- Вот, папа, вручаю тебе моего сыночка-ангелочка, - на пороге стояла, дочь Степана Григорьевича Светлана, рядом с ней - Гришка, вихрастый мальчуган. Она легко подтолкнула сына, который тут же попал в объятия деда.
- А что ты не заходишь, у порога стоишь? - прижав рукой Гришку, Степан Григорьевич удивленно смотрел на дочь.
- Некогда, папа, я уезжаю на два дня в командировку, - она повернулась, чтобы уйти. - Меня машина ждет. А Гришеньку не с кем оставить. Мама дома целый день, да и у тебя, кажется, выходные от дежурства. Вы уж за ним присмотрите.
- Присмотрим, не волнуйся.
- И по математике помоги, - попросила дочь. - Ты у нас по этой части спец. Ему математика трудно дается, а у них недавно ввели какую-то новую методику обучения. В общем, пока все. - И погладив сына по голове, обратилась ласково: - Не скучай, Гришенька, я скоро за тобой вернусь.
Она быстрым шагом отправилась к ожидающей у подъезда машине.
- Поможем, - Степан Григорьевич проводил взглядом Светлану и, обращаясь к внуку, сказал:
- Заходи, Гришуля, будем чай пить. Вот бабушка обрадуется. Живем в одном селе, а в гости редко заходишь.
Бабушка Екатерина Ивановна обрадовалась, засуетилась.
- Сейчас я тебя покормлю, - щебетала она. - Молочка налью, печенья положу. А потом и супчика горячего сделаем.
Она пошла на кухню, чтобы приготовить на стол. Пока Екатерина Ивановна занималась на кухне, Степан Григорьевич посадил перед собою внука и, глядя на него, спросил:
- Ну, рассказывай...
- Что рассказывать?
- Как дела в школе?
- Нормально, - коротко ответил Гришка. Ему не хотелось отвечать на дедовы вопросы. У этих взрослых никаких интересных вопросов не бывает. Знают только одно: как дела в школе? Много ли двоек?
- Что значит "нормально"? - не отставал Степан Григорьевич. - Нормально - это, Гришаня, понятие растяжимое. Какие оценки получаешь?
- Ух, дед, - вздохнул он, - четверки - в основном...
- Это хорошо. А какой предмет тебе больше всего нравится?
- Все нравятся, - ответил Гришка. - Люблю о разных странах читать.
- Молодец! путешественником, значит, будешь, когда вырастешь. А скажи-ка мне тогда, внучек, какая самая большая по численности населения страна в мире?
- А что мне за это будет, если скажу? - не долго думая, вопросом на вопрос ответил Гришка и, глядя на недоуменное лицо деда, добавил: - рынок ведь, дедуля, за все надо платить.
- Да, - сокрушенно помотал головой Степан Григорьевич. - Рынок, будь он не ладен. Что же, так и быть, дам тебе за правильный ответ конфетку "Барбариску".
- А это что за конфета такая - "Барбариска"?
- Леденцы так называются - "Барбарис". Я их на работе от скуки, знаешь, сколько съел.
- А почему они так называются?
- Есть вечнозеленый кустарник барбарис, плоды его бывают разнообразными по форме и цвету. Они на обертке нарисованы, сам и увидишь, если, конечно, правильно ответишь.
- У-у... - недовольно произнес Гришка - Леденцы да еще из каких-то непонятных плодов. Ты бы мне лучше шоколадку дал.
- Ты еще не ответил, а уже такие призы требуешь. Ответь сначала, а там посмотрим.
Гришка почесал лоб и спросил:
- Какой вопрос-то? Забыл я...
- Какая самая большая по численности страна в мире?
- Америка! - сколько было сил, крикнул Гришка. Так, громко и радостно кричали, наверное, только матросы на корабле, увидев землю после многомесячных скитаний по морским просторам.
Лицо Степана Григорьевича погрустнело и осунулось.
- Чего?!!
- Соединенные Штаты Америки, - уточнил Гришка.
- Какие Штаты Америки? - у Степана Григорьевич округлились глаза. - Гриша, не разочаровывай меня!
- Какие, какие! Соединенные! Соединенные Штаты Америки. Сокращено - СЭШЭА. Дед, ты, что, первый раз об этой стране слышишь?
