Вначале было Слово. Эта мысль красной нитью проходит через всё Священное Писание, объясняя, что источником жизни человека, как и общества людей, а также ее главным вдохновителем всегда служила и служить будет некая идея развития. Сама же идея всегда выкристаллизовывается из прожитого опыта, который пройдя соответствующую обработку, очистившись от всего лишнего и скверного, преобразовывается в ту самую идею, которая заставляет человека жить и развиваться далее.
Но и для самого таинства превращения опыта в импульс развития необходимо особое, сакральное место. Для этого Бог дал человеку женщину, способную вобрать в себя всю информацию, что вкладывает в нее человек, весь его прожитый опыт без каких-либо изменений. Далее эта информация проходит соответствующую обработку в ее утробе, представляющую собой некий жертвенник, на котором происходит очищение опыта от всей скверны, что прилипла к нему в процессе его накопления, принося всё нечистое и лишнее в жертву. После чего из утробы женщины на свет появляется та самая идея, способствующая дальнейшему развитию человека, наполняя его жизнь качественно новым духовным содержанием взамен той, что изжила себя в процессе его жизнедеятельности.
"Поэтому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть." (Быт. II, 24)
Уже наши пращуры не ограничивались лишь рождением детей. Испытывая острую потребность в рождении дополнительных импульсов развития, позволявших им вести хозяйство, торговлю, участвовать в войнах и т.д.. Для этого они устраивали обряды жертвоприношения, принося в жертву не только животных, но и людей и даже детей, получая взамен, желанный сигнал к действию.
Христианская Церковь упразднила этот чудовищный обычай, заменив его Таинством Евхаристии, где на жертвеннике намоленные хлеб и вино чудесным образом превращаются в тело и кровь Христа, в духовную пищу, которая и предстает на престоле, для последующего окормления страждущих.
Поскольку Церковь Христова представляет, по своей сути, модель женщины, данной Богом человеку. Она также вбирает в себя весь жизненный опыт единоверцев, который те передают Церкви вместе с молитвой. Поскольку, именно искренняя молитва способна передать состояние души молящегося, весь его накопленный жизненный опыт. И теперь уже в Церкви, в ее алтаре - святая святых - на жертвеннике, происходит очищение и превращение опыта людей в духовную пищу, насыщающую их сакральным смыслом, дающим необходимые силы для последующего духовного совершенствования.
И такое превращение происходит во время каждой Божественной литургии. С каждым причастием люди получают очередной импульс духовного развития с тем, чтобы новый опыт снова принести в Церковь, передав его вместе с молитвой. Там, на жертвеннике в алтаре снова произойдет Таинство рождения сакрального смысла.
Таким образом, происходит поддержание жизни Церкви, как собора единоверцев, и ее развитие.
Совершенно по такому же принципу происходит и самовоспроизводство жизни целой цивилизации, которую так же следует рассматривать, как живой организм. Поскольку она обладает своим Разумом, беспрерывно пребывающим в развитии и постоянно требующим для этого всё новые и новые импульсы развития.
"C:\Documents and Settings\PaPa\Мои документы\Doc1.docx"
Здесь так же можно наблюдать и свой накопитель опыта всего эгрегора, и свой жертвенник, на котором происходит главное священнодействие по превращению опыта в Идею Развития, и свой престол, на котором она впоследствии возникает, чтобы напитать страждущих.
Как правило, таким накопителем опыта эгрегора является его главный город, куда со всех его окраин стекаются все его мысли, как праздные, так и конструктивные. Именно в столице происходит превращение опыта в очередную Идею Развития эгрегора. Поэтому, очень часто, но, не, как правило, столица являет собой и Жертвенник, и Престол государства одновременно.
На заре зарождения Российской цивилизации таким городом стал Киев, куда стекались купцы со своими товарами, практически, со всей будущей Руси, привнося в него и весь опыт своего народа, так как сам Киев располагался на пересечении трех торговых путей. Поэтому, не удивительно, почему именно там в 837 году родилась Главная Идея Развития Руси, а именно, в лоне Христианской Церкви, взяв ее догмат в качестве духовного основания всей будущей Российской цивилизации.
Возникший в 539 году Киев оказался на перекрестии всех тогдашних культур будущей Руси, а вместе с ними и всех ее интересов, всех чаяний, целей, желаний и надежд, стекавших в него в основном по рекам и протокам. Поэтому только там и мог образоваться главный Жертвенник зарождающейся Руси и главный ее Престол.
Как тут не вспомнить пророчество Андрея Первозванного, воздвигнувшего крест на месте будущего Киева, провозгласив:
Совершив свою главную миссию, Киев передал право быть главным Жертвенником Руси Великому Новгороду, и теперь уже там, вплоть до середины XV века рождались все Идеи Развития Руси.
