"И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю"
(Быт. I:17)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА XVII СТУПЕНИ АКТА ТВОРЕНИЯ
Одухотворив на XVI ступени Акта Творения Российской цивилизации самые низшие умы рассудка Разума России, "Животные, инстинктивные умы", в меру их исключительно ограниченных возможностей принять Духовную Благодать, Дух, тем самым, получил возможность слегка высвободиться, раскрепоститься от оков материи. Это высвобождение позволило Святому Духу проникнуть уже в материальную форму "Умов чувственного рассудка", стоящих следующими по своим возможностям над "Животными, инстинктивными умами" Разума России, и приступить, непосредственно, к их одухотворению, активизируя их.
Поэтому на XVII ступени Святой Дух через "Умы чувственного рассудка", обладающими большими возможностями своего потенциала, чем "Животные, инстинктивные умы", уже способен давать людям духовной пищи, в виде сокровенных знаний, значительно больше. Поэтому и люди, узнавая больше о мире, в котором они живут, начинают чувствовать себя намного увереннее, в их сознание уже начинает исчезать рабская зависимость от всего, что было выше их понимания, будь то изменение цен на продукты, или окрик начальника. По крайней мере, уровень их понимания мира становится значительно выше того, что связано лишь с удовлетворением их первейших животных инстинктов, и их алчущий новых знаний дух уже может себе позволить устремиться в просторы Вселенной и даже задуматься о существование Бога.
"Умы чувственного рассудка" Разума России наделяют людей способностью, кроме черного и белого цвета, различать уже чистые цвета всего цветового спектра окружающего их мира, пусть пока и без полутонов, оттенков и цветовых нюансов. Но уже благодаря этому у людей начинает появляться свое личное мнение, чего не наблюдалось у них на предыдущей ступени развития, когда весь мир для них, благодаря "Животным, инстинктивным умам" делился только на "да" и "нет", на то, что способствовало удовлетворению первейших животных инстинктов, и на всё остальное, неподдающееся определению.
В свою очередь, и мнения людей XVII ступени, в отличие от предыдущего этапа развития, имеют свойство быстро меняться в зависимости от поступления и осмысления новой информации, поступающей в их сознание, в этот период, беспрерывным потоком. Поэтому на XVII ступени уже не встретить стройные ряды стойких борцов, не щадящих своей жизни в борьбе за общую идею, поскольку самой общей для всех идеи, способной накрепко сплотить ряды, уже просто не существует, как и единого мнения. На XVII ступени каждый человек всё видит по-своему, под своим углом зрения, исходя из своих личных особенностей и своих персональных эволюционных задач. Поэтому здесь уже каждый имеет свое мнение и отстаивает свою индивидуальную правоту, стараясь доказать ее каждому по отдельности и всем вместе.
А все объединения, которые возникают на XVII ступени, строятся уже по принципу единства цели, но никак не на единстве взглядов, как было раньше. И такой принцип объединения намного прогрессивнее и продуктивнее объединения по единству взглядов, представляющего свою цель в весьма неопределенных очертаниях и в очень непонятном будущем. Тогда, как объединение по единству цели обеспечивает не только четкое видение цели каждого члена своего союза, не только наделяет каждого своего члена свободой в индивидуальном творческом подходе в достижении общей цели. Такое объединение, в целом, обеспечивает комплексный подход всех в достижении конкретного результата, что во многом обогащает сам образ, созданный их коллективным творчеством, при индивидуальном творческом подходе каждого. Чего совсем не наблюдалось на XVI ступени, где каждый по отдельности был лишен самостоятельной творческой инициативы, оставаясь вечным рабом общей идеи.
Также это объясняет и тот факт, что все идеологические объединения, созданные на единстве взглядов, будь то религиозные секты, националистические союзы, молодежные движения и даже политические партии, не имеющие четко выраженной определенной цели - все они долго не существуют и быстро распадаются. Особенно это касается тех, кто ставит главной своей целью обратить всех в свою веру. И причина распада всегда и у всех одна - члены идеологического объединения не могут придти к единому мнению, а сама идея объединения очень быстро начинает подавлять свободу самовыражения ее членов.
Потребность в индивидуальном творчестве явилась также и поводом для перестройки всех государственных структур от правительства и всех министерств, до творческих союзов и объединений бывшего СССР. Это также явилось и причиной развала самого СССР.
На XVII ступени на их месте начнут создаваться государственные структуры и союзы с качественно новым, в продуктивном плане, принципом объединения, а именно, по единству конкретной цели. Также и вместо Союза Советских Социалистических Республик, где формально советские республики объединяла общая для всех идеология социализма, что видно из самого названия, создается Союз Независимых Государств, который будет укрепляться по мере конкретизации единой цели.
Но и сами продуктивные объединения по принципу единства цели будут возникать не сразу. Сначала, почти всю 1/3 первой половины XVII ступени (1989-2001 гг.), в период становления, люди настолько сильно расходятся во взглядах, что они даже не в состоянии договориться в элементарных вещах, не говоря уж о главном. О каком бы то ни было объединении, не может быть речи, "Вавилонская башня" сугубо материальной идеи, объединявшая всех на XVI ступени, рушится прямо на глазах, и происходит рассеяние людей, где каждый начинает разговаривать на своем собственном языке, понятный лишь ему одному.
В силу этого, у людей возрастает недоверие друг к другу и к власти, и, как следствие, в начале XVII ступени значительно снижается рождаемость детей.
После чего, начиная со второй трети инволюционного периода данного 72-летнего акта творения (2001 г.), уже определяется политическая партия, которая ставит во главу своего объединения вполне конкретную цель. Именно эта цель постепенно начинает настраивать всё государство на продуктивный лад, хотя рождаемость по-прежнему еще долго будет оставаться не на высоте, почти всю вторую треть инволюционного периода.
Одной из главных причин снижения рождаемости в начальный период так же следует считать остаточное раболепие людей, с которым они пришли на XVII ступень, принеся его с собой из XVI ступени. Поскольку, именно раболепие будет мешать людям не только взять на себя ответственность за рождение и воспитание своего ребенка в отсутствие какой-либо социальной защиты, но и вообще лишний раз проявить творческую инициативу.
