Медофф Светлана : другие произведения.

Врозь и вместе с философом

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О профессоре Луганского национального университета им. Даля Владимире Исаеве.

  С философом нелегко беседовать дилетанту, даже если у них общая альма-матер, но безумно интересно, потому что узнаешь ответы на вопросы, которых даже не задавал. Философ нестандартно смотрит на процессы и явления, причем, не настаивая на своих оценках, а главное - заставляет задуматься о цивилизации и культуре - пространствах, где вечно мечется человечество, выбирая между всеми сокровищами земли и бессмертием.
  
  Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой мировой философии и теологии Луганского национального университета им. В. Даля Владимир Исаев не только ученый, философ и преподаватель, но поэт и гражданин, причем в самой чистосердечной ипостаси. С легкостью цитирует Тредиаковского, Сталина и Губермана, иронично сообщает, что "висит на "Миротворце", а это сегодня расценивается двояко: либо как "черная метка", либо как пантеон героев. В его небольшом поэтическом сборнике "Врозь и вместе" - честные и безыскусные стихи, короткие и емкие, как афоризмы.
  
  "Знаю я, душа моя здорова, пока ее тревожит боль" -
  стихотворение, которое могло бы стать эпиграфом ко всему творчеству профессора, но Исаев-поэт - хоть и заманчивая, но совсем другая тема. Прежде всего, он считает себя учителем, наделяя это понятие таким императивом, что немудрено перестать спать, перемучиваясь вопросами: кто я, где я и зачем. Владимир Данилович убежден, что именно учитель и никто другой занимается и образованием, и воспитанием. Казалось бы, банальная истина, однако, по Исаеву, образование и воспитание - совершенно разные пространства.
  В основе образования лежит цивилизация, в основе воспитания - культура, а если проще: воспитание - это формирование у человека совести, а образование - профессионализма. При этом в качестве мировоззренческой основы воспитания лежит альтруизм, а образования - индивидуализм. Ни больше и ни меньше.
  
  "Помимо положительных ценностей образования: рационализм, знание, прогресс, разум, -есть и отрицательные: отсутствие морали, полная изоляция от культуры, дегуманизация науки и научного творчества - именно они подпитывают кризис цивилизации. Но выход возможен на другой основе. В Западной Европе такой основы почти не осталось. Зато она есть в Украине и России", - считает профессор.
  
  По мнению Исаева, такой основой является менталитет славян, где в качестве базовых ценностей все еще остается образование, вера, душа. На такой почве и возможен поворот в пространстве через личность учителя, если еще цивилизация не вытравила из него качество личности.
  Вселив некоторую уверенность, что для нас не все еще потеряно, профессор снова включает холодный душ, мол, даже педагогика часто воспитывает не человека, а нечеловека.
  
  "Незнание, а не знание является брендом, - констатирует Владимир Данилович. - В педагогике вообще и в педагогической практике школ всех уровней, от первого до четвертого, присутствует практика однорукости, когда человек готовится к бытию в пространстве цивилизации как вещь, полезная обществу, - заявляет он, но все же подает надежду: учитель как раз двурукое существо в педагогической деятельности".
  
  Если бы человек жил в одном лишь пространстве цивилизации, то история человечества давным-давно окончилась бы, полностью и абсолютно цивилизованное человечество уже давно взорвало бы себя, уверен философ.
  
  "Но, к нашему счастью, благодаря Богу, каждый человек живет или, по крайней мере, может жить в двух пространствах: и цивилизации, и культуре одновременно. Это и продлевает жизнь человечеству, это и дает основания для оптимизма", - говорит Исаев.
  
  "В агонии ищем гармонию"
  
  По словам профессора, однажды ему открылась мистическая истина: "Все учебники - один и тот же задачник, в котором содержится одна-единственная, но главная задача, от решения которой зависит, вверх или вниз, к человеку или от него мы идем".
  
  "Цель культуры - бессмертие. Цель цивилизации - все, что угодно, кроме бессмертия, - поясняет он. - И вот здесь разворачивается весь трагизм человеческого бытия. Потому что, по сути своей, все что угодно, все сокровища земли, кроме бессмертия - суть смерть".
  
  Владимир Данилович напоминает, что у человека есть дар быть личностью, обладать свободой. На основе этого дара человек, не покидая пространства цивилизации, может выйти в пространство культуры. Однако жизнь человека в этом пространстве трагична по своей сути, и в этом все дело. Как говорил Аверинцев, огонь трагедии делает человека человеком. Как говорит Исаев,
  Есть карьера:
  отдых, Ривьера,
  другие места.
  И есть карьера:
  Голгофа, и вера,
  и образ
  Христа.
  
