Мельник Владимир Анатольевич: другие произведения.

"слаботочка" для чайников или от монтажника до инженера. Гл.1

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Конкурсы романов на Author.Today
Загадка Лукоморья
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В этой главе описаны основные принципы самой системной интеграции и подхода по работе с ней.


   На правах рукописи.
  

Глава 1.

  

Системная интеграция.

  
   Итак, что же такое системная интеграция? Что это за страшный зверь такой, и с чем его едят? На первый взгляд вроде и понятно, а на второй - нет. Ну, а на третий, особенно неискушенному человеку - вообще дремучий лес. А если еще человек весьма далек от современных технологий, то у него может возникнуть ощущение, что его обругали нецензурными словами. Поэтому давайте вкратце рассмотрим этот вопрос, чтобы мы могли уже двигаться дальше с определенным багажом знаний.
   Давайте начнем со слова "интеграция". Оно обозначает процесс объединения частей в единое целое. Произошло от латинского "integratio" - то бишь соединение.
   Таким образом, получается, что системная интеграция - это объединение систем в одно целое. Вы, конечно же, скажете: "Да, капитан Очевидность! Мы все поняли!" И сразу возникают вопросы: А каких систем? И для чего их объединять?
   Короче говоря, системная интеграция - это выработка и реализация комплексного технического решения, направленное по своим функциональным возможностям на выполнение определенного круга задач. Думаю, что и сейчас непонятно.
   Что же такое "слаботочные системы" в нашем понимании? Это системы, оборудование которых потребляет ток с низким напряжением, как правило это либо 24 В, либо 12 В, иногда встречается и 48, 110В. Некоторые могут не согласиться с таким определением, но я понимаю это так.
   А теперь давайте определимся с конкретным перечнем систем, с которыми мы будем работать. А именно:
   - структурированная кабельная система (в простонародье - компьютерная сеть)
   - охранная сигнализация
   - пожарная сигнализация
   - система оповещения и управления эвакуацией
   - контроль и управление доступом, табельный учет
   - видеонаблюдение
   - домофон
   - телефония
   - система озвучивания и трансляции
   - спутниковое и кабельное телевидение
   - зоны беспроводной сети WiFi
   - волоконно-оптическая сеть
   - автоматизированные системы коммерческого учета электроэнергии.
   Этот перечень можно дополнить еще некоторыми системами, но пока не будем. Для начала вкратце рассмотрим каждую из перечня, а подробнее - в следующих главах.
   Таким образом, задача инженера-интегратора состоит в том, чтобы собрать все эти вышеуказанные системы в единый комплекс и заставить работать так, как этого требует клиент. Естественно, что без знания принципов построения и работы слаботочных систем это нереально.
   Поэтому начнем со структурированной кабельной системы или СКС(не путать с карабином Симонова). На мой взгляд - это основание или фундамент слаботочных систем объекта. Что же это такое? В простонародье это называется проводной компьютерной сетью. Для специалиста - это универсальная среда передачи слаботочного сигнала(потому что по ней можно передавать не только сигналы компьютерной сети, но и аналоговую телефонию, например). О ней я расскажу в отдельном разделе более подробно. Еще ее называют сетью передачи данных. Тем не менее, СКС можно использовать для решения широкого спектра технических задач.
   Об охранной сигнализации можно рассказывать долго. Но здесь мы ограничимся общим определением - это слаботочная система, предназначенная для формирования, анализа и передачи сигнала о несанкционированном скрытном проникновении на объект или территорию, нападении или другой нештатной ситуации. Проще говоря, сигнал формируется на датчиках, обрабатывается, анализируется и передается на пульт охраны через прибор управления.
   Пожарная сигнализация работает аналогично охранной, с той разницей, что она реагирует на задымление или возгорание и еще может запускать системы пожаротушения, дымоудаления, оповещения и др.
   Система контроля и управления доступом и табельного учета - это система, которая не дает чужому человеку куда-либо зайти или заехать без разрешения. Грубо говоря, если стоит дверь с электрозамком, которую можно открыть с помощью карточки или брелока - это уже СКУД. К этой системе также относятся турникеты, шлагбаумы, вертушки и др. Вы часто видели в кино как герой подходит к двери, прикладывает ладонь или палец, или глаз и после сканирования дается доступ в помещение. И это тоже СКУД, только с биометрическими сканерами. Домофон в подъезде - это тоже СКУД.
   Человек всегда был любопытен и хотел знать, что творится в определенном месте в его отсутствие. Для этого придумали систему видеонаблюдения или еще ее называют система охранного телевидения. Подробнее мы с ней познакомимся в одном из разделов.
   А теперь представьте, что у вас есть дом, а на улице идет снег и мороз под минус тридцать. Естественно, выходить и открывать калитку не хочется. Вот для этого и существуют домофоны - которые позволяют осуществлять двустороннюю аудиосвязь с посетителем и управлять замком калитки. Это тоже мы рассмотрим дальше.
   Изобретение господина Белла в наше время получила самое широкое и неожиданное распространение в повседневной жизни людей. Знаю многих, кто даже в туалет без мобильного телефона не ходит. Этот вопрос тоже необходимо осветить, ибо есть что рассказать.
   По требованиям ряда нормативных актов российского законодательства на многих объектах требуется установка системы оповещения и трансляции. Для чего же она необходима? Чаще всего она связана с системой пожарной сигнализации, чтобы в случае срабатывания известить людей, находящихся в помещении или на территории о возникшем возгорании. Обычно это уже заранее записанные сообщения. Ну, а в "мирное время" ее обычно используют для трансляции ненавязчивой легкой музыки. Ну, например, во всякого рода торговых центрах, чтобы процесс расставания с деньгами в результате похода с женой и детишками "на пять минут" в бутик или магазин игрушек проходил менее болезненно.
   Ну, а теперь - телевидение. Эта сфера телекоммуникаций продвинулась весьма далеко. Об этом мы поговорим в отдельном разделе. Не удивлюсь, что скоро по телевизору можно будет не только смотреть рекламу, но и оплачивать, и получать товары. Главное, чтобы в один прекрасный момент из телевизора никто не вылез к вам в комнату...
   Как я уже писал выше, по поводу людей с мобильными телефонами в "местах отдохновения", как говорили древние восточные поэты, при наличии беспроводной сети или WiFi посещение может затянуться надолго. Мы рассмотрим этот вид связи чисто в прикладных моментах - теория вся есть в Интернете.
   Сейчас компьютерные сети сделали широкий шаг вперед с изобретением волоконно-оптических сетей. Повысились параметры пропускной способности, скорости передачи информации, расстояния. Имея хороший оптический канал и соответствующие скорости передачи данных можно, разговаривая по Скайпу, отхлебывать кофе из чашки собеседника. Это отдельная тема для разговора. Ибо думаю, стоит обсудить технологии FTTx и PON.
   Учитывая то, что международные нормы по всем вышеуказанным системам используют определенные стандарты. Соответственно, совмещая некоторые из них, мы можем создать комплексную слаботочную инфраструктуру.
   Чтобы примерно понимать, как например можно объединить системы видеонаблюдения и структурированную кабельную систему следует запомнить и на досуге ознакомиться, что такое протоколы TCP/IP и RS-485, RS-232. Они являются универсальными практически для всех производителей оборудования.
   Так вот, слаботочные системы могут объединяться либо программным способом, либо физическим подключением.
   Теперь я, на всякий случай объясню несколько терминов.
   Среда передачи - грубо говоря, это кабель по которому передается тот или иной сигнал, или радиоканал. Другими словами, все по чему подается сигнал есть средой передачи.
   Программно-аппаратная среда - если говорить человечьим языком, это "железо" и его прошивка или программное обеспечение, которое обеспечивает штатное функционирование устройства или группы устройств.
   Как пример программного способа объединения, рассмотрим подключение видеорегистратора системы видеонаблюдения и IP-камер. В любом современном видеорегистраторе системы видеонаблюдения имеется LAN-порт, который позволяет по протоколу TCP\IP, используя программно-аппаратную и физическую среду передачи СКС преобразовывать изображения в пакеты и пересылать их на клиентский компьютер охранника, а также с помощью таких же пакетов принимать изображение и звук от IP-камер. А для примера физического - тот же девайс соединим с аналоговыми камерами. С помощью среды передачи СКС можно по двум парам пустить питание камеры, а по другой - видеосигнал.
   Здесь хочу остановиться на некоторых сленговых терминах, дам небольшой толковый словарь:
   Авторский надзор - представитель проектной организации на стройке, следит за правильностью выполнения работ в соответствии с выданной рабочей документацией. Без вины виноватый специалист, который разгребает "на земле" с подрядчиками проблемы, которые отражены в той наскальной живописи, что его организация называет "рабочей документацией" или "проектом". Вместе с заказчиком и подрядчиком морщит каску, чтобы расшифровать и истолковать откровения проектанта, которого иногда даже в глаза не видел. Иногда имеет очень хорошо прокаченный скилл маскировки и скрытности, чтобы не попадаться на глаза подрядчику.
  