К остаточному раболепию, препятствующему взять на себя ответственность, можно прибавить и отсутствие конкретной цели в начальный период, которая могла бы стимулировать и не только молодежь, но и всех россиян на продуктивный лад. А до той поры всё это будет отражаться не только в плохой рождаемости, но и в повальном уклонение молодежи от службы в армии, в активизации организованной преступности и в коррупции чиновников. Для двух последних явлений личная нажива будет единственным продуктивным стимулом. Причем, и власти, и сам народ будут бессильны с этим как-то бороться, так как причина этого серьезного препятствия в развитии кроется в вопросах эволюции разума России в переходный период, поэтому и устраняться оно будет эволюционным порядком в третьей трети инволюционного периода (2011-2025 гг.).
Что касается армии, то на XVII ступени она уже перестает быть костной основой государства, перестает быть главным инструментом в его политике. Поскольку само государство, во-первых, не планирует нападать на другие страны, в силу того, что одной из задач главной идеи предыдущего XVI периода развития, стояло выработка стойкой миролюбивой политики по отношению к соседям, без которой просто немыслимо какое-либо развитие на XVII ступени. А, во-вторых, государству и защищаться-то особенно не от кого, так как с повышением планки Разума России над животными инстинктами, способными в любом видеть своего врага, уже на уровне "Умов чувственного рассудка" видение внешних врагов прекращается, зато появляется видение внутреннего врага, сокрытого в несовершенстве собственной природы. Поэтому и основной задачей XVII ступени будет как раз изучение несовершенства собственной природы, которое будет раскрываться с каждым годом всё больше и больше.
Исходя из вышесказанного, вооруженные силы России, изначально создаваемые для борьбы с внешним врагом, на протяжении всей XVII ступени будут год от года только сокращаться. О чем, собственно, и предрекала 22-я пророческая ступенька XVI ступени (см. мою работу "Справедливость Закона Акта Творения для исторического процесса").
Ну, а главная причина развала армии будет всё та же - у нее не будет конкретной цели в лице внешнего врага, способной объединить вооруженные силы в один мощный кулак. Тогда как расплывчатая идея ее существования относительно предполагаемого противника, как и идея сохранения и укрепления славных традиций русской армии, объединить саму армию уже будет не в состоянии. Поэтому она постепенно будет заменяться мобильными группами специального назначения, состоящими из профессионалов, перед которыми постоянно будут стоять конкретные задачи с вполне обозначенными целями, в борьбе с наиболее яркими и опасными для общества проявлениями несовершенств его природы. Речь идет, в первую очередь, о терроризме, наркотиках, эпидемиях и стихийных бедствиях.
Этот список с каждым годом будет только пополняться по мере проявления несовершенств природы общества, поэтому в борьбе с ними к силовым структурам присоединяться и другие структуры и, в первую очередь, социальные, образовательные и духовные.
О том, что освободившийся Дух активизировал "Умы чувственного рассудка" Российской цивилизации, говорит также и возникшая повышенная чувствительность у людей, что позволяет им лучше прочувствовать, а, значит, и познать свое собственное тело. Отсюда, на XVII ступени появляется и возросший интерес к медицине. Причем, не к традиционной медицине, использующей метод фармакологического лечения, практически, без непосредственного участия в процессе исцеления самого больного. А к медицине нетрадиционной, использующей мануальную терапию, экстрасенсорное воздействие, восточные оздоровительные гимнастики, медитацию и т.п.. одним словом, те методы, которые позволяют самому больному принимать участие в своем исцелении, самому становясь целителем.
Именно интерес к познаниям тайн организма человека вызывает такой нездоровый ажиотаж вокруг нетрадиционного целительства на XVII ступени, что проявляется в появление большого количества всякого рода экстрасенсов и эзотериков. Тем не менее, главная цель контакта с эзотериком, или с эзотерическими знаниями, будет являться не столько сам факт исцеления от недуга, сколько познание механизмов воздействия на организм, а вместе с этим и более глубокое познание самого организма, и осознание его связи с Вселенной.
"Умы чувственного рассудка" постоянно будут провоцировать людей испробовать свои силы в эзотерических чувственных сферах. Всё это приводит к тому, что на XVII ступени эзотерические знания вообще теряют статус сакральных, доступных лишь избранным посвященным, поскольку для сознания людей на XVII ступени уже не составляет труда проникнуть в эти тайны, и о них начинают говорить уже свободно, как о чем-то обыденном.
Даже невольное сравнение атмосферы, царящей на XVII ступени с той, которая существовала на XVI ступени, толкает людей хорошенько разобраться в причинах такой разительной перемены, которая произошла буквально на их глазах. И сама случившаяся метаморфоза, явившаяся для всех поистине чудом, и невозможность разобраться в причинах ее возникновения, и сами механизмы, осуществившие в одночасье этот переворот в масштабах огромной России - всё это становится для всех величайшей тайной за семью печатями, толкающих людей к ее познанию.
Отсюда на XVII ступени такой повышенный интерес людей к истории и, особенно к истории России. Но поскольку каждый относительно ее имеет свое, личное "выстраданное" мнение, то формирование каких-либо объективных знаний по истории происходит с огромным трудом. О чем, также предрекала 22-я пророческая ступенька XVI ступени (см. мою работу "Справедливость Закона Акта Творения для исторического процесса").
С появлением повышенной чувствительности, люди начинают получать информацию гораздо больше и по объему, и по качеству. Но "Умы чувственного рассудка" еще не в состоянии обрабатывать полученную информацию в таком количестве и, тем более, доводить их до духовного качества, и она, не обработанная, лишь способствует сильному возбуждению нервной системы, от чего атмосфера этой ступени, в основном нервозно-наколенная, доходящая до частых истерик.
Одновременно с этим происходит и профанация самих сакральных знаний, и отторжение пищи духовной, слабым ручейком начавшей поступать на этой ступени. В результате чего, духовный голод только усиливается, появляются мысли о смерти, о приближающемся "Конце Света". Вообще тема "Конца Света" самая актуальная для XVII ступени и востребована чаще остальных.
Истерия приближающегося "Конца Света" выражается, в первую очередь, в активизации основных животных инстинктов, в частности в инстинкте самосохранения, которые проявляются в чрезмерном чревоугодии, и сексе. Причем чревоугодие происходит не ради утоления голода, или из боязни остаться голодным, а как бы впрок. Истеричный выплеск грубых витальных энергий в виде секса не подразумевает под собой продолжение рода, а рассматривается лишь как удовлетворение чисто животных сексуальных потребностей, поэтому, изначальное извращение самой идеи совокупления, ведет и к всевозможным сексуальным извращениям.
