|
|
||
Голуб/Амплитуда
"Амплитуда": совершенству нет предела
У всего на свете есть достоинства и недостатки, есть свое назначение. В том числе у небольшого бизнеса. Правда, его функция в масштабах страны достаточно скромная, ее нельзя сравнить с исполинской миссией государства. Я бы не прочь обсудить с пристрастием последнюю, но чуть позже. Первая - тема малого бизнеса, а именно производственного - несравненно важнее. Бизнесмены созидающие (в отличие от торгующих) - это более высокий класс, особый крой, другая каста людей. Они интеллектуалы по определению - люди, умеющие применить свои знания. Они не принадлежат к той жалкой группе, которая под шумок пристроила бестолковые деньги и теперь претендует называться элитой общества. Представители настоящей производственной бизнес-элиты, как правило, начинают с малого и движутся к успеху постепенно, таща за собой груз налогов, страховок, кредитов и "социалки". В один прекрасный день тема личного обогащения перестает занимать их умы, они вырастают из нее и все чаще думают о судьбах родины, хотя никому в этом не признаются. Вот тогда в них просыпается огромная созидательная сила, подобная силе космической, природной, той, что колышет море, покрывает дерево цветами, рождает материю.
Светлана Медофф
Высокий уровень стабильности, абсолютная надежность
Какие бы трудности не переживала сегодня угольная отрасль, придет время, и словами, вынесенными в подзаголовок, можно будет охарактеризовать все шахтное оборудование. А пока высокий уровень и надежность может предложить далеко не каждое предприятие. "Амлитуда" может. Эта производственно-коммерческая фирма выпускает и ремонтирует шахтные электровозы. На большинстве шахт и во всех угольных объединениях Украины знают продукцию предприятия, ценят высокое качество ремонтных работ и порядочность в отношениях с партнерами. За 15 лет существования "Амплитуды" четвертая часть аккумуляторных и контактных электровозов, работающих под землей и на поверхности, отремонтирована в ее цехах на базе Донецкого электромеханического завода треста "Донцькшахтостроймонтаж".
А начиналось с малого - с ремонта электродвигателей. Наверное, и не предполагали тогда братья Леонид и Владимир Дебелые, инженеры-электромеханики, что их малое предприятие однажды составит конкуренцию крупнейшим заводам на всем постсоветском пространстве. Не думал Владимир Леонидович Дебелый, что в 2003 году собрание акционеров ГОАО "Трест "Донецкшахтостроймонтаж" выберет его управляющим. И не пожалеет об этом.
После развала Союза, когда в угольной отрасли наступил период великой депрессии, капитальное строительство шахт сменилось капитальным разрушением. Если за 20 лет, начиная с 1953 года, при участии треста "Донецкшахтостроймонтаж" было построено 79 новых шахт и реконструировано 4, то после 1992 года - ни одной. И трест, и входящий в его состав Донецкий электромеханический завод переживали не лучшие времена. Как они выжили и какой ценой - история деликатно умалчивает.
Если бы у "незалежности" был лишь один смысл - вырвать души из внутреннего рабства, внедрить в них чувство собственного достоинства, то и тогда она была великим благом несмотря на все ее хаотичные последствия. Разве не к этому стремилось общество 80-х? Чтобы каждый почувствовал себя не средним человеком, а представителем среднего класса, хозяином своей жизни. Почему же сейчас жалуются те, кто тридцать лет назад ругал застой и до судорог завидовал Западу? Почему не хотят принять капитализм, как гнойный нарыв принимает скальпель? Ведь жизнь в сущности состоит из перипетий и опасностей. Но человек творческий, созидающий не боится трудностей: чем сложнее задача, стоящая перед ним, тем интереснее ему жить. Тем виртуознее он ее решает. Так что нынешнее время, выдвинувшее предпринимателей на авансцену истории, пришло в срок (у истории не бывает перемен не ко времени), позволило им расправить плечи, вырыть свои таланты, без злого умысла похороненные "системой", а главное - с пользой применить свое добротное советское образование, одно из лучших в мире.
