Мейланов Вазиф Сиражутдинович : другие произведения.

Что значит заниматься политикой в России

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Гражданская война, в общепринятом понимании этого термина, вещь, безусловно, нежелательная. Но... ведь в здоровых обществах непрерывно ведется и должна вестись гражданская война: война людей, желающих жить по правилам, с людьми, не желающими жить по правилам, а желающими паразитировать на том, что другие живут по правилам. Это именно гражданская война — внутренняя, одной части общества с другой его частью. И это война, которая должна вестись, чтобы общество оставалось здоровым."


Что значит заниматься политикой
в России

Сегодняшний ответ студентам МГУ
на их вопрос 1968 года

   25 января 1980 года, в день моего ареста, сотрудниками КГБ из ящиков моего письменного стола было изъято все их содержимое. Под арест попали и подготовительные материалы к будущим работам.
   После моего возвращения из тюрьмы и ссылки, в декабре 1991 года все бумаги с моими записями были мне возвращены.
   Цитируемая ниже запись сделана в 77-78 годах -- это черновик предисловия к работе "Заметки на полях советских газет".

1

   "На одной из лекций перед математиками МГУ я выдвинул тезис о необходимости каждому участвовать в устрояющей деятельности -- мета-деятельности, политике. Иначе ученый превращается в Архимеда  из анекдота: рушится мир, враги штурмуют остров -- он погружен в занятия кривыми, и только одна просьба: "не тронь моих чертежей", и эти слова -- солдату!!
   И солдат, восхищенный такой преданностью науке, разваливает "архимеду" голову...
   Первая встреча с солдатом оказывается и последней...
   Помню вопрос ко мне: "Что значит заниматься политикой, как это можно делать в СССР?"
   Для каждого человека политика, занятие политикой -- это, для начала, осведомленность.
   Встречать во всеоружии событие истории, политическое событие, каждый новый шаг правительственных преступников.
   Для понимания сущности коммунистической организации общества, сущности "человека нового типа" нет нужды лазить в сейфы и перехватывать директивы ЦК: всё нужное есть в доступных источниках, которые требуют лишь прочтения открытым оком.

--------------

   Дело в том, что, как искусно и дальновидно ни корректируй историю, критических ситуаций в ней, видимо, не избежать, посему нужно специально готовиться к этим быстротечным схваткам с историей, к действиям в особом поле, когда "все плывет в радостном опьянении". (Лист 19, том 8 Следственного дела 1980 года).
   (­­­­­Это написано мною в 78 году, а упоминаемая в тексте "лекция перед математиками МГУ" была прочитана мною в конце 68-го-начале 69-го. Я был в то время студентом 5-го курса мехмата МГУ. Ко мне явилась делегация первокурсников с предложением прочесть лекцию на любую избранную мною тему ("Говорят, у вас своя философия..."). Лекции надо было дать название (для объявления). Я назвал ее "Умеем ли мы любить?". Уже тогда, начав с темы любви, с умения чувствовать природу (я привел небольшое стихотворение древнегреческой поэтессы Праксиллы и некоторые места из "Зеленых холмов Африки" Хемингуэя), я закончил темой политики, устрояющей деятельности.)
  

2

   "Демократия невозможна при безвластии или при слабой государственной власти. Почему? А потому, что одним из принципов демократии является: "свобода одного кончается там, где начинается свобода другого". Если мы представим области свободы каждого человека кружком, то, в этой модели, демократическое общество должно обеспечить неналожение этих вот кружков друг на друга. А что в демократическом обществе обеспечивает это неналожение кружков? Органы принуждения демократического государства. Они, эти органы принуждения к соблюдению демократических правил жизни, должны быть суперсильными, ибо люди стремятся расширить область своей свободы и своих прав за счет свободы и прав другого, других. Вот почему я во всех выступлениях особое место отвожу проблеме построения сильных правоохранительных органов.
   Сегодня, на мой взгляд, это одна из важнейших организационных и кадровых задач, решение которой обеспечит стабильность и, тем самым, условия для выведения республики из кризиса.
   Органы принуждения к соблюдению правил свободы должны перестать быть главноуговаривающими, а начать и постоянно продолжать применять силу. Для того общество им и вручает оружие. Уговаривать не надо, от уговоров уголовники только наглеют. Народ ждет применения правой силы и поддержит и самые жесткие меры по обеспечению безопасности каждого члена общества."
   Напечатано в моей авторской газете "Другое небо" в августе 1992 года.

3

   "Гражданская война, в общепринятом понимании этого термина, вещь, безусловно, нежелательная. Но... ведь в здоровых обществах непрерывно ведется и должна вестись гражданская война: война людей, желающих жить по правилам, с людьми, не желающими жить по правилам, а желающими паразитировать на том, что другие живут по правилам. Это именно гражданская война -- внутренняя, одной части общества с другой его частью. И это война, которая должна вестись, чтобы общество оставалось здоровым.
   Эта гражданская война велась (и ведется в здоровых обществах) во всех социумах, во все времена, при всех формациях. А у нас эта очистительная гражданская война -- тонкая, адресная, правовая -- не ведется, и потому в обществе накапливается отрицательный заряд, необходимый и достаточный для обыкновенной гражданской войны.
   Войны, по Питириму Сорокину, понижающей уровень и качество общества, а то и ведущей его к гибели."
   Опубликовано в третьем номере моего "Другого неба" в августе 1994 года.

4

   "На самом же деле, на мой взгляд, нынешняя Россия страдает не от излишней полицейской силы государства, а из-за недостаточной силы его.
   Из-за недостаточной полицейской силы государства нам грозит превращение России не в полицейское государство, а в криминальное образование.
   Нам необходимо усиление полицейской силы государства, это усиление -- необходимое условие демократии."
   Из доклада на Ученом совете Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН, ноябрь 1995 года.
  

5

   "Коммунистическое государство поселило у населения Советского Союза ложную уверенность в том, что мира всегда можно добиться мирным путем, без крови. К сожаленью, мир часто завоевывается очень дорогой ценой. [...] демократии необходимо сильное государство. Российские демократы (Гайдар, Ковалев, Шейнис, Явлинский, Юшенков ...), которых я после Чечни уже не считаю демократами, не понимают этого. Они боятся сильного государства как идеи, как принципа. Они не дошли, и им не дойти до такой мысли: сталинское, коммунистическое государство принуждало к соблюдению законов несвободы. К соблюдению законов свободы тоже нужно принуждать! Нужно принуждать не заступать, не топтать свободу ближнего своего.
   Этого нынешние демократические говоруны России понять не могут. Они все хотят решить словами. Я бы тоже рад все решать словами. Но ведь не слушаются дудаевы слов. Не все в истории решается словами. [...] К первым применившим оружие применяют уже не слова, а оружие."
   Опубликовано в газете "Эхо Дагестана" (6-12 июля 1995 года, стр.2).

6

   "Я больше доверяю не анализу, идущему вслед за событиями, а анализу, предсказывающему и объясняющему события, которым еще только предстоит произойти. Вот почему я предлагаю читателям свой анализ политической ситуации в России, данный мною 5 апреля этого года.
   Вчера, сразу после выступления Б.Н. Ельцина, Р.И. Хасбулатов сослался на 104-ю статью российской Конституции. Ответ на этот аргумент дан мною 5 месяцев назад: именно 104-я статья обнулила все статьи Конституции, именно из-за нее у нас НЕТ КОНСТИТУ­ЦИИ.
   Сегодня утром Конституционный суд вынес вердикт Указу Пре­зидента: неконституционен. Я 5 месяцев назад разъяснил ситуацию с самим Конституционным судом: нарушение принципа разделе­ния властей в действующей Конституции делает незаконным сам Конституционный суд: он призван защищать узаконивающую без­законие ныне действующую Конституцию. [...]
   На мой взгляд, и все остальные идеи того моего выступления -- это размышления наперед, время и события не обесценивают их, а придают им больший вес."
   Опубликовано в газете "Новое дело" 24 сентября 1993 года.

------------

   "Что значит заниматься политикой, как это можно делать в СССР?" -- Через тридцать лет после вопроса настоящей книгой я отвечаю на этот вопрос.
   Как "специально готовиться к этим быстротечным схваткам с историей"? -- Алгоритма не существует. Но эта книга доказывает, что готовиться к ним нужно, а быть готовым ­-- возможно.
  
   20 сентября 1999 года
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"