А случилось это потому, что во второй половине IX века, Рюрик объединил южную, Киевскую Русь с северной, Новгородской, а его племянник Олаф, известный нам, как Вещий Олег закрепил это объединение, взяв под свой контроль водный путь "из варяг в греки". Что само по себе, расширило географию сбора опыта. И теперь уже все чаяния и надежды Руси предварительно стекались в озеро Ильмень через 50 рек, впадающих в него. А затем, через единственную вытекающую из Ильменя реку Волхов, собранный в единое целое опыт Руси попадал в Великий Новгород, где и происходило главное таинство очищения и превращения его в Идею Развития. Таким образом, Бог Сам указал на Новгород, как на место главного Жертвенника Руси, оставив Киеву выполнять обязанности ее Престола.
Любопытно то, что свои Престолы Русь, время от времени, меняла регулярно, в зависимости от тех задач, что ставила перед ней очередная Идея Развития Руси, рождавшаяся в Новгороде. Ими становились, то Суздаль, то Чернигов, то Владимир, пока, наконец, это право не перешло Москве. При этом, главный Жертвенник Руси оставался неизменно в Новгороде. Благодаря чему, именно там появлялись все идеи развития Руси, все замыслы, новшества и законы от "Правды Ярослава", до мессианской идеи "Москва третий Рим". От зарождения авторитарной формы взаимоотношений на Руси, ставшей главенствующей в национальном самосознании до сих пор, до идеи объединения Русской Церкви по общежитийному уставу, что способствовало, в свою очередь, и объединению всей Руси в XIV-XV веках. И ничто не могло помешать Новгороду, исполнять предначертание Божие, нога ни одного иноземного захватчика, за то время, пока он был Жертвенником, не смогла осквернить святая святых Руси, впрочем, как и ее Престолы.
Новгород исправно исполнял обязанности Жертвенника до второй половины XV века, до тех пор, пока Жертвенник не потребовался самой Москве, так как главные преобразования России, в тот момент, касались непосредственно ее Престола, его представительских функций на уровне, как светской, так и духовной власти.
К 1478 году Русь, в большинстве своем, была уже объединена в единое государство, и уже зарождалась идея подчинения ее единому государю. Новгород же со своей самостоятельностью единственный не вписывался в замысел общероссийского развития. Поэтому, Ивану III ничего не оставалось, как только волевым решением устранить эту преграду, препятствующую укреплению государства Российского. И первым делом, московский князь со всей строгостью поставил вопрос о вечевом строе: "вечю колоколу... не быти, посаднику не быти, а государство все нам держати..."
Вечевой колокол был снят и отправлен в Москву, и дальнейшая его судьба не совсем ясна. Карамзин в "Истории государства Российского" писал, что этот колокол повесили на колокольне Успенского собора в Кремле, а историк М.Полянский утверждал, что он два столетия служил всполошным колоколом у Спасских ворот Кремля, пока не разбился в 1713г. при пожаре.
Но существуют и другие версии, рожденные уже в народе, не пожелавшим соглашаться с таким решением судьбы самого вольного колокола Руси. Например, одна из легенд гласит о том, что вечник, отправленный в Москву, добравшись до пределов Новгородской земли, выбрал горочку покруче (а самые крутые они на Валдае), покатился под нее и, ударившись о камни, убился насмерть, крикнув умирая: "Воля!". А кому-то послышалось, что он "Валда" кричал. Валдою (Валдаем) и стали звать те горочки, о которые убилась последняя русская вольность.
Ударились осколки вечника о землю и превратились в маленькие колокольчики. Ямщики, случившиеся на дороге, быстро расхватали их, и весть о вольности разнесли по всему миру. Брал каждый из них колокольчиков помногу. И сколько взял, столько и подвешивал в упряжи. С тех пор считается ненормальным если в упряжи звучит один колокольчик (валдайские колокольчики по одиночке не звучат, звучат только в наборе). В этом великий урок соборности и единению: мы ничто по одному, какими бы ни были гордыми, богатыми, властными - стоит подняться на жизненную "гору" тот час же "скатят", как вечевой колокол, вниз.
Как видим, даже в этой легенде прослеживается жизнеутверждающая идея.
Как бы там ни было, но с тех пор в Великом Новгороде воцарилось спокойствие, а все жаркие споры о судьбе России на 225 лет перемесились в Москву.
За это время в столице родилось несколько глобальных Идей развития России, и главная из них - провозглашение Царя, как самодержца всея Руси, с обрядом венчания на царство во утверждение печатью веры святого союза между Государем и народом. 16 января 1547 года произошла церемония венчания на царство, и с того момента все последующие Российские Монархи начали уже не только в сношениях с иными Державами, но и внутри Государства, во всех делах и бумагах, именоваться Царями, сохраняя при этом и титул Великих Князей, освященный древностью.
Сам же титул царя считался выше королевского, поскольку приравнивался к императорскому, что, само по себе, накладывало и большую ответственность, давая большую свободу действия.