- Об этой стране я слышал еще, милый мой, когда тебя на свете не было. А вот о том, что Америка - самая большая страна по численности населения, так это - в первый раз. И заметь, Гриша, от кого я это слышу - от внука! Который, без зазрения совести, требует от меня щедрый приз в виде "Сникерса". И к тому же - за не правильный ответ.
Гришка нахмурился, изображая обиду:
- Дед, ты, что, шоколадку пожалел? Накручиваешь чего-то, не разобрать... Америка - самая большая по численности страна в мире, - но уже как-то нерешительно повторил он. - Сам читал в учебнике ...
- Не может такого быть!
- Ладно, я тебе сейчас докажу! - Гришка ринулся к школьной сумке, вытряхнул оттуда все учебники, нашел "Географию", полистал и протянул деду развернутый на нужной странице учебник.
- Да вот же - написано черным по белому... На, читай!
Дед взял учебник и стал мысленно читать: " ... по численности населения США занимает ведущее место в мире".
- Хм, действительно, так и написано: "ведущее место", - изумленно констатировал он.
- Ну что дед, будет мне шоколадка или нет?
- Так "ведущее" - это, наверное, не первое место, - сомнения не покидали Степана Григорьевича, он не мог поверить в то, что Китай по численности населения оказался не на первом месте. - Тут, явно, попахивает лукавством.
- Каким лукавством, дед? Ясно же сказано: ведущее место.
- А я еще раз говорю, что ведущее - это не первое. И не морочь мне голову, Гришка! Про рынок-то хорошо усвоил. А вот то, что Китай по численности впереди планеты всей, не знаешь. Нас, по крайней мере, так учили. Они, китайцы, сейчас вон как развиваются, даже Америку обогнали по ВВП.
- Какое еще ВВП? Нет, дедуля, так не честно. Обещал шоколадку, а сам...
- Ты даже "Барбариски" не заработал. В лучшем случае - подзатыльник. Но так как, я тебя, Гришаня, внучек мой дорогой, обожаю, обойдемся без подзатыльника.
- Это когда вас учили... - стал всхлипывать обиженно Гришка - Может быть, китайцы за это время все в Америку перебежали: там ведь - сво-бо-да! Там даже китайские кварталы есть ...
Дед Евгений посмотрел внимательно на внука и в первый раз в жизни засомневался насчет прочности своих фундаментальных знаний. " А может, я и впрямь отстал от жизни. Она, жизнь, вон какая стремительная. Может быть, пока я тут по телевизору всякие шоу смотрю, а в перерывах между этими "шоу" веду борьбу с насущными ежедневными проблемами, Америка взяла да и вышла в лидеры по численности населения".
- Да зачем им туда бежать!? - задумчиво протянул Степан Григорьевич. - Они же не "новые русские" после революции, чтобы сбегать с наворованным добром за границу. А китайские кварталы и у нас есть. Но это же не значит, что мы первые по потреблению лягушек.
- Лягушек едят французы, - поправил его Гришка, - нам учительница французского говорила.
- А что китайцы, что французы... - отмахнулся Степан Григорьевич.- Едят что попало.
- Деда, ты почему такой упрямый? У тебя "комп" есть?
- Компас что ли? - отрешенно произнес он.
- Какой компас, дедуля? Компьютер?
- Нет, Гришка, компьютера нет. На кой он мне?
- А мы бы сейчас посмотрели, кто из нас прав.
- Прав, Гришка, я. Хоть и уехали из России многие "умы", но не обеднела она на таланты! Ну, ладно, хватит нам спорить попусту. Подзатыльник давать не буду - не педагогично это, а вот "Барбариску", а уж тем более - шоколадку, извини, не заслужил ... Впрочем, если скажешь, кто первым полетел в космос, то так и быть, угощу тебя.
- Ну, это я знаю! - уверенно воскликнул Гришка. - Готовь бонус.
- Чего?
- Бонус, говорю, готовь - шоколадку. А то, может, нет у тебя шоколадки, а я стараюсь.
- А-а, шоколадку, - Степан Григорьевич улыбнулся, - Сейчас. Вскоре вернулся, и, держа в руке "бонус" для внука, повторил свой вопрос:
- Так кто первым полетел в космос?