   Апгрейд - усовершенствование.
  
   Аплинк - кабель, который соединяет с кабельной системой стоящей выше по иерархическому порядку.
  
   Аккум, аккумыч - как уже догадались - это аккумулятор или АКБ.
  
   БП, бэпэ, бэпэшник - блок питания.
  
   ГБР - группа быстрого реагирования. И еще я их называю "банная команда" ибо они прилетают по вызову на объект сработки и, если повезло - начинают "парить" злоумышленника.
  
   Геморрой - трудности, поломки, нештатная работа устройств и систем. Может использоваться совместно с "перспективный", "постоянный" и "вечный".
  
   Девайс - прибор, устройство.
  
   ИБП - источник бесперебойного питания.
  
   Кабель, каблО - это конструктивное исполнение проводников тока или света под одной общей изоляцией для выполнения тех или иных задач в соответствии с их физическими свойствами. То есть в кабеле могут быть от одного до бесконечности проводов, которые имеют каждый свою собственную изоляцию, чтобы не контактировать с соседними проводами, и они объединены по одной общей изоляцией.
  
   Провод или жила - это единичный проводник тока или света покрытый изоляцией. Электрические провода бывают многожильными и одножильными (моножила). Многожильные провода используются там, где кабель подвергается частому механическому воздействию, где нужна гибкость, стойкость к вибрации, например, в удлинителях, бытовых приборах, в наушниках, в автомобильной электрике и так далее. А одножильные - в стационарных условиях, например, проводка в доме.
  
   Кабельная емкость - количество проводов в кабеле.
  
   Колхоз, колхозить, отколхозить систему - собранные народными умельцами "на коленке" всякие девайсы, коммутационные конструктивы, которые помогают работать шитому Франкенштейну. Самовольное отклонение от технологии в сторону ухудшения качества и эстетики, в погоне за снижением стоимости любой ценой. Результаты сих действий практически всегда наталкивает на вполне резонный вопрос со стороны клиента и нормального профессионала: "А может зря упразднили инквизицию и аутодафе?". Очень часто это явление встречается среди насмотревшихся ютуба "самоделкиных", зараженных острым желанием сделать из того самого и палок космический корабль в стиле передачи "Оч.умелые ручки". При этом на знания элементарных законов физики и химии, а также понятие "курение мануала" - плюют высокомерно. Как правило, они очень гордятся плодами своих трудов и показывают неприличные жесты специалистам, которые работают с нормальными оборудованием и материалами
  
   Коммутация - подключение проводов кабеля или кабелей в определенном порядке, в случае нарушения которого система работать не будет.
  
  
   Коммутационный узел - как правило, это ящик(шкаф, щит) в котором установлены управляющие(приемо-передающие) устройства или конструкции, к которым подключаются кабеля от потребителей.
  
   Мануал, "курить мануал" - инструкция или описание к девайсу. Курить мануал - читать инструкцию. Частенько используется в повелительном наклонении с добавлением известного мотивирующего слова из трех букв в конце фразы. Особенно после того, как спалили что-то в устройстве.
  
   Модуль - это коммутационный конструктив для расшивки проводов в определенном порядке с последующей установкой в информационную (компьютерную) розетку. Говоря простым языком - это "гнездо" компьютерной розетки.
  
   Мурзилка - примерно то же самое, что и мануал. Зачастую так называют таблицы или схемы программирования определенных устройств.
  
   Оконечивание, оконеченный - сей термин никак не связан с инициирующими религиозными обрядами принятых в некоторых авраамических конфессиях. Это процесс или результат действия по подключению кабеля или установки на него разъема.
  
   "Паук" - неуправляемый коммутатор (в простонародье - свич, хаб, "мыльница") спрятанный где-то под столом или прибит к стенке на гвоздик из-за резкой нехватки портов компьютерных сетей. В него воткнуты патч-корды или оконеченные кабеля, которые, как правило, все запутаны и переплетены, что и придает ему внешнее сходство с данным насекомым. "Паук" - признак либо ленивого админа, либо жадного директора.
  
   Патч-корд - специализированный кусок кабеля, на обоих концах которого установлены разъемы для подключения, например, компьютера к информационной розетке, антенного гнезда телевизора к телевизионной розетке. Еще используется для подключения портов на коммутаторах и маршрутизаторах к портам патч-панелей.
  