Знаменитый философ и социолог Хосе Ортега-и-Гасет предложил, пожалуй, самое глубокое и радикальное деление человечества на группы: "Те, кто строг и требователен к себе самому, - это подвижники, они берут на себя труд и долг, и те, кто снисходителен к себе, доволен собой, кто живет без усилий, не стараясь себя исправить и улучшить, кто плывет по течению. Те, кто достиг самоудовлетворения, снаружи такие гладкие и блестящие, внутренне мертвы. Подлинная полнота жизни - не в покое удовлетворенности, а в процессе достижения, в моменте прибытия".
Сегодня "Амплитуда" и Донецкий электромеханический завод - практически единое целое. Производственные мощности предприятия укомплектованы универсальными металлорежущими станками, аппаратами электродуговой сварки, специализированными станками для сборки-разборки якорей двигателей и изготовления секций и катушек, гидравлическими и кривошипными прессами, термосушильными камерами с принудительной вентиляцией. Освоив безукоризненный ремонт электродвигателей, на "Амплитуде" взялись за ремонт шахтных электровозов.
- В то время наиболее распространенным в шахтах был электровоз АМ8Д, созданный в конце 80-х Дружковским машзаводом, - рассказывает Леонид Дебелый, председатель наблюдательного совета ЗАО ПКФ "Амплитуда". - После измененного в 1986 году ГОСТа по безопасности оказалось, что электровоз не соответствует стандарту по 8-10 пунктам и нуждается в серьезных доработках. Ремонтируя АМ8Д, мы хорошо знали все его достоинства и недостатки и решили сделать его соответствующим всем требованиям безопасности. Обратились в МакНИИ, оттуда прислали разъяснительное письмо, в котором перечислялись все нарушения ГОСТа. Мы подумали и решили сделать принципиально новую модель электровоза с транзисторной бесконтактной системой управления. В работе нам помогали луганские и харьковские научные институты, завод "Электромашина", выпускающий электрооборудование.
Первое дитя "Амплитуды" - электровоз АРП8Д, что называется, рождался в муках. Тогда на предприятии работали 60 человек, в конструкторском бюро - 8. В общем, высококвалифицированных специалистов было достаточно, чтобы производить не только чистку и покраску электровоза, но и изготовление деталей и сварку элементов конструкций, а также механическую, термическую обработку, электромонтажные работы, отбраковку узлов, не подлежащих восстановлению, и замену их на новые. Ясно, что после капитального ремонта машина получает как бы вторую жизнь. К тому же настоящий специалист, видя механизм изнутри, стремится что-то улучшить, модернизировать, довести до совершенства. В итоге от предшественника, АМ8Д, остались только рама и ходовая часть с базой 1200 мм, позволяющей вписаться во все существующие выработки угольных шахт. В 2002 году электровоз АРП8Т прошел стендовые и ходовые испытания на шахте "Прогресс" (г. Торез), и, казалось бы, все было готово к серийному выпуску. Однако было принято решение продолжить испытания в условиях различных шахт, особенно с крутыми пластами. На шахтах Донбасса вследствие пучения почв есть тенденция к завышению профилей рельсового пути, что накладывает существенные ограничения на весовую норму и скорость движения подвижного состава. Изучив "Типовые решения по безопасной перевозке людей и грузов в выработках с уклоном от 0,005 до 0,05%", специалисты "Амплитуды" пришли к выводу, что настало время техники нового поколения, и новый электровоз только тогда будет конкурентоспособным, когда будет сочетать в себе экономичность, надежность и безопасность, небывалые прежде. Начался новый этап.
