянувшегося произведения - земляк.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com М.Атаманов "Искажающие Реальность-7"(ЛитРПГ) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) Н.Любимка "Черный феникс. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) В.Свободина "Эра андроидов"(Научная фантастика) Н.Любимка "Долг феникса. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана - 2"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность-2"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia))
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"