Медведевич К.П. : другие произведения.

М.Нечитайлов. Битва при Байрене

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья о битве при Байрене (той самой, о которой рассказывает во второй главе Мурао "Братец":))) ). Плюс, бонусом - переводы из арабских и христианских историков, в которых рассказывается о битве при Куарте. Тоже очень познавательно.


Битва при Байрене (1097 г.)

  
   Поскольку об этом сражении Сида рассказывает единственный источник, имеет смысл привести его сначала полностью, а далее углубиться в комментарии.
   Итак, "История Родриго":
   "[65.] Некоторое время спустя король Педро с войском прибыл в Валенсию на помощь своему другу Родриго. Родриго принял его с величайшими почестями. Собрав каждый свое войско, они покинули Валенсию вместе и отправились к крепости Пенья-Кадьелья, куда намеревались послать провиант и полноценно обеспечить провизией.
   Приближаясь к городу Хативе, им повстречался Мухаммад, племянник Йусуфа, короля моавитян и исмаилитов, с несметной ратью, а именно 30 тысячами воинов - все хорошо вооруженные, и он намеревался вступить с ними в битву. Однако, в тот день исмаилиты и моавитяне не вступили с ними в сражение, но в окрестных горах весь день оставались, завывая и вопя. Король Педро и Родриго мужественно послали весь провиант, который смогли найти в этом краю, вместе со всей захваченной ими добычей, в крепость Пенья-Кадьелья, тем самым обильно обеспечив крепость припасами.
   [66.] Двинувшись оттуда на юг, они вместе вышли к морскому берегу и напротив Байрена лагерь свой разбили. На следующий же день Мухаммад с моавитянами и исмаилитами и вместе со всеми варварскими народами, а именно огромным и несметным множеством, приготовился сойтись в бою с королем и Родриго. В том самом месте был большой холм, протянувшийся в длину почти на сорок стадий [около семи километров]. Там, на холме, был лагерь сарацин; а с другой стороны было море, в котором было множество кораблей исмаилитов и моавитян, с которых они нападали на христиан с луком и стрелами. А со стороны гор они нападали на них с другим оружием. Когда христиане осознали происходящее, они немало испугались и были объяты страхом.
   Родриго же, видя, насколько они оробели, немедля сел на коня, облачился в свое оружие и начал ездить по войску христиан, сильно ободряя их такими словами: "Слушайте меня, мои дражайшие и ближайшие соратники. Вы должны быть крепки и сильны в битве. Возьмите себя в руки. Вы должны быть бесстрашны. Не пасуйте перед многочисленностью врагов. Сегодня Господь наш Иисус Христос выдаст их в руки наши и во власть нашу". В середине дня король и Родриго со всем христианским войском напали на них и боролись силой оружия и крепкими мужами. Наконец, Божьим милосердием, помощью и действием, они отважно победили их и в бегство обратили. Одни из них пали от меча, другие погибли в русле. Множество этих врагов бежали в море, где утонули и задохнулись.
   После того как сарацины были разбиты и истреблены, христиане-победители разграбили все их имущество. Они взяли всю добычу, какую смогли - а именно, золото и серебро, коней и мулов, превосходное оружие и много ценных вещей. Потом они от чистого сердца восславили Господа за победу, которую он даровал им.
   После этого памятного и навеки славного триумфа король Педро и Родриго со своим войском вернулись в Валенсию, славя Господа".
  