Продолжительные испытания нового электровоза выявили наименее надежные узлы в блоке КТВ. Так, механический реверсор, один из ключевых узлов, оказался наиболее узким местом. Его заменили электронной схемой, и хотя сам блок стал дороже, но зато значительно надежнее. Также выяснилось, что при работе с кислотной батареей требуется дополнительный контроль над зарядом, который отлично обеспечивает автомат ВРВ-160, универсальный для всех аккумуляторов. Поскольку на многих шахтах используются щелочные батареи, было решено адаптировать к ним схему электровоза. Причем инновация позволяла использовать батареи, срок службы которых истек. С 2004 года ЗАО ПКФ "Амплитуда" выпустили в серию контроллер КТВ- 2 с усовершенствованной системой защиты и приспособленный к работе с кислотными и щелочными батареями с различной степенью разряда.
- В ходе испытаний мы столкнулись с тем, что машинисты электровозов не всегда выполняют инструкции по их эксплуатации и производят различные переключения режимов работы (не всегда предсказуемые), это вызывает пиковые нагрузки как электрические, так и механические, - поясняет Леонид Леонидович. - Мы внедрили не просто блокировку непредсказуемых режимов, а сделали их невозможными в принципе, на уровне схемы. Во время доработки электродинамического торможения удалось обеспечить режим, позволяющий делать плавные сходы, аналогичный ABS легкового автомобиля. Это надежно и безопасно.
Одно из современных требований безопасности для подземного транспорта - трехцветная фара (ближний свет, дальний и красный дежурный). Конструкторы "Амплитуды" разработали особый блок стабилизации напряжения, поддерживающий в фаре (вдруг разобьется) безопасный слабый ток, а также блок питания фары (ИПН), отслеживающий направление движения электровоза и автоматически включающий соответствующую фару. Все это - эксклюзив, такого не было ни на одной из старых моделей электровозов. Еще одна собственная разработка фирмы - скоростемер, кстати, обязательная деталь шахтных локомотивов. Старая модель, которую выпускали в Тбилиси, похожа на счетчик такси. Современный, производства "Амплитуды" - на электронной базе, бесконтактный, считает не только скорость, но и пробег, причем независимо от направления движения. Кроме того, он подходит буквально к любым электровозам, эксплуатирующимся в наших шахтах.
- Еще мы сделали свой звуковой сигнализатор, который можно использовать и на угольных комбайнах, - продолжает Леонид Леонидович. - Главные его достоинства - взрывозащищенность и искробезопасность. В нем предусмотрена защита внешних цепей от короткого замыкания. Все электрические части сигнализатора заключены во взрывонепроницаемую оболочку, которая способна выдержать внутри себя давление взрыва и таким образом исключает передачу взрыва в окружающую среду. Стоит сказать, что все наши приборы - во взрывозащищенном исполнении.
Итак, усовершенствование электрической схемы и ноу-хау в механической части электровоза АРП8Т гарантировали не только его надежность и безопасность по сравнению с АМ8Д, но и увеличение ресурса как минимум в 2 раза. Только на батареях можно сэкономить 10 тыс. грн в год. На электровоз и его систему управления получен декларационный патент Украины Љ UA 63081 А, и с 2004 года начался серийный выпуск. Кстати, электровоз АРП-8Т может выпускаться в двухкабинном варианте при тех же габаритных размерах(при условии эксплуатации с кислотной аккумуляторной батареей). На выставке "Уголь/Майнинг-2006" "Амплитуда" уже демонстрировала контактные электровозы КА10 и К14, предназначенные для транспортировки составов по подземным выработкам шахт и рудников с уклоном до 0,005 и радиусами закругления рельсовых путей не менее 12 м и 18 м соответственно.
