|
|
||
Музей между прошлым и будущим
Светлана Голуб
В детстве многих из нас неудержимо тянет в дальние страны. Кто же не мечтал убежать из дома, чтобы путешествовать или стать капитаном дальнего плавания... Жаль, с годами жажда странствий стойко подавляется реальностью. Лишь в музеях мы чувствуем ее щекотное пробуждение. Там, где изображения старинных кораблей, морские пейзажи и туманные очертания прибрежных городов уносят нас то ли в прошлое, то ли в будущее. И потом долго еще парусники, море и таинственные узкие улочки не отпускают воображение. Знаю, вам тоже знакомы эти ощущения. В музее судостроения и флота в Николаеве их можно получить по полной программе.
...такой одинокий на фоне...
Некоторые скажут: кому нужны музеи? Кто туда ходит сейчас, в эпоху техно-дискотек, гейм- и гей-клубов, интернет-кафе и Dolbi-кинотеатров? Ответ может быть таким: в музеи, как правило, водят, причем группами. Водят школьников всех возрастов, военнослужащих. Родители - детей, грамотные жены - неотесанных мужей, муниципальные мужи - платежеспособных гостей. Или таким: добровольно ходят в музеи только люди с тонкой нервной организацией, ходят, чтобы полюбоваться красотой, созданной избранными. Они традиционно считаются культурными, интересуются историей и искусством, помнят наши корни, не растеряли любознательность и, признаться, никогда не относились к той категории населения, которую принято называть подавляющим большинством. Может, это и к лучшему. Если бы все стали ходить в музеи, им потребовался бы частый ремонт, а это вечная музейная печаль. Но в начале статьи не хочется говорить о грустном. Для того чтобы люди чаще ходили в музей, их нужно привлекать. Выставки и сами музеи могли бы выглядеть иначе, чем раньше. И для этого нужны деньги. Сейчас люди ценят дизайнерски удачные экспозиции, молодежь любит прикольное. Конечно, не надо все делать на потребу публики, но следует думать о том, чтобы ей было интересно. Надо учитывать изменение способа мышления. Раньше дети читали книги, теперь - меньше, раньше люди приходили в музей, покупали каталог и ходили по выставке вместе с ним, во время экскурсии многие что-то записывали. Кто-то скажет, мол, музей - место, где время словно остановилось в своей эпохе: и экспонаты все те же на своих местах, и лекции повторяются чуть ли не слово в слово... Ничего подобного! За те годы, что дом с мезонином на улице Адмиральской в Николаеве распахнул двери для посетителей, его стены, в их безыскусной сопричастности, стали свидетелями всех метаморфоз, происходивших со страной! Старинное здание в стиле раннего классицизма, в котором расположен музей, - памятник истории и архитектуры конца ХVIII - начала XIX века, - само по себе достопримечательность. В 1794-1900 гг. здесь была канцелярия Черноморского флота и жили его главнокомандующие Мордвинов, де Траверсе, Грейг, Лазарев, Бутаков, Аркас. С 1978 года единственный в стране музей судостроения и флота ежегодно встречает до 50 тысяч посетителей. Двенадцать залов, три тысячи экспонатов, среди них 70 моделей кораблей, иллюстрирующих эволюцию судостроения от легкой казачьей чайки до громадного комбифрейтора (сухогруза) длиной 258 м и водоизмещением 132 тысячи тонн.
