Мелентьев Владимир Сергеевич : другие произведения.

Диалог о любви

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Беседа автора и одной известной писательницы, издавшей множество книг о взаимоотношениях мужчин и женщин. Собеседники пытаются ответить на извечный вопрос - что же такое любовь?


Философское эссе о любви

   Этого разговора на самом деле никогда не было, но идея, заключенная в нем, родилась именно во время него. Он состоялся однажды вечером в моем воображении. Ради беседы я пригласил одну известную писательницу: она много говорила о любви и отношениях между людьми. Мне было интересно, знает ли она, что это такое.
   Для нашей встречи я создал небольшой ресторанчик, как она привыкла. За одним из столиков и состоялась наша беседа.
   ...
   Она: Я слышала, вам не очень понравилась моя книга. Интересно, почему? Многие люди
   воспользовались моими советами и смогли построить гармоничные отношения.
   Я: Многие из ваших советов действительно неплохие, хотя и не все. Я говорю, разумеется, о
   частных советах. Когда же вы беретесь за обобщения, то делаете весьма странные выводы.
   Она: Что вы подразумеваете под обобщениями? Я старалась говорить только о том, что пережила сама или выяснила на своих семинарах.
   Я: Например, утверждения типа "вы должны делать только то, что хотите", "сконцентрируйте энергию прежде всего на ваших жизненных целях и карьере" или "всегда открыто высказывайте все свои отрицательные эмоции" выходят далеко за рамки простых советов и глубоко вторгаются в область философии.
   Она: Я долго пыталась построить здоровые отношения, и мне это удалось, благодаря моим же советам. Просто нужно применять их с умом. Не пытайтесь следовать им одновременно. Если вы будете делать то, что не хотите, отношения вам опротивеют. Никогда нельзя жертвовать собой, это ниже человеческого достоинства.
   Если вы мало времени уделяете карьере, вы ничего не добьетесь в жизни, и вас будет не за что любить.
   А если вы будете копить свои эмоции, то они накопятся и убьют вашу любовь. Вы возненавидите того, кого любили. И не достигните своей цели - гармоничных отношений.
   Я: Если человек сможет "с умом" следовать вашим советам, т.е. сам выбирать, какие из них правильные, а какие ошибочные, то он уже и так знает достаточно. В принципе, такой человек способен обойтись и без ваших советов. К сожалению, не все люди способны на это. Я конечно не знаю, что будет с вашими теперешними отношениями, тем более, что они далеко не первые. Возможно, вы встретили настоящего человека, но если вы и в самом деле, на практике, а не в теории, попытаетесь применить ваши философские выводы, даже он может не выдержать. Вы говорите о любви так, будто вся ее цель - построить отношения, в которых люди причиняют друг другу минимум неудобств и извлекают максимум пользы друг из друга. Словно каждый пришел в ресторан и выбирает там блюдо по своему вкусу. А любовь здесь - обычное чувство, что-то вроде голода, который надо удовлетворить, чтоб не мучил.
   Она: Любовь конечно не просто голод, это совсем другое, гораздо более возвышенное чувство. Ее может удовлетворить только другой человек, во всем своем многообразии.
   Я: И все же любовь - это только чувство?
   Она: Не только, а цельное, настоящее Чувство.
   Я: Чувства, они все настоящие, их ни с чем не спутаешь. Голод есть голод, жажда есть жажда. Ненастоящие есть просто фальшь, обман или самообман, их попросту нет. И все настоящие чувства цельные. Нельзя отрезать кусочек от голода или почувствовать половину жажды. Безусловно, чувство может быть сильнее или слабее, но оно всегда целое.
   А любовь - это не чувство.
   Она: В человеке есть разум и чувства. Любовь не может быть разумом. Она страсть, которая накрывает человека с головой, несет его наперекор всем доводам рассудка. Нет! Любовь - это настоящее чувство.
   Я: Если любовь противоречит разуму, значит разум руководствуется ошибочными теориями. Обычно же любовь сметает не доводы разума, а панические вопли эгоизма, страха, лени и прочих вполне настоящих чувств, будучи сама за их пределами.
   Она: Я не понимаю. Значит, разум не выступает против любви? А если два человека женаты, а один из них полюбил кого-то третьего. Что ему делать?
   Я: Вы лучше меня знаете, что это зависит от ситуации. Любовь - это не чувство. Она различно проявляется в нашем мире, имеет разную окраску, в отличие от чувств. Голод удовлетворяется пищей, любовь же может быть и сексуальной, и платонической, и родительской, и дружеской. Разум может выбирать, какой из цветов любви уместен именно сейчас и именно к конкретному человеку. Если разум считает, что для сексуальной любви сейчас не время, он может подавить половое влечение, ибо это только желание. Вот вам, кстати, и первый довод, почему любовь - это не чувство.
   Она: Это неправильный довод. Вот, например, жажда общения удовлетворяется различными людьми. Это что, тоже не чувство?