   Патч-панель, "пачка" - специальная конструкция для расшивки проводов кабелей в компьютерной сети для подключения патч-кордов к коммутатору.
  
   Патчер - специализированный инструмент для заделки проводов в патч-панели и модули розеток.
  
   "Последняя миля" - не путать с "Зеленой милей" Стивена Кинга. Это кабель от коммутационного узла провайдера до магистральной точки подключения локальной системы. В некоторых случаях аналогичен аплинку. Говоря простыми словами - кабель подключения интернета.
  
   Провайдер - компания, которая предоставляет вам доступ в интернет.
  
   ПТО, ПТОшник(пэтэошник) - производственно-технический отдел. Специалисты, которые занимаются учетом выполненных работ, составлением и сдачей исполнительной документации и остальной бумажной работой в процессе строительства. На мой выпуклый военный взгляд - ПТОшник - это не должность, не профессия, а сексуальная ориентация. Ибо они все время в контакте с заказчиками, которые насилуют мозги, придираются к любой запятой, из-за которой приходится переделывать комплект исполнительной документации в несколько десятков листов в пяти экземплярах. От мастерства ПТОшника зависит многое, а именно - сдача выполненных объемов работ и их оплата. Эти люди заслуживают глубокое уважение только за то, что они просто работают, и не устраивают колумбайны в офисе заказчика. Во всяком случае, я это видел на тех стройках, на которых приходилось работать.
  
   ПЦН - пульт централизованного наблюдения. Это место, где сидит оператор, который либо принимает сигналы тревоги с охраняемых объектов (помещений) и действует в соответствии с прописанными алгоритмами, либо наблюдает в камеры за обстановкой.
  
   Рабочая документация или РД(эрдэ) - это комплект чертежей и описаний системы, которую тебе необходимо смонтировать. Рисовал сию штуку зачастую человек, который ни разу не был на объекте и не держал в руках тяжелее х...хвоста своего любимого кота. Детализация чертежей, описаний и других данных на уровне "полета по пачке Беломора". В результате чего на стройке начинается сезон охоты на представителя авторского надзора(АН) для получения разъяснений ибо Проектная организация - Бог, а специалист АН - пророк его на стройке, можно сказать земное воплощение, аватар. О сопутствующих перипетиях в деле внесения изменений в рабочую документацию будет рассказываться дальше.
  
   Расшивка, расшивать - это процесс или результат процесса по раскладке и последующей заделке проводов кабелей в патч-панели или плинты.
  
   Рип - это нитка в некоторых моделях кабелей, которая используется для разрезания внешней изоляции. От англ. To rip - рвать.
  
   Стойка - это конструкция, которая применяется в телекоммуникационных узлах(серверных, например) для упорядоченного постоянного размещения оборудования и коммутационных конструктивов. Стандарт крепления 19" (19 дюймов), для извращенцев придумали еще и 10". Чаще всего бывают двухрамные, иногда встречаются однорамные. Лично для меня использование однорамной стойки сродни езды на одноколесном велосипеде - вроде круто, но ужасно неудобно.
  
   Стоечное или RM(rack mount) или арэмное исполнение - это конструктивная особенность корпуса устройства для установки в стойку или шкаф с креплением стандарта 19".
  
   Стриппер - это инструмент для снятия изоляции с кабеля. Не путать с женскими танцами на пилоне или известной венерической болезнью.
  
   Шить Франкештейна - объединять системы, которые, в принципе, объединены быть не могут и поэтому работают самым загадочным, непостижимом образом. Причем не так, как это требуется. Иногда "на костылях", "скреплен жвачкой или скотчем".
  
   УПС(так и произносится "упс", как - будто допустили неловкость. Иногда для продвинутости можно произнести - "юпиэс") , иногда упээс(так произносят "особо одаренные) - это тоже самое, что и ИБП, только русифицированная английская аббревиатура UPS (Uninterruptible Power Supply или Uninterruptible Power Source)
  
   Эффект Блондинки - это необоримое, неистребимое и безнадежное зло, с которым приходится мириться и "делать поправки на ветер" при проектировании и монтаже систем в офисных помещениях. Аццкий соттона (по-укр. - пекельний чортяка) - просто младенец. Связан с наивными лучшими побуждениями, неловкими, но грациозными телодвижениями, нелогичными и, порой, абсурдными поступками представителей офисного планктона, в основном прекрасной его половине. Это зачастую связано с обустройством комфорта рабочего места, добавления эстетики в окружающую обстановку, использования отдельных элементов слаботочных систем не по назначению и другие моменты, как говорится: "Имя им - Легион". В результате это приводит к выходу из строя систем или их неправильной работе. Причем, инженер, который диагностирует и исправляет поломки, обычно тратит много времени и об истинной причине (например, гвоздь, забитый в волоконно-оптический кабель, на котором висит семейный портрет секретарши директора) узнает чисто случайно. Далее в книге мы еще не раз будем возвращаться к этому понятию. Поэтому примеров будет достаточно.
  
   ЧОП - частное охранное предприятие.
   .
   С основными понятиями и сленгом мы познакомились. Если в процессе будут попадаться новые слова - буду их объяснять сразу в тексте. Лично я не люблю всякого рода сноски и ссылки на другой конец книги. На мой взгляд, из-за этого прерывается нить чтения, отвлекаешься от основной нити повествования.
   Ну, а теперь мы пришли к самому понятию принципы интегрирования систем. В Интернете есть куча литературы на эту тему. Я могу долго "лить воду", опираясь на заумные и не очень слова, рассказывать "о закате солнца вручную" и влиянии "лунного света на рост телеграфных столбов", чтобы увеличить количество символов в тексте, для того, чтобы издатель был доволен. Но, как человек практичный, привыкший к технически точной конкретике - не буду этого делать. В современный век обилия информации, порой очень трудно найти нужные знания. Зачастую они облеплены словоблудной шелухой от копирайтеров, а ритм нашей жизни все более ускоряется и надо быстро приспосабливаться к возникающим изменениям. Учитывая, что мой читатель в основной массе весьма поверхностно разбирается в вопросах слаботочных систем и мне не хочется грузить его ненужной, а иногда и вредной информацией. Поэтому ниже попытался тезисно сформулировать базовые понятия для того, чтобы научиться интегрировать и проектировать слаботочные системы. И, можно сказать, философию строительства сложных слаботочных систем. Постарайтесь их запомнить и применять в жизни, если есть где. Это плод почти пятнадцатилетнего опыта работы на разных позициях в данной сфере.
  