   Комментарий
   Для начала стоит задаться вопросом: а насколько масштабной была эта битва?.. Арабские источники молчат о ней (уже подозрительно!), латинские - тоже. Контекст также не наводит на мысль о тяжелом поражении Альморавидов в этом - весьма удачном для них - году. Иными словами, перед нами мелкая стычка у побережья, раздутая позднее в великую победу Родриго Диаса. Б. Рейли, ссылаясь на исследования А. Уиси Миранды, вообще отрицал достоверность повествования об этой кампании.
   Еще одно обстоятельство: описание очень (и это зело подозрительно!) похоже на обстоятельства победы Бодуэна Эдесского над мусульманами по пути в Иерусалим (1100 г.) - в хрониках Фуше Шартрского и Альберта Ахенского. Рукописи того же Фуше были известны в Германии, Франции, Англии XII в., и нет ничего невозможного в том, чтобы они проникли и в Испанию в том же веке.
   Впрочем, один источник дает понять, что по крайней мере первая часть рассказа автора "Истории Родриго" достоверна: арагонский король действительно побывал на юге в 1097 г. во владениях Сида, благо его руки были развязаны взятием Уэски (26 ноября 1096 г.). Одна из арагонских грамот (датирована 1097 годом, примерно апрель-май) - дарение Педро де Альмерия от короля Педро - была составлена "в том году, когда при[шел король из] Пенья-Кадьелья (Penna ca[ti]ella)".
   Хотя "История Родриго" представляет мотивом путешествия Педро желание помочь союзнику, но еще Р. Флетчер выдвинул правдоподобную версию - Арагонец просто инспектировал свои аванпосты в районе Кастельона, а потом решил навестить Валенсию, по просьбе Кампеадора.
   К сожалению, за подробностями можно обратиться только к арагонской хронике XIV в., и я не разделяю восторга Менендеса Пидаля относительно достоверности этого текста, который, к тому же, путает подробности Куарте и Байрена. Итак, согласно Хронике монастыря Сан-Хуан-де-ла-Пенья, после спора со своими соратниками, Педро настоял на своем и обещал гонцу Сида, "что в течение двенадцати дней будет вместе с ним в Валенсии". Оставив в Уэске гарнизон, король вместе с братом инфантом Альфонсо и "со своими баронами, арагонскими и наваррскими рыцарями, участвовавшими в бою под Уэской [при Алькорасе]", выступил под Валенсию и явился туда до истечения заявленного срока. "И он, вместе с означенным Сидом, вступил в сражение с королем Лухаром [т.е. Бухаром - Букар, или Абу Бакр, изобретенный в начале XIII в. полководец Альморавидов при Куарте], сильнейшим из всех царей сарацинских, там находящихся, и они убили его и оказались победителями. В том сражении убиты были 50 тысяч сарацин - и конных, и пеших".
   Возвращаясь к "Истории Родриго": Сид принял в Валенсии своего царственного гостя с подобающими почестями, и оба решили воспользоваться случаем объединения достаточно крупных сил, усилив гарнизон южной пограничной крепости - Пенья-Кадьелья (Беникадель). Этот расположенный в горах одноименной сьерры замок, который Сид отстроил в 1091 г. для охраны двух перевалов - из Хативу и из Гандии, - которыми только и можно было пройти с юга на валенсийскую равнину из глубины материка, имел огромное стратегическое значение. (Пидаль предположил, что события происходили в январе 1097 г., и его версия - за неимением лучшего - утвердилась в историографии.)
   Чтобы добраться до Пеньи-Кадьельи, христиане выбрали кратчайший путь - через Хативу. Но, приблизившись к этому городу, он обнаружил, что путь ему преградила (в долине Мариньен - ныне Вальдинья, между Хативой и морем) армия племянника Йусуфа - Мухаммад, побежденный при Куарте. Однако, Ибн Изари сообщает, что Мухаммад был заменен Абу-л-Хасаном Али б. ал-Хаджжем (брат наместника Гранады) за пару лет до Байрена, вскоре после его неудачи при Куарте. Х. Бош-Вила полагает, что Али как раз и командовал альморавидской армией. "Мухаммад" привел значительное войско - якобы в 30000 всадников, альморавидских и андалусских, вооруженных до зубов - на самом деле вряд ли больше 4-5 тысяч всадников, хотя отсутствие пехоты выглядит странным.
   К югу от Хативы долину сдавливали горы, и в теснине между ними, ширина которой едва достигала половины лиги, помещались только река и римская дорога, идущая почти по берегу; мусульмане заняли высоты, господствующие над дорогой, и идти дальше для христиан было чрезмерно рискованно. Но, очевидно, ситуация с гарнизоном замка и впрямь была напряженной, раз Родриго и Педро решились идти дальше. Пока христиане миновали ущелье, мавры со своих гор шумели и издавали воинственные кличи, но за весь день так и не спустились, чтобы завязать бой, - очевидно, пока не считали нужным атаковать, поджидая еще более удобной ситуации.