   Я: Разумеется, это чувство. Только оно удовлетворяется человеком вообще. Голод тоже можно заглушить разными блюдами. Салат, суп и мясо способны удовлетворить его. Нет специального голода, который удовлетворил бы только вишневый компот. Для жажды общения подойдет любой человек. Хуже или лучше, он удовлетворит ее. Но половая любовь не удовлетворится дружбой в принципе.
   Она: Так значит это и есть разные чувства, просто из-за бедности языка их называют одним словом.
   Я: Не слишком ли много получается чувств. Человек любит: себя, мать, отца, детей, друзей, подруг, животных диких и домашних, людей вообще, своих далеких предков, кино и литературных героев, богов, Бога, родину и т.д. В каждом из этих случаев состояние человека различно, если это совершенно отдельные чувства, то они безусловно должны конкурировать друг с другом. Кроме того, их должно быть столько же, сколько человек вообще знает других живых существ, ибо взаимодействие с каждым неповторимо.
   На деле же, любовь хоть к чему-нибудь, раз возникнув, позволяет человеку любить и все остальное. Полюбив себя, животных или даже киногероя, вы можете легко полюбить друзей, Бога и родину. Если же попытаетесь изгнать из сердца, скажем, любовь к животным, то ослабеет и ваша любовь к себе, к родителям и к родине. Никто еще не смог, воспитывая в себе ненависть к детям, усилить любовь к родителям. Справедливо и обратное. Это говорит о том, что нет тысяч разных видов любви, есть одна любовь, просто окрашенная в разные цвета.
   Она: Я сама много раз влюблялась, я ЧУВСТВОВАЛА любовь. Как она может быть не чувством?
   Я: Давайте посмотрим, что вы чувствовали, когда влюблялись. Я открою блокнот и запишу ваши ощущения, а потом попробуем вместе найти, какое же из них - это любовь.
   Она: Ну ладно. Записывайте. Во-первых, я ощущаю радость, когда вижу любимого человека, мне хочется петь и танцевать. Во-вторых, я немного смущаюсь. В-третьих, мне хочется ласки. В-четвертых, я чувствую к нему доверие, мне хочется поделиться с ним своими секретами. Ну вот пожалуй и хватит для начала.
   Я: Ну что же, начнем пожалуй с третьего пункта. Сексуальное желание часто входит в состав половой любви, однако не обязательно. Существует любовь платоническая, она тоже любовь межу полами, но без телесной близости.
   Она: Это какая-то ущербная любовь.
   Я: Да, безусловно. Такая любовь несовершенна, но она возможна. Попробуйте представить себе голод без голода, или жажду без жажды. Это невозможно. А вот любовь без секса существовать может. Значит, сексуальное желание - это не любовь.
   Она: Это не сама любовь. Это ее часть.
   Я: Нет. Если бы она была частью любви, то проявлялась бы всегда, когда мы любим. А это не так.
   Она: Ладно, допустим. А дальше?
   Я: Смущение вы назвали сами. Смущение отнюдь не всегда сопровождает любовь. Вы это знаете. Оно зависит скорее от душевного склада человека. Смущение как правило возникает из страха быть отвергнутым и угасает вместе с ним. Доверие и жажда поделиться возникает из уважения. Так же ученики иногда делятся своими переживаниями с учителем, или верующие исповедуются у священника. Здесь доверие и уважение.
   Она: Если верить вам, то и радость - это не любовь.
   Я: Совершенно верно. Любовь иногда ведет к горю. Но даже когда мы страдаем от нашей любви, мы все равно любим. То же самое с ревностью, нежностью, восхищением, злостью, нетерпимостью. Это чувства, которые могут сопровождать любовь, а могут и нет.
   Она: Как же тогда люди узнают, что они влюблены?
   Я: О! Это сложная проблема. Люди редко ошибаются с определением чувств. Действительно, как можно спутать голод со страхом, или восхищение со злобой. Люди могут запутаться в чувствах по двум причинам:
   Во-первых, человек может не знать, как назвать свои чувства словами. Ничего удивительного. Если люди испытывают что-то редко, для него вполне может отсутствовать название в языке, или вы можете этого названия не знать. Вы просто не в состоянии объяснить свои чувства. Например, вы можете не знать слово "страх", но это не значит, что вы на самом деле путаете страх с гневом или с голодом. Дети не знают слов шар и куб, но покажите им кубик и мячик. Любой ребенок скажет вам, что это не одно и то же.
   Во-вторых, чувств может быть слишком много и все они разной силы. В этом случае сложность та же, что и при сборке машины. Тяжело найти место каждой детали, но никто не перепутает болт с гайкой или молоток с пилой.
   В то время как огромное число людей не могут понять, любят они или нет. Иногда они долгие годы живут вместе, уверенные в своей любви, а потом вдруг понимают, что никакой любви не было. Иногда наоборот, прожив жизнь казалось бы без всякой любви, человек вдруг осознает, что любил все это время. Мы словно на самом деле путаем свет и тьму, квадрат и треугольник, жару и холод.
   Любовь приходит к человеку не как чувство, а скорее как вывод, сделанный на основании чувств.
   Она: Каким же образом любовь можно вывести?
