Приветствую участников конкурса:)))) Как человек любопытный, просто не смогла устоять перед таким количеством рассказов на одну и ту же тему. Возник логичный вопрос: неужели можно СТОЛЬКО написать о весенней охоте? Да еще и СМЕШНО написать. Ведь рассказы на конкурс требовались юмористические. Предвкушая вечер здорового веселья, я быстренько скачала все рассказы в одной файле и отправилась на весеннюю охоту. Довольно быстро мое воодушевление сменилось недоумением:)))) Однако я человек добрый, поэтому постаралась в каждом рассказе найти что-то хорошее.
Вначале общие впечатления. Впечатление первое: охотник в представлении среднего автора Самиздата - существо примитивное, необразованное и говорящее исключительно просторечными словечками и жаргонизмами. Почти все байки от первого лица изложены именно таким нелитературным языком. Впечатление второе: в конкурсах любят участвовать люди ленивые. Больше половины конкурсных рассказов содержат в себе орфографические и синтаксические ошибки, порой просто в немыслимых количествах. На мой взгляд, это проявление неуважения к читателю: неужели так трудно было проверить орфографию, тем более на компьютере? Впечатление третье: при слове "охота" у большинства участников конкурса возникла устойчивая ассоциация с убийством (птиц, зверей, фантастических существ). Впечатление четвертое: почти никто из авторов не воспринял "байку" как ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ рассказ. Впечатление последнее: из любого правила есть исключения, и среди конкурсных рассказов встречаются замечательные, оригинальные, смешные, грамотные, написанные литературным русским языком тексты.
К охоте как поиску, коллекционированию, научному исследованию и так далее не обратился почти никто из участников, а жаль: тема очень многогранная. Рассмотрим же основные грани, более или менее умело раскрытые конкурсантами:
1. Обычная охота на птиц и зверей (9 рассказов).
2. Охота на фантастических существ (10 рассказов).
3. Охота на людей. (4 рассказа).
4. Охота на вещи и явления (4 рассказа).
5. Охота как "желание, стремление". (4 рассказа)
Что же, прогуляемся по рассказам, полюбуемся трофеями, выслушаем байки охотников.
КАТЕГОРИЯ ПЕРВАЯ. ОБЫЧНАЯ ОХОТА НА ПТИЦ И ЗВЕРЕЙ.
Сюда относятся рассказы:
ТРУБКА ШАЙТАНА; ВКЛАД ПСИХОАНАЛИЗА В РАЗВИТИЕ ОХОТЫ; ВЕСНА И ВАЛЬДШНЕПЫ; ДОКТОР ПАРДОНМУА; ЦАРСКАЯ ОХОТА; ЯИЧНАЯ ИСТОРИЯ; КАК СЕМЕН БУДЕНЫЙ НА БАМЕ ОХОТИЛСЯ; СЛУЧАЙ НА ОХОТЕ; ВОЛШЕБНАЯ ЛОЖКА.
ТРУБКА ШАЙТАНА
Охота на бурундука. Старик Ыктымбай рассказывает историю. Замечательно показано время года: "Коз да овец ещё рано было в горы вести. Трава только подросла. А зверь уж вылез из нор да берлог. На солнце погреться, нежных листочков погрызть". Радует, что некоторые авторы способны на нечто большее, чем просто сообщить: "пришла весна". Хороший язык, приятно было читать. Все же не все охотники изъясняются жаргонизмами и просторечиями. Рассказ произвел положительное впечатление. Только вот старик-рассказчик постоянно отвлекался от бурундука и переходил то к басмачам, то к Катуни, то еще к чему. Это скучновато, хотя и похоже на настоящую речь пожилого человека.
ВКЛАД ПСИХОАНАЛИЗА В РАЗВИТИЕ ОХОТЫ
Охота на уток. Даже удивительно, чего это данного автора привлекла тема и специфика конкурса. Видимо, решил всем показать, как можно кратко и стильно написать рассказ с помощью литературного русского языка. Что же, читать было - сплошное удовольствие. Можно отметить строгую композицию, хорошее чувство юмора, знание автором основ психоанализа и насмешливое, несерьезное отношение к охоте. О грустном: не оценят вас тут, уважаемый. Проще надо быть, и люди к вам потянутся!