      -- Самый главный тезис - ЧИТАЙТЕ ИНСТРУКЦИИ И ОПИСАНИЯ К ПРИБОРАМ И ДРУГИМ УСТРОЙСТВАМ, КОТОРЫЕ ЗАКЛАДЫВАЕТЕ В СИСТЕМЫ.
      -- Прочитайте инструкции и описания к приборам еще раз и вдумчиво.
      -- Изучить и знать принципы построения систем, структуры, какой тип или принцип передачи сигнала, какой кабель при этом используется. Зная это - вы сможете, как в детском конструкторе, собирать слаботочные системы.
      -- Надежнее проводов ничего еще не придумали для передачи сигнала. Радиоканал лучше использовать в местах, где железобетонно оно будет работать.
      -- Не стоит интегрировать то, что не интегрируется. Ну, а если уж очень надо - то с минимальным "колхозом".
      -- Старайтесь по максимуму прокладывать кабеля под каждую систему отдельно и по-больше. Лучше иметь запас, чем потом чесать в затылке, как подключить условный девайс в помещении, где уже в стенах замазаны все штробы для прокладки кабелей, затянуть дополнительный кабель без ущерба эстетике помещения - нет возможности, а не хватает одного провода в кабеле, как назло.
      -- Совершить минимальное количество работы для достижения максимального качества. Лень - двигатель прогресса и качественно выполненной работы.
      -- Знать как "Отче наш" принципы работы компьютерной сети. То есть отличать статический IP-адрес от DHCP, например.
      -- По максимуму закладывать в проект использование оборудования от одного производителя. Не стоит шить Франкенштейна.
      -- Старайтесь максимально централизованно размещать управляющее оборудование. Путеводители и туристические карты в слаботочных системах не выдаются.
      -- Если клиент от тебя требует полный дешевый колхоз - лучше отказаться от такого проекта, но сохранить репутацию и избавиться от перспективного геморроя.
      -- Хорошая система дешево стоить не может. Как и ваша работа - цените свое затраченное время и труд(любой).
      -- Предлагайте и делайте свою работу так, как - будто делаете для себя. Нормальный клиент это увидит и оценит, а с плохими клиентами лучше не связываться.
      -- Пролитый однажды лишний пот лечит любой перспективный геморрой.
      -- Исходя из п.11 и 12 - Кроилово ведет к попадалову.
      -- Ничто так не укрепляет веру в Человека, как предоплата. Или договаривайтесь, что называется, "на берегу".
      -- Никогда не беритесь доделывать или переделывать не вами спроектированные или смонтированные системы. Либо берите за это в два-три раза дороже от обычных расценок.
      -- Никогда не работайте с товарами из Алиэкспресс и прочих "гнусмасов". Всегда работайте с проверенными производителями.
      -- Никогда не экспериментируйте на клиенте. То есть не пытайтесь всучить систему, которую никогда не щупали своими руками и не запускали. Во всяком случае, на начальном этапе своей деятельности пока не наберетесь опыта.
      -- Добивайтесь максимально четкого, подробного технического задания (ТЗ).
      -- Всегда и везде учитесь новому. Посещайте семинары, конференции.
  