   Кампеадор и король Педро благополучно достигли долины Альбайды. Там они разорили округу, добыли скот и съестных припасов, добавили, очевидно, привезенное с собой и отправили в Пенью-Кадьелью.
   Выступив в обратный путь, христиане поспешили на восток в сторону моря, надеясь проскользнуть вдоль побережья и добраться до относительно безопасной валенсийской уэрты, избежав теснин Хативы. Но Альморавиды тоже могли передвигаться быстро. И когда арагоно-кастильская армия подошла к Байрену, мусульмане уже ждали их там - и на возвышенностях у моря, и на кораблях, вызванных из южных портов (Альмерии, например). Очевидно, военачальник сухопутной армии сообщался с флотом, и возможно, что Байрен изначально планировался как то место, где христиан можно было остановить и разбить - место и впрямь удобное.
   Пидаль искусно объясняет описку автора "Истории Родриго" о том, что Байрен находился южнее Пеньи, ведь на самом деле он лежит на северо-востоке. Конкретно: испанские мавры, и в особенности валенсийцы, неправильно соотносили четыре стороны света, и южная сторона означала направление на северо-восток, западное направление - ориентацию на юго-восток, а восточное - северо-запад. Латинский автор, который мог пользоваться услугами арабского информатора, перевел ал-куибли как meridiem, то есть буквально.
   Ныне три укрепленных здания разрушенного замка Байрен расположены на вершинах, а его башни и стены спускаются вниз и идут вдоль дороги, зажатой между горой с одной стороны и болотистой местностью с другой. Сегодня все это побережье - сильно заболоченная низина, где растет тростник и разводят рис. Но в конце XI в. море (которое с каждым годом заметно отступает от валенсийского берега) должно было доходить почти до дороги - согласно "Хронике Хайме Завоевателя", вооруженные галеры и транспортные баржи приставали у монастыря Байрен еще в XIII веке. Этот проход, тогда столь узкий и опасный для христианского войска, сегодня довольно широк, хоть и поуже Фермопильского, с которым так нелегко пришлось Ксерксу.
   Двинувшись столь трудным путем, христиане Родриго и короля Педро направились к мысу и укреплениям Кульеры, белевшим вдалеке на горизонте и сулившим ровную дорогу до Валенсии. Но, еще не выбравшись из этих теснин, в самой опасной из них они встретили "Мухаммада" со всем его войском, готовым к бою. Ныне не существует "большого холма", который протянется почти на 6,7 км, но очевидно речь идет о стоящей возле берега горе Мондубер (высота 840 м). Ясно, что лагерь Альморавидов не мог быть на вершине горы, но только на отрогах, растянувшихся на 6-7 км к Харако и Хересе (две речки, впадающие в Средиземное море) и окаймляющих дорогу с запада.
   С высот мавры могли обстреливать походную колонну из всех видов своего оружия, а с востока, в море, стояли корабли, стрелки на которых держали дорогу под прицелом. Так что проход здесь был заперт еще прочнее, чем на входе через Хативу, и в рядах христиан распространились уныние и страх. Но Родриго сумел и в этой мрачной ситуации увидеть возможность победы; он надел кольчугу, сел на боевого коня и поехал вдоль своих оробевших воинов, ободряя их речью, слова которой приводит автор "Истории Родриго". Речь, очевидно, возымела воздействие. Но о чем умолчал биограф Сида - то, что и король Педро вряд ли не произнес собственную речь, поднимая боевой дух своих ратников.
   В полдень король Педро и Родриго упорно атаковали, и наконец мусульмане начали подаваться назад, а потом бросились в бегство. (Тактические детали неизвестны, хотя столкновение, очевидно, было фронтальным, где сказалось превосходство тяжелой кавалерии христиан.) Если верить рассказам победителей, поражение мусульман было полным; кто погиб в бою, кто утонул, пытаясь переправиться через реку Харако или в море, ища спасения на кораблях (о роли которых в бою ничего не сообщается). Христианам досталась богатая добыча; самой важной ее частью были кони, мулы и оружие мусульманского войска.
   На самом деле большинство побежденных мусульман, конечно, укрылись в горах, но моральное значение победы явно перевешивало ее реальный эффект. Но самое главное - Йусуф, встревоженный неудачей своего каида, решился вновь переправиться в ал-Андалус и возглавить мощное контрнаступление против христиан...
  