- Полковник Шепард из Соединенных Штатов Америки, - выпалил по-армейски Гришка, протягивая руку за шоколадкой.
- Чего? - оторопел Степан Григорьевич.
- Полковник Шепард... - глядя на удивленное лицо деда, растерянно произнес Гришка. - Я могу и учебник показать...
- Да на кой сдался мне твой учебник. Проклятые янки, суньчунганы несчастные! Приедет мать, расскажу ей, будет тебе тогда и бонус и "милки-дрилки"! И чему тебя только в школе учат? В наше время все знали, что первым полетел в космос наш советский космонавт - Юрий Алексеевич Гагарин"! Тут уж, Гришаня, ошибочки быть не может. Америка, конечно, теоретически может обогнать Китай по численности населения, но первой запустить человека в космос - никогда! И одержать победу в Великой Отечественной войне - никогда. Здесь - мы, Гришка, были есть и будем победителями!
Появилась бабушка, чтобы позвать к столу.
- Ты чего пристал к мальцу? - она строго смотрела на Степана Григорьевича. - Пусть поест. У него - выходной, а ты пристал к нему с разными глупыми вопросами.
Гришка пошел за бабушкой, а Степан Григорьевич - смотреть телевизор.
Затем весь день Гришка играл с ребятами во дворе, вечером пришел усталый, лег спать, а утром пошел на занятия в первую смену.
Вернулся из школы большим скрученным в трубочку плакатом.
- О, наш ученик вернулся! - радостно воскликнул Степан Григорьевич. - Как у тебя успехи? А в руке, что у тебя такое?
- Это, дедуля, плакат с домашним заданием. Мы сейчас по новому методу учимся. Задачи на смекалку решаем.
- Что-то новенькое... Мы, я помню, никаких плакатов домой не таскали. А задачи на смекалку это хорошо.
- А ничего хорошего, - махнул Гришка рукой. - Ерунда всякая... Какие-то мряки-бряки...
Николай Степанович последние слова внука пропустил мимо ушей.
- Задачи, наверное, сложные? Хотя чего я спрашиваю, если по новой методике учитесь решать, значит, непростые задачи.
- Разные, - коротко ответил Гришка. - Надо сегодня их решить все. Жаль, у тебя нет компа. А то бы...
- А то бы, что?
- Нашел бы вмиг решение этих тупых задач. В компьютере можно все найти.
- Голова - вот твой компьютер, Гришаня. На голову надо надеяться. Голова-то всегда при тебе.
- А компьютеры разные бывают. Например, ноутбук, планшет... Их всегда можно с собой носить.
- А если сломается? Что тогда делать будешь. Например, в пустыне сломается, а у тебя надежда только на твой "комп", как выходить из ситуации будешь?
- Ну, дед, у тебя и заморочки! А голова, она, ведь тоже сломаться может. Заболеть, например. Вон, бабуля, когда я прошлый раз к вам приходил и просил ее помочь с домашним заданием, схватилась за голову и говорит, что ничего сообразить не может, голова у нее абсолютно не варит. Ты об этом подумал?
- Ладно, ладно, не отвлекайся, - махнул рукой Степан Григорьевич. Садись, поешь, а потом - играть. Поиграешь и - за уроки.
Часа через два Гришка уже сидел за столом и рассматривал плакат, который предусмотрительно повесил на стене. На плакате были написаны условия нескольких задач. И пытался решить первую из них. Но у него ничего не получалось.
Гришка тупо смотрел на плакат и ничего не мог сообразить. "Не зря учитель говорил, что задачи на смекалку, - думал он. - Нет, наверное, у меня этой самой смекалки". После вчерашнего неудачного "экзамена", Гришка не хотел обращаться к деду.
- Баба! - позвал он.
- Что ты хотел, родной мой?
- Помоги решить задачи.
- Ой, - взмахнула руками Екатерина Ивановна, - я, Гришенька, в них не в зуб - ногой. И голова что-то не варит сегодня.
Выбора у Гришки не осталось. Он встал и подошел к деду и тронул его за плечо.
- Дед! Пойдем со мной. Поможешь мне решить задачи.
Степан Григорьевич в это время сидел у телевизора и слушал выступление президента, который говорил, что пора навести порядок в образовании, что надо историю трактовать однозначно и не предвзято и о том, что уже пора отказаться от сомнительных бесплатных учебников времен Сороса.
