Аннотация: Станет ли украинский уголь падения углем возрождения
Станет ли уголь падения углем возрождения?
Светлана Медофф
2007 год, объявленный Минуглепромом Украины годом скоростной проходки, оказался для угольной отрасли провальным. Причем по всем статьям. Мощный старт команды Тулуба к концу лета захлебнулся в трясине политического кризиса. А планов было громадьё: добыть 82,2 млн т угля, пройти 310 километров горных выработок, ввести в строй 162 очистных забоя, приватизировать 12 шахт, 8 обогатительных фабрик, несколько ремонтно-механических заводов и шахтостроительных управлений, принять регионально-отраслевые программы, и это далеко не весь список...
Безусловно, правительство Януковича всерьез намеревалось выполнять программу развития топливно-энергетического комплекса, призванную вернуть угольной отрасли статус стратегической, предприятиям горного машиностроения -- госзаказ, науке -- востребованность, шахтерской профессии -- престижность, стране -- энергетическую независимость. Казалось бы, многие проблемы можно решить с помощью денег, вернее, их количества, и надо отдать должное правительству, свои обязательства по финансированию оно выполнило. Согласно заявлению замминистра угольной промышленности Дмитрия Петренко, в 2007 году бюджетные поступления выросли на 2 млрд и составили 5,5 млрд грн.
Почему же государственный сектор отрасли с задачами министерства не справился? Добыча угля в стране не возросла на 2,2 млн, а сократилась на 4,8 млн. тонн, причем спад произошел в основном за счет предприятий Минуглепрома: государственные шахты сократили добычу на 4,2 млн тонн и не выполнили план проходки (30 километров остались на бумаге). Кроме того, совокупные долги по электроэнергии, платежам в бюджет и заработной плате перевалили за миллиарды, программы по приватизации и реструктуризации провалились.
Легче всего искать причину в политическом кризисе, который, безусловно, палок в колеса наставил и движение затормозил, но нельзя сбрасывать со счетов и субъективные факторы. Иначе как можно объяснить невыполнение на местах практически всех масштабных планов при 100-% их финансировании? Отсутствием контроля? Плохим управлением? Профсоюзные лидеры упорно цитируют неувядающую фразу Карамзина: "Воруют!" и призывают нового министра угольной промышленности Виктора Полтавца не повторять ошибок его предшественника, прежде всего в вопросах приватизации и системы дотирования, провоцирующей коррупцию.
Что касается скоростной проходки, то специалисты предупреждали: освоение новых лав и повышение угледобычи -- две вещи несовместные. Рядовая шахта не в состоянии делать это одновременно. Заместитель директора по производству ш/у "Донбасс" Виктор Фомин указывал, что "подготовка новых лав повлечет минимум трехмесячный перерыв в добыче угля. В процессе перехода на новые лавы ежесуточная добыча угля может снизиться вдвое".
Теперь коснемся больного вопроса дотаций, который, по-видимому, и явился камнем на шее бывшего руководства углепрома. Счетная палата Украины в августе прошлого года обнародовала результаты аудита и открытым текстом обозвала Минуглепром "бездонной пропастью, в которую все в больших объемах вымываются средства государственного бюджета". Дескать, министерство не обеспечило выполнение основного условия предоставления государственной поддержки - уменьшения себестоимости угольной продукции. Наоборот, на предприятиях, которые получали бюджетные средства в 2005-2007 годах, себестоимость имеет стойкую тенденцию к прогрессирующему росту.