Эти и другие плотские грехи еще и усиливаются ложным пониманием свободы, которая появляется в результате безответственности и чувства безнаказанности, в отличие от свободы творчества, заложенной в главной идее данного периода развития, порождаемой чувством ответственности. Но, поскольку безответственность противоречит Высшим Законам Развития, то и искушение ложной свободой всегда бывает наказуемо различными тяжелыми болезнями, а нередко и смертью.
Но, вместе с тем, на XVII ступени вслед за разочарованием в ментальной идеологии, главенствовавшей на XVI ступени, происходит и осознание людьми своей элементарной духовной безграмотности, и люди пускаются восполнять свой пробел, обращаясь к духовным сферам. Но глубокого духовного насыщения на XVII ступени еще пока не происходит, в силу несовершенства "Умов чувственного рассудка" принимать духовную пищу в таком объеме, чтобы она управляла умами земной природы. Пока происходит всё наоборот, и умы земной природы - рассудочные и витальные - диктуют разуму свое, земное понимание мира Духа, в свое оправдание.
Тем не менее, первое знакомство с духовными сферами на этой ступени, эволюционно подготавливает людей к знакомству с Духовным Учением, которое произойдет на XVIII ступени Акта Творения. Вот поэтому, в целом, XVII ступень воспринимается разумом, как обетование Бога о скором духовном обогащении.
В Ветхом Завете характер XVII ступени Акта Творения хорошо представлен в 17 главе книги "Бытия":
"Аврам был девяносто девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;"
"И поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя."
"И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним, и сказал:"
"Я - вот завет Мой с тобою: ты будишь отцом множества народов."
"И не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя Авраам; ибо Я сделаю тебя отцом множества народов."
"И весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя."
"И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя."
"И дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом."
(Быт. XVII, 1 - 8)
Если учесть, что в Священном Писании Авраам олицетворяет собой веру в Единого Бога, то тогда легко прочитать, что здесь речь идет как раз об обетование Бога скорого духовного обогащения веры и укрепления ее познанием Закона Божьего.
В Новом Завете этот подготовительный этап представлен в лице Иоанна Крестителя, проповедовавшего пришествие Христа, Утолившего духовный голод людей Учением Нового Завета.
"В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской,
И говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное"
(Матф. III: 1,2)
Здесь под пустыней Иудейской следует понимать духовную пустоту душ людей, что окружали Иоанна, чьи души Предтеча подготавливал к духовному наполнению.
И поскольку Иоанн проповедовал в пустыне на XVII ступени Акта Творения своей, Иудейской цивилизации, то, как видим, времена Иоанна, по своей духовной развращенности, ничем не отличаются от нынешних. Кругом та же бездуховность, но, вместе с тем, и некая потребность в истинных духовных знаниях. Собственно, поэтому и появился в то время и в том месте сам Иоанн Креститель, как бы в ответ на возросший спрос народа иудейского в духовной пище, дав им ее ровно столько, сколько они сами были в состоянии ее принять на XVII ступени.
Сама же потребность в духовной пище на XVII ступени стала возрастать от того, что оставшись без духовной пищи, один на один с разбушевавшимися страстями, люди начинают понимать, что подобный образ жизни действительно приведет их к погибели, и что их единственное спасение в Боге.
На XVII ступени появляются лишь слабый интерес к духовной жизни, каждый сам старается разобраться в происходящем, старается сам найти ответы на многие вопросы, которые возникают в связи с повышенной чувственной коммуникабельностью с объектами и происходящими явлениями. Каждый сам, для себя лично, исходя из своего чувственного понимания сути гармонии, пытается построить свою модель мироздания, свою личную "Вавилонскую башенку", которая отвечала бы на его индивидуальные эго-желания и духовные эго потребности. Люди пребывают в поисках духовного учителя, но единый духовный учитель к ним не приходит, так как видит, что люди еще не готовы принять Единое для всех учение, что каждый хочет иметь своего персонального духовного учителя, который отвечал бы его личным эго запросам.
Поэтому на XVII ступени так много религий и религиозных сект, верований и лжедуховных соблазнов соседствуют друг с другом и не мешают друг другу. Но истинно верующих ни в одной из них практически нет, а мнения других просто игнорируются, каких-либо духовных авторитетов не существует, потому что их модели выглядят в глазах каждого недостаточно совершенными, а то и попросту наивными. К вере у людей еще пока даже не духовный, а скорее чувственный, душевный интерес, душа же разрывается между духом и телом, не находя себе упокоения.
Вся эволюционная работа проходит в атмосфере абсолютной духовной глухоты, слепоты и нигилизма. Но, тем не менее, этот период, по своей информационной насыщенности, намного превосходит предыдущий.
Также и в плане материального обогащения период XVII ступени будет на порядок выше предыдущего, отрицавшего любые материальные блага.
Именно наличие материальных благ будут воспитывать в людях чувство ответственности за то дело, что Бог каждому будет давать по его духовным силам. В свою очередь, чувство ответственности будет давать людям творческую свободу, соизмеримую их чувству ответственности, в рамках порученного Богом дела. И по мере духовного совершенствования человека, по мере того, как чувство ответственности за ту работу, что он выполняет, будет возобладать над его эго-потребностями; по мере того, как человеком будет осознаваться факт удовлетворения основных животных инстинктов вторичным в его жизни, а на первом месте в его шкале жизненных ценностей будет стоять свобода творчества, даруемая чувством ответственности, то и чувство ответственности, а значит, и свобода человека будут повышаться.
Причем, карьерный рост не будет самоцелью, как то было на XVI ступени. Он будет восприниматься, как удовлетворение насущной потребности человека в обретение им еще большей свободы предпринимательства, в связи с возросшим чувством ответственности, с чувством того, что сам человек уже готов сделать нечто большее, и что рамки, занимаемого им поста, только ограничивают его творческую свободу. После чего, по мере духовного совершенства человека, Бог будет давать ему более ответственный пост, дающий большую свободу действия, а значит, и более сложный.
Поэтому и слова Иоанна Крестителя: "покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное", обретут для людей уже более конкретный смысл. Ибо в них они будут видеть, в первую очередь, здравый смысл избавления от греховной сущности своего тела, которую породила его рабская зависимость от животных инстинктов, препятствующих обретению должной ответственности, дарующей свободу творчества - главной цели его жизни на XVII ступени Акта Творения.