   А теперь я попытаюсь вкратце объяснить каждый из вышеприведенных тезисов. Почему так, а не иначе. Ибо всегда был против тупой зубрежки. Без понимания мотивации или логики процесса - заучивание не поможет. В годы своей прыщавой школьной юности никогда не учил формулы. А зачем? Просто когда есть понимание процессов, знаний основных математических законов, то несложно их вывести. Зачем загромождать свой мозг?
   Вы знаете, за годы своей практической деятельности я оставил, наверное, целое кладбище сгоревших или сломанных устройств. Это не показатель хронической рецидивирующей криворукости, все мы ошибаемся. А не ошибается тот, кто ничего не делает. На мой взгляд, сгоревшее или сломанное "железо" - это такой же нормальный спутник профессиональной деятельности, как например, подгоревшие пирожки у пекаря или пересоленный суп у повара. Это означает, что мы УЧИМСЯ. Конечно, все равно стоит максимально избегать такого результата. Потому что учиться и экспериментировать на контроллере ценой в двадцать тысяч рублей как-то накладно может получиться. И тут сразу выплывает первый тезис: о том, что необходимо "курить мануал". Вариант "перед прочтением сжечь" - тут не прокатывает.
   Особенность менталитета наших людей всегда и всех поражал своей загадочностью. Наверное, вы тоже, как и я, замечали за собой такую особенность: сначала включили девайс, потыкали-потыкали в нем - не работает, и начинаете читать инструкцию. Будь моя воля, любую инструкцию к любому устройству я бы начинал словами: "Ну что, сломал, д....,б...? А теперь смотри, как нужно было...". Скажу честно, годами выдавливал и вытравливал из своей широкой русской души эту плохую привычку. Причем это был кровопролитный и затратный процесс. Потери в основном шли денежные (за поломанные или сгоревшие устройства) и временные (пляски с бубном вокруг устройства, которое не хочет работать). Теперь всегда, даже перед тем как закладывать устройство в проект - читаю его инструкцию. И пока не пойму что и как подключать да настраивать - не спешу его закладывать в спецификацию оборудования. Поверьте, это вас потом избавит от геморроя в процессе пуско-наладки, а также оградит от получения кармой по чакре от инженеров и монтажников. Для того, чтобы понять и проникнуться на всю оставшуюся жизнь этим тезисом необходимо на паре-тройке объектов отмонтажить весь день и до двух-трех часов ночи "поскакать на мертвой лошади", пытаясь запустить и настроить систему. А она, собака злая, ну ни в какую не хочет работать так, как тебе надо. А тебя ждут твои монтажники, потому что вы находитесь в другом городе и еще пару-тройку часов добираться домой на машине. Поэтому, ВСЕГДА "курите мануал" перед подключением.
   Насчет второго пункта - тоже взято из практики. Потому что часто читаешь мануал "по-диагонали" или определенные пункты. А "дьявол", как говориться, всегда в мелочах. Можно, например, пропустить упоминание установки галочки на какой-нибудь функции в конфигурации, которое производятлы запихнули в раздел совсем не связанный с данным параметром работы. И матросский танец "Яблочко" вокруг девайса начинается по новому кругу и спиральной траектории.
   Третий пункт выходит из первых двух. Ну как можно читать книгу не зная букв и слов? Так и здесь - есть определенный минимум знаний о системах, без которого вам дальше нечего делать в сфере слаботочных систем.
   Многие могут со мной поспорить насчет радиоканала. В чем-то они могут быть правы, НО если прогнозировать устойчивость системы к внешнему воздействию, качеству сигнала и пропускной способности канала, то проводные соединения намного надежнее. Исходя из личного опыта, без специализированного оборудования (не дешевого) и программного обеспечения (тоже не бесплатного) предугадать, как будет работать беспроводная сеть в доме с бетонными перекрытиями и стенами довольно трудно. Либо это можно сделать только опытным путем, то есть установить точку доступа и с помощью гаджетов отследить покрытие. Сами понимаете, что такой способ не особо надежен, и вы его можете проводить за свой счет. Нормальный клиент не даст на себе экспериментировать. В соответствующей главе мы познакомимся с основными радиоканальными системами и более детально рассмотрим влияющие на них факторы из-за которых я стараюсь их не применять там, где есть возможность использовать кабель. Ибо "КаблО побеждает зло".
   Пятый пункт один из самых интересных и злободневных. Насчет интегрирования того, что между собой не вяжется от слова совсем. И почему этого не стоит делать.
   Объясните мне, пожалуйста, зачем автоматизировать смыв водой в унитазе с помощью управления фотодатчиками и вывод отчета об этом в PUSH-сообщения в соответствующем приложении смартфона? Я еще понимаю, если в септик поставить датчик подтопления, чтобы при его замыкании передавалось сообщение, что скоро польется через край и надо вызывать откачку. В большинстве случаев, данный тезис относится к связке разных слаботочных систем между собой от разных производителей. Такое бывает, когда ты заходишь на объект либо с уже существующими системами, которые вполне устраивают владельца, но он хочет чего-то более современного, либо за кем-то переделываешь и бюджет ограничен. Сейчас на рынке профессионального оборудования слаботочных систем есть уже опробованные платформы, которые позволяют построить в рамках единой системы и охранно-пожарную сигнализацию с пожаротушением, СКУДом, видеонаблюдением, учетом ресурсов и, при желании, можно допилить самые экзотические желания клиента. И это будет работать долго и так как надо. А самое главное - есть с кого и у кого спросить, если что-то не работает. У такого рода производителей всегда есть техподдержка. Я это все к тому, что не нужно изобретать колесо и велосипед. Пользуйтесь проверенным и отлаженным оборудованием. В силу того, что я не хочу никого рекламировать в своей книге, поэтому конкретно взятых производителей я называть не буду. Кому станет интересно - в начале книги есть мой адрес электронной почты - отвечу с удовольствием.
   Шестой пункт не стоит читать людям, которые обсасывают перед выбрасыванием только что заваренный чайный пакетик, то бишь чересчур экономным. Потому что любая слаботочная система проектируется либо с определенной долей избыточности, либо с перспективой роста или масштабирования (так звучит по-научному). Технологии не стоят на месте и развиваются. Но за последние пятнадцать лет типы используемых кабелей практически не изменились. То есть, как использовали в начале нулевых витую пару, коаксиальный, волоконно-оптический, сигнализационный многожильный и пожарный моножильный кабеля, так их и используют. Меняется только материал изоляции, конструкция кабеля, но их физические принципы работы остались прежними. И при закладке кабельной емкости всегда необходимо предусматривать запас. Чтобы в случае необходимости, можно было подключить еще какие-нибудь слаботочные устройства. Даже если вы им не воспользуетесь, то критического увеличения стоимости системы это не принесет. Во многих слаботочных системах кабельная инфраструктура занимает не более пятнадцати процентов от ее общей стоимости.
   По своей натуре - я лентяй. Уже, исходя из этого, был выделен седьмой пункт. И, для того, чтобы не совершать лишних телодвижений на монтаже, сразу все делаю качественно, а также продумываю маршруты кабельных трасс, количество сквозных отверстий, которые необходимо просверлить, как лучше расстелить и нарезать кабель. В общем, все это делается для минимизации усилий при надлежащем качестве работ. Большинство моих наработок мы рассмотрим в монтажном разделе.