И для утверждения этой идеи пришлось принести первого царя России - Иоанна IV в жертву, поскольку тот, обладая еще устаревшим сознанием удельного князя, доставшимся ему в наследство от его предков, никак не соответствовал новой должности самодержца всея Руси с ответственностью императора. Заодно, вместе с Иваном Грозным в жертву были принесены и все прямые потомки царя рода Рюриковичей, все его сыновья, по той же причине.
Вместо Рюриковичей на Престоле России воцарился род Романовых, не отягощенный мышлением удельных князей, способный управлять не только всем государством российским, но и решать внешнеполитические вопросы, имея целью соделать Россию империей, что для того и последующих этапов развития России было весьма важно.
Но для этих целей и Жертвеннику России в Москве уже было не место, поскольку границы государства существенно расширились, и опыт россиян, в большинстве своем, мог стекаться в столицу только сухопутным путем, что существенно тормозило рождение очередной Идеи Развития. Поэтому, Бог указал для Жертвенника новое место, выбрав для этого дельту реки Невы, состоящую из множества островов.
Так, в 1703 году Петр I основал новую столицу России - Санкт Петербург, переместив туда, сам того не ведая, не только ее Жертвенник, но и Престол. Так как России в ближайшие 300 лет предстояло иметь дело с постоянным качественным обновлением и светской власти, в зависимости от задач развития России.
И само место было указано Богом Петру не случайно. Ведь если посмотреть на карту Европейской части России, то можно обнаружить тот факт, что вся она, словно кровеносными сосудами, испещрена реками и мелкими речушками которые, так или иначе, несут свои воды в Онежское или Ладожское озеро.
Непосредственно Онежское, второе по величине озеро в Европе, через пятьдесят рек, впадающих в него, через реки и каналы, соединяющие Каспийское, Азовское, Черное и Белое море принимает сокровенную жизненную информацию, практически со всей Европейской части России. Таким образом, в Онежское озеро стекаются все чаяния, все молитвенные прошения, как за здравие, так и за упокой, все тайные мысли, потаенные желания, мечты и настроения со всех городов и весей Европейской России.
Объединившись в Онеге в единое целое, самая искренняя молитва земли Русской, какую даже и вообразить трудно, водами реки Свирь - единственной, вытекающей из Онежского озера, попадает в Ладогу - первое по величине пресноводное озеро в Европе. В Ладожском озере к информации, привнесенной Свирью, прибавляется еще и та, что несут в него тридцать две реки, собирающие молитвенное прошение со всего Северо-запада России, в том числе и из новгородского Волхова.
Единственная река Нева, вытекающая из Ладоги, таким образом, является носителем абсолютно всей сакральной информации Европейской части земли Русской, всей ее крови, пота и слез. В свою очередь, молитва земли Русской оседает на островах, из которых состоит дельта Невы, питая их своими намоленными водами. Здесь на островах и происходит Таинство превращения опыта земли русской в Идею Развития России.
Таким образом, мы видим, что помазанник Божий Петр I, строя новую столицу России, фактически, по промыслу Божьему возводил ее главный Жертвенник, дав ему имя Святого Петра.
Думаю, пора объяснить, почему именно вода стала главным переносчиком информации. Дело в том, что она обладает разумом, благодаря чему умеет сохранять в себе информацию, которая может поступать в нее на всех трех уровнях: на рассудочном, душевном и духовном.
Поэтому люди разговаривали с ней с незапамятных времен, и это может говорить лишь о том, что они уже тогда знали, догадывались или чувствовали главное свойство воды - сохранять информацию в своей памяти. И они очень ценили это ее свойство, интуитивно осознавая, что вода способствует исцелению, поддержанию и укреплению жизни не только за счет свих физических свойств, сколько за счет сакральной информации, хранящейся в ее памяти. Так как, именно знания о самой жизни, о порядке мироустройства, порождающего и укрепляющего жизнь, которые вода хранит в своих недрах, и способствуют преображению всего, с чем она соприкасается. Передавая же свои знания о миропорядке, она способствует восстановлению его в живой материи, утратившей, в силу каких-то причин, сакральное знание о нем. Ибо всякая материя представляет собой упорядоченное строение однородных простейших элементов. Живая материя представляет собой систему элементов, выстроенных уже в целую иерархическую структуру, от простейшего к наисложнейшему, что само по себе делает ее более жизнестойкой. Нарушение данного миропорядка, соответственно, разрушает материю, превращая ее в прах, то есть в хаотичный набор простейших элементов. Передавая живой материи свои знания о миропорядке, вода, таким образом, оживляет материю, восстанавливая ее жизненную структуру.
Именно это свойство воды послужило основанием для рождения сказаний о живой и мертвой воде. Причем, если вспомнить, сначала в ход шла мертвая вода, разрушающая до основания искаженную структуру, приведшую к болезни, а то и к смерти, а уже потом вода живая, передавая организму истинное представление о жизненном порядке, тем самым оживлявшая его, восстанавливала в нем прежние силы.
