Мэкалль Мат Свер : другие произведения.

К вопросу об обосновании этических систем.

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   Базовые этические принципы(ценности) - вовсе не обязательно нуждаются в обосновании. Монотеизм, к примеру - скрывает "фундамент" своих этических систем за своими "едиными богами". Причин у такого подхода может быть несколько:
  
  - Желание выдать "малую" этическую систему за бОльшую*, если не за большУю*. Т.е., желание привлечь на свою сторону тех, кому твои цели... "не близки" - и обеспечить нейтралитет тех, кто, по своим целям, должен быть твоим врагом (ибо имеет цели, с твоими - несовместные).
  
  - Желание привлечь на свою сторону "тёмные массы", объяснять которым глубокие философские вопросы - "себе дороже".
  
   Могут быть и более экзотические ситуации, включающие множественность "степеней посвящения". Но объеденяется всё вышеперечисленное тем, что и "друзья" и "враги", в массе своей - разыгрываются "в тёмную".
  
  ---
  
  
  * БольшАя этическая система - обязана быть направленной на наилучшее выживание и распространение разума. Это - цель. А средства - не должны противоречить интересам ни одного разумного существа, идущего к этой же цели; не должны они существенно противоречить интересам тех, кто в состоянии существенно затруднить достижение цели. Иначе говоря, кооперация - как внутри этической системы, так и в её взаимоотношениях с другими системами - должна быть не только возможно - она должна быть выгодней, нежели война.
  
   Это (идеальное) определение - слишком сложно эффективно использовать на практике. В результате, с практической точки зрения - удобней меньшие этические системы - хоть они и несут, вероятнее всего, гибель всему живому и разумному. Для маскировки коего факта, они и норовят скрыть свои цели и средства - выдавая себя за бОльшую, если не за большУю этическую систему.
  
   Очевидно, что определение большой этической системы - можно переписать и для человечества, в целом, и для рассы, нации, вероисповедания, класса, клана, отдельного человека. Чем дело не кончается. На самом деле, наименьшей возможной этической системой представляется этическая система, "сработанная под задачу" - и не обеспечивающая выживания даже одному, отдельно взятому, "исполнителю". Шиза, конечно! Но наше общество умеет воспитывать "исполнителей", никакой шизой не смущающихся... (задачей, в смысле минимальной этической системы - может быть хоть исполнение госзаказа на убийство - пусть ценой собственной жизни).
  
  ---
   В фундаменте больших этических систем лежит... выгода (пусть и не личная). Уже в силу этого, они не имеют ничего общего со справедливостью, с дихотомией Зло/Добро. С сильным, или популярным "злодеем" - зачастую разумнее "договориться", обеспечить ему более, чем приемлемые условия существования. Да что там! На практике, инкорпорация сильного "злодея" в систему доходит до того, что на высших этажах системы кроме "злодеев" - никого и не остаётся! И это - даже тогда, когда слабых "супостатов" бывает выгодно карать - жестоко и прилюдно... Вот и ещё одна причина, в силу которой этические системы, намеренно "спутавшие" этику и справедливость - вынуждены разыгрывать "в тёмную" большинство своих сторонников.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"