По залам и континентам
Говорят, нашу планету правильнее было бы назвать не Земля, а Океан, ведь водой покрыто две трети ее поверхности. От обыкновенного плота до гребного судна прошли тысячелетия. Ученые считают, что история судостроения насчитывает 8 тысяч лет. Именно этот возраст приписывают челну, найденному в заливе Фев-оф-Форт в Шотландии. Экспонаты первого зала музея рассказывают о начале судоходства по Днепру и Бугу, по Черному и Средиземному морям. Это рисунки древнегреческих кораблей, иллюстрации к "Истории" Геродота заслуженного художника Украины В.Бахтова, археологические находки из античной Ольвии, фрагменты каменных якорей. Благословенная ольвийская земля обрела второе рождение благодаря светлейшему князю Потемкину, который "изменил первой любви к Херсону ради небывалой нежности к Николаеву". У автора цитаты Валентина Пикуля в романе "Фаворит" есть даже своя версия названия города Николаева: "Однако, - сказал Потемкин, разглядывая карту, - если тысячи лет назад греки в Ольвии имели цветущий город, чеканили свою монету, надо полагать, что место сие было выгодно промыслами. И расположено удачно... Чует мое сердце, здесь большому и нужному городу быть. Помрачит он славу херсонскую, да и климатом лучше... Херсона нам уже мало, в устье Буга необходим город, где бы корабли строились и люди жили... Название? Так я и название сразу придумаю. Нике - победа, а лаос - народ. Чем плохо?" Так зародилась мечта о городе НИКОЛАЕВЕ - славном граде мореплавателей и кораблестроителей. "Nike и laos". Сами же николаевцы считают, что город получил имя Святого Николая, покровителя моряков, в день поминовения которого Суворов взял Очаков. Название "Святой Николай" дали построенному в 1790 году первенцу Ингульской верфи 44-пушечному фрегату, модель которого всегда в центре внимания посетителей музея. Примечательно, что он был возведен в рекордные по тем временам темпы: от закладки до спуска на воду прошло семь с небольшим месяцев. Именно верфи на Ингуле сыграли решающую роль в создании Черноморского флота. Жемчужина музея - диорама "Строительство кораблей на Николаевском адмиралтействе в первой четверти ХIХ столетия" (автор - лауреат Шевченковской премии В.Семернев). Большая экспозиция посвящена подвигу экипажа "Меркурия", удостоенного Георгиевского флага за героизм во время русско-турецкой войны. 14 мая 1829 г. небольшой русский парусный бриг "Меркурий" (18 пушек малого калибра) встретился с выходившей из Босфора большой турецкой эскадрой. Двум турецким линейным кораблям (110- и 74-пушечному) был дан приказ уничтожить бриг. При сближении турецкий флагман предложил русским сдаться, но ультиматум был отвергнут, а командир брига капитан-лейтенант А.И. Казарский приказал открыть огонь по противнику. От ответного огня турецких кораблей на бриге вспыхнул пожар, но ему удалось оторваться от противника, нанеся ему сокрушительный ущерб. В честь подвига брига "Меркурий" в музее хранится закладная доска корвета "Память Меркурия", построенного в Николаеве в 1865 году.
В зале Крымской войны (1853-1856 гг.) размещены настоящие реликвии того времени: корабельные пушки, Андреевский военно-морской флаг, награды моряков-участников войны. Отвагу и бесстрашие проявили моряки 18 (30) ноября 1853 г. в сражении при Синопе под командованием прославленного флотоводца адмирала П.С. Нахимова. Четыре часа длилось сражение с турецкими кораблями и береговыми батареями. Когда оно закончилось, турецкая эскадра перестала существовать. Среди многочисленных пленных оказался и командующий флотом. Модель 84-пушечного линейного корабля "Императрица Мария", флагмана эскадры Нахимова, напоминает об этом событии. В летопись русской боевой славы золотыми буквами вписаны дни героической обороны Севастополя 1854-1855 гг., подвиги замечательных флотоводцев адмиралов В.А. Корнилова, П.С. Нахимова, В.И. Истомина, которые вместе с матросами и солдатами сражались на бастионах и погибли. Легендарным стал русский матрос Петр Кошка. Чуть ли не каждую ночь отважный моряк пробирался в траншеи противника и всегда возвращался с трофеями: то гнал перед собой пленного англичанина или француза, то приносил несколько ружей. Другой матрос - Игнат Шевченко ценой жизни спас в бою командира, прикрыв его своим телом от вражеской пули. Ему, первому среди низших чинов, в 1874 году был установлен в Николаеве памятник. Крымская война стала вехой в процессе перехода от парусного флота к паровому панцирному. Первый в России паровой военный корабль - 14-пушечный пароход "Метеор" был заложен на николаевской верфи еще в 1823 году, а с 1873-го появились первые панцирные, единственные в мире круглые корабли - так называемые "поповки" (по имени их изобретателя - вице-адмирала А.А. Попова). В музее - модель такого броненосца "Новгород", спущенного на воду Николаевским адмиралтейством в 1873 году.
Николаев - родина выдающегося полководца и ученого С.И. Макарова, который разработал и практически применил тактику боевых действий минных катеров в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Под его командованием успешно осуществлялись атаки турецких кораблей шестовыми и буксируемыми минами, а в конце войны уже применялись торпеды. В своем труде "Рассуждения по вопросам морской тактики" С.И. Макаров впервые рассмотрел способы боевого применения артиллерии и минного оружия различными классами кораблей и многие другие важнейшие аспекты войны на море. В 1893 г. он изобрел бронебойный наконечник к снарядам, который значительно усиливал их пробивную способность. Этот наконечник, получивший название "макаровского колпачка", вскоре был принят на вооружение во всех иностранных флотах. В музее - фотографии дома, где родился Макаров, личные вещи, документы и научные работы. Картина народного художника Украины М.Ряснянского "С.И. Макаров и В.В. Верещагин на палубе броненосца "Петропавловск" рассказывает о последних мгновениях жизни этих знаменитых сынов России, погибших в 1904 году.