"Министерство угольной промышленности своим приказом определило основным критерием предоставления государственной поддержки убыточность угольных предприятий. То есть, чем больше понесено убытков - тем больше средств из бюджета на их покрытие выделяется. Кроме того, в 2006-2007 годах план добычи угля по 9-ти шахтоуправлениям был завышен более чем на 3,2 миллиона тонн. Это привело к завышению потребности средств на господдержку себестоимости на 938 миллионов гривен. Калькуляция себестоимости угольной продукции осуществлялось с нарушениями стандартов бухгалтерского учета: сюда включались статьи административных расходов и расходов на сбыт продукции -- таким образом незаконно использовано 237 миллионов гривен. В нарушение утвержденного Правительством Порядка предоставления государственной поддержки на себестоимость, 409 миллионов гривен были предоставлены из государственного бюджета отдельным прибыльным предприятиям. Некоторым другим предприятиям средства государственной поддержки были предоставлены на 604 миллиона гривен больше, чем они в этом нуждались для покрытия убытков... Всего с нарушением действующего законодательства было использовано более 2-х миллиардов гривень". О результатах аудита были проинформированы Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины и Совет национальной безопасности и обороны Украины. Комментарии излишни.
Коррупционные угольные схемы, за годы отлаженные и приносящие немалые дивиденды, известны всем, от министров до рядовых юзеров Интернета, где Михаил Волынец, глава Независимого профсоюза горняков Украины открытым текстом объясняет, куда деваются государственные деньги: "Воруют по статье "техническое оснащение". Это 1,7 миллиарда гривен. Львиная доля уходит на покупку у фирм-сателлитов шахтного оборудования по завышенным ценам. Шахтерам предлагается оборудование по ценам в несколько раз завышенным, и зачастую по цене нового идет старое перекрашенное оборудование, извлеченное из неработающих шахт... Сейчас около трех миллионов тонн добывается нелегальным способом в так называемых копанках. Этот уголь скупают и по бумагам представляют, будто он добыт на государственных шахтах. Покупают, например, по сто гривен за тонну, разбавляют на две трети породой и показывают, что затратили на его добычу шестьсот-семьсот гривен. Государство дотирует эту разницу".
Если разобраться, реальное количество добытого в прошлом году энергетического угля не 47,1 млн т, как объявлено, а не более 28 млн т, потому что зольность (наличие несгораемых шлаков) достигла небывалой цифры 41%, то есть попутной пустой породы горняки выдали на-гора 19 млн. т. Виктор Полтавец на пресс-конференции привел такой интересный факт: "В 1995 году отрасль, лишенная господдержки, добывала 86 млн. тонн угля в год при зольности 28,8 %". Однако есть и более древние данные: полвека назад этот показатель составлял 17,8%! Не хочется вам спросить у руководителей шахт: ребята, где уголек-то? Приведу цитату из официального сообщения: "За 5 месяцев 2007 года по шахтам ОАО "Лисичанскуголь" допущено превышение зольности добываемых углей на 7,2 процента". Неправда ли, легко высчитать, сколько угля продали налево?
Кстати, впервые за все время угледобычи в стране, в этом году возник дефицит энергетических углей (добыто на 3 млн тонн меньше, чем в 2006 году) и приходится делать закупки в Польше. В то же время, по официальным данным, к ноябрю 2007 году на экспорт было отгружено 1,7 млн тонн. Кстати, международный стандарт зольности угля -- 10%. Значит, проклятым капиталистам продавали высший сорт, а нам с вами -- неизвестно что.
Из компетентных источников (СБУ) известна еще одна схема угольных махинаций: некоторые ловкие руководители импортируют качественные угли из РФ, добавляют к ним породу и отправляют на электростанции, как будто этот уголь добыт в Украине. А дальше сценарий тот же: по документам проходят затраты, будто бы понесенные на каждую тонну угля, и предприятие получает субсидии. Энергетики, которых всеми известными способами уговаривают купить этот некачественный уголь, вынуждены добавлять газ, ибо порода, естественно, не горит. В результате воровские угольные схемы опосредованно оплачивает честный налогоплательщик. И не один раз. Сначала -- из бюджета страны, который идет на поддержку углепрома, потом -- из собственного кошелька, потому что газ постоянно дорожает.