   Приложение 1:
   Подробности сражения при Куарте (1094 г.) у Ибн Изари
  
   Эти события [падение Валенсии] усилили беспокойство мусульман в Дении, а также в крепостях и городах округи. Набеги, направляемые из Валенсии в их направлении, умножились, последовали стычки, ущерб был ужасен; дороги были перерезаны, пути сообщения перестали быть безопасными. Поэтому обитатели этих областей оказались в серьезном затруднении, тяжесть враждебных действий против них все более возрастала. Они написали эмиру мусульман, прося у него помощи и уведомив его о дурном положении Леванта [ал-Андалуса], жители которого были на грани погибели. Тогда государь переправился в Сеуту и приказал отрядам племен собираться в этом городе. Он оставался там какое-то время, чтобы набрать постоянные войска и переправить (на полуостров) подкрепления одни за другими. Он поручил эти войска и командование над ними своему племяннику эмиру Абу Абд Аллаху [Абу Абд Аллах Мухаммад б. Ибрахим б. Ташфин], который был сыном единоутробного брата Йусуфа. Эмир Абу Бакр [Абу Бакр б. Ибрахим б. Ташфин ал-Ламтуни, брат Абу Абд Аллаха] был тоже сыном единоутробного брата Йусуфа, каковой (брат) приходился в то же время двоюродным братом Йусуфу.
   Эмир мусульман велел также наместнику Гранады и ее области [Абу-л-Хасан Али б. ал-Хаджж], чтобы [он и его подданные] помогли (войскам братьев) собственноручно и своими людьми. Он также написал владыке Санта-Марии [Альбаррасин] Ибн Разину, прозванному ал-Хаджиб [Абд ал-Малик б. Хузайл б. Разин], и (написал) аш-Шанйати [Аби-л-Хаджжадж аш-Шанйати, наместник Лериды] (который был неустрашимым всадником и выдающимся воином), чтобы они объединились с его племянником, дабы собралось как можно больше войск и были предприняты наиболее эффективные действия во время предстоящей осады врагов в Валенсии.
   (Африканское) войско, числом превышавшее четыре тысячи всадников и в несколько раз более пехотинцев, прибыло в ал-Андалус в конце благородного месяца Шабана того же года [Шабан 487 г.: 16 августа - 13 сентября 1094 г.] и выступило в поход вместе с теми (андалуссцами), получившими приказ присоединиться к ним. Отовсюду гнали вьючных ослов с провиантом. Они разбили лагерь в фарсахе [6 километров] от Валенсии, словно огромный город, так что христианам казалось, что кругом них океан. Так что они думали бежать и оставить Валенсию. Но не их проклятый вождь, Кампеадор, который очевидно не был напуган этим сборищем и ничуть не обеспокоен. Он гадал и предсказывал по птицам, прибавляя к этому собственные выдумки, чем поднял пыл своих соратников. На этот счет некий валенсиец сочинил следующие стихи:

Скажите Родриго, что правда скоро восторжествует,

или сообщите ему, когда он гадает по полету птицы.

Мечи санхаджа в любом бою

помешают его птицам угадать его предзнаменование.