- Что, внучек? - оторвавшись от экрана, спросил он. - Что у тебя случилось?
- Пойдем со мной и помоги мне решить эти проклятые задачи!
- Ах, задачи... Иду! - Степан Григорьевич, - поднялся с кресла, - Иду, иду. Сейчас решим твои задачки. Я еще со школьных лет любил математику. Матери твоей помогал. Бабушка твоя никогда не могла решать задачи. Везде - я, везде - я. Вечно у бабушки твоей в такие моменты голова не варит.
Степан Григорьевич подошел к развернутому плакату:
- Ну-ка, что тут у нас? - потирая руки, спросил он. - Наверное, что?-нибудь типа: "из пункта А - в пункт Б..."? Так это мы быстро расщелкаем. "Орешек знаний тверд - мы не привыкли отступать - нам расколоть его поможет киножурнал "Хочу все знать"!
Степан Григорьевич смотрел на плакат, но там было написано мелким почерком и он, как ни пытался, ничего не мог прочитать.
- Какая жалость! Очки нужны, а очки я на работе оставил. Ты, давай, сам мне читай условия задачи.
- Хорошо, - согласился Гришка. - Слушай внимательно: " Мряка и Бряка поссорились, Мряка семь раз фрякнула Бряку Марфуфочкой по чему попало девять раз. Спрашивается, сколько раз хватали бедную Марфуфочку за хвост и фрякали ею по чему попало?
- Чего!?? - Степан Григорьевич округлил глаза. - Это что сейчас было такое?
Глядя в изумленные глаза деда, внук нерешительно повторил: "спрашивается, сколько раз хватали бедную Марфуфочку за хвост и фрякали ею по чему попало?"
Степан Григорьевич снял плакат со стены, поднес его ближе к глазам и стал читать. Он ничего не мог понять: какие-то "мряки"...
- Откуда ты это все взял? Неужели такие задачи вам задают в школе?
- А что я, по-твоему, взял и сам написал все это?
Степан Григорьевич некоторое время молчал. Ему расхотелось решать задачи, но, глядя на внука, который надеялся на его помощь, был вынужден смириться.
- Так, если Мряка семь раз фрякала Бряку Марфуфочкой... - задумался дед... - семь раз фрякала Марфуфочкой. Ох, ты боже мой! Скажи мне, кто такая, или что это такое Марфуфочка?
- А я почем знаю? - внук невинно смотрел на деда.
- Здрасьте, ты когда брал этот плакат из школы, мог спросить у учителя, кто такая Марфуфочка? Беда мне с тобой! Сиди и гадай теперь, кто такая Марфуфочка? Бряка - она, или - Мряка?
- Дед, да какая разница, кто они! Ты будешь решать, или нет?
- А как решать, если условия не понятны? Сходи туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что... А "фрякала" - это, что значит?
- Не знаю ... - простодушно ответил Гришка. - Била, наверное... Ну, если эту задачку не можешь решить, давай попробуем другую.
И он стал читать условия следующей: " Мальчик пишет на заборе неприличное слово из пятнадцати букв. На каждые три буквы мальчик тратит по семьдесят сантиметров длины забора. Поместится ли на заборе неприличное слово, если вся длина его три метра шестнадцать сантиметров"?
- Ну, это, уже, совсем - ни в какие ворота! - возмутился Степан Григорьевич. - Однако интересно, что же это за неприличное слово из пятнадцати букв? Из трех и пяти букв знаю, но из пятнадцати букв никогда не слышал...
Он стал мысленно перечислять все неприличные слова, которые когда-либо слышал. Степан Григорьевич был человеком воспитанным и почти никогда не выражался неприличными словами. Но слышал их очень много. От других людей - не все ведь на свете такие люди, как он - воспитанные. И так увлекся, что начал незаметно произносить их вслух.
- Деда! - взмолился Гришка. - Хватит ругаться! Ты уже битые полчаса ругаешься, на чем белый свет стоит!
- Извини, внучек, но я не знаю такого слова, - произнес он. - Но одно могу сказать однозначно: на заборе поместится любое, даже самое неприличное слово.