ВЕСНА И ВАЛЬДШНЕПЫ
Охота на вальдшнепа. Рассказ оставил на удивление неприятное впечатление. Он изобилует грамматическими ошибками. Также в большом количестве наблюдаются жаргонизмы и просторечные, грубые выражения. Я допускаю такую речь из уст персонажа, но чтобы так выражался автор - не люблю. Господа, неужели на охоту ходят только необразованные грубияны, не могущие двух слов связать? Несомненным достоинством рассказа является его полное соответствие теме: это настоящая охотничья байка, просто образец для подражания. А насчет юмора - не знаю, может быть, кому-то и будет смешно, но я здесь юмора не увидела...
ДОКТОР ПАРДОНМУА
Охота на уток (упоминается). Что же, неплохо. Абсурд и вывернутая логика, читается легко и не вызывает неприятных эмоций. Для полного счастья не мешало бы исправить ошибки. Юмор тут специфический. История с крысиным ядом симпатична, однако больше ничего смешного мой придирчивый взгляд не обнаружил.
ЦАРСКАЯ ОХОТА
Стилизация стилизацией, но меру нужно знать во всем. Данный текст читать просто невозможно: приходится продираться сквозь дебри просторечия, смешанного со старославянизмами, чтобы уловить смысл истории. Я понимаю, что это речь персонажа, живущего где-то в средние века. Но если уж по-честному, то мы бы тогда вообще мало что поняли из его речи. Посмотрите "Детскую книгу" Акунина, и вы увидите, как разговаривали на Руси в старину. Или уже сразу учебник по исторической грамматике возьмите, с предложенными для перевода текстами.
ЯИЧНАЯ ИСТОРИЯ
Охота на песца. По поводу этой истории мне даже не хочется ничего говорить. Если рассказ соответствует теме, значит, он уместен на конкурсе. Если автору смешно, пускай посмеется. Если шутки, связанные с яйцами, еще вызывают у кого-то веселое оживление, - я рада за этих людей.
КАК СЕМЕН БУДЕНЫЙ НА БАМЕ ОХОТИЛСЯ
Охота на медведя. Настоящая охотничья байка. Все в лучших традициях: и неправдоподобно, и при определенном количестве выпитого алкоголя - даже смешно. Еще бы автор потрудился исправить ошибки, дабы приятнее было читать трезвым филологам, - вообще было бы замечательно.
СЛУЧАЙ НА ОХОТЕ
Охота на уток. Еще один типичный пример охотничьей байки, правда, с элементами мистики: вместо утки охотник подстрелил амурчика. Очень приятно было читать текст, написанный хорошим русским языком, без ненужных сальных острот и грубости. Конечно, рассказ никак не назовешь юмористическим. Описание убитого ангелочка очень реалистичное и вызывает скорее вздох, чем улыбку...
ВОЛШЕБНАЯ ЛОЖКА
Охота на изюбра. Данное произведение очень ярко демонстрирует еще одно распространенное мнение об охотниках: охотники все время врут, многократно преувеличивая количество и размеры убиенной дичи. Рассказ начинается с многочисленных охотничьих историй, а завершается загадочными явлениями, необъяснимыми с точки зрения логики. Отсутствие юмора компенсируется хорошим, грамотным языком. Читать было легко и приятно, хотя местами и скучно.
КАТЕГОРИЯ ВТОРАЯ. ОХОТА НА ФАНТАСТИЧЕСКИХ СУЩЕСТВ.
Сюда относятся рассказы:
СКАЗКА - ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ....; ОХОТНИЧЕК; ГАРНЫЙ ХЛОПЕЦ ИВАНКО И ОПЫРЯКИ; ОХОТА НА ХРАЛГБРЫСА; "БЛОП", "БЛОП"; БАРАБАШКА; КИТАЙСКИЙ ЛЕВ; СЕМЕРО ОХОТНИКОВ, ИЛИ ИНФЕРНАЛЬНОЕ ЧТИВО; ВЕСЕЛАЯ ГИЕНА; ОХОТА НА ШИШИГУ.
СКАЗКА - ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ....
Охота инопланетян друг на друга. Дедушка рассказывает сказку двум внукам. Рассказ о планете Бельмо с толпой злобных хищников очень сильно напоминает планету Пандору с ее тахоргами. Автор скуп на запятые, зато щедр на переносы, непонятно откуда взявшиеся в тексте. Идея рассказа мне понравилась. Именно в ней, в самой задумке, и скрыт юмор, которого не видно в стиле изложения. Автор сам себе усложнил задачу: очень тяжело описать 11 инопланетян так, чтобы все друг от друга отличались. Но в целом, мне очень понравился рассказ, его замысел, идея. У автора, несомненно, хорошее чувство юмора и выдающиеся логические способности.