   С каждым годом мы все больше переводим свою жизнь в Интернет: совершаем покупки, общаемся с друзьями, ищем нужную информацию, смотрим фильмы и т.д. Что такое Интернет? Это глобальная компьютерная сеть, в котором есть свои определенные законы и правила с технологической точки зрения. На начальном этапе мы столкнемся с локальными сетями, то есть в рамках дома, офиса. Многие слаботочные системы, особенно географически разнесенные друг от друга, общаются между собой через компьютерную сеть. Локальную или глобальную (Интернет) - не суть важно, дело лишь в иерархических уровнях адресов. Поэтому, необходимо знать как строится локальная сеть, какие есть правила, чтобы при необходимости вы смогли настроить так, как это нужно. Мы это рассмотрим дальше.
   Девятый пункт перекликается с пятым - не шейте Франкенштейна из разных производителей. Мне всегда это напоминает песню одной группы:
   Я жму на велике любимом
   Он зовется "Украина"
   Хоть седло от унитаза
   А педаль от пианино
   Фара мощная от КрАЗа
   А колеса от БелАЗа
   Поэтому если проектируете, например, видеонаблюдение - регистратор и камеры закладывать надо от одного производителя, чтобы потом избежать поиска способа связки IP-камер по ONVIF, а регистратор не поддерживает версию этого протокола, какая установлена на камерах. И вы опять начинаете "скачки на мертвой лошади".
   Десятый пункт, я считаю, нужно татуировать на груди каждого слаботочника при рождении. А теперь представьте, у вас гостиница, управляющее оборудование охранной сигнализации находится на ресепшене, управляющее оборудование пожарной сигнализации - в подсобке электрика, СКУД - в подсобке горничной, телевидение на втором этаже за подвесным потолком под третьей картой от выхода, СКС - вообще в подвале. И, как обычно, никакой проектной или эксплуатационной документации и никто ничего не знает и, не помнит. Если вы любитель квестов - это ваш вариант. Но сразу предлагаю обратиться к психологу, видимо что-то не в порядке с ментальным здоровьем, раз так много свободного времени, чтобы убивать на таком объекте. А того, кто так все запроектировал надо просто сжечь на костре, как технологического еретика. Централизация или концентрация управляющего оборудования всех слаботочных систем в одном помещении - это способ здорового человека. Сейчас я хотел бы обратиться к читателям, которые возможно находятся на стороне заказчиков, владельцев домов и зданий. Не жалейте отдельного помещения под серверную, где сконцентрируется все управляющее оборудование слаботочных систем. Во-первых - это удобно с точки зрения обслуживания, во-вторых - к нему ограничивается доступ от шаловливых ручек любознательных индивидуумов.
   На моем веку встречались разные клиенты. Это к утверждению номер одиннадцать. В основной массе, обе стороны всегда были довольны результатами реализованных проектов. Люди бывают разные: от сторонников не мешать работе профессионала до гнусов, которые стоят над душой; от вменяемых людей в плане расходов до жутких жмотов, которые пересчитывают закрученные саморезы. Существует такая категория клиентов, которые, на мой взгляд, иногда даже могут себе суп приготовить из бульона от варки куриных яиц. По дешевке где-нибудь накупят БУшного самого разнопланового оборудования, а потом тебя зовут, чтобы ты им это смонтировал "за три копейки", при этом ничего лишнего не покупать. Был у меня один случай - обратился один товарищ с "веселой" такой задачей: у него есть несколько сгоревших камер, он хочет закупить новые "внутренности" на них на Алиэкспресс и хочет, чтобы я заменил содержимое, перепаял "хвосты" разъемов, проложил кабель к ним и установил с подключением. Когда я ему озвучил сумму(она соответствовала покупке новых камер, сделано было это специально) - в ответ полетели упреки, мол я хапуга, он и сам это может за такие деньги сделать, мол что там делать? Всегда задаю встречный вопрос: "Зачем же тогда Вы ко мне обратились?". В общем, я отказался и не жалею. Связываться с таким колхозом - себе дороже обойдется. Во-первых, это алиэкспрессный товар - он может выйти из строя завтра, может через год, как повезет. Но при этом вы такого клиента НИКАК и НИКОГДА не убедите, что это не результат вашей "кривой" сборки камеры. Он будет обвинять вас, и требовать гарантийного ремонта за ваш же счет. Во-вторых, вы можете потратить кучу времени на настройку этого железа, на которого в интернете даташиты и мануалы либо отсутствуют вообще, либо на русском в стиле "возьмите двуштырьку и вставьте в двудырку"(обычно такие инструкции заставляют меня чесаться в самых нескромных местах), либо вообще на иероглифах. Бывает маленький нюанс, например, в камерах и регистраторах одного из флагманских китайских производителей: есть оборудование для Китая, а есть для остального мира. Так вот - они могут между собой не работать, то есть камера для Китая с регистратором для России не "дружит". И вы можете потратить непозволительно много времени на очередные "скачки на мертвой лошади". В-третьих, результаты вашей работы будут рассматривать через огромный микроскоп. Образно, конечно, выражаясь. Как правило, психология таких людей построена таким образом: раз он платит тебе деньги (причем, чем меньше сумма, тем больше амбиций), то ты ему уже до конца жизни обязан. Особенно, если через пять лет у него, например, сгорел блок питания камер, и ты должен бросить все, и БЕСПЛАТНО ("ибо гарантия", можно хэштэг заводить) его менять. Держитесь от таких людей подальше, а с реализацией его бредовых идей не связывайтесь.("Беги, Форрест! Беги!") Обычно, такие товарищи "лучше всех все знают, разбираются в теме и не позволят себя надурить". При этом, если вы еще, не дай Бог, что-то не так сделали и система не работает - вас обольют грязью, вымотают кишки и нервы. Такие клиенты всегда недовольны, платят копейку, а спрашивают на десять рублей. Недаром существует древняя народная мудрость: "Дешевая рыбка - поганая юшка". В общем, надеюсь, вывод сделали. Одно дело - когда человек хочет сделать колхоз потому что у него не хватает знаний, а другое - когда он хочет собрать систему из того самого и палок, при этом заплатить по-минимуму. Обычно, я сначала пытаюсь убедить человека в его заблуждениях и предложить нормальные варианты, с вменяемым ценообразованием, если это не помогает - предлагаю ему обратиться в другую компанию, либо делать самому.
   Вот думал, как донести смысл тезиса номер двенадцать. Предлагаю рассмотреть мое утверждение под таким углом: вы решили поставить себе систему охранной сигнализации и видеонаблюдения. Вопрос: "Зачем?" Чтобы сохранить свою собственность. Точнее, сделать так, чтобы при попытках хищения или порчи имущества, либо другого негативного сценария данный факт либо не произошел незаметно и соответствующие организации получили сигнал тревоги, чтобы выслать туда группу быстрого реагирования(ГБР), либо запечатлеть это на видео, чтобы потом запись передать соответствующим органам для последующих оперативно-розыскных и процессуальных действий. Таким образом, мы подходим к понятию "возможный ущерб". Он может быть как материальным, так и нематериальным. Например, ущерб здоровью. Можно рассмотреть типичную логику клиента, который в адеквате, но в силу определенной некомпетенции находится в распространенном заблуждении: "Зачем мне охранная сигнализация на доме с выводом на пульт охраны ЧОПа или Росгвардии? Когда можно поставить обыкновенную звонилку с Алиэкспресс". Направление мысли понятна - экономия. Потому что по первому варианту помимо более дорогого оборудования, есть еще ежемесячная оплата за обслуживание и реакцию(отправка ГБР). Во втором варианте - вы ежемесячно кидаете деньги на сим-карту, либо платите за интернет.