Поэтому всегда особо ценилась чистота знаний, содержащихся в воде. Скажем, в дождевой, принесших чистоту неба, или девственность и непорочность родников, чьи воды не замутнены суетой мира. Всё это во все времена представляло для человека особую ценность.
Также люди, видимо, понимали, что заряд жизненных сил вода способна принимать, фиксируя его в своей памяти, не только через слово, но и через мысли и даже настроения всего живого, что ее окружает. Поэтому человек всегда селился на берегах рек, собиравших жизненно важную информацию со всех земель, по которым они протекали. Причем всегда стремился поселиться на берегах больших рек, и при этом его не пугали даже их весенние разливы. Жизненно важная информация - вот, что человек ценил превыше всего, вот почему его всегда так тянуло к большим рекам, приносящих в своих водах из дальних стран бездну жизненной информации, вдохновлявшей на ратные, трудовые и духовные подвиги одним только своим видом.
Вода не утратила своё духовное значение и сегодня. Прочтенная над ней особая молитва священником, соделывает ее святой, и, освященная, она способна передавать свою святость всему, с чем она соприкоснется, исцеляя и духовно преображая. Поэтому всякое освящение происходит с обязательным окроплением святой водой.
Но вернемся к разговору о Санкт Петербурге.
Датой его основания считается 16 (27) мая 1703. Этим днём датируется закладка царём-реформатором Петропавловской крепости - первого здания города - в устье реки Невы на Заячьем острове. Самой крепости не довелось принимать участие ни в одном сражении, как и на улицы города за всю его историю ни разу не ступала нога завоевателя, по той же причине, что и в Новгороде или Москве, пока те служили Руси в качестве ее Жертвенника и Престола. Но, тем не менее, жертвенной крови в Питере было пролито немало.
И первыми легли в землю города его первые строители - каторжники, крепостные крестьяне, солдаты и матросы. Во время строительных работ от потогонного и изнурительного труда и плохих бытовых условий их умерло несколько тысяч. Поэтому, миф о том, что Петербург стоит на костях усопших, имеет под собой реальную основу.
В 1710 году Петр приказал переселить в Петербург около 15 тысяч разных мастеровых людей из всех областей России. Раздача земель в городе была бесплатной. Таким образом, очень быстро застроилась центральная часть города, которая сегодня является историческим центром.
Но и сами цари, правившие в Питере, нередко кончали свою жизнь трагически, расплачиваясь своими страданиями за все жертвы, принесенные ими на алтарь отечества. Особенно это касалось мужской линии династии Романовых.
Так бурная жизнь реформатора подарила Петру I к 50 годам букет болезней. Более других хворей донимала его уремия (хроническое самоотравление организма, обусловленное почечной недостаточностью). В середине января 1725 года приступы уремии участились, а затем стали просто ужасными. Нарушение функций почек привело к накоплению в крови азотистых шлаков и закупорке мочевыводящих путей. По свидетельству современников, несколько дней Петр кричал так громко, что было слышно далеко вокруг. Затем боль стала столь сильной, что царь только глухо стонал, кусая подушку. Скончался Петр 28 января 1725 года в страшных мучениях.
Тело его оставалось непогребенным сорок дней. И все это время Екатерина, провозглашенная императрицей, дважды в день плакала над телом мужа.
После смерти Петра усилиями Меншикова и при опоре на гвардию Екатерина была возведена на престол. Поскольку сама она не обладала способностями и знаниями государственного деятеля, при ней был создан управлявший страной Верховный тайный совет, руководителем которого стал Меншиков. Став самодержавной государыней, Екатерина обнаружила тягу к безудержным развлечениям: практически все время она проводила на пирах, балах, разнообразных праздниках, что пагубно сказалось на ее здоровье.
Меншикову удалось воспользоваться болезнью Екатерины, которая подписала 6 мая 1727 года, за несколько часов до кончины, обвинительный указ против врагов Меншикова, и в тот же день граф Толстой и другие высокопоставленные враги Меншикова были отправлены в ссылку.
Сам Меньшиков, вследствие закулисных интриг высших государственных чиновников и придворных, без суда, но по результатам работы следственной комиссии Верховного Тайного совета указом 13-летнего мальчика-императора Петра II, был лишён всех занимаемых должностей, наград, имущества, титулов по обвинению в злоупотреблениях и казнокрадстве и сослан со своей семьёй в сибирский городок Берёзов Тобольской губернии. Жена Меншикова скончалась в пути (под Казанью). В Берёзово Меншиков сам построил себе деревенский дом и церквушку. Известно его высказывание того периода: "С простой жизни начинал, простой жизнью и закончу".
Российский император Петр II правил недолго - с мая 1727 по январь 1730, В январе 1730 года четырнадцатилетний царь заразился оспой и, проболев около двух недель, умер.
Петра II на престоле в 1730 году сменила Анна Ивановна (Анна Иоанновна) в условиях династического кризиса. Царствование Анны Ивановны вошло в историографию, как время "бироновщины", по имени ее фаворита Бирона, фактически, управлявшего Россией, что обычно трактуется как засилье иностранцев и ужесточение полицейских репрессий. Наиболее известны процессы против князей Долгоруких, князя Д. М. Голицына, а также дело А. П. Волынского.