Таким образом, если сакральная задача XVI ступени Акта Творения состояла в том, чтобы в условиях полного отрицания Духа, оставить человека один на один со страдающим, немощным телом. И, заточив его в тюрьму материи, тем самым, дать ему возможность "на своей шкуре" прочувствовать необходимость в свободе, которую можно обрести только лишь через духовное наполнение своей жизни, тем самым, воспитав в человеке осознанную тягу к духовным знаниям. То сакральная задача XVII ступени уже заключается в том, чтобы воспитать в человеке чувство ответственности за ту миссию, что возложил на него Бог, как залог обретения осознанной свободы.
И, тем самым, подготовить человека к встрече и принятию нового Духовного Учения, которое появится на XVIII ступени Акта Творения. Это Духовное Учение будет отображать собою второй этап постижения Учения Нового Завета, данного Христом. Суть его будет заключаться в необходимости каждому человеку подчинить свою земную природу своему духовному предназначению. Научиться управлять своей земной природой, ее инстинктами, страстями и суемудриями, полностью подчинив ее духовным целям. Используя ее, как необходимый для этого инструмент, данный человеку Богом, а не отрицать ее полностью, насильно умерщвляя свою плоть, видя в ней лишь порождение дьявола, и не идти на поводу у своей плоти, отрицая Дух, как было ранее.
Для разрешения такой глобальной духовной программы, рассчитанной на 2160 лет, непосредственно на XVIII ступени Акта Творения Российской цивилизации, ее сакральными задачами, помимо всего прочего, будет прививаться человеку и устойчивое чувство духовного голода, устойчивое осознание им нищеты своего духа. Собственно, сама встреча с новым, глобальным по своим масштабам, духовным Учением, воспитает в человеке устойчивое осознание своей духовной нищеты. Но, именно оно и будет служить для него главным стимулом в его дальнейшем духовном развитии.
Но это в будущем, а пока...
XVII СТУПЕНЬ АКТА ТВОРЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
1 СТУПЕНЬКА - со 2 марта 1989 года по 26 июля 1991-го - время закладки первого камня в основание всей ступени, как отдельного акта творения. Время зачатия главной идеи данного 72-летнего периода развития и определения основных его направлений.
Зарождение главной идеи будущего развития XVII ступени Акта Творения Российской цивилизации, подготовительный этап перед ее зачатием, начал принимать свои конкретные очертания с приходом к власти М.С. Горбачева, который в марте 1985 года был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС после смерти К.У. Черненко, занимавшего этот пост до него. Общество уже было готово к переменам, и от Горбачева, самого молодого члена ЦК все ожидали конкретных действий в этом направление.
В апреле 1985 г. состоялся пленум ЦК КПСС, на котором М.С. Горбачев сообщил о планах реформ, направленных на ускорение социально-экономического развития страны. Говорилось лишь о необходимости ускорить темпы продвижения по социалистическому пути на основе эффективного использования достижений научно-технического прогресса, активизации "человеческого фактора" и изменения порядка планирования. Удивительно было то, что, по сути, старые призывы, которые с высоких трибун уже давно раздавались, как традиционные, в устах Горбачева прозвучали, как указание к действию.
Так в СССР началась "перестройка", в которой можно выделить три крупных этапа:
1) 1985-1986 гг.;
2) 1987-1988 гг.;
3) 1989-1991 гг.
На первом этапа руководство страны попыталось старыми испытанными методами, не затрагивающие экономические и политические основы, поправить пошатнувшееся здоровье государства. Всё, как всегда вылилось лишь в серьезные кадровые перемены в высшем эшелоне власти.
Так к началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей областных партийных организаций, 40% членов ЦК КПСС. В феврале 1986 г. был смещен первый секретарь Московского горкома КПСС В.А. Гришин. На его место был назначен Б.Н. Ельцин.
Однако, в феврале 1986 г. состоялся XXVII съезд КПСС, который изменил Программу партии. Вместо устаревших положений о построении коммунизма был провозглашен курс на совершенствование социализма. Предполагалось к 2000 г. удвоить экономический потенциал страны и предоставить каждой семье отдельную квартиру. При этом, ни одна из основ социализма (государственная собственность, руководящая роль партии и др.) не подвергалась сомнению.
Первый год перестройки дал некоторые положительные результаты в экономике, но радикального улучшения все же не произошло. Но, в тоже время, Закон "О госприемке", направленный на улучшение качества продукции, только усугубил кризис правящей партии. Поскольку, на основании этого закона практически на всех крупных предприятиях были созданы службы государственных инспекторов по надзору за качеством промышленной продукции. Но добиться улучшения качества только за счет организационных мер без включения экономических стимулов было невозможно.
Вслед за этим, в целях активизации "человеческого фактора" в 1986 г. был принят Закон о трудовых коллективах, который предусматривал создание на промышленных предприятиях советов трудовых коллективов, имеющих право избирать руководителей, регулировать заработную плату и отчисления на социальные нужды. Реализация этого закона на практике привела к дезорганизации производства, но, в то же время, это уже был первый серьезный шаг к зачатию новой главной идеи развития России.
Еще раньше, в мае 1985 г., вышло постановление ЦК КПСС о мерах по преодолению пьянства и алкоголизма. Предусматривалось повышение розничных цен и одновременно резкое сокращение производства ликероводочной продукции. Осуществление "борьбы с пьянством" ударными темпами привело за 2 года к снижению производства вина и водки в стране вдвое, что резко снизило бюджетные поступления, создав к тому же сильное социальное напряжение. С 1985 по 1988 гг. госбюджет не досчитался около 67 млрд руб. Рост производства подпольных суррогатов и самогоноварения, токсикомания отрицательно сказывались на здоровье населения. К 1988 г. антиалкогольная кампания провалилась и была отменена. Но, не смотря, на потри финансового, экономического и авторитарного порядка эта компания по борьбе с пьянством, в какой-то мере, уже тогда обозначила основные цели и задачи предстоящего этапа развития. А именно, преодоление несовершенств собственной природы человека, препятствующих достижению конкретной цели.
Сам по себе первый этап "перестройки" оздоровления экономики страны не принес, да и не мог принести, но зато на нем были созданы все условия для грядущего зачатия новой главной идеи развития России.