ОХОТНИЧЕК
Охота на тараканов. Действие происходит в мире, похожем на реальный, единственное исключение - это невидимый будильник (очень хорошая и забавная идея, кстати). Стиль изложения - разговорный язык, множество словечек вроде "че, хреновинка, дружбан, пацаны, старушенция". Нам показан герой, чье обычное времяпровождение - это "водку пить и по бабам". Речь у него соответственная. Не скажу, что я в восторге от такой манеры рассказывания баек, и не считаю эту манеру единственным способом передачи связных мыслей. Юмор в рассказе отсутствует. Присутствует несомненное достоинство - краткость.
ГАРНЫЙ ХЛОПЕЦ ИВАНКО И ОПЫРЯКИ
Охота на упыря. И снова дед рассказывает внуку сказку. Тенденция, однако... Украинский колорит, замечательная стилизация под народный говор, - чудесно. Чувство юмора у автора очень хорошее. И рассказывать байки он умеет, нет сомнения (думаю, и не только байки, тут и на роман можно замахнуться). Одного нет - чувства меры. Вот бы закончить рассказ на свадьбе Иванко и Ксаны, была бы идеальная байка, смешная, легкая, задорная. Но автору не давали покоя приближающееся 9 мая и социальные проблемы родной страны. Видимо, поэтому рассказ плавно сменил интонацию с веселой на печальную и закончил вообще замогильными подробностями. Даже зубастые куры и буренки с красными глазами не спасли положение. Поэтому впечатление осталось смешанное, но все равно - это один из лучших рассказов на конкурсе.
ОХОТА НА ХРАЛГБРЫСА
Охота на кошку, показавшуюся главному герою чудовищем. Содержит сцены насилия. В начале рассказа - нашествие запятых и точек с запятыми. Первые абзацы просто переполнены лишними знаками препинания, что делает чтение забавным и открывает массу новых смыслов и оттенков... К середине истории автор берет ситуацию с запятыми под контроль, но совершенно неожиданно (в разгар охоты) появляется некий Михаил и начинает проверять документы... Проверив документы, загадочный Михаил так же таинственно исчезает и больше не показывается... А в финале чудовище оказывается несчастной кошкой, которую сумасшедшие хозяева покрасили зеленкой и разрубили на мелкие кусочки. Автору хочется посочувствовать. А читателям дать совет - не тратить время на этот рассказ... Совершенно нечитаемая история с огромным количеством ошибок и патологическим содержанием.
"БЛОП", "БЛОП".
Охота на кенгуру, превращающегося в кузнечика. Эстетическое удовольствие от данного рассказа получат специалисты узкого профиля, умеющие безошибочно отличать "кенгуриное дерьмо" от "дерьма гигантского кузнечика". Всем остальным читать не рекомендую, так как история совершенно невнятная. Хотя за эпизод с описанием обеда в трактире я лично пожму автору руку. Из этого рассказа у вас, уважаемый, получилась бы отличная сказка, если бы к своей иронии вы прибавили не грубость, а добрую улыбку.
БАРАБАШКА
Охота на барабашку. Симпатичное начало - и недоработанный финал, словно автору наскучило рассказывать эту байку. Идея довольно смешная, барабашка оказывается женского пола и селится в доме с проблемной хозяйкой. Если бы не скомканная концовка, получилась бы хорошая история.
КИТАЙСКИЙ ЛЕВ
Охота за василисками. Рейтинговый мираж, ритуальная мышка, китайский лев... забавно, забавно. И на том спасибо, что рассказ написан нормальным русским языком. Юмора, правда, тут нет. Или же он настолько тонкий, что я его не поняла.
СЕМЕРО ОХОТНИКОВ, ИЛИ ИНФЕРНАЛЬНОЕ ЧТИВО
Охота на вампира. Еще один рассказ - кандидат в победители. Весьма остроумно и качественно сделанная пародия на незабвенный роман А.С.Пушкина. Автор основательно поработал, соединяя известные цитаты и собственные, вполне логичные и очень смешные, фантазии. В результате получился забавный литературный коктейль с мистическим привкусом.
ВЕСЕЛАЯ ГИЕНА
Охота на каменноголовых монстров. Начинается рассказ как обычная охотничья байка, однако вскоре автор сворачивает на сказочную тропинку, появляются многочисленные известные персонажи, становится даже интересно: кого же поймает охотник в свою ловушку? Однако у автора иссякло воображение, и нам была предложена невнятная и довольно скучная история про неких странных существ. Финальные метаморфозы только добавили недоумения.