Сама Анна была подчеркнуто набожна, суеверна, проявляла заботу об укреплении православия. При ней были открыты новые духовные семинарии, и даже установлена смертная казнь за богохульство (1738).
Очевидно, за ее усердие в прославлении православия кончина ее была относительно тихой. 16 (27) октября 1740 года с больной императрицей сделался припадок, предвещавший скорую кончину. А уже 17 (28) октября Анна Иоанновна тихо скончалась на 48-м году жизни. Врачи причиной смерти объявили подагру в соединении с каменной болезнью.
А вот ее фавориту Бирону повезло меньше. После смерти Анны Иоанновны Бирон был предан суду. Ему ставилось в вину: "захват" регентства, "небрежение" о здоровье покойной государыни, желание удалить царскую фамилию из России с целью завладеть престолом и притеснения русских. Он был приговорён к смертной казни, но помилован Анной Леопольдовной как правительницей государства. Бывший регент был отправлен из Шлиссельбурга в Пелым под строгим надзором. Он впал в мрачное настроение духа и стал готовиться к смерти.
Когда на престол вступила Елизавета, которой он, в свое время, оказал некоторые услуги, она вспомнила изгнанника и перевела его на житьё в Ярославль, но не решилась отпустить на родину.
После, уже Пётр III вызвал Бирона в Петербург, возвратил ему ордена и знаки отличия, но не вернул Курляндского герцогства, которое прочил своему дяде, герцогу Георгу Голштинскому.
И только Екатерина II восстановила бывшего временщика на курляндском герцогском троне, причём Бирон обязался пропускать через Курляндию русские войска, не вступать ни в какие сношения с врагами России, оказывать веротерпимость православным и разрешить постройку православного храма. Эти условия вызвали величайшее неудовольствие Курляндского дворянства. Он отказался от власти в пользу сына своего Петра. Вскоре Бирон умер, 82 лет от роду, в Митаве, где и был погребён в герцогском склепе. Таким образом, 32 года из 82-х Бирон прожил в опале.
Елизавету дщерь Петра в 1741 году возвела на престол гвардия, совершившая для этого дворцовый переворот.
Сам переворот получился без кровопролития благодаря именно Елизавете, строго запретившей убийства надоевших всем иностранцев. Конечно, без погромов не обошлось, но они стали скорее неизбежным следствием эйфории, вызванной восшествием на престол дочери человека, с которым связывался резкий взлет в развитии страны.
До середины XVIII века об украшении Санкт-Петербурга мало заботились, преследуя одну цель - быстрыми темпами возвести как можно больше зданий. В то время больших каменных сооружений было мало. С приходом на трон императрицы Елизаветы Петровны строительная политика изменилась: во время ее царствования стали заботиться о том, чтобы украсить город величественными зданиями, достойными столицы. Именно тогда началось строительство Зимнего Дворца, где сейчас расположен Эрмитаж. Также появились Аничков дворец, Смольный и Владимирский соборы.
24 декабря 1761 года российская императрица Елизавета Петровна тихо отошла в мир иной в возрасте 52 лет.
Политика Петра III, сменившего на престоле Российском Елизавету в 1761 году, создающая политическую нестабильность, в придворных кругах порождала неуверенность в завтрашнем дне. Все это привело к перевороту 28 июня 1762 года, в результате которого императрицей была провозглашена Екатерина II. Петр в сопровождении караула гвардейцев во главе с А. Г. Орловым был отправлен в Ропшу в 30 верстах от Петербурга, где он и погиб при невыясненных обстоятельствах.
Екатерина II, за время своего 34-летнего правления, успела много сделать для России. В ее царствование империя обрела статус "великой державы". В результате двух успешных для России русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791 гг. к России был присоединен Крымский полуостров и вся территория Северного Причерноморья. В 1772-1795 гг. Россия приняла участие в трёх разделах Речи Посполитой, в результате которых присоединила к себе территории нынешней Белоруссии, Западной Украины, Литвы и Курляндии. В период правления Екатерины началась российская колонизация Алеутских островов и Аляски.
Во время ее правления в Санкт-Петербурге появилось еще больше сооружений. Этот период считается расцветом русской архитектуры. При вступлении царицы на престол в городе насчитывалось уже около 60 тысяч жителей, а через тридцать лет в нем жило 230 тысяч человек. Именно в эпоху правления Екатерины началась массовая застройка города каменными зданиями. Тогда же началось и строительство сооружений, которые сегодня являются главными достопримечательностями города на Неве.
Екатерина скончалась тихо в 1796 году, на 67 году своей жизни.
Ее сын Павел I также был задушен в 1801 году во время очередного дворцового переворота. Народу было объявлено, что Павел скончался от апоплексического удара.