   Когда войска мусульман начали осаду, проклятый решил изгнать в лагерь (осаждающих) слабых женщин и детей мусульман, сказав им: "Присоединяйтесь к вашим единоверцам!" Те попали в руки негров, погонщиков мулов и нескольких презренных торговцев, которые их присвоили и насиловали, пока об этом не сообщили командующему войском, что повлекло за собой отмену и запрет таких низостей.
   После этого часть осаждающих отправилась к Дении и в другие места. Тогда уменьшилась его (лагеря) целостность, разрушился его натиск и возрос упадок духа, так что войско пришло в беспорядок (букв.: испортилось). Но его военачальник, равнодушный к нему и слепой из-за его необъятности, полагал, что войско по-прежнему многочисленно и ни во что не ставил своих врагов, считая себя равным им. Так что возникло слабое место и представился удобный случай, когда Кампеадор слишком оробел, чтобы столкнуться с таким множеством и попросил военной помощи у Альфонсо. (Весть) об этом разнеслась по лагерям мусульман, внушая страх в души и насыщая ужасом сердца. И эти обстоятельства были предпосылками того, что уготовила судьба.
   РАССКАЗ О ВЕРОЛОМСТВЕ ПРОКЛЯТОГО РОДРИГО ПРОТИВ МУСУЛЬМАНСКОГО ЛАГЕРЯ. Когда Родриго (да проклянет его Аллах) увидел пустеющий лагерь (мусульман) и как люди уходят оттуда во всех направлениях, он замыслил обман и применил хитрость, не ожидая прибытия подкреплений. Он выехал во главе части его конницы и послал другую часть в засаду ночью поблизости от лагеря (мусульман). На рассвете этой ночи он выступил с теми, кто был с ним, вооруженными и в боевой готовности, тогда как люди (в лагере) были самоуверенны и не готовы. Когда вести об этом разнеслись среди людей в лагере, начались волнения и поднялся шум. Выехали наемники и волонтеры, кто остался, так что остались в лагере лишь слуги и те, кто был неспособен защищаться. Всадники упорно атаковали означенного Родриго, который, казалось, бежал от них к городу, и они следовали прямо за ним. Тогда он укрылся за крепостной стеной, хотя войска (мусульман) подошли к нему очень близко, нанесли ему потери и были готовы победить его. Тем временем его [Родриго] воины, стоявшие в засаде, вышли к лагерю (мусульман) и опустошили его. Эмир Мухаммад, племянник эмира мусульман, будучи болен, остался позади в нем, и теперь поспешил бежать оттуда. Дошли до мусульман крики, изданные при вторжении (врагов) в лагерь, и они ушли, ошеломленные, не сомневаясь (как они предчувствовали), что явился Альфонсо. Тогда все рассеялись, двигаясь разными дорогами, а те, кто направился к лагерю, видя, что он разграблен и его пересекают (вражеские) всадники, удалились оттуда, так что никто туда не вернулся.
   Враги, занятые грабежом, не преследовали беглецов... И не обменивались ударами мечей, не проливали крови, за исключением немногих, кого Аллах наградил мученичеством...
   [Вторая версия событий.] (Такое) положение дел продолжалось на протяжении месяца Рамадана [14 сентября - 13 октября 1094 г.], тогда как войско эмира Мухаммада [б. Ибрахима] б. Ташфина, племянника эмира мусульман, осаждало город (Валенсию). Под началом эмира Мухаммада собрались все войска Альморавидов, магрибинские и сахарские, а также все войска ал-Андалуса. Также к ним присоединились Тайид ад-Даула [Опора Державы], господин Лериды; Саййид ад-Даула [Владыка Державы], из Тортосы [один и тот же человек - Сулайман б. Худ, правитель Лериды и Тортосы]; Хусам ад-Даула [Меч Державы], из Санта-Марии, и Низам ад-Даула [Порядок Державы], из Альпуэнте, чьи деяния противоречили их титулам. Более того, к ним примкнули аш-Шанйати с [Верхней] Границы; Ибн Йасин, господин Сегорбе; Ибн Йамлул, господин Херики, и другие, кроме перечисленных. Когда показалась луна Шаввала [начало месяца - 14 октября 1094 г.], народ (лагеря) молился в Мислате [между Куарт-де-Поблет и Валенсией, немного более чем в 3 км от центра последней], рядом с каналом Фавара. В это время христиане-мосарабы, жившие в городе, заискивали перед мусульманами оттуда же, ибо они нисколько не сомневались в их победе над их единоверцами.
   8 Шаввала [21 октября 1094 г.] проклятый [Родриго] огласил весть о том, что Ибн Рудмир [Педро I] (король Арагона) присоединился к нему со всем своим войском, чтобы помочь ему. Тогда он применил хитрость, ибо выслал отряд христиан и приказал им отвлечь мусульман стычками, чтобы те поверили в то, что там находится сам Кампеадор, в то время как сам он вышел через другой городской квартал, и все бежали от него. Тогда он направился к лагерю (мусульман), который опустошила его конница. Шум дошел до эмира Мухаммада, который вернулся туда, тогда как его люди разбежались от него, а лагерь был разграблен. Враги прекратили преследование и занялись грабежом...
  