Второй этап начался с январского пленума ЦК КПСС в 1987 г., на котором была выдвинута задача коренной перестройки общественного строя. Отсутствие ощутимых результатов в социально-экономической сфере стали объяснять действием некоего "механизма торможения", заложенным в самой системе управления еще с 1930-х годов, которую позднее стали называть командно-административной. Выдвигаются лозунги о необходимости избавить социализм от отдельных "деформаций", возрождении "идеалов Октября", возвращении к "ленинским нормам" и "социализму с человеческим лицом".
"Архитекторы перестройки" предполагали совершенствовать социализм, опираясь на широкие массы трудящихся, интенсификацию экономики на основе достижений научно-технического прогресса. Стержень преобразований виделся ими в "демократизации всех сторон жизни общества", реформировании всех политических институтов.
Всё это уже было намного теплее к грядущему зачатию главной идеи развития.
Главным инструментом демократизации становится гласность. Очень быстро критика отдельных недостатков стала выходить за дозволенные рамки, и начала охватывать пороки системы. Таким образом, центр политической жизни от партийных структур переместился к общественному мнению и, нарождающимся "неформалам". Так стал зарождаться плюрализм мнений - одно из важных условий будущего этапа развития России.
Но самый важный сдвиг в сторону зачатия новой главной идеи произошел на XIX партийной конференции КПСС, состоявшейся в июне - июле 1988 г.
Выступая на ней с докладом, М.С. Горбачев подчеркивал, что все преобразования перестройки натолкнулись на мощный механизм торможения в лице командно-административной системы, для уничтожения которого необходимо провести реформу политической системы. Реформа заключалась в разграничении функций партийных и советских органов ("Вся власть Советам"), в оживлении их деятельности и изменении порядка выборов, предлагалось также создание новой структуры власти. Она включала Съезд народных депутатов и действующий на постоянной основе парламент - Верховный Совет, который избирался на съезде из числа его участников. Предполагалось также введение поста президента СССР.
В декабре 1988 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР внесла предложения XIX партийной конференции в Закон "Об изменениях и дополнениях Конституции СССР". Отныне выборы народных депутатов по территориальным округам должны были проводиться на альтернативной основе. На этом завершился второй подготовительный этапа к зачатию главной идеи развития России.
И с марта 1989 года начался третий, заключительный этап, на котором, собственно, и произошло зачатие главной идеи развития России на период с 1989 по 2061 год.
Поскольку к марту 1989 года главная идея развития России в условиях власти советов была полностью исчерпана и прекратила свое существование. Завершение ее действия в качестве импульса развития, прозвучало сигналом для зачатия новой главной идеи развития России, а именно, уже в условиях правовой демократии, предполагающей равенство прав и свободы предпринимательства всем россиянам.
Так с марта 1989 года начался стремительный процесс зачатия главной идеи развития и ее материализации в виде конкретных преобразований.
Уже 26 марта 1989 года состоялись общие выборы народных депутатов СССР (голосование в общественных организациях проходило с 11 марта 1989 года), на которых впервые со времен выборов в Учредительное собрание 1917 года граждане получили возможность избирать депутатов из двух кандидатов, а не из одного.
То есть, уже выборами 26 марта 1989 года народу было предложено биполярное видение действительности, взамен однополярного, существовавшего прежде. Что, само по себе, явилось поводом для появления биполярного мнения, способного зачать новую главную идею развития России. Именно на этих выборах, впервые на XVII ступени, народ должен был проявить свое первое чувство ответственности за принятие ими решения в голосовании, согласно зародившейся главной идее развития России.
Получив свободу выбора, граждане страны зачастую отказывали в доверии правящей партии. Так в Ленинграде не был избран ни один партийный и советский руководитель города и области, ни один член бюро обкома, включая первого секретаря и даже командующего военным округом.
О том, что подобные выборы стали для многих россиян серьезным испытанием, к которому многие были просто не готовы, так как привыкли к тому, что за них всё всегда решали наверху, говорит тот факт, что сами выборы с большим трудом проходили почти два месяца.
Общие выборы проходили 26 марта 1989, повторное голосование - 9апреля. Повторные выборы проходили 14 мая, повторное голосование на повторных выборах - 18-21 мая. Голосование в общественных организациях проходило с 11 по 23 марта (в нескольких организациях в апреле проводились повторные выборы).
А не как было раньше, когда все подобные выборы начинались и заканчивались в один день, при 99, 98% посещении избирателей (по "официальной" статистике), подразумевая под 0,02% тех, кто физически не мог принимать участие в выборах.
И только 25 мая 1989 г. в Москве начал работу I Съезд народных депутатов СССР. Именно на этом съезде произошло зачатие на витальном уровне главной идеи грядущего развития России, так как для всех стало уже очевидным, что идея развития в условиях советской власти исчерпала себя.
Съезд завершился разделением сторонников перестройки на умеренных во главе с Горбачевым и радикалов, объединившихся в Межрегиональную депутатскую группу, в которой наметились свои лидеры - А. Сахаров и Б. Ельцин.
Программа межрегиональников; включала:
1. децентрализацию власти;
2. экономическую самостоятельность республик;
3. признание частной собственности.
Были и другие модели развития России, но, впоследствии выясниться, что именно этот зародыш главной идеи развития окажется самым живучим, поскольку он предполагал реальное развитие всем трем уровням разума России - духовному, витальному и рассудочному, согласно сакральной идее XVII ступени Акта Творения.
Таким образом, радикалами в прениях с умеренными сторонниками перестройки на I съезде народных депутатов СССР и была зачата главная идея развития России. Суть которой заключается в эволюционном обретение творческой свободы, как отдельно взятого человека, так и всего государства, через осознание им соответствующей степени ответственности за дело, которому они служат.
Для сравнения вспомним основные требования, которые выдвинули большевики на Втором съезде Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов 25 октября 1917 г., который лишь узаконил требования I съезда, и которые, по сути, легли в основу главной идеи развития России периода с 1917 по 1989 гг.
Это:
1). "Вся власть советам"
2). "Хлеб голодным"
3). "Мир народам"
То есть, как видим, программа большевиков изначально не предполагала индивидуальной ответственности каждого за построение социализма-коммунизма в отдельно взятой стране, а лишь ответственность, а значит и власть только партии большевиков, которая подразумевала власть советов. Именно большевики брали на себя ответственность накормить и защитит весь остальной народ, который автоматически становился подчиненный власти советов (партии большевиков), в силу своей безынициативности, безответственности, ограниченности в свободе и выборе действия, а значит, не способности самих себя накормить и защитить.