Александр I в последние годы своей жизни нередко говорил своим близким о намерении отречься от престола и "удалиться от мира", что после его неожиданной смерти в 1825 году от брюшного тифа в Таганроге породило легенду о "старце Федоре Кузьмиче". Согласно этой легенде, в Таганроге умер и был затем похоронен не Александр, а его двойник, в то время как царь еще долго жил старцем-отшельником в Сибири и умер в 1864 году. Но никаких документальных подтверждений этой легенды не существует.
Николай I скончался 2 марта (18 февраля по ст.ст.) 1855 года, по официальной версии - от простудной болезни. Похоронен в соборе Петропавловской крепости.
Александр II был убит народовольцами 1 (13) марта 1881 года.
С Александром III приключилась следующая беда:
17 октября 1888 года царский поезд, идущий с юга, потерпел крушение у станции Борки, в 50 километрах от Харькова. Семь вагонов оказались разбитыми; были жертвы среди прислуги, но царская семья, находившаяся в вагоне-столовой, осталась цела. При крушении обвалилась крыша вагона; Александр, как говорили, удерживал её на своих плечах до тех пор, пока не прибыла помощь.
Однако вскоре после этого происшествия император стал жаловаться на боли в пояснице. Профессор Трубе, осмотревший Александра, пришёл к выводу, что страшное сотрясение при падении положило начало болезни почек. Болезнь неуклонно развивалась. Государь все чаще чувствовал себя нездоровым. Цвет лица его стал землистым, пропал аппетит, плохо работало сердце. Зимой 1894 года он простудился, а в сентябре, во время охоты в Беловежье, почувствовал себя совсем скверно. Берлинский профессор Эрнст Лейден, срочно приехавший по вызову в Россию, нашёл у императора нефрит - острое воспаление почек; по его настоянию Александра отправили в Крым, в Ливадию.
20 октября 1894 года, в 2 часа 15 минут пополудни, Александр скончался.
Последний император российский Николай II был расстрелян в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге.
II
ПЕТЕРБУРЖСКИЕ НАВОДНЕНИЯ
Но не только русских царей Санкт-Петербург приносил в жертву очередной идее развития России, но и его жители нередко страдали от страшных наводнений.
В основном, наводнения в Санкт-Петербурге случаются в результате ежегодно возникающих на Балтике циклонов с преобладанием западных ветров, которые вызывают подъём "медленной" нагонной волны Кельвина и движение её в направлении устья Невы, где она встречается с двигающимся во встречном направлении естественным течением реки. Подъём воды усиливается из-за мелководья и пологости дна в Невской губе, а также сужающегося к дельте Финского залива.
И, что удивительно, Петр I не мог не знать о них заранее, и сам неоднократно был их свидетелем, однако, его это нисколько не остановило исполнить предначертание Божие.
Уже в августе 1703 года, то есть, через три месяца со дня закладки города случилось страшное наводнение, при котором вода поднялась на два с половиной метра. В это время работы по возведению бастионов Петропавловской крепости были в полном разгаре. Поднявшаяся вода, смыла часть леса и строительные материалы, превратив местность в непроходимое болото.
По сути, это наводнение ознаменовало собой начало нового этапа в истории России - зарождение новой столицы государства и начало Петровский реформ.
На другой день князь Никита Иванович Репнин писал государю, находившемуся тогда в Лодейном Поле:
"Зело, государь, у нас жестока погода с моря и набивает в нашем месте, где я стою с полками, воды аж до моего станишки. Ночесь в Преображенском полку в полночь у харчевников многих сонных людей и рухлядь их помочило, а жители здешния, государь, сказывают, что во нынешнем времени всегда то место заливает".
Следующее сильное наводнение в два с половиной метра случилось спустя три года, в 1706 году. Именно в1706 году со стапелей Адмиралтейской верфи сошел первый корабль. На берегах Невы началось превращение России в морскую державу.
Об этом наводнение уже государь поделился своими впечатлениями в письме к А. Меньшикову:
"Третьяго дня (9-го сентября) ветром вест-зюйд такую воду нагнало, какой, сказывают, не бывало. У меня в хоромах было сверху пола 21 дюйм (53 см) и по городу и на другой стороне по улице свободно ездили на лодках. Однако ж не долго держалась, менее трех часов. И зело было утешно смотреть, что люди по кровлям и по деревьям будто во время потопа сидели - не точию мужики, но и бабы. Вода хотя и зело высока была, беды большой не сделала..."
Как видим, Петр I местную особенность воспринял, скорее, как забаву, чем, как некий знак предостерегающий и предупреждающий об опасности.
Относительно наводнения 1710 года датский посланник при Петре I Ю.Юль отметил следующее:
"В Ритусарской гавани и в самом Петербурге вода прибыла настолько, что на значительную высоту затопила дома; большие суда (свободно) проходили между зданиями и (уплывали) далеко в поле"
Вскоре, в 1711 году Боярскую думу заменил Сенат.