"Амплитуда": все выше и выше
Многие считают, что маркетинг - это стимулирование сбыта. Маркетинг по Котлеру -удовлетворение потребностей и нужд людей. Своего рода бизнес-дартс. Попасть в яблочко потребительского спроса, найти свою нишу для любого бизнесмена - лишь половина успеха. Трудоемкое и кропотливое главное - впереди. Это все равно что с налету взять высоту, а потом упорно удерживать. Леонид Леонидович считает, что коллективу ПКФ "Амплитуда" удается держать марку благодаря качеству и постоянному движению вперед. Однако есть еще одно слагаемое успеха - умение управлять людьми. Кто никогда не ощущал тайного страха, понимая ответственность перед своими подчиненными, партнерами, близкими, перед страной наконец, тот ничего не добьется. Свой принцип управления коллективом Леонид Дебелый определяет так: бережное отношение к каждому работнику, чтобы тот чувствовал заботу о себе, как в семье. "Деньги, материальная заинтересованность важны до поры до времени, - считает он. - Когда у человека наступает более или менее стабильное положение, он просто хочет внимания".
- "Амплитуда" изначально имела две ветви развития: качественный ремонт и создание нового, - рассказывает Леонид Леонидович. - Несмотря на то, что предприятие обеспечено заказами достаточно, мы никому никогда не отказываем, готовы модернизировать любые электровозы имеющимися у нас блоками, чтобы они были более безопасны. Кроме того, нам интересны любые конструктивные предложения о сотрудничестве. В ближайших планах - создание более современных моделей, ведь совершенству нет предела. Идеи лежат на поверхности, даже технические. Природа уже все создала, надо только увидеть. Возможно, некоторые задачи не под силу нашему скромному коллективу. Например, без поддержки государства нам не поднять такого сложного комплекса вопросов, как разработка шахтного электровоза во взрывозащищенном исполнении для работы в тупиковых выработках шахт, опасных по газу. Я могу назвать еще несколько прогрессивных направлений развития локомотивного транспорта, которые будут способствовать повышению не только угледобычи, но и общего технического уровня горной отрасли. Так, внедрение материалов с высоким коэффициентом трения для футеровки стального обода колесной пары шахтного локомотива не только увеличит его тяготормозную способность, но позволит на завышенных профилях пути не уменьшать весовую норму поезда. Если установить энергосберегающую бесконтактную транзисторно-импульсную систему управления тяговыми двигателями, торможение будет происходить без блокировки колесных пар, что способствует безопасности эксплуатации, а в рейсовом режиме даст возможность рационально использовать энергию аккумуляторной батареи.
Из года в год в Украине поднимается вопрос обновления горного оборудования. Так, ежегодно требуют замены свыше 400 шахтных электровозов и 1300 тяговых батарей. Для нормальной работы шахтного транспорта нужны своевременные текущие и капитальные ремонты, внедрение новой техники и современных технологий, улучшение состояния рельсового пути. Чтобы частично восстановить подвижной состав, на некоторых шахтах и заводах угольного машиностроения организованы замена кузовов, ремонт полускатов и локомотивов. Однако регулярные эксплуатационные и послеремонтные испытания локомотивов там не проводятся. Чтобы дать гарантию надежности, необходимо использовать тяговые расчеты при определении показателей работы рельсового транспорта, определить тормозные, электромеханические, вибрационные характеристики реального сцепления колес с рельсами и проверить соответствие их техническим условиям. Такие работы связаны с трудностями и, как правило, не соответствуют требованиям нормативов из-за отсутствия технологической оснастки, оборудования для проверки качества выполняемых операций. Нет в Украине и специализированного независимого центра по комплексному испытанию локомотивного транспорта и его узлов как после изготовления, так ипосле капитального ремонта. А ведь оценка технического уровня подвижного состава требует достоверной информации об эксплуатационных параметрах локомотива. ПКФ "Амплитуда" располагает оборудованием, позволяющим проводить комплекс испытаний локомотивного транспорта как нового, так и прошедшего капитальный ремонт. К сожалению, не многие угольные объединения могут себе позволить расходы на транспорт. Финансирования едва хватает, чтобы запустить лаву. А когда уже надо комиссию приглашать, вспоминают про электровоз - не пешком же ей идти.