  Владимир Данилович уверен, что единственной незыблемой опорой, вокруг которой вращается по спирали все сущее и на которую может опираться человек, является вера в Абсолют, то есть в Бога.
  
  "Мы меняемся - и мир меняется, и наоборот, мы приспосабливаемся к условиям, чтобы выжить, - продолжает профессор. - Салтыков-Щедрин говорил о журнале Суворина "Новое время": они начали применительно к обстоятельствам, а кончили применительно к подлости. Это грозит и нам, если не найти Абсолют, нечто неизменное в этом подвижном мире. Это Бог".
  
  Исаев напоминает, что практически во всех религиях есть привязка к изменению обстоятельств, лишь православие привязывает мировоззрение к Иисусу как к человекобогу и может предостеречь нас от неожиданных побочных результатов, которые, постепенно накапливаясь, станут главными и похоронят наши благие намерения и приведут в ад.
  Что касается самого понятия "мировоззрение", то Владимир Данилович определяет его как внутренний механизм, компас, который помогает нам ориентироваться в мире.
  
  "Это императив, который нас вынуждает, иногда неосознанно, поступать именно таким образом. По своей энергетике, или мощи, или императивности, мировоззрение очень индивидуально. Чем больше мы чувствуем ответственность, тем шире мировоззрение. Тем более генерализированы цели, ради которых живем", - считает он.
  
  "Время собрало нас вместе - врозь живущих на земле людей"
  Кафедра мировой философии и теологии Далевского университета - одна из немногих, где принимают выпускников семинарий в магистратуру по специальности "религиоведение" и "теология". За последние годы их стало меньше, но они все равно приезжают из-за линии разграничения, отмечает завкафедрой.
  
  "Они получают светский диплом магистра богословия или магистра религиоведения, что дает возможность преподавать в средней школе и других учебных заведениях и избежать профанации в важном деле духовного образования и воспитания нашей молодежи", -дополняет Исаев.
  
  Выпустив 117 специалистов-религиоведов, кафедра обрела плодотворный опыт творческого сотрудничества со священством наших епархий. Сегодня на кафедре работают три профессора, семь кандидатов наук, доцентов. Защищено 12 кандидатских и две докторские диссертации по религиоведению и философской религиозной антропологии, издано свыше двухсот монографий, учебных пособий, научных и научно-методических статей. Готовы докторские диссертации у доцентов Н. С.Звонок, К. В. Деревянко, ряд аспирантов в конце года защитят кандидатские работы.
  На кафедре совместно с настоятелем храма во имя иконы Божьей Матери "Умиление" Александром Пономаревым и епархиальным управлением создан научный духовно-образовательный аналитический центр координации философско-богословских исследований и разработки научных основ образовательной и миссионерской деятельности. При нем работает совет по духовному воспитанию и образованию молодежи, философски-аналитическая лаборатория, постоянно действующий семинар "Церковь и теология в современном мире", курсы повышения квалификации. Кафедрой совместно с образовательным центром издается научно-методический журнал по духовному образованию и воспитанию в ЛНР "Антропос: Логос и Теос", зарегистрированный как научное издание.
  Все это дает основание Исаеву заявлять, что на кафедре мировой философии и теологии объектом воспитания является внутренний человек.
  
  "Мы работаем в логике вечности. Все остальные, включая кафедры педагогики и психологии, имеют в качестве объекта внешнего человека", - утверждает профессор.
  
  На заковыристый вопрос, чему же вы учите, если цивилизация, вооруженная до зубов техническим прогрессом, наступает, что называется, по всем фронтам, Владимир Данилович отвечает:
  
  "Мы пытаемся противостоять этому давлению. Есть две трудности: первая нами осмыслена, еще в 2015 году мы провели научно-практическую конференцию "Человек в условиях социальной неопределенности". Сегодня у нас единственная определенность - это абсолют, а конфигурация обстоятельств, на которые мы хотим опереться, экономических, политических, нравственных, социальных, неустойчива. Если говорить о ближних задачах кафедры, мы должны честно рассказывать о природе социальной неопределенности и учить жить в этих условиях. Рецепт один - больше опираться на внутреннего человека, то есть на совесть. Чем больше социальной неопределенности, тем большее значение приобретает внутренний человек.
  
