Медофф Светлана : другие произведения.

Дежа вю и се ля ви

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

1

Голуб/уголь украины

Угольная промышленность: дежа вю и се ля ви

Светлана Медофф

В угольной отрасли - очередное реформирование. Минуглепром подготовил проект новой концепции развития угольной промышленности. Предыдущая была в 2005 году. Кроме нее есть Энергетическая стратегия Украины на период до 2030 года, в которой расписаны планы и задачи на близкую и дальнюю перспективу. Что же такого принципиально нового содержит очередная концепция? Да, в общем, ничего.

Новые веяния в структурной реорганизации отрасли, зачастую прямо противоположные по направлению, появляются со сменой министров. Ни один из них не успел привести свои реформы к какому-либо результату. Десять лет назад началось путешествие угольной отрасли к спасению, в результате которого она осталась сегодня с тем, что имела в 1996 году: чуть больше 80 млн т угля по итогам года. Все это время шахтами играли, как корабликами, выстраивая их то в линию, то в кильватер. В результате 12 шахт потеряны безвозвратно, 120 - в процессе ликвидации. Сколько еще, подобно заблудившейся эскадре, будет носиться угольная отрасль по волнам экономики, теряя корабли и болтаясь так, что все идеи ее адмиралов тонут в пучине коррупции, воровства и разбазаривания?

По-новому метет

В феврале 1996 был опубликован указ Президента Украины "О структурной перестройке угольной промышленности", предполагавший корпоратизацию предприятий, подчиненных министерству, и создание на их базе государственных акционерных и холдинговых угольных компаний. При этом не менее 51% акций государство оставляло под контролем. Компаниям предоставлялось право самостоятельно реализовывать продукцию по согласованным с потребителями ценам. По расчетам тогдашнего министра углепрома Сергея Полякова, реализация указа должна была обеспечить стабилизацию работы угольных предприятий, увеличить до 2005 года добычу угля до 110-120 млн т в год и возвратить в 2006-2015 годах средства, полученные от государства на проведение структурной перестройки отрасли. Ее развитие было объявлено приоритетным направлением политики правительства. Разработали дотацию на каждую тонну добываемого угля. Все шахты получили юридическую самостоятельность. Правда, пережили ее немногие.

Интеграция по горизонтали началась в декабре 2002 года в бытность министром ТЭК Сергея Ермилова: 18 государственных угольных холдинговых компаний и 7 производственных объединений (около 200 шахт) исчезли, а появилось 21 государственное предприятие. Каждая отдельно взятая шахта лишилась статуса юрлица. Укрупнение проводилось с одной целью: совокупный доход и общее финансирование предприятий направлять на подготовку новых лав, модернизацию и обновление. Ведь у большинства шахт к этому времени уже не было доходов, обеспечивающих даже простое воспроизводство. Бартерные расчеты и многочисленные посредники разорили их подчистую. Долги по зарплате привели к социальному взрыву в 1998 году. В то время, когда шахтеры стучали касками на Крещатике, на 457 предприятиях отрасли были выявлены незаконные и произведенные не по целевому назначению затраты на сумму 34,8 млн грн, на 156 предприятиях - недостачи и хищения денежных и материальных ценностей на 5,6 млн грн, а также другие нарушения финансовой дисциплины - на 3,3 млн грн. Общая сумма потерь составила 44,1 млн грн. Именно тогда в украинском бизнесе закончился период накопления капитала.