А вот свидетельство о наводнении 1721 года:
"...Ноября 5-го выступила Нева из берегов с жестокостью, ибо 9 дней кряду продолжался жестокий ветр от юго-запада, срывал черепицы с кровель. Вода доходила лошади до брюха. На Васильевском острове по всему пространству носилось множество разных судов. Погреба и кладовые затопило, по всем улицам можно было свободно ездить на лодках. Его Императорское Величество во время высокой воды и шторма выехал на буере из Зимнего дворца на луг, окружавший Адмиралтейство, и изволил тешиться лавированием между церковью св. Исаакия и греческою. В половине 2-го часа пополудни начала вода сбывать, а в 7 вечера не было уже оной совсем. От этого наводнения князь Меншиков потерпел убытку на 20 тысяч рублей..."
Накануне, 10 сентября 1721 года в Ништадте наконец был подписан мир со Швецией. По нему Россия оставляла за собой завоеванные ею земли, за исключением Финляндии. "Окно в Европу" было прорублено.
Наводнение 1724 года стало последним, постигшим Петербург при жизни Петра I. Оно произошло перед самой кончиной самодержца, после чего Россия вступила в новый период своего развития, отмеченный историками, как период дворцовых переворотов.
Вот, что пишет о нем очевидец тех событий:
"Ноября 1-го числа, в 10 часов утра, была очень высокая вода во всем городе и жестокий морской ветр. Во время возвышения воды, когда ветр дул со всею свирепостью, ехала государыня в шлюпке из Летнего дворца на другую сторону, дабы помолиться в церкви Троицы. Но когда ее величество прибыла на Петербургскую сторону, то вода была уже так высока, что нельзя было выйти из кареты. И так государыня отправилась в обратный путь.
Ноября 2-го, после обеда, возвратился государь в С.-Петербург. Во время вчерашнего шторма испытал его величество много опасностей на пути из Дубков. Одно из следовавших за ним судов погибло и только два человека спаслись с оного. Государь поставил яхту на два якоря и так провел всю ночь. Все бывшие на оной очень трусили.
Эта самая буря была отчасти причиною смерти Петра Великого в январе следующего 1725 года. Он, уже больной, спасал утопающих у берегов Лахты. Эта простуда ожесточила недуг государя".
Упоминание о наводнении 1725 года находим у М. И. Пыляева в книге "Старый Петербург": "В 1725 году вода возвысилась на 8 футов и 2 дюйма (2, 5 метра), с этого времени вода почти ежегодно по 1777 год доходила в разное время выше трех футов."
* * *
21 сентября 1777 года, уже в царствование Екатерины II, произошло первое катастрофическое наводнение в истории города, после которого также начался новый период развития России. С этого момента появился интерес к масонству с мистической его стороны, а, соответственно, и, ко всякого рода, тайным обществам, который впоследствии вылился в восстание Декабристов на Сенатской площади 14/26 декабря 1825 года.
Наводнение 1777 года (около 3 метров) стало самым ужасным по масштабам бедствия. Оно началось внезапно ночью и сопровождалось сильным ветром. Уже к 12 часам дня вода стала спадать, но этих нескольких часов было достаточно, чтобы принести жителям города неисчислимые несчастья. По сведениям, обнародованным после наводнения, больше всего была затоплена Коломна (район между устьями Мойки и Фонтанки) и Галерная гавань в западной части Васильевского острова (самые низменные части города). Здесь глубина воды была наибольшей. Именно в этих местах селились самые бедные петербуржцы - матросы, строители, именно здесь находились самые непрочные постройки. Очень пострадали петербургские сады: множество деревьев было вырвано с корнем, а в Летнем саду напор воды уничтожил фонтаны. Незатопленными оказались только Литейная часть и Выборгская сторона (наиболее возвышенные части города).
Накануне наводнения императрица Екатерина вернулась из Царского села в Зимний дворец и ночью оказалась в самом центре стихии. Позже она писала:
"Порыв ветра разбудил меня в пять часов. Я позвонила, и мне доложили, что вода у моего крыльца и готова залить его... Желая узнать поближе, в чем дело, я пошла в Эрмитаж. Нева представляла зрелище разрушения Иерусалима. На набережной, которая еще не окончена, громоздились трехмачтовые купеческие корабли".
Когда стало известно о количестве жертв, Екатерина вызвала к себе начальника петербургской полиции Чичерина и обвинила его в том, что именно из-за нераспорядительности властей наводнение имело такие страшные последствия. Видимо, обвинения императрицы были настолько серьезными, что через два дня Чичерин умер.
После наводнения были изданы "Правила для жителей - что делать в минуту опасности?" В них, в частности, сообщалось, что теперь о приближении стихии будут предупреждать "пальбой из крепости (Петропавловской) и сигнальным флагом днем и фонарями ночью".
После этого наводнения по повелению императрицы инженер-генерал Бауер составил гидрографический план Петербурга. Указы Екатерины о предуведомлениях действовали почти без изменений до 1930-х годов.