Таким образом, сакральная задача XVI ступени Акта Творения Российской цивилизации заключалась в максимальном смирении и духа, и плоти россиян.
С чем, собственно, большевики-коммунисты отлично справились. Поэтому не стоит их сильно ругать - они действовали согласно закону развития общего для всей Вселенной, данного Богом.
Но вернемся к XVII ступени Акта Творения Российской цивилизации.
Так члены Межрегиональной группы возглавили растущую в стране оппозицию власти и требовали полного уничтожения советской политической системы. Уже на этом съезде они требуют отменить 6 статью Конституции, закрепляющую руководящую роль КПСС, и признать политический плюрализм, внедрить рыночные механизмы в экономику, деидеологизировать управление и т.п.
В свою очередь, когда-то единая КПСС стала раскалываться на различные фракции и группировки. В январе 1990 г. в ней возникает Демократическая платформа. Ее организаторы (В. Шостаковский и В. Лысенко) предполагали превратить КПСС в партию парламентского типа. Представители Демократической платформы выступали за пересмотр партийной программы, свободный обмен мнениями внутри партии, отмену принципа демократического централизма, отказ от администрирования в экономике и переход к рыночным отношениям в экономике страны.
Также и большинство оппозиции настаивало на отмене 6 статьи Конституции, что получало массовую поддержку на митингах. Все чаще партия представлялась как виновница всех бед России в ХХ веке. Принадлежность к партии становилась в глазах общественности позорным фактом биографии человека. Начинается массовый выход из нее в основном рядовых членов.
В этой ситуации состоявшийся в феврале 1990 г. Пленум ЦК КПСС принял решение отказаться от монополии партии на власть и согласился на создание многопартийной системы.
В марте 1990 г. III Съезд народных депутатов отменил 6 статью Конституции СССР. На этом же съезде был учрежден пост Президента СССР. Он наделялся широкими полномочиями. Хотя по Конституции Президент должен был избираться всенародным голосованием, все же первого Президента избрали на съезде. Им стал М.С. Горбачев.
И здесь, по большому счету, коммунисты ни на йоту не отступили от заветов Ильича, как-то обмолвившего в своих трудах, что "по мере развития демократии в социалистическом обществе роль партии, как руководителя, отойдет на второй план". Хотя, уже многие и не помнили этого пророческого предначертания Ленина, а остальные так и просто о нем ничего не слышали, так как коммунисты, пока стояли у власти, его не афишировали, во избежание излишних волнений и преждевременных родов. Но, тем не менее, как видим, всё родилось в своё время, в свой, назначенный Богом, срок.
Отмена 6 статьи Конституции СССР фактически санкционировала создание других политических партий. К этому времени их было в стране немало. Видное место среди них занимали партии демократической ориентации - Крестьянская, Аграрная, Народная и Демократическая партии России. Они выступали за создание правового государства, проведение экономических и политических реформ. На выборах 1990 года в Верховный и местные Советы РСФСР сторонники демократического движения под лозунгами "Демократической России", быстрого введения рыночных отношений добились серьезного успеха.
В течение 1990 г. образовались также Социал-демократическая, Республиканская, Конституционно-демократическая и другие партии, называвшие себя социалистическими, но на деле пропагандирующие либерализм. Возникли также партии, открыто заявившие о либеральной направленности: Либеральная, Либерально-демократическая и Христианско-демократическая. Из этих партий создавались различные политические объединения, например, Российский народный фронт, народные фронты в различных регионах, многие из которых были официально зарегистрированы как общественные организации на республиканском уровне. Все эти организации в 1991 г. были, как правило, немногочисленные (в лучшем случае несколько тысяч человек), организационно аморфные и не имеющие четкой программы. Время существования многих партий было кратким. Кроме этого возникли различного рода экономические и культурные организации.
Раскол в рядах КПСС привел к появлению нескольких партий коммунистической ориентации. В июне 1990 г. состоялся первый съезд Российской Коммунистической партии (КПРФ). Возникли также Всесоюзная коммунистическая партия большевиков (ВКП(б)), Российская партия коммунистов (РПК), Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП) и др. Различие между ними заключалось в способах построения коммунизма.
Деятельность оппозиционных сил проявлялась в издании газет и журналов, проведении митингов, а с 1989 г. и в участии в парламентской борьбе. В 1987 г. митинги оппозиционных движений собирали в лучшем случае несколько десятков человек, в 1988 г. они стали более многочисленные, а в 1990 г. в Москве прошли грандиозные манифестации, в которых принимали участие сотни тысяч человек. Первые независимые газеты и журналы полулегально стали появляться еще в 1987 г., в 1988-1989 гг. их стало больше и они стали, агрессивнее. В 1990 г. после принятия закона о печати количество независимых газет и журналов резко возросло. Они выражали интересы, как правило, той или иной оппозиционной партии или группировки.
Характерной чертой общественно-политической жизни страны в эти годы стало падение престижа комсомола и профсоюзов. Комсомол перестал быть собственно политической организацией и постепенно превратился в объединение коммерческих предприятий, которые с самого начала перестройки захватили серьезные позиции на зарождающемся рынке СССР. Этому способствовало активное использование капиталов, накопленных в предыдущие, застойные времена, а также неразборчивость в выборе средств получения прибыли. Эволюция многих комсомольских вожаков, сколотивших в короткие периоды крупные капиталы, отчетливо продемонстрировала двойную мораль, как бывших политических лидеров, так и бизнесменов от номенклатуры. С 1991 г. ВЛКСМ практически исчез с политической арены страны.
В 1988 - 1990 гг. впервые за многие десятилетия советской власти наметился отток рабочих и служащих из официальных профсоюзов и были созданы альтернативные профессиональные организации. Появление в 1989 г. независимого рабочего движения заставило ряд профсоюзов поддержать требования бастующих и оказать им разностороннюю помощь. В 1989 г. во многих профсоюзах была проведена перевыборная кампания, что привело к серьезному обновлению руководства низовых организаций и их демократизации. Центральные же органы ВЦСПС по-прежнему были далеки от требований низов. Кроме того, многие лидеры ВЦСПС использовали свое положение для приобретения капитала и начала коммерческой деятельности.