   А теперь я попытаюсь объяснить, как бывает из практики. Прибор управления(будем его называть ППКОП - прибор приемно-контрольный охранно-пожарный) для вывода на пульт охраны стоит, например, десять тысяч рублей, а алиэкспрессная звонилка в районе трех тысяч. ППКОП обычно имеет восемь - десять зон охраны, два-три канала связи, несколько исполнительных реле, резервированное электропитание (устанавливается аккумулятор). Если прибор хорошо себя зарекомендовал, то его поддерживают обычно все нормальные ЧОПы. Таким образом, если вам не нравится качество сервиса в одной конторе, то переход на другую будет сопровождаться заменой сим-карты и перепрограммированием ППКОП под настройки нового пульта, а не заменой управляющего оборудования. Кроме переходов либо на, либо от Росгвардии - у них свои приборы. Звонилка же не поддерживается никем и ничем, кроме вашего телефона. Также возникают вопросы по предоставлению гарантии на железо и его последующее обслуживание.
   Не буду вдаваться в технические нюансы различий между первой и второй системами - это мы рассмотрим в соответствующем разделе. Возьмем чисто организационные моменты, с которыми я столкнулся в процессе эксплуатации и обслуживания такого рода систем.
   Начнем с самого простого - связь между прибором управления и владельцем. В дорогой охранной сигнализации с выводом на пульт используется, как правило, GSM-канал, при этом от голосового набора многие производители перешли на использование мобильного интернета, где скорость передачи данных быстрее. На дешевой - либо голос, либо СМС-сообщения. Одинаково то, что и там, и там используется сим-карта. В мобильном трафике есть еще такое понятие, как приоритет передачи данных. СМС-ки находятся в самом конце "турнирной таблицы", а голосовой вызов занимает от 1-2 секунд (в зависимости от качества покрытия мобильной связи) до десяти. Конечно, современные звонилки могут оснащаться возможностью передачи по интернету через приложения. Но, глобальная компьютерная сеть неоднородна по пропускной способности и, например, вы выехали на пикник с семьей в лес или горы, а там качество покрытия такое, что только позвонить получается, либо отправить смс. Соответственно, сигнал о сработке вы получите с определенным опозданием. В дорогой системе, качество, наличие связи и состояние ППКОП проверяется пультом каждые десять секунд(промежуток времени тестирования может быть разным в зависимости от желания инженеров ЧОПа), если возникают проблемы - они их решают путем задействования, например, выносной антенны, проводного интернета или телефона, сим-карты другого оператора, то есть, используются уже отработанные технические решения. При этом объект, на который должен прийти сигнал тревоги(пульт охраны) всегда стационарный, соответственно и канал связи с ним будет гораздо устойчивее.
   Еще один немаловажный момент в обеспечении канала связи - пополнение счета сим-карты. Как правило, в ежемесячную оплату услуг ЧОПа входит оплата используемой мобильной связи и у вас, как у пользователя, голова об этом не болит. Вам не нужно изучать тарифы мобильных операторов, чтобы подобрать максимально экономный пакет при необходимом функционале. У охранных предприятий уже давным-давно заключенные корпоративные тарифные сетки мобильных операторов и нет клиенту нужды в это вникать. В дешевой звонилке - деньги на номер используемого телефона нужно кидать в ручном режиме, либо настраивать автоплатеж в клиент-банке вашей зарплатной карты. А еще, тут уж без использования военно-морской мудрости не обойтись, вспоминается поговорка: "Плохой крупный рогатый скот всегда не вовремя размножается". Это я о "законе подлости" - как что-то происходит на охраняемом объекте, так звонилка не работает, так как счет пустой на сим-карте ибо забыл пополнить.
   А теперь мы подошли к самому главному организационному моменту - реакция на тревогу. В дорогой системе, ПЦН почти моментально получит сигнал и вышлет ГБР на ваш адрес. Приедут хмурые парни с оружием и мигалками, да начнут ловить злоумышленника. Вас об этом оповестят чуть позже, самое главное - даже если вы недоступны, на сработку в вашем доме приедут и будут приниматься меры. А теперь рассмотрим вариант с дешевой звонилкой. Вы поехали за город, и получаете звонок - ваша сигналка сработала. И тут возникает самый сакральный русский вопрос, о который разбиваются любые доводы: "И ЧТО?". По дневным пробкам вы будете ехать определенное время. В ночное время, конечно, приедете быстрее. То, что преступники уже убегут, прихватив, что-нибудь на память - это понятно. А, например, вы все-таки успели застать "гостей" на месте преступления. Какой бы вы ни были Джеки Чан со Стивеном Сигалом в одном флаконе, но против, например, троих угрюмых мужиков с прутьями из арматуры в руках можно использовать только один тактический прием - изматывание противника бегом. Либо устроить себе увлекательную экскурсию по травматологическому отделению местной больницы. Как в том анекдоте: "Я схватил лом, а он - приваренный! Ну, зачем я их позвал?!!!". И потом расходы на лекарства, реабилитацию и так далее. Но самое главное - личное здоровье. Конечно, у вас может быть с собой травматический пистолет, тут уже ущерб здоровью может поменять владельца. Но, учитывая российскую правоприменительную практику насчет применения оружия и вообще, самозащиты, вы потом сами себе скажете: "Да и черт бы с ними, сперли бы тот телевизор, микроволновку и мультиварку - новые бы купил". Это после понесенных материальных расходов на адвоката и возмещения ущерба преступникам, которые в данном случае становятся потерпевшими. Это если не поедете куда-нибудь в Сибирь лобзиком лес валить. Поэтому хорошая система не может быть дешевой и пусть воров задерживают те, кому государство дало право применять насилие.
   И еще один немаловажный аспект - цените свой труд и время. Работать ради работы - это удел не самых умных людей. Ваша работа должна приносить удовлетворение не только моральное, но и финансовое. Некоторые мои наработки по работе с клиентами мы тоже рассмотрим подробнее в соответствующей главе.
   И тут плавно подошли к следующему утверждению номер тринадцать. Вы знаете, когда потенциальный клиент к вам обращается с просьбой взять у него деньги, он рассчитывает на особый подход к решению его проблем. Не открою секрет, но каждый объект индивидуален и каждый клиент считает свои вопросы наиважнейшими. Если вы рассчитываете на успешное долгосрочное сотрудничество и рекламу на "сарафанном радио" - нужно как можно внимательнее относиться к предлагаемым вариантам технических решений. Стараться не впаривать дорогущие комплектующие с бесполезным функционалом. Я это называю - "как бы сделал для себя любимого". Сам себя же не будешь дурить и покупать ерунду. Поэтому, когда ты примеряешь пожелания клиента на себя и вырабатываешь идеи реализации, то всегда ищешь варианты максимального соответствия "цена-качество". Этот момент мы рассмотрим подробнее в главе психологии общения с клиентами.
   Вот пункт номер четырнадцать, о пролитом лишнем поте, я понял через свои руки и ноги, а также кошелек. Иногда лень или усталость при монтаже потом выходит лишними проблемами. То есть мы потенциально создаем себе трудности, которые в перспективе героически преодолеваем. Примеров тому куча: не пропаял соединение в распределительной коробке, которая установлена на улице на берегу моря - окисленные жилы и судорожный поиск причины, почему на камеру не приходит питание, потому что об этой скрутке ты совершенно забыл. У тебя под рукой не оказался кабель ШВВП (гибкий шнур с многожильными проводами) и лень за ним ехать, на дверном полотне калитки стоит электромеханический замок и туда нужно проложить кабель. У нормального слаботочника все кусок витой пары под рукой - кидаешь его, а у нее моножилы, которые не предназначены для использования в подвижных конструкциях. Через полгода(в зависимости от интенсивности открывания калитки) на петле перехода между опорной стойкой калитки и дверным полотном жилы ломаются и замок не работает. И приходится менять кабель, что иногда сопряжено с прокладкой внутри профильной трубы, из которой сделана конструкция - это еще то удовольствие, как я называю - "гинекология". Сверлите сквозное отверстие в стене или перекрытии, думаете что одного хватит, но после полной раскладке кабелей оказывается, что еще два не влезли. И теперь с величайшей осторожностью, чтобы не намотать на бур уже проложенные кабеля, сверлите отверстие рядом. При раскладке витых пар для СКС бросаете хвосты от проложенных кабелей как попало, а потом получаете клубок спутанных "змеюк" и тратите время на их "причесывание". Не маркируете кабеля при монтаже, а потом тратите время на их прозвонку, чтобы правильно все расключить. В общем я думаю, понятно о чем идет речь.