С приходом в 2004 году на пост министра топлива и энергетики Сергея Тулуба реорганизация пошла на очередной виток: взят курс на приватизацию. Были благополучно проданы 60% акций "Краснодонугля", крупные пакеты ОАО "Шахта "Комсомолец Донбасса", "Угольной компании "Шахта "Красноармейская-Западная Љ1" и 92% акций ГХК "Павлоградуголь". А перед этим вышел указ Президента "О мерах по повышению эффективности управления угольной отраслью и ее развитию", предусматривающий создание НАК "Уголь Украины", куда должны войти прибыльные и потенциально прибыльные предприятия, которые целесообразно сохранить в госсобственности для обеспечения энергетической безопасности государства. Нет смысла обсуждать, почему вышеперечисленные стабильно работающие предприятия не попали в список стратегических. По большому счету, никто не скрывал, что в дальнейшем будет приватизирована и НАК, особенно шахты, добывающие коксующиеся угли. Просуществовав около полугода, компания почила в бозе, повторив судьбу своей предшественницы - ГАК "Уголь Украины", созданной в 1998 году и закрытой два года спустя. Необходимость ликвидации НАК "Уголь Украины" обосновывались тем, что, во-первых, она была создана без должной юридической базы и представляла собой открытое акционерное общество, в которое входили предприятия государственной формы собственности, а, во-вторых, порождала возможность теневой приватизации шахт. Возглавивший Минуглепром в 2005-м Виктор Тополов не собирался продолжать приватизацию в том же духе. Он был категорическим противником предоставления дотаций негосударственным предприятиям и считал, что в отрасль должны прийти инвестиции и квалифицированный менеджмент, чтобы хоть как-то разгрузить бюджет. В перечне из 12 объектов, которые предполагалось приватизировать, не было ни одного инвестиционно привлекательного. Законопроект об особенностях приватизации угольных предприятий, без которого невозможно было продолжать разгосударствление, не дошел даже до профильного комитета ВР. В августе 2006-го у штурвала угольной промышленности снова встал Сергей Тулуб, в бытность которого министром прошла первая волна приватизации.

"Нам вашей Ульянки и так не надо-ть, и с деньгами не надо-ть"

Несмотря на то, что в Украине частных и арендных угольных предприятий на порядок меньше, чем государственных, они добывают почти 50% угля. На приватизированных шахтах темпы роста добычи угля выше на 5%, зарплаты - на 7%, капитальных вложений - на 50%. Эти факты, несомненно, говорят в пользу приватизации.

- Я считаю, что это перспективно, - заявил Тулуб на одной из пресс-конференций.- Если хозяйство в плохом состоянии, виноват хозяин. А хозяин у нас кто? Государство. Раз оно не справляется, значит, надо приватизировать. В министерстве идет подготовка программы разгосударствления угольной отрасли. Если правительство ее одобрит, мы начнем этот процесс.

Судя по всему, Минуглепром "добро" получит, ибо уже есть проект закона "О развитии угольной отрасли", разработанный по поручению премьер-министра Виктора Януковича. Сегодня проект проходит согласование в министерствах, и в идеале до конца первого квартала должен быть принят. Судя по всему, с помощью закона удастся, наконец, стабилизировать ситуацию, если, конечно, в нем будет прописано государственное регулирование, принятое во всем цивилизованном мире. Тогда в ответ на свои каверзные вопросы мы не услышим: "Минуглепром не контролирует работу частных шахт, это некорректно". Однако журналисты для того и существуют, чтоб задавать нелицеприятные вопросы. Например, так и просится на язык: неужели за положительную динамику в отрасли государство готово уступить свое монопольное право на управление угольной промышленностью? Если "государственные" менеджеры не справляются с порученным им делом, то нужно ли отдавать отрасль другим хозяевам или сначала поменять своих назначенцев, поставив эффективных управляющих? Как министерство, которое, как мы помним, считает некорректным контролировать частные структуры, будет проверять эффективность использования бюджетных ассигнований?

Тем не менее специалисты считают, что основное государственное влияние должно быть направлено на соблюдение баланса интересов собственников и общества. В законе следует утвердить положение о принудительной смене владельца при явном отсутствии положительных производственных результатов в течение года или двух. Кроме того, должна быть предусмотрена не только финансово-экономическая, но и уголовная ответственность за перекладывание на государство финансового ущерба от увеличения сумм регрессных исков, роста пособий по безработице и снижение налоговых платежей из-за уменьшения объемов производства. Учитывая особую опасность угольного производства, следует внести поправки в Гражданский кодекс и законы, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность, об обязательности проведения горного аудита и предоставления государственным органам его результатов. В этом году на базе пилотных проектов планируется отработать нормативно-правовую базу по урегулированию взаимоотношений государства и частного бизнеса в угольной промышленности. Главными рычагами прямого воздействия на собственников останутся контроль за соблюдением лицензий на разработку, правил использования запасов и техники безопасности, а также требований Трудового кодекса.

Приватизацию привлекательных для инвестирования шахт министерство планирует проводить на конкурсной основе, а малопривлекательных - на льготных условиях, но с проведением конкурсов программ их развития. При этом предполагается снижать без ограничений стоимость имущества убыточных шахт вплоть до безоплатной передачи их в собственность под обязательства покупателя по развитию и финансовому оздоровлению предприятия. На практике это будет выглядеть так: инвестор разрабатывает программу, утверждает ее в коллективе шахты, на совете директоров объединения, на коллегии облгосадминистрации, а потом уже министерство будет ее принимать.