Традиция же палить из пушки сохранилась и по сей день, только смысл самого выстрела со временем изменился. И если при Екатерине II залп предупреждал об опасности наводнения, то позже орудийные залпы стали знаменовать также и важнейшие события в жизни Российского государства, или предупреждали о непрочности льда на Неве в периоды весенних оттепелей. В конце XVIII века император Павел I повелел прекратить утреннюю и вечернюю пальбу. Вновь пушка крепости заговорила только 24 сентября 1873 года, когда с Нарышкина бастиона, указом Александра II впервые прозвучал пушечный выстрел, возвещающий наступление полудня. С тех пор с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости ежедневно ровно в 12 часов раздается залп, который отчетливо слышно в центральной части города.
* * *
В 1824 году, накануне смерти Александра I, ознаменовавшей начало нового периода развития России, произошло 1-е по высоте наводнение в истории Петербурга.
Новый период начался с восшествия на престол в 1825 году Николая I, считавшего дисциплину по армейскому образцу основой порядка в государстве. По типу военного устроения он стал обустраивать и все государство, и в первую очередь, администрацию, суд, науку, учебное дело, церковь - всю материальную и духовную жизнь нации. Так начался период русской истории, получивший название Николаевской реакции.
И, что характерно, первые сообщения о наводнении появились лишь спустя несколько дней после события. Вначале существовал запрет на упоминание о случившемся. Только 13 ноября в правительственной газете "Русский инвалид, или Военные ведомости" были опубликованы два документа: "Высочайший рескрипт" - личное послание императора Александра I члену Государственного совета князю А. Б. Куракину - и краткое описание события.
В рескрипте объявлялось "О мерах скорой и существенной помощи наиболее разоренным и неимущим, для чего выделяется миллион рублей из сумм, составленных от сбережений хозяйственным устройством военных поселений".
И далее:
"В прошедшую пятницу, 7-го сего месяца, здешняя столица посещена была бедствием, коему уже около 50-ти лет не было примера. Река Нева, которой воды беспрестанно возрастали от сильного морского ветра, вышла из берегов своих в 11-м часу утра. В несколько минут большая часть города была наводнена. Не прежде, как в 2 часа с четвертью пополудни, вода начала убывать, а в ночь река вступила в обыкновенные берега свои. Невозможно описать все опустошения и потери, произведенные сим наводнением. Все набережные, многие мосты (мосты в то время были еще понтонные) и значительное число публичных и частных зданий более или менее повреждены. Убыток, понесенный здешним купечеством, весьма велик. Жители всех сословий с благородною неустрашимостью подвергали опасности собственную жизнь свою для спасения утопающих и их имущества..."
18 ноября в той же газете:
"В бедственном наводнении более всех других частей Петербурга потерпели Галерная гавань, Васильевский остров и Петербургская сторона. На Невском проспекте доходила вода до Троицкого переулка (ныне ул. Рубинштейна). Далее, к Знаменью, на Песках и на Литейной, она не выливалась на улицы. Моховая и Троицкий переулок были крайними ее границами. Селения около Екатерингофа и казенный чугунный завод ужасным образом потерпели. Там погибло несколько сот человек и весь домашний скот. Почти все деревянные строения, так же как в Галерной гавани, снесены или разрушены водою..."
"...В одно мгновение Нева полилась чрез края набережных и всех каналов и наводнила улицы. Трудно представить смятение и ужас жителей при сем внезапном явлении. Каждый спасался, как мог, и спасал, что мог. Вид был ужасный и величественный. Вскоре мертвое молчание воцарилось на улицах..."
А вот, как описывает А.С. Пушкин это наводнение в своей поэме "Медный всадник":
Над омраченным Петроградом
Дышал ноябрь осенним хладом.
Плеская шумною волной
В края своей ограды стройной,
Нева металась, как больной
В своей постеле беспокойной.
............................................
И бледный день уж настает...
Ужасный день!
Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури...
И спорить стало ей невмочь...
Поутру над ее брегами
Теснился кучами народ,
Любуясь брызгами, горами
И пеной разъяренных вод.
Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась. Пред нею
Всё побежало, всё вокруг
Вдруг опустело - воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решеткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь как тритон,
По пояс в воду погружен.
Осада! приступ! злые волны,
Как воры, лезут в окна. Челны
С разбега стекла бьют кормой.
Лотки под мокрой пеленой,
Обломки хижин, бревны, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам!
Народ
Зрит божий гнев и казни ждет.
Увы! всё гибнет: кров и пища!
.............................................
Но вот, насытясь разрушеньем
И наглым буйством утомясь,
Нева обратно повлеклась,
Своим любуясь возмущеньем
И покидая с небреженьем
Свою добычу.
Тем не менее, по свидетельству того же Пушкина, народ спокойно относился к таким ежегодным испытаниям, несмотря на все предпринимаемые меры, каждый раз случавшихся для всех неожиданно.