  Одним из главных факторов преодоления социальной неопределенности Исаев считает Русский мир.
  В работе "Социальный реализм и духовный смысл Русского мира", которая написана профессором Исаевым в соавторстве с отцом Александром Пономаревым, это понятие рассматривается с точки зрения диалектики. С одной стороны, Русский мир - это лишь желаемая социальная реальность, с другой стороны, это реально существующая историческая общность, основанная на опыте культурного способа бытия наций, национальностей, народов и традиционных конфессий, в основе которой лежит православие.
  
  "Именно Русский мир дает возможность, по крайней мере, микшировать противоречия культуры и цивилизации. Не может он стоять на одной ноге: только на машинах или только на душе. Чтобы мы чувствовали себя комфортно, надо стоять на двух ногах", - говорит профессор.
  
  Эту же конструктивную мысль на кафедре внушают студентам.
  
  "Да, мы не можем сейчас ответить, будем ли мы в России, но мы можем быть в Русском мире. Мы в состоянии сами его строить здесь и сейчас. У нас есть все для Русского мира: конфессии, культура, наука. По большому счету, и сам он уже есть, его лишь надо расширять, опираться на него, эксплуатировать в хорошем смысле, реализовывать возможности, заложенные в нем", - уверен Исаев.
  
  "И будет жить Украина, пока будет жива Россия"
  На вопрос "Как вернуть Украину в Русский мир? Или она оттуда не выходила?" - профессор отвечает:
  
  "Я думал над этим и вот к чему пришел. Надо начинать с ответа на вопрос: мы признаем диалектику или нет? Если да, то, по Гегелю, самый важный закон диалектики - закон развития по спирали, то есть на определенном этапе человечество возвращается к исходной точке на более высоком уровне. Если присмотреться к настроениям, внутренний человек очень отзывается на ностальгию, для нас это СССР. Нужен возврат на более высоком уровне к понятию народ. Оно исчезло из нашей пропаганды. Советская власть - это власть народная. Новая историческая общность - советский человек - очень конструктивная идея. Мы воспитывались в обществе, где не имела значения национальность. Я сохранил свое отношение к Украине и украинству в советской оболочке".
  
  Однако, когда Союз развалился, у Исаева абсолютно не было ощущения, что незалежная Украина - всесоюзная кузница, житница и здравница - заживет лучше всех республик.
  
  "У меня было два образа. По поводу выхода из Союза: нельзя вырезать из организма, пусть даже больного, какой-то орган, пусть даже самый здоровый, к примеру, печень, и жить отдельно Печенью. По поводу стремления Украины в Евросоюз: представьте себе огромное дерево, например, секвойю. Это Запад, где все бьются за место под солнцем. А у нас березка. Нам говорят, давайте спилим березку и перейдем на секвойю. А там верхние ветки уже заняты - в тени будем сидеть! Не лучше ли холить и лелеять березку, чтобы она росла и крепла?"
  
  "Укусил себя за локоть, отрубив себе руку"
  По поводу языкового вопроса Исаев бросает коротко: "Сталина надо читать!" и поясняет:
  "В своей работе "Марксизм и вопросы языкознания" он писал, что язык ни в коем случае нельзя относить ни к базису, ни к надстройке, иначе получите гражданскую войну. Все, что делается с украинским языком сегодня - попытка это сделать".
  
  
  Сам Владимир Данилович - типичный представитель Донбасса, в жилах которого течет тот причудливый коктейль, который делает наших женщин красивыми, а мужчин надежными.
  
  "Мой отец - русский, а у мамы молдавские корни, но говорила она на украинском, и я свободно владел обоими языками. Я окончил русскую школу, но моим другом всю жизнь, до самой смерти, был Матвей Васильевич Красношлык - учитель украинского языка, который говорил исключительно на мове. С тех пор, когда в 2005-м году под дверью моей аудитории начали стоять люди с магнитофоном, у меня физически пропало желание говорить на украинском языке".
  
  Профессор Исаев считает, что история жестока по отношению к человеку.
  
  "Он возникает в цивилизации и осуществляется через нее. Но своим ходом постоянно норовит растоптать личность. Осознание этого факта всегда трагично. Нужны новые пути, на которых переход для человека из цивилизации в культуру и наоборот не оборачивался бы утерей самого себя, чтобы в этих переходах человек оставался самим собой: был и профессионалом, и интеллигентом, например. А найти новое можно только через культуру", - уверен Владимир Данилович.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"