Развитию судостроения в начале 20 века посвящены материалы о реконструкции Николаевского адмиралтейства и работе судостроительного завода "Наваль". Экспонируются модели первого в мире минного заградителя "Краб", миноносца "Завидный", десантного парохода "Эльпидифор". Замечательны успехи наших моряков в таких областях, как гидрология, метеорология, картография, океанография, навигация, мореходная астрономия, девиация. Серия материалов музея рассказывает о внедрении новых технологий в судостроение 1930-х годов, в частности электросварки, которая широко применялась в строительстве подводных лодок типа "Малютка" и "Щука". Они входили в состав Черноморского, Тихоокеанского и Северного флотов и внесли свой вклад в победу над фашизмом. В экспозиции - модель легендарного ледокола "Анастас Микоян", в 1941 году совершивший "огненный рейс" - кругосветный переход через моря и океаны из Черного моря в Северный Ледовитый океан. На площадке перед музеем выстроились пушки с кораблей Черноморского флота, овеянные славой Великой Отечественной войны.
Послевоенные достижения николаевских корабелов представлены в разделе "Современный гражданский флот. Конец 1940-1990-х гг.". Экспозиции рассказывают о деятельности крупнейшего в Европе Черноморского судостроительного завода, одного из первых на юге Украины завода им. 61-го коммунара и самого молодого в Николаеве судостроительного предприятия "Океан". В этом зале - модели рудовозов и контейнеровозов, транспортных рефрижераторов и нефтевозов, а также судов советской китобойной флотилии и научно-исследовательского флота СССР. Центральное место занимает витрина с моделью корабля для связи с космосом "Академик Сергей Королев". Здесь и модель легендарной яхты "Икар", которая в 1987-1988 гг. первой из крейсерских яхт совершила кругосветное путешествие. Стационарная выставка "Морской щит Отчизны" представляет военное кораблестроение Николаева: модели ракетного крейсера "Слава" ("Москва"), противолодочного корабля типа "Николаев", авианосца "Киев".
После обретения Украиной независимости на николаевских верфях начали строить суда разного назначения, в том числе плавучие отели, буксиры и гидрографические суда. Первым военным кораблем Черноморского флота Украины стало судно связи "Славутич", построенное в 1992 году.
О бедном музее замолвите слово
С каждым годом пополнять коллекцию моделей становится все труднее. В первую очередь, из-за их высокой стоимости. Областной бюджет культуры не может позволить себе потратить 700 долларов на приобретение хотя бы одной модели. Сейчас музей хотел бы иметь две: древнегреческое судно для перевозки амфор и корабль периода Великой Отечественной войны монитор "Ударный" (такой класс судов не представлен в музее). Одна надежда на спонсорскую помощь. Год назад облгосадминистрация выделила 37 тысяч грн на ремонт отопления, но это капля в море нерешенных проблем: нужно обновить крышу, фасад, портик, полностью заменить освещение. Конечно, музей зарабатывает и собственные деньги: взрослый входной билет стоит 2 грн, детский - 1 грн, но на эти средства не сделать капремонта, которого не было 25 лет. Так что благоустраивать этот оазис старины надо основательно.
Несмотря на многочисленные технические трудности и более чем скромную зарплату, сотрудники музея самоотверженно стремятся расширить экспозицию, ведут огромную научную работу, устраивают до 11 выставок в год, проводят тематические экскурсии, лекции и конкурсы в школах, библиотеках, участвуют в Могилянских чтениях и краеведческих конференциях. Правительственные и иностранные делегации - частые гости в музее судостроения и флота. Шведское королевское историческое военное общество включило его в свой экскурсионный маршрут.
А в общем, неудивительно, что, несмотря на трудности, люди все-таки ходят в музеи, потому что они привносят в нашу жизнь тепло и свет. Очень хочется, чтобы в будущем было больше светлого, а власти предержащие и имущие тратили свои деньги и силы на добрые дела. Ведь всем нам очень нужна возможность вдруг ощутить себя в минувшей эпохе или, наоборот, представить на миг, что голоса прежних обитателей дома словно оживают в нынешней реальности. Потому что именно в музейных интерьерах отчетливо понимаешь: да, все в мире меняется, неизменной остается только суть человеческая. И мы так же любим и разочаровываемся, надеемся и страдаем, как и те, что были до нас и будут после нас.