ОХОТА НА ШИШИГУ
Охота на шишигу. Впрочем, автор так и не определился, шишига это, шишуга или даже шишага. То ли это тонкий художественный ход, то ли банальные опечатки. Текст не вычитан, наблюдается острая нехватка запятых. Просторечные слова ("Чо стоишь та как столбовина воротная") забавно контрастируют с высокого слога метафорами вроде "искрились мелкими изумрудами листья". Смешение стилей и нагромождение простонародной речи мешают добраться до смысла рассказа. А смысл забавный. Очень удачная версия весенней охоты, написанная, к сожалению, совершенно нечитаемым языком.
КАТЕГОРИЯ ТРЕТЬЯ. ОХОТА НА ЛЮДЕЙ.
Сюда относятся рассказы:
ДВА ОХОТНИКА; ОХОТА НА УЛЬМАННА; ЛЮДИ НА БОЛОТЕ, ИЛИ ЖАБКИНА ШКУРКА; ДЕВОЧКА С ГОЛУБЫМИ ВОЛОСАМИ.
ДВА ОХОТНИКА
Охота на мужчин и женщин. Радует тема рассказа. Автор - один из немногих, кто увидел за словосочетанием "весенняя охота" нечто большее, чем убийство несчастных животных. Очень симпатичный рассказ, и юмористический, кстати, (ведь о юморе многие участники забыли). Очень жаль, что автор не вычитал рассказ перед размещением его на конкурс. Однако даже это не мешает рассказу выделяться на общем фоне. Да, и еще одна мелочь, которая мне кажется лишней: упоминание барона Мюнхгаузена и его родственников. Последние два абзаца можно было бы безболезненно удалить, и история от этого только выиграла бы.
ОХОТА НА УЛЬМАННА
Охота на оберстлейтенанта Люфтваффе. Что же, весьма достойное произведение. Все на месте в этом рассказе: и юмор, и соответствие теме, и нормы русского литературного языка нигде не нарушены. И, как всегда, о хорошем рассказе трудно много говорить. Его просто нужно читать. Единственное, что я могу покритиковать - это, опять же, нежелание вовремя остановиться. Если бы рассказ кончился на отъезде Кирилла Львовича, было бы лучше и смешнее. Появление инопланетян несколько неожиданно и не так уж необходимо.
ЛЮДИ НА БОЛОТЕ
Охота за невестой. Бабушка рассказывает сказку внучку. Ну-ну. Нужно непременно познакомить эту бабушку с двумя вышеупомянутыми дедушками. Непонятно, кстати, почему ни в одном рассказе сказку на ночь ребенку не рассказывают мать или отец. Данный рассказ - очередная интерпретация старой доброй "Царевны-лягушки". Сколько уже в Самиздате таких историй, так вот к ним добавилась еще одна. Соответствие теме наблюдается, а вот с юмором автор пожадничал.
ДЕВОЧКА С ГОЛУБЫМИ ВОЛОСАМИ
Охота на жениха. Единственная на конкурсе детская сказка. Мальчик ковыряет в носу, девочка врет напропалую. Плюс путешествие во времени. Не смешно, правда. Зато реалистично. Особенности детских прогулок автор знает хорошо, как и психологию маленьких мальчиков. Также хочется похвалить автора за грамотность. И поругать за то, что оборвал историю "на самом интересном месте". Неужели не придумали, что дальше будет, уважаемый?
КАТЕГОРИЯ ЧЕТВЕРТАЯ. ОХОТА НА ВЕЩИ И ЯВЛЕНИЯ.
Сюда относятся рассказы:
КАК ИСЧЕЗАЮТ ГОРОДА; ХИЩНИЦА; ЖИВЫЕ ДЕНЬГИ; ДОН КУКАРЕКОТ.
КАК ИСЧЕЗАЮТ ГОРОДА
Охота на самый красивый город. Нечто вроде легенды или сказки. Мне понравилась идея. Наконец-то охота не на живое существо, наконец хоть один автор смог отвлечься от прямого значения слова. Стиль изложения - обстоятельный, степенный, с выразительными метафорами: "Солнце весело выплескивало ушатами золотистый свет", "солнце лишь вставало, разбрызгивая розовые капли зари по крышам деревянных домов". Вот юмора тут нет, не полагается по сюжету.