   Вот пятнадцатый тезис "Кроилово ведет к попадалову" - бесконечен, как и вся человеческая глупость и жадность. Невольно вспоминается детство и книжка "Сказки народов СССР". Запомнилась молдавская сказка "Шапка Гугуцэ", когда к шапочнику пришел местный богатей, принес шкуру и попросил сшить шапку - тот согласился. Потом "олигарх" подумал, что кусок овечьей мохнатой кожи большой и из него получится два необходимых головных убора. Шляпник опять согласился. В общем, этот нувориш дошел до того, что потребовал сшить шесть шапок из одного и того же куска шкуры. В результате заказчик получил, как и просил, шесть "мохнатых панам", но по размерам их можно было надеть только на я...яблоки. Мораль сей басни такова - не стремитесь экономить там, где это не нужно. И еще один пример, уже из реальной производственной практики. Вы взялись делать электрику на большом "государевом" объекте, закупили пару километров кабеля ВВГнг3х1,5 самого дешевого. Вроде бы все хорошо - экономия и все такое. Ваши бравые монтажники раскидали его по объекту со всей пролетарской нежностью. Вы идете сдавать объемы выполненных работ. Стройнадзор заказчика тыкает вас лицом в то, что уложенный ВВГнг не соответствует проектным требованиям, так как в рабочей документации указан этот кабель с пометкой ГОСТ, а у вас уложен ТУ. В чем вроде бы разница? И там, и там ВВГнг, сечение - одинаковое. А все очень просто: если стоит пометка ГОСТ, то сечение жил должно обязательно соответствовать требованиям соответствующего ГОСТа, а если пометка ТУ - то требования носят более рекомендательный характер и многие параметры изменяются в сторону уменьшения и ухудшения - поэтому он и дешевле получается. В результате, что мы имеем, точнее, на что поимеете себя сами: закупка нового кабеля соответствующей марки, оплата демонтажа ранее уложенного ВВГнг и прокладки нового монтажниками. Надеюсь, я понятно донес свою мысль.
   Вы знаете, я настолько доверчивый и "наивный уругвайский юноша с Тибета", верю абсолютно всем людям, НО после получения предоплаты. Это к шестнадцатому пункту относится. Никогда не начинайте работы или поставку оборудования и материалов пока не получили деньги. В кредит можно давать только очень проверенным клиентам. Также всегда оговаривайте сумму и объемы работ перед началом, чтобы потом вас не грузили бесплатными дополнительными нагрузками или не выкручивали руки по поводу оплаты остатка. Желательно это все оформлять на бумаге, чтобы было что предъявить. Лично я уже научился видеть всяких "кишкомотов" на начальной стадии и с ними просто не связываюсь. Если вы все-таки попали в такую ситуацию, демонтируйте все, что установили и верните предоплату(по-возможности). Как правило, когда начинаешь снимать все, что сделал - клиент становится сговорчивее, ибо не получит желаемого конечного результата. Если же он согласен на возврат предоплаты и демонтажа работы - в бизнесе всегда существует доля риска потерь - это неизбежное зло. За всю свою практику, у меня один или два таких упоротых заказчика попались. В большей части люди попадались адекватные, оставались довольными и с деньгами расставались легко.
   Подходя к семнадцатому тезису, некоторые могут со мной не согласиться, что, мол не стоит браться за доделку или переделку не тобой построенных систем. Как показывает практика, очень редко когда приходишь на чужой объект и есть актуальная рабочая или проектная документация, а если есть, то тут же вспоминаются советские летчики с полетами "по пачке Беломора". Ты потратишь кучу времени и сил на то, чтобы разобраться, как это все проложено, установлено и настроено. При определенном опыте и знании принципов работы систем - это вполне реально. Но в результате может "гора родить мышь", то есть поломка будет пустяковой, за которую много денег не возьмешь. Я обычно за такое не берусь или впрягаюсь только за большие деньги.
   В силу информационного изобилия и русской народной смекалки у нас очень много появилось "диванных инженеров-самоучек" и, как я их называю, "комнатных спецназовцев". Которые насмотрелись Ютуба и решили, что теперь знают все. Особенно, если им в руки попадают ардуиновские наборы. Это все актуально либо для личного потребления в рамках сарая или гаража, либо когда желание сэкономить вас доводит до состояния "за копейку в церкви...", ну вы поняли в общем. Для профессионального использования это совершенно не подходит. Учитывая, что качество сборки устройств и изготовления компонентов оставляет желать лучшего. Повторюсь еще раз, Алиэкспрессный товар для профессионального слаботочника - это зашквар! Потому что - лотерея. У нормальных специалистов есть определенный набор понятий критериев качества используемого оборудования и изученные, опробованные производители. Рекомендую не пытаться что-либо слепить из того самого и палок, потому что оно будет также работать.
   Восемнадцатый пункт, на мой взгляд, перекликается с утверждением, что надо относиться к реализации систем "как себе". Вы бы, наверное, не хотели, чтобы в больнице вам операцию делал практикант? Так и у нас - нельзя на клиенте обкатывать новые технические непроверенные решения, кроме случаев, когда это с заказчиком оговорено и все к этому готовы. Нормальные люди, если позволяют финансы или есть хорошие отношения с производителем, либо поставщиком - берут интересующий комплект оборудования на тест, собирают, настраивают на столе, а потом уже применяют на объектах.
   Недаром существует народно-инженерная мудрость: "Если нет ТЗ, то результат - ХЗ". Трудно работать, когда не понятно, чего именно хочет клиент. А еще, самое главное - чтобы было все четко прописано, без двойных толкований. Как, например на картинке ниже. Иначе будет беда. Нормальное Техническое задание - половина выполненной работы.
   0x01 graphic
  
   И вот, наконец, крайнее утверждение - учитесь новому. Поверьте, системная интеграция все время обновляется. И многие производители работают над улучшением своей продукции. Поэтому всегда надо быть в курсе событий. Из большинства семинаров помимо знаний вы получаете полезные знакомства. Причем не только с конкурентами-коллегами, но и с технической поддержкой производителей. Это позволяет более оперативно решать возникшие проблемы с оборудованием и программным обеспечением, чем если идти через горячие линии.
   Надеюсь, я доступно объяснил, что такое системная интеграция. Способы разумного и правильного объединения различных систем подробнее будут рассматриваться в соответствующих разделах. Потому что, не зная принципов их построения и остальных параметров, будет весьма трудно понять, как например можно сделать охранно-пожарную сигнализацию или как связать в единую систему все контролируемые двери, шлагбаумы и турникеты.
   Ну что ж, общие понятия о системной интеграции уже есть. Теперь можно перейти к общим принципам построения слаботочных систем, которые рассмотрим в следующих главах.
  

Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"