Старые песни о главном
В критическом положении не только локомотивный транспорт. По словам министра Углепрома Сергея Тулуба, износ шахтного оборудования в государственных компаниях достигает 78%. Причем плохое состояние техники является одной из причин того, что украинские угледобывающие предприятия считаются чуть ли не самыми аварийными в мире. Это "свидетельствует об отсутствии в отрасли целенаправленной программы технической политики относительно своевременного обновления, замены и ремонта шахтного фонда" - считает Госгорпромнадзор, который еще год назад настоятельно требовал от Минуглепрома немедленно принять меры по решению проблемы. "Во время утверждения программы развития горных работ на 2006 год особое внимание министерство должно уделить финансированию, направленному на... обновление и надлежащую эксплуатацию стационарного оснащения на шахтах отрасли". Увы, 2006 год заканчивается, а программа только в проекте. Конечно, всем известны причины столь долгого раскачивания, но отрасли от этого не легче. Подавляющее большинство подъемных установок требуют замены или капитального ремонта. Главное, что кадровый инженерно-технический потенциал горной отрасли по-прежнему способен решать самые сложные технические задачи. Так, специалистами треста "Донецкшахтостроймонтаж" в течение месяца выполнены демонтажные и монтажные работы по замене механической части двух подъемных машин ЦШ 5х4 на скиповом стволе шахты "Комсомолец Донбасса", осуществлена уникальная операция по надвижке безукосного башенного копра высотой 60 метров и массой 2 000 тонн на скиповой ствол шахты "Западно-Донбасская".
- Мы в состоянии выполнить такие работы качественно и в предельно сжатые сроки, - заверяет Владимир Леонидович Дебелый, председатель правления треста, - однако крупные контракты с подрядными организациями заключают в основном частные угольные компании, государственные средства на эти цели не выделяются. Все зависит от отношения правительства к развитию угольной промышленности.
А отношение, если послушать правительство, очень хорошее. Министр углепрома Сергей Тулуб объявил о создании ремонтного фонда и предлагает предусмотреть в проекте госбюджета на 2007 год 470 млн грн на ремонт оборудования государственных шахт. Заказы планируют размещать на государственных ремонтно-механических заводах. Все это, конечно, хорошо и спасибо ему за поддержку отечественного производителя. Но неужели латание дыр - единственная приемлемая и реально возможная политика на сегодняшний день? Тактический ход в преддверии больших перемен. Однако если обратиться к государственной "Энергетической стратегии", то среди задач, которые предстоит решить в 2006-2010 годах, техническое перевооружение и интенсификация угольного производства упомянуты в последнюю очередь. Согласно этому плану, ждать "коренного изменения технического и экономического уровня угольного производства за счет перемещения добычи на вновь введенные мощности, оснащенные техникой нового поколения", можно лишь в 2011-2020 годах. Но опять же "основными источниками капитальных вложений будут собственные средства предприятий отрасли и заемные финансовые ресурсы". Тогда почему нет закона, который стимулировал бы модернизацию производства, чтобы предприятие могло купить новое оборудование не после выплаты всех налогов, а до того. Если государство будет вводить неэффективные законы, оно будет неэффективно получать деньги, считает Леонид Леонидович.
Не могу удержаться, чтобы опять не процитировать великого Хосе: "Вопросительный знак осеняет всю нашу эпоху. Гигантский по величине, двусмысленный по форме - не то виселица, не то триумфальная арка".
- Каждый человек находится там, где считает нужным находиться, - отвечает испанцу Леонид Дебелый. - Я делаю нужное дело, созидаю. Время разбрасывания камней прошло...
Каждому человеку необходимо, чтобы заветная мечта, наполненная исканиями, в один прекрасный день была достигнута. Но когда он удовлетворяет все свои желания, это начало конца. Как сказал Сервантес, "путь всегда лучше, чем отдых".