ХИЩНИЦА
Охота за разумом или, может быть, за желаниями. Фантастический рассказ. Попытка на пяти страницах описать целый мир, с различными планетами, расами, реалиями. Любознательные читатели могут узнать много нового: например, Вергилий - это, оказывается, стимулятор телепатических способностей, вещество такое. Молодец автор, знает слово "Вергилий". Может, даже читал его произведения? Хотя, судя по тематике рассказа, автор вряд ли интересуется такими древностями и предпочитает современную фантастику.
ЖИВЫЕ ДЕНЬГИ
Охота за купюрами. Герой путешествует по "иным мирам" в поисках денег. Тема охоты присутствует. Юмор отсутствует. Было нелегко дочитать текст до конца. Рассказ похож на чей-то кошмарный сон, утром наспех записанный на бумагу. Аннотация честно предупреждает, что перед нами - бред. И аннотации нужно верить. Текст в самом деле абсурдный. Как выясняется в финале, все приключения происходили в воображении кефирного алкоголика. Ассоциация с кефиром и запрещенная игра в шахматы намекают, что автор не так давно прочитал "Улитку на склоне", и образы великого произведения прочно запечатлелись в его сознании.
ДОН КУКАРЕКОТ
Охота за яичницей. Повествование ведется от имени барона Мюнхгаузена. Автор предлагает нашему вниманию свой набор ассоциаций со словами "курица" и "яичница". Набор этот весьма разнообразен - от Курляндии и Коко Шанель до известной истории сочинения песни "Yesterday". Логика, как и юмор, в рассказе отсутствуют. Из достоинств можно отметить богатое воображение автора, которым он, к сожалению, пользуется как-то странно.
КАТЕГОРИЯ ПЯТАЯ. ОХОТА КАК ЖЕЛАНИЕ
Сюда относятся рассказы:
САМАЯ ВЫСОКАЯ МЕЧТА; ВОТЧИНА РУСАЛКИ МАРФЫ; ВЕСЕННЯЯ ОХОТА; ВЕСНОЙ - ОХОТА К ПЕРЕМЕНЕ МЕСТ.
САМАЯ ВЫСОКАЯ МЕЧТА
"Весной всем охота, но силы неравные" - вот все, что автор смог сказать по поводу темы. Раз хозяин конкурса не против, то и я не возражаю. Рассказ произвел тягостное впечатление. Хорошо, что автор быстро поставил финальную точку, пять страниц подобного потока сознания я бы не выдержала. Что можно сказать? Автор - очень умный человек. Игра со словами у него получается замечательно, все штампы и клише он выворачивает наизнанку, меняет местами прямое и переносное значение, создает незабываемые образы. Жаль только, что из всего этого великолепного абсурда получилась маленькая бессмыслица с неприятным душком, все эти "Мать перемать", "полные штаны стресса", "Ища место подвигу, осквернили ближайшие кусты" и "вражьи морды" не вызвали у меня не то что восторга или улыбки, но даже и сочувствия.
ВОТЧИНА РУСАЛКИ МАРФЫ
Кто на кого охотился, неясно. То ли русалка на девушку, то ли художник на натуру, то ли леший на шишку. Дабы привязать содержание рассказа к теме конкурса, автор написал фразу - "Говорят, по весне у нее самая охота..." - и отправился описывать волнующие его страдания брошенной Станицыной. Рассказ смешной. Не благодаря старанию автора, а, скорее, вопреки. Трагичная история несчастной любви - это очень забавно, так же, как и размышления по поводу места и способа самоубийства. Кусачая русалка-людоедка добавляет колорита. Симпатично описание лешего. Экологический персонаж получился, хотя и с опечатками. Хочется порекомендовать автору: раз уж вы сами не очень грамотный человек, то попросите своих друзей проверить ошибки и расставить запятые, а уже потом отправляйте рассказ на конкурс. Это так, на будущее.
ВЕСЕННЯЯ ОХОТА
Охота родить ребенка. Довольно забавное произведение с элементами эротики. У автора хорошее чувство юмора, это проявляется буквально в каждом предложении. И все же впечатление от рассказа осталось не очень приятное. Видимо, из-за грубоватой и слегка циничной манеры повествования.
ВЕСНОЙ - ОХОТА К ПЕРЕМЕНЕ МЕСТ
Как таковой охоты в рассказе не наблюдается. Зато наблюдается похвальное стремление автора к оригинальности: рассказ представляет собой стихотворный текст, написанный без деления на строчки и строфы. Конечно, рифмовка оставляет желать лучшего, присутствует не везде, однако не будем придираться и похвалим автора за необычный подход к теме.
В завершение сего обзора хочется пожелать авторам удачи на конкурсе - и на охоте.