- Значит, так и напишу в ответе: "поместится". Теперь слушай следующую задачку: " Преступники решили порвать с преступным прошлым. Для этого они украли двенадцать лопат, три молотка и ящик гвоздей. Сколько всего орудий честного труда они украли"?
- Стоп! Стоп! Внучек, что-то мне не совсем понятно. Как это "решили порвать с прошлым"? Тебе понятно сие определение?
- А чего тут непонятного? Значит, решили больше не воровать.
- Правильно! Но как же можно порвать с прошлым и тут же стибрить, извиняюсь за выражение, орудия честного труда?
- Не знаю...
- Вот, то-то и оно. И не важно, сколько они украли лопат, Гришаня! Главное - украли! То есть, на путь исправления не встали. И уже не важно, сколько они украли орудий честного труда. Теперь им придется долго сидеть за решеткой.
- Деда! - взмолился совсем уставший внук. - Здесь же ясно спрашивается: сколько они украли орудий честного труда, а не то - исправились они, или нет.
- Извини, Гришутка! Давай, что-нибудь полегче ...
- Ладно, может быть, тогда эту: "Сорок бабушек вошли в автобус. Пятая часть бабушек купила билеты, а остальные заявили, что у них проездной. На самом деле проездной был только у семи бабушек. Сколько бабушек поехали зайцами?"
Степан Григорьевич нервно засмеялся:
- Такие задачи может решить только твоя бабуля. Зови ее.
- Баба! Иди сюда!
Бабушка тут же появилась из кухни на зов внука:
- Что ты хотел, родной?
- Задачку мне помоги решить. Тут в ней о бабушках говорится.
- Помоги, внуку, - поддержал Степан Григорьевич. - Задача простая. Сорок бабушек вошли в автобус...
- Что это за автобус такой с одними бабушками? - не дослушав , возмутилась Екатерина Ивановна.
- Не перебивай, - недовольно произнес Степан Григорьевич, а вникай. Тут говорится о том, что пятая часть бабушек купила билеты. А остальные заявили, что у них проездной. На самом деле проездной был только у семи. Сколько бабушек поехало зайцами?
- Ой, мне же надо свой проездной поменять, - всплеснула руками Екатерина Ивановна. - А то и впрямь зайцем придется ехать.
- Баба! - взмолился Гришка. - Будем решать или нет?
- Ой, внучек, пусть дед. Я ничего не соображаю. Хорошо хоть напомнил мне про проездной. Я хоть и редко езжу по райцентру, но с проездным - спокойнее. Пойду я, дел у меня много.
Она ушла, а Степан Григорьевич обратился к внуку:
- Давай, Гришка следующую задачу.
- Дед, я уже устал...
- Отчего ты устал?
- Язык болит. Мы почти ничего еще не решили. Ладно, читаю следующую задачу: "Степану Григорьевичу каждую ночь является привидение.
- Кому, кому?
- Степану Григорьевичу! "...Ровно в полночь оно встает из могилы и бредет от кладбища к дому Степана Григорьевича со скоростью пять километров в час. Два часа привидение жутко воет под окном Степана Григорьевича, а потом с той же скоростью бредет обратно на кладбище. В шесть часов утра привидение ложится в свою могилу. Узнай расстояние от кладбища до дома Степана Григорьевича".
- Тьфу-тьфу! - суеверно отмахнулся Степан Григорьевич. - И мое имя тут затронули. Не хватало нам еще приведений! Давай следующую задачу.
- Ну, хорошо, слушай: "Уходя на пенсию, строгая учительница подсчитала, что за годы самоотверженного труда она поставила своим ученикам тридцать тысяч двоек, двенадцать тысяч троек, триста четверок и пятьдесят пятерок. Сколько всего отметок поставила учительница за годы самоотверженного труда?".
Терпению Степана Григорьевич пришел конец. Он взял плакат и стал рвать его на мелкие кусочки.
- Гришка! - сказал он. - Это плохая учительница, если ее ученики имели больше плохих оценок, чем хороших. Да за такой "самоотверженный" труд надо бы ее саму раз десять фрякнуть по чему попало этой самой Марфуфочкой! Или еще лучше - лопатой - "орудием честного труда". А тех, кто сочиняет такие задачки, следовало бы обозвать "неприличным словом из пятнадцати букв"!