Медведев Виктор Александрович : другие произведения.

Давайте поговорим о басне...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Рецензии на работы финалистов конкурса басни "Русский Эзоп"

  
  
  С формалистической точки зрения басня - это короткий рассказ с моралью. С таким определением более-менее согласно большинство современных литературоведов. Спор идет не о структуре басенной композиции, он идет о том, каковы они - истинное соотношение и реальное наполнение данных композиционных элементов.
  
  
* * *
  
  ...Чаще всего при этом используется генетический подход. Литературоведы спорят, что первично - "курица" (повествование) или "яйцо" (мораль). Исходя из приоритета того или другого выстраивается та или иная концепция басни, как жанра.
  
  ...Литературоведы выстраивают свои концепции, а я утверждаю, что подобный подход не имеет реального научного смысла.
  
  
* * *
  
  ...Давайте сегодня поговорим о басне. Человеку всегда хотелось мир очеловечить. Хотелось сравнить все, что вокруг, с собственным миром. Поэтому шум листвы человек называл шепотом, отношения между небом и землей сравнивал с любовью между мужчиной и женщиной. Не думайте, что так поступали люди древние, те, которые кажутся нам неразвитыми, нецивилизованными. Современная наука мыслит так же. Есть, скажем, так называемый антропный принцип в современной физике. Согласно этому принципу, мир сотворен именно в таком виде, что перед взором человека он предстает красивым и гармоничным, как единое целое. Ни у какого другого живого существа нет мыслительного аппарата, позволяющего осознать и ощутить мир как целое. При этом мир создан так, что человек может его познавать и применять практически плоды своих познаний. И скопления звезд ученые согласны называть именами мифологических персонажей. А новооткрытым звездам и планетам дают имена знаменитых современников. То есть человеку всегда хотелось и всегда будет хотеться оживить окружающий мир, заставить этот мир говорить на человеческом языке. Сюда же относится и басня...
  
  
  
* * *
  
  ...Выше приведена цитата из рассказа А. Ткачева "Учитель" [выделение текста мое - В. М. ]. Отец Андрей - простой украинский священник и талантливый русский писатель - отметил здесь главный сущностный принцип баснеписания - взгляд на явления со стороны интересов человека, - или, говоря другими словами, - очеловечивание существующих мировых реалий. Кантовские "вещи в себе" должны обязательно стать "вещью для нас": без этого необходимого условия существование жанра басни в принципе невозможно.
  
  
* * *
  
  ...Отсюда понятно, что противоречие между повествовательной и морализаторской трактовкой первичности основных басенных элементов - сюжета и морали - ложное: сюжет и мораль - лишь способ оживить окружающий мир, сделать его похожим на нас.
  
  
* * *
  
  ...Согласно этой трактовке жанра, сюжет, персонажи и прочие элементы басенного повествования упорядочивают действительность в соответствии с нашим чувством прекрасного. Мораль в басне выполняет ту же самую роль, что и повествование. Противопоставлять их БЕССМЫСЛЕННО.
  
  
* * *
  
  ...С домакиавеллиевской точки зрения, основным законом считался закон морали. Если случалось так, что закон морали попирался, событие это расценивалось как злосчастье [...] С новой, макиавеллиевской точки зрения, нарушение закона морали оправданно, если необходимо - [ибо] руководящим принципом Макиавелли является necessita, необходимость [выделение и перекомпоновка строк авторского абзаца мои - В. М.].
  
  Современное государство обращается к морали, религии и естественным законам как к идеологической основе собственного существования. В то же время государство готово попрать мораль, или религию, или естественные законы, или всё сразу, в интересах самосохранения.
  
  У разновидности людей, характеризующейся звонками на радио-ток-шоу и заявлениями в пользу пыток принудительно к заключенным, тоже двойные стандарты: отнюдь не отрицая безусловных требований христианской этики (возлюби ближнего своего как самого себя), такие люди утверждают, что властям - армии, тайной полиции - следует развязать руки, дабы власти могли делать всё, что сочтут необходимым для защиты народа от врагов государства.
  
  В подобных случаях типичная реакция либеральных интеллектуалов - ухватиться за явное противоречие: как нечто в одно и то же время может быть дурно и хорошо, Или, по крайней мере, дурно и приемлемо? Либеральные интеллектуалы не видят одного: так называемое противоречие выражает квинтэссенцию макиавеллизма - а следовательно, современности, - хорошо усвоенную обывателем. Миром правит необходимость, а не какой-то абстрактный моральный кодекс, говорит обыватель. Приходится делать то, что необходимо.
  
  Если вы хотите возразить обывателю, не стоит ссылаться на принципы морали; тем более не стоит заявлять, будто люди должны жить так, чтобы между их словами и поступками не возникало противоречий. Жизнь обычного человека полна противоречий; обычные люди научились к ним приспосабливаться. В данном случае лучше оспорить физический, надэмпирический статус necessita и показать ложность этого понятия...
  
  
* * *
  
  ...Данная цитата из Джона Кутзее понадобилась мне, чтобы подчеркнуть еще одну важную составляющую басни. От близких жанров басню отличает сатирическая оценка описываемого. Читатель басни не возмущается по поводу описанной ситуации и не переживает по ее поводу - он над ней смеется. Баснописец должен показать, что т. н. "общественная необходимость", которую нам регулярно навязывают извне - всего лишь смешное стремление выдать желаемое кому-то за действительное для нас.
  