Да, а угольщики, по их официальной версии, считают госдотации компенсацией за бросовые цены на энергетический уголь и требуют повышения, которое энергетики не могут себе позволить, ибо это приведет к резкому подорожанию электроэнергии. В общем, недополученные средства горняки вынуждены получать в виде субсидий из бюджета, чтобы иметь возможность существовать дальше. Тем не менее, с выплатой заработной платы горнякам далеко не все гладко, несмотря на то, что расчеты за отгруженный уголь энергетики произвели своевременно и в полном объеме. По состоянию на 1 января задолженность по зарплате за ноябрь составила 34,4 млн грн. В то же время энергетики готовы в ближайшее время поднять на 27% цену на уголь, но они требуют поставки на электростанции качественного товарного угля с низкой зольностью. Круг замкнулся. Сможет ли Виктор Полтавец его разорвать?
Да уж, новому руководству Минуглепрома досталось очень непростое наследство: в глубине богатое (учитывая запасы в недрах), но снаружи довольно таки нездоровое и в некоторых местах гниющее (учитывая беспорядок и воровские схемы). Однако лечение, похоже, пойдет по прежнему сценарию. По мнению Виктора Полтавца, разгосударствление угледобывающих предприятий неминуемо.
Во время своих ознакомительных поездок по угольным регионам страны, на пресс-конференциях он четко обозначил курс на приватизацию угледобывающих предприятий. "Уже сейчас негосударственными шахтами, - говорил он, - добывается 45 % от общего объема угледобычи в Украине, и наращивание объемов продолжается". Поэтому необходимо принятие закона "Об особенностях приватизации предприятий угольной промышленности Украины", в котором будут расписаны правила игры всех участников процесса. "Есть много инвесторов, которые хотят вложить средства в развитие угольной отрасли, но они требуют гарантий, защиты, -- утверждает он. -- Этим законом мы сделаем защиту инвесторов, приватизаторов и, я думаю, бум в этом вопросе будет серьезный. Мы постараемся в правительстве как можно быстрее подать его, чтобы он был утвержден". Думаю, Виктор Полтавец должен быть в курсе, что проект на сегодняшний день находится там, где его бросили в мае прошлого года, то есть на доработке.
Причины такого положения вещей действительно объективные, ведь Верховная Рада уже с лета пребывала то ли в отпуске, то ли в обмороке, и законотворчество было парализовано, а без депутатов в нашей стране никакие государственные решения не принимаются. Напомню, что в апреле законопроект был обнародован Минуглепромом (кстати, одноименный коллектив, возглавляемый в 2005 году Виктором Тополовым, тоже над ним работал и тоже не успел довести даже до профильного комитета ВР), а 24 мая обсуждался за круглым столом с участием главы Фонда госимущества, представителей Луганской и Донецкой облгосадминистраций, аппарата СНБО, ЕБРР, шахтерских профсоюзов, Донбасской топливно-энергетической компании, народных депутатов, ученых и признан сырым.
Напомню его суть и некоторые сомнительные места. Все шахты государственной формы собственности распределены на три группы: инвестиционно привлекательные, потенциально привлекательные и непривлекательные в количестве 21 предприятия, из которых примерно треть будет закрыта, а две трети - возвращены к рабочему состоянию и затем приватизированы. Причем предлагается продавать целостные имущественные комплексы, пакеты акций хозяйственных структур на конкурсе с признаками аукциона или на конкурсе инвестпроектов. Еще один предложенный способ -- продажа на организованных рынках пакетов акций, принадлежащих государству в уставных фондах хозструктур, которые созданы путем преобразования государственных угольных предприятий. И наконец, льготная продажа акций сотрудникам хозяйственной структуры и приравненным к ним лицам.
Также законопроект предусматривает усовершенствование механизма привлечения дополнительных средств в угольную отрасль, систему льгот в управлении предприятием для стимулирования потенциального инвестора, в частности путем финансирования из госбюджета удешевления кредитов на капиталовложения и частичное покрытие затрат по себестоимости продукции в размерах 100, 50 и 25% в течение первых трех лет эксплуатации разгосударствленного угледобывающего предприятия.
Отдельного внимания заслуживают налоговые льготы. Они предусматривают, что угледобывающие предприятия на период проведения реконструкции горных выработок и стационарного оборудования временно освобождаются от налогообложения, включая налог на пользование земельным участком в пределах горного отвода.
В общем, создается впечатление, что дивиденды с такой приватизации будут нескоро.