- Почему шахта им. Артема, которая добывала в 1990 году 2000 т, сегодня выдает на-гора 120? - задал вопрос Сергей Тулуб на пресс-конференции в Луганске и сам же ответил: это в какой-то мере результат нашей неправильной политики прошлых лет, когда закрывались шахты, имеющие запасы угля, когда на предприятия приходили псевдоинвесторы, после которых от шахт остались рожки да ножки. Теперь так не будет.

Конечно, уверенность в успехе при любом реформировании необходима, но когда ее много и демонстрируется она в очередной раз, то невольно возникают сомнения. Шахтеры, которые чего только не навидались за последние 10 лет, предполагают и здесь очередной подвох властей. Руководитель территориального комитета профсоюза угольщиков ГП "Донбассантрацит" Вячеслав Кубарев считает, что "в действиях министерства просматривается тенденция - лишь бы избавиться, сдать угольную промышленность и всю социальную сферу частному капиталу. Люди повсюду об этом говорят".

Народ, как всегда, прав. Причем, государство даже готово доплачивать частникам из госбюджета. В проекте новой концепции говорится о необходимости разработать "эффективную систему государственной поддержки угольных предприятий всех форм собственности".

"- Что вы такое говорите... У меня воз сена стоит 10 рублей!

- Стоит-то он стоит, но никто ж его не покупает!"

Сергей Тулуб условно распределяет 147 государственных шахт на три группы: инвестиционно привлекательные, потенциально инвестиционно привлекательные, непривлекательные вообще. 20 аутсайдеров в прошлом году добыли 0,001% угля от общего количества, использовав при этом 178 млн грн из Госбюджета. Между тем их запасы угля превышают 130 млн тонн. Две трети таких шахт небезнадежны, и Минуглепром считает возможным их оздоровление. "Политика министерства такова: шахты, имеющие кондиционные запасы угля, закрываться не будут", - заявляет министр.

Добыча угля для большинства государственных шахт Украины убыточна и дотируется государством. В 2006 году шахты добыли 80,3 млн т угля, и даже немного перевыполнили план, однако это пиррова победа. Гордиться нечем: добыча увеличилась на 2,2 млн т по сравнению с 2005 г, а убытки выросли на миллиард и составили почти 2,7 млрд грн. Причем, не только из-за полумертвых шахт третьей группы. Убытки от финансово-хозяйственной деятельности ГП "Ровенькиантрацит", регулярно перевыполняющего план, составили в 2005 году более 180 млн грн. Учитывая, что в прошлом году страна вложила в угольную отрасль 4,27 млрд, напрашивается вопрос: кому нужны убыточные предприятия?

Игорь Сырый, генеральный директор "Метинвест Холдинга" в интервью журналу "Коммерсант-Украина" сказал:

- Нас интересуют прежде всего шахты, в которых добывается уголь марки "К" и угли с низким содержанием серы. Мы покупаем уголь на стороне, но обеспечение наших коксохимических предприятий собственным углем для нас не самоцель. К сожалению, на большинстве украинских шахт себестоимость добычи выше цены реализации угля, и они не могут обойтись без дотаций. Поэтому здесь мы руководствуемся экономической целесообразностью, то есть, если нам будет выгоднее покупать уголь на стороне, чем добывать его самостоятельно, значит, так мы и будем поступать. К сожалению, мы не видим на Украине интересных для нас шахт, производящих уголь марки "К" и угли с низким содержанием серы.

Напомним: группа "Метинвест" осуществляет стратегическое управление горно-металлургическим бизнесом ЗАО "Систем Кэпитал Менеджмент" (СКМ) предпринимателя Рината Ахметова, владеющего 90% акций компании.

Правда, остались еще шахты, добывающие энергетические угли, и будет абсолютно противоестественно, если государство не сохранит контроль над добычей энергетического угля. Ведь из пяти компаний, производящих электроэнергию на тепловых электростанциях, четыре принадлежат государству. Если приватизация пойдет по принципу раздачи лакомых кусков, и 10% шахт, дающих 90% угля, уйдут в частные руки, это будет снова дежа вю и се ля ви.

Продолжение читайте в следующем номере.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"