  NB. Если авторский текст не имеет этого необходимого комического элемента - перед нами не басня, а совершенно другой литературный жанр (притча, аполог, сказка). Не стоит апеллировать к иным существующим определениям жанра басни: последнее будет рассматриваться мной, как попытка спрятаться за ту самую метафизическую обывательскую "необходимость" (я в курсе, что есть ромуловская линия развития басни, но лично для меня чистая дидактика без присутствия комического элемента, неприемлема).
  
  
* * *
  
  ...Итак, мы выяснили, что басня должна отвечать нашему стремлению очеловечить нечеловеческое, придав ему форму объекта социальной сатиры. Моя оценка текста конкурсанта будет зависеть от его умения воплотить эту задачу в смешную форму. Если все вышеперечисленные условия были им соблюдены, оценка однозначно будет высокой (стилистическое мастерство при этом отходит на второй план). Если нет - мне остается только искренне посочувствовать... :)))
  _____________________________________________________________________________
  
  ...А теперь перейдем непосредственно к конкурсным работам. Первый на очереди у нас
  
   Петрова О. А. Ошибка комара
  
   Басня о глупости - точнее о жертве, неосторожно поверившей лживым словам хищника и ставшей в итоге его обедом. Момент очеловечивания (действующие лица - комар и паук) присутствует. Мораль - есть и полностью соответствует сюжету басни. Стихи хороши. Шесть баллов.
  
   Сороковик А. Б. Дальновидный начальник
  
   Басня о (не)компетентности современных начальников. Сюжет - имеется. Мораль сюжету соответствует. Действующие лица - животные. Прочитав, улыбнулся. Казалось бы, шестерка... - но на фоне басни Петровой явно проигрывает стилистически. Ставлю автору пять с плюсом.
  
   Ваганова И. Л. Бараний план
  
   Басня о человеческой глупости. Сюжет (властолюбивый баран, ставший невольным самоубийцей) кажется мне высосанным из пальца. Хотя в тексте басни есть мораль, она не совсем соответствует сюжету (баран все вершил сам, а не ждал, когда все само собой свершится). Стилистика тоже так себе (((:...-Три балла - с большой натяжкой!
  
   Левин Б. Х. Умная овца
  
   Басня о 'революционных вождях'. Сюжет (овца, подбившая стадо на неудачную 'антиволчью революцию', и благополучно сбежавшая, когда 'революция' не получилась) выдержан. Очеловечивание 'природных явлений' имеется. Уникальная, оригинальная особенность данной басни - в ее тексте обнаруживаются сразу две морали. Первая мораль, содержащаяся в самом сюжете, - сентенция об исторической бесперспективности борьбы слабого 'гражданского общества' с сильной властью - не моя, но улыбнула (я по образованию историк, и такие мысли регулярно во всех 'тухлых' эпохах встречаю). Вторая мораль (слабые и глупые граждане психологически не готовы к такой борьбе) - уже моя, и тоже улыбнула. Стилистика, правда, у текста не фонтан... - Но шесть итоговых баллов ЗАСЛУЖЕННЫЕ.
  
   Винокур Р. Когда мышей не ловишь сам...
  
   Еще одна басня об абстрактной человеческой глупости. Сюжет какой-то бредоватый (Почему с ужом-мышеловом пришли гадюки - непонятно!). Мораль есть, аллегорическое изображение действительности тоже вроде бы есть, но все как-то откровенно слабовато ... - в-общем, только на три балла (((:.
  
   Граф О. М. В плену у технологий
  
   Басня об издержках и опасностях технического прогресса. Действующие лица - умные вещи, сюжет - авторский сон про них. Сюжет неинтересный, стихи никакие, мораль 'левая', смеха содержание текста не вызывает - уцепиться здесь абсолютно не за что. Как итог - два балла - С БОЛЬШИМ-БОЛЬШИМ МИНУСОМ!
  
   Розенталь Г. А. Влюбчивая ворона
  
   Басня о гулящих женщинах (птицах). Тема (ворона, путающаяся с кем попало) в тексте выдержана. Мораль есть, но не совсем грамотно сформулированная ('Влюбился' - слово для описанного вороньего поведения не совсем подходящее). Тема вроде веселая, но донельзя избитая (из-за своей избитости, улыбки - даже самой легкой - она не вызвала). Тройка - мало. Четверка - много. Подумав, даю четыре балла - с минусом - за факт попадания в финал.
  
   Wow I. I. Лисья власть
  
   Басня о хитрой власти и глупых подданных. Сюжет (лисе удалось обманом захватить власть и удержать ее благодаря глупости зверей) прослеживается четко. Мораль тоже есть, но на мой личный вкус, недостаточно хороша (Мой личный выбор в такой ситуации - 'Все дураки, а я - Д,Артаньян!' :))) ). Стиль стихосложения довольно корявоват. Оценка где-то между четверкой и пятеркой. По доброте душевной - пять баллов - с минусом.
  
  _____________________________________________________________________________
  
   В конце надо подвести общие итоги. У нас есть два текста, набравшие шесть баллов - 'Ошибка комара' и 'Умная овца'. Выбор потенциального победителя сложный. Литературный вкус - за победу Петровой, а литературоведческий - за Левина. Однако, поскольку я обещал не обращать внимания на стилистику, побеждает текст Левина.
  
   А теперь посмотрим, что скажут другие члены жюри...

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"