Появление на политической арене партий либеральной и демократической ориентации привело к консолидации оппозиционных сил, к обострению борьбы за углубление политических и экономических реформ. Под влиянием массированной пропаганды в обществе зреет надежда, что выходом из все углубляющегося кризиса может стать отказ от социализма и переход к рыночным отношениям. В этих условиях катастрофически падает авторитет М.С. Горбачева и растет популярность лидера оппозиции Б.Н. Ельцина. Ситуация усугубилась обострением межнациональных противоречий. В своей борьбе оппозиция делает ставку на развал СССР и суверенитет РСФСР.
Росло напряжение и в союзных республиках. В ходе выборов 1990 г. в республиканские и местные Советы к власти пришли оппозиционные КПСС силы, в том числе и националистические. Большинство республик провозгласили суверенитет, а отдельные заявили о стремлении приобрести независимость в ближайшем будущем. Наиболее интенсивно этот процесс шел в республиках Прибалтики (Литва, Латвия, Эстония) и Закавказья (Армения и Грузия), а также в Молдавии. В том же направлении, хотя и значительно медленнее, развивались события на Украине, в Белоруссии и РСФСР. Пришедшие к власти демократы не могли найти решения старых проблем и во всех бедах обвиняли союзное руководство.
I Съезд народных депутатов РСФСР (май - июнь 1990 г.) небольшим перевесом голосов Председателем Верховного Совета избрал Б.Н. Ельцина, его первым заместителем - Р.И. Хасбулатова, Председателем Совета Министров был назначен И.С. Силаев.
12 июня 1990 г. съезд принял Декларацию о государственном суверенитете России. Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР в марте - апреле 1991 г. приняла решение о введении поста президента РСФСР и проведении президентских выборов в июне 1991 г. До этого срока Б. Н. Ельцин получил дополнительные права и полномочия. После проведения выборов он становится всенародно избранным первым Президентом России.
Одновременно с выборами в союзных республиках в марте - мае 1990 г. были проведены выборы в автономных республиках и в местные Советы всех уровней. Во многих районах власть перешла к оппозиционным КПСС силам, правда, основные лидеры оппозиции были бывшими партократами. В результате победы националистических сил в автономных республиках многие из них заявили о своем суверенитете и превращении их в союзные республики. Летом - осенью 1990 г. статус союзных республик обрели Татарстан, Северная Осетия, Дагестан, Якутия и ряд других.
Отличительной чертой функционирования новой власти стала так называемая "война суверенитетов" как на республиканском уровне, так и на местном. Каждый Совет стремился стать высшим законодательным и исполнительным органом, сконцентрировать в своих руках максимум полномочий, игнорируя во многих случаях соподчиненность. Функционирование государственных выборных органов в 1990 - 1991 гг. со всей очевидностью показало, что советская система в том виде, в каком она существовала, не приспособлена для успешного выполнения задач исполнительной и законодательной власти.
Первой территорией СССР, объявившей независимость в январе 1990 года в ответ на бакинские события, была Нахичеванская АССР. Вслед за ней объявили о независимости две союзные республики (Литва и Грузия), об отказе вступать в предполагавшийся новый Союз ССГ и переходе к независимости - ещё четыре: Эстония, Латвия, Молдавия, Армения.
За исключением Казахстана, ни в одной из центральноазиатских союзных республик не было организованных движений или партий, ставивших своей целью достижение независимости. Среди мусульманских республик, за исключением азербайджанского Народного Фронта, движение за независимость существовало лишь в одной из автономных республик Поволжья - партия "Иттифак" Фаузии Байрамовой в Татарстане, которая с 1989 года выступала за независимость Татарстана.
* * *
В этот период заявила о себе и Русская Православная Церковь. 15 мая 1990 года Архиерейский Собор принял "Положения о приходах свободной Российской Православной Церкви", находящихся на территории России.
16 мая 1990 года Вышло постановление Собора Архиереев РПЦЗ (Русская Православная Церковь Заграницей) об учреждении иерархии в России.
НЕБОЛЬШОЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ РПЦ XX СТОЛЕТИЯ
При Временном правительстве А.Ф. Керенского было проведено отделение Церкви от государства. В августе 1917 года на Поместном Соборе было восстановлено патриаршество и избран Патриарх Московский и всея Руси, им стал владыко Тихон (Беллавин). Другие решения (о структуре Церкви, об укреплении прихода, о роли мирян в Церкви в смысле соборности и так далее) так и не были реализованы из-за Октябрьского переворота. Условия для работы Собора становились все сложнее и сложнее, и в середине 1918 года члены Собора вынуждены были разойтись. Только Поместный Собор, созванный в 1988 году по случаю Тысячелетия Крещения Руси, вернулся ко многим решениям Собора 1917-1918 годов и внес их частично в новое Положение о Церкви.
После Октябрьского переворота большевики ставили одной из своих основных задач уничтожение РПЦ, как своего идеологического противника. К началу второй мировой войны церковная структура по всей стране была почти уничтожена: в конце 30-х годов осталось лишь несколько известных епископов, которые могли исполнять свои обязанности.
С началом войны в 1941 году Церковное Управление в лице Местоблюстителя Патриашего Престола Митрополита Сергия, в духе национальной и религиозной традиции РПЦ, немедленно выступило с посланиями и речами в защиту отечества.
Сталин воспринял позицию Церкви очень благосклонно - ему нужна была Церковь временно для психологических целей военной стратегии и внешнеполитической пропаганды. Когда немецкая армия заняла всю Украину и стояла под Москвой, Ленинградом и Сталинградом, Сталин принял в Кремле (04.09.1943) трех руководящих иерархов РПЦ. В результате этих исторических переговоров Сталина с представителями Патриархии Церковь получила возможность для своего восстановления, хотя и в определенных организационных рамках - как "официальная", зарегистрированная Церковь. Сотни епископов и тысячи священников были выпущены из лагерей, и в 1944 году епископы с разрешения Сталина смогли избрать митрополита Сергия Патриархом РПЦ. Однако спустя несколько месяцев Патриарх Сергий умер. Незадолго до окончания войны (в ноябре 1944 г.) Церкви было позволено созвать Поместный Собор, на котором Патриархом был избран митрополит Ленинградский Алексий I (Симанский).
Эпоха военного патриотизма закончилась, и с 1945 года Московская Патриархия должна была проявлять свою лояльность путем активного участия в так называемой "борьбе за мир" - советской политике "мирного сосуществования", а также в поддержке советских внешнеполитических инициатив и сиюминутных потребностей. Охлаждение международных отношений, начавшееся в 1947 году ("холодная война"), отразилось и на междуцерковных отношениях РПЦ, которые колебались от скепсиса до отрицания. В то же время происходило довольно бурное внешнее восстановление церковных структур. В 50-е годы РПЦ насчитывала - по собственным данным - около 22 тысяч приходов с 30 тысячами священников.