   Я: Любовь вывести нельзя. Можно вывести заключение о том, есть она или нет. Все дело в том, что люди похожи. У нас одна природа. Поэтому, мы знаем, какие чувства мы испытываем, когда приходит любовь. И делаем вывод, как исследователи.
   Да вы сами только что это продемонстрировали. Я попросил вас описать любовь, и вы перечислили радость, смущение, сексуальное желание и уважение. Значит, если вы испытываете эти чувства, вы любите. Это научный вывод. Он может быть верным и ошибочным. В девяносто девяти случаях вы угадаете верно, а потом попадете пальцем в небо, потому что возможна любовь и без этих чувств. Набираясь жизненного опыта, человек все больше понимает, какими чувствами сопровождается любовь именно у него, и учиться совершать все меньше ошибок. А когда люди влюбляются впервые, количество ошибок может составлять более половины всех случаев.
   Если бы любовь была чувством, такое поведение весьма странно. Вот вам второе доказательство того, что любовь - это не чувство.
   Третье доказательство состоит в том, что человек способен оказаться ради любви от всех чувств. Ради любви можно отказаться от того, кого любишь, а значит никогда не видеть его и не знать. Поступать с любовью можно, даже не испытывая никаких чувств. Например, когда вы прощаете своих врагов, которых ненавидите, о каких чувствах может здесь идти речь? Между тем этот поступок свидетельствует о любви.
   Наконец, любовь существует всегда, независимо от внешнего мира. Вы любите себя и хорошим и плохим, других вы можете любить и когда злитесь на них, когда они доставляют вам одни несчастья. Вы любите тогда, когда заняты другими делами и мыслями. Любовь никогда не прерывается, никогда не удовлетворяется достигнутым, чем больше бы любите, тем сильнее она становится. Голод сменяется насыщением, уважение может пошатнуться из-за низких поступков, страх существует тогда, когда есть опасность.
   Она: А как же жадность? Она тоже существует всегда, растет по мере удовлетворения.
   Я: Жадность - это не чувство, это характеристика. Чувство, которое ему соответствует - жажда обладания. Она не длится всегда, когда человек добирается до вожделенной вещи, жажда на время удовлетворяется. Иногда правда жадность приобретает черты любви, но тогда само богатство становится неважным, а свою силу жадность начинает черпать из эгоизма, этой искаженной любви к себе.
   Она: Ну хорошо, если любовь - это не чувство. То что же это такое?
   Я: Это сердцевина морального закона человека, его высшая тайна, до которой пытались добраться все величайшие мистики, философы и правдоискатели планеты. Эта самая суть того, что называют "человеком". Можно сказать, что это основа добра. Любовь так перестраивает человеческие чувства, что индивид, часть человечества, становится личностью. Это способность выйти за свои пределы, или, что то же самое, включить в себя весь мир.
   Она: Любовь, конечно это прекрасно, но это часть человека, помимо нее в человеке есть многое другое, что также должно быть развито.
   Я: Я вовсе не говорил, что весь человек - одна любовь. Я сказал, что она - главный закон жизни. Любовь к знаниям породила науку, любовь к красоте породила искусство, любовь к другим породила справедливость, любовь к себе породила жажду жизни. Любовь - это смысл жизни. Каждый человек предпочитает свои цвета любви, но отказаться от нее совсем не в состоянии. Кто-то отдает большую часть любви друзьям, кто-то вступает в брак, кто-то уходит в богоискание, кто-то служит родине. Лишь воспитывая в себе ненависть, люди лишают себя счастья - идут навстречу пустоте, совершают самоубийство.
   Любовь - основной критерий, которым проверяются моральные кодексы всех времен, все что ведет к ее торжеству - хорошо, то что ведет к ненависти - плохо.
   Любовь позволяет на самом деле поставить интересы другого по крайней мере вровень со своими, а в перспективе и выше. Любовь позволяет нам осознать свои интересы. Из любви к себе человек сбрасывает с себя иго страстей и желаний, которые живут в нем, становится хозяином своей природы, а не ее рабом.
   Она: И чем же тогда плохи мои обобщения. Я учу людей любить.
   Я: Нет. Вы учите людей извлекать из своей любви максимум пользы. Думая прежде всего о сохранении своего достоинства, а не достоинства другого человека, показывая свою злобу, а не учась ее побеждать, делая то, что хочется только вам, не задумываясь о том, что принесет счастье другим, отвергая самую возможность жертвы, вы учите людей ставить на первое место свои желания, вы ослабляете любовь, а не учите любить. Преследуя частные цели, упускаете из виду главное.
   Она: Так что же, если ваш партнер обращается с вами неуважительно, вы должны позволить ему это ради его счастья?
   Я: Вы должны это запретить ради его счастья. Обращаясь с вами неуважительно, он учится презирать людей, утрачивает часть своей любви. Следовательно, идет к пустоте, получает минутное удовольствие от гордыни и теряет вечную радость. Путь истинной любви: от других к себе, а не от себя к себе, используя при этом других, как предлагаете вы.
   Она: Вы знаете, вы меня не убедили. Я, конечно, подумаю еще над этим вопросом, но сейчас я больше не хочу об этом говорить.
   Я: Ну что ж, это ваше право.
   ...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"