   Приложение 2:
   Подробности сражения при Куарте (1094 г.) в "Истории Родриго"
  
   [62.] Йусуф, король моавитян, услышав, что Валенсия Родриго уже весьма жестоко захвачена и разграблена, сильно разъярился и расстроился. Посоветовавшись со своими людьми, он назначил военачальником в Испании родича своего, сына своей сестры [точнее, брата], именем Мухаммад. С ним он послал несметное множество варваров, моавитян и исмаилитов [андалуссцев], обитающих по всей Испании [ал-Андалусе], чтобы осадить Валенсию и Родриго, пленного и в железные цепи закованного, привести к нему.
   Они прибыли в место, что зовется Куарте, в четырех милях [около 6 километров] от города Валенсии, разбив там лагерь. Все жители той округи постоянно приходили к ним с необходимым провиантом, яствами и пищей: часть съестных припасов они им дарили, а часть продавали. Численность же их была равна почти 150 тысячам всадников [другое прочтение - "100 или 150 тысячам"] и 3000 [другое чтение - "30000"] пехотинцам. Родриго, видя такое несметное множество врагов, явившихся сразиться с ним, был на редкость поражен.
   Это громадное войско моавитян село и оставалось под Валенсией десять дней и столько же ночей. Каждый день, разумеется, они разъезжали кругом города, вопя и крича громкими и нестройными голосами, издавая не слабое рычание. Они часто метали стрелы в шатры и обиталища Родриго и его воинов, активно вызывая их на немедленное сражение. Но Родриго, как всегда, стойкий, мужественно успокаивал и укреплял своих людей, и постоянно и искренне молился Господу Иисусу Христу, дабы тот ниспослал божественную помощь своим людям.
   Однажды, когда враги, как обычно, кружили под городом, вопя, крича и сражаясь, уверенные в том, что со своими силами захватят его целиком, Родриго, непобедимый воин, от всей души положившись на Господа и Его милосердие, со своими людьми, хорошо вооруженными и кричавшими на них, запугивая тех угрожающими словами, дерзко и отважно вышел против них. Таким образом они ударили на них и вступили с ними в упорный бой. И, милосердием Господним, Родриго разгромил всех моавитян. Так он одержал победу и триумф над ними, дарованные ему Господом.
   Едва те были разбиты, они, показав спину, обратились в бегство. Множество их пали от меча. Других, вместе с их женами и детьми, привели пленными в лагерь Родриго. Вместе с ними захватили их лагерь и шатры, где нашли несметную казну - золото, серебро и драгоценные одеяния. Они тщательно разграбили все богатства, найденные там. Так что Родриго и все его люди тогда весьма обогатились - множеством золота, серебра, драгоценнейшими одеждами, (боевыми) конями, дорожными лошадьми и мулами, разного вида оружием, и обильной провизией и несказанными сокровищами должным образом себя обеспечили. Случилась такая победа в эру 1132 [= 1094 г. от Р.Х.].
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   1
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"