Смерть Сталина (5.3.1953) пришлась на такое время, когда Церковь завоевала относительно уважаемое положение среди русского населения СССР. Правда, Сталин в 30-х годах почти уничтожил Церковь, но он же и создал основу для ее внешнего восстановления.
Хрущев видел в возрождении религии опасность для построения коммунизма, который должен был реализоваться в 80-х годах. А поскольку строительство коммунизма теоретически обусловливает уничтожение всякой религии, он начал применять против Церкви решительные меры. Этому предшествовала реорганизация и "запуск машины" антирелигиозной пропаганды под видом "научно-атеистической" деятельности. Кроме того, Московская Патриархия с ее окрепшим положением должна была казаться Хрущеву остатком сталинизма, подлежащим уничтожению в ходе десталинизации.
Преследование Церкви началось в 1959 году. В итоге более половины церковных учреждений было конфисковано: из 22000 приходов в 1958 году осталось около 12000, но и это число при Брежневе снизилось до менее 7000; из 69 монастырей в 1958 году лишь 16 или 17 имелось в распоряжении Церкви в 1964 году; из 8 духовных семинарий в 1958 году (Москва, Ленинград, Одесса, Киев, Минск, Саратов, Ставрополь, Луцк на Волыни) в 1964 году остались только первые три из перечисленных. Нетронутыми остались две духовные академии в Москве (Загорске) и Ленинграде.
Когда в 1984 году Михаил Сергеевич Горбачев был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС. В религиозной жизни сначала ничего не менялось. Как и его предшественники, Горбачев критиковал неэффективную работу антирелигиозных активистов и атеистических организаций. Горбачев постоянно подчеркивал, что он не стремится к демократии западного образца. Он пытался оживить старый советский миф, что коммунизм будто бы можно очистить от темных пятен сталинизма, хрущевского "волютнаризма" и, не в последнюю очередь, брежневского "застоя". Несмотря на это, Горбачев был вынужден в некоторых областях отойти от "чистоты" учения Маркса и Ленина: он пытался обеспечить себе поддержку верующих в Советском Союзе, поскольку многие люди уходили в религию, разочаровавшись в партии и политике. Во время, празднования Тысячелетия христианства на Руси впервые было названо во всеуслышание число верующих.
В конце 1987 - начале 1988 года обозначилось новое качество советской церковной политики. Его можно охарактеризовать формулой: "Советский Союз не является режимом, преследующим религию, но это страна, в которой и атеисты и верующие совместно строят социализм". Горбачеву нужна была поддержка Церквей, особенно РПЦ. Он воспользовался предстоявшим празднованием Тысячелетия Крещения Руси, чтобы получить поддержку своей политики внутри страны (верующие) и за рубежом (общественное мнение Запада).
В июне 1990 года Патриархом был избран Алексий II. Деятельность Патриарха Алексия II началась в период, когда старый советский строй пришел в такой упадок, что уже не могло быть упорного сопротивления государства настояниям Церкви наполнить конкретным содержанием тезис о "свободе совести и вероисповедания". Воля и решимость, проявленные Церковью с целью достичь прочного положения в обществе, дали желаемый результат.
Патриарх потребовал - и имел в этом успех - отмены регистрации духовенства в КГБ. Правда, на практике большинство молодых священников с 1988 года и так уже не придерживалось этого предписания. Патриарх добился объявления Рождества и Страстной Пятницы нерабочими днями. Мощи многих российских святых - и среди них мощи св. Серафима Саровского - были возвращены государством, что дало повод для великой духовной радости. Были канонизированы те подвижники, которые, с учетом политической ситуации, до 1988 года не могли быть причислены к лику святых - Ксения Петербургская и Иоанн Кронштадтский.
Принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации подтвердила отделение религиозных объединений от государства, но уже на фоне всеобщего признания роли Церквей в процессе обновления. Перестройка вернула ей право на приоритет в делах милосердия и сострадания. По Закону о свободе вероисповеданий, религиозным объединениям и церквям разрешено заниматься благотворительностью, что сразу активизировало их социальную работу.
Благотворительность не мыслится без возрождения религиозно-нравственного воспитания. На этой ключевой идее построена выдвинутая РПЦ концепция духовного просвещения и благотворительности. Она содержит следующие первоочередные и перспективные задачи:
1). возрождение прихода как христианской общины единомышленников;
2). возрождение церковных братств и разного рода церковных движений;
3). организация церковного здравоохранения;
4). создание епархиальных комиссий по благотворительности;
Конкретные направления благотворительной работы включают также создание епархиального дома для престарелых, церковного интерната для сирот, книжных магазинов духовной литературы, епархиальной библиотеки, комитета социальной помощи, специализированных приходских учреждений (воскресных школ, курсов катехизаторов для взрослых, детского сада, библиотеки, столовой, общества трезвости и пр).
Веками Православная Церковь выполняла великую миссию, развивая патриотическое отношение к прошлому, препятствуя нарушению социального равновесия во имя будущего нации. Поэтому всякий раз, после социального потрясения русская культура возрождалась, обнаруживая незыблемость своих духовных основ.
* * *
28 марта 1991 г. открылся Третий съезд народных депутатов РСФСР. Накануне съезда Горбачев и его окружение повели атаку против Ельцина. Аппарат ЦК КПСС планировал устранить его с поста председателя Верховного совета РСФСР и не допустить к участию в российских президентских выборах.
Накануне Съезда в Москву были введены войска, оцепившие все центральные улицы и площади столицы. На самом съезде депутаты-коммунисты потребовали отчета Ельцина.
Однако превалировали другие настроения. 220 депутатов потребовали от президента СССР немедленно вывести войска из Москвы. До исполнения этого Съезд прервал работу. Вечером в Москве состоялась массовая демонстрация в поддержку требований российского парламента. О своей озабоченности вводом войск в столицу заявила и администрация США, что было крайне неприятно для Горбачева, который очень заботился о поддержании своего либерального имиджа на Западе.
29 марта войска были выведены из Москвы, что стало важной моральной победой Ельцина. Вслед за тем произошел раскол коммунистической фракции Съезда. 95 депутатов во главе с полