mek: другие произведения.

Рецензия на Звезда Сыска

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Создай свою аудиокнигу за 3 000 р и заработай на ней
📕 Книги и стихи Surgebook на Android
Peклaмa



Рецензия на рассказ Зайцев Банзайцев "Звезда сыска"

Первое - мне рассказ читать было интересно и легко, написан он вполне добротно.

Второе - с первого раза я вообще не счёл это детективом, а чем-то вроде байки или очерка о пресловутых девяностых.

Есть ещё элементы боевика или другого остроприключенческого жанра (девяностые же!), но они слабоваты. Реальная угроза подозревается, назревает, да так сама и рассасывается. Особенно плохо в смысле читательского интереса то, что по существу героине делать ничего не надо. Для неё самая правильная тактика - затаиться и ждать, "не высовываться". Уничтожение документов в конце рассказа уже как бы и не нужно. Для избавления от угроз лучше всего было не находить ключ вообще и ничего не делать.

Что касается детектива. Я его разглядел. Да ещё оказалось, что он любимого мною типа - когда в сложных условиях затруднений с передачей сообщений два человека понимают друг друга или находят остроумный способ друг с другом связаться. В таком детективе на самом деле изображены два сотрудничающих интеллекта, это плюс.

Минус то, что рассмотреть детективную составляющую возможно только в сильный микроскоп. Загадка не успела возникнуть, как оказалась решённой. Читателю догадаться о чём-либо до самого момента прозрения героини возможности не дали. А потом героиня ещё долго ждала и колебалась, прежде чем приступила к активным действиям. Да и оказались эти активные действия никому не нужными, зряшными. Загадку вообще не нужно было решать! Впрочем, я уже повторяюсь.

Получается: как картинка эпохи - довольно удачно. Как детектив - неплохо задумано, но реализовано слишком мелкомасштабно. Как приключения - неудачно.

Да, хочу заметить, очень похожие мотивы встречаются, например, у Марининой. Но там они не являются главным содержанием повествования, а лишь мелкими деталями более сложного действия. И тогда от них совсем другое впечатление.

Пара придирок.

Звезда-шишка похожа на звезду, но гораздо меньше похожа на шишку. В реальной жизни могло оказаться, что игрушка была так названа, я подозреваю, что эта деталь взята из личных воспоминаний, но уж больно это произвольно. Для успеха шифровки это достоинство, для возможности читателя хоть сколько-нибудь поучаствовать в решении задачи - убийственно.

Тимур прячется от властей и мафии за границей и в то же время регулярно по расписанию звонит сестре и подруге. Невероятное разгильдяйство. Его уже давно бы вычислили и поймали при такой частоте контактов и простоте способа связи. В реальности в то время заинтересованные лица добивались, чтобы беглеца объявили в розыск через Интерпол. Интерпол при этом сам ничего не делает, разве что досье заводит и предоставляет его разным странам. Но вот прослушку телефонов организовать при наличии такого досье - нефик делать, а там и до вычисления местоположения Тимура рукой подать.

Правда, есть намёки, что дело происходит в Приднестровье, с которым Интерпол не дружит. Но Приднестровье достаточно открыто для въезда и выезда, то есть сестра и подруга вполне могли выезжать даже на личные встречи с беглецом без большого риска выследить их, при соблюдении минимальных мер конспирации, а вот телефонная связь с Приднестровьем, наоборот, затруднена и под хорошим колпаком.

Записка хранится вместе с ключом. Верх беспечности.

Кроме того, это обстоятельство сильно упрощает поиски героини и делает детективную часть рассказа ещё более микроскопической. Из этого следует рекомендация превратить нынешнюю шараду в цепь из двух, а может быть, и трёх шарад. В звезде спрятата только записка, ключ в другом месте, кодовых слов из воспоминаний детства используется несколько. Вот уже детектив начинает становиться более заметной частью рассказа. С другой стороны, авторы вовсе не хотели написать обязательно настоящий детектив, их устраивало, что их опус можно формально, хотя и с большой натяжкой, отнести к детективам, как того требовали условия. Впрочем, мне кажется, что их и не пропустили, ограничившись внеконкурсом.

Злодеи ищут пачку бумаг и не догадываются, что в квартире может быть спрятан лишь ключ или та же записка с координатами тайника. Ну тупые.

Вообще поведение громил вызывает вопросы - уж больно они нежны с жертвой. Вообще-то говоря, обыск чужой квартиры, при котором сам факт обыска не скрывается - это погром. Всё срывается со своих мест и швыряется на пол. Героиня пережила два погрома легко и безо всяких потрясений? И даже в милицию не обратилась? Да после первого же раза погром стал бы ещё грубее. Я не говорю уж о том, что следующим шагом было бы изловить героиню и попытать немножечко.

Впрочем, как это парадоксально ни звучит, в этой нестыковке, неканоничности действий злоумышленников есть какая-то жизненность. Так "не так захватывающе", зато, возможно, так "ближе к реальной жизни". В жизни бандюги как раз и бывают иногда "нежными и тупыми".

Например, мотив прекращения слежки из-за политических пертурбаций мне очень понравился.

Осталось спросить - а какова была сверхзадача, цель написания рассказа, главная из целей? Я вижу три побудительных мотива авторов.

Желание написать детектив с загадкой такого типа. Если эта цель главная, то рассказ неудачен.

Желание нарисовать живую картинку той эпохи. Удачно.

Желание изобразить в рассказе геометрическое тело из личных воспоминаний. Средне.

Задаю вопрос авторам - а что для них было главным?

Ответ на этот вопрос был получен. В форуме к рассказу. Звучит он так.

Главным было -- масса личных причин, от восхищения Жаном Рошфором до жгучего интереса "чем всё это безобразие кончится?" (а какое безобразие, не уточняю).

Это, пожалуй, ближе всего к моим предположениям номер два и три. Что ж, тогда будем считать рассказ скорее удачей, чем провалом.

Вообще-то для меня такая цель выглядит немного расплывчатой. Я сам пишу рассказы лишь в том случае, когда мне хочется что-то довольно конкретное высказать. При этом я иногда могу сформулировать это высказывание в виде готовой краткой формулы гораздо удачнее, чем это сделает сам рассказ. Не зря я всё-таки прежде всего поэт-лирик, а рассказы пишу редко.


.15.08.2012






Популярное на LitNet.com Т.Мух "Падальщик 2. Сотрясая Основы"(Боевая фантастика) А.Куст "Поварёшка"(Боевик) А.Завгородняя "Невеста Напрокат"(Любовное фэнтези) А.Гришин "Вторая дорога. Путь офицера."(Боевое фэнтези) А.Гришин "Вторая дорога. Решение офицера."(Боевое фэнтези) А.Ефремов "История Бессмертного-4. Конец эпохи"(ЛитРПГ) В.Лесневская "Жена Командира. Непокорная"(Постапокалипсис) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) А.Найт "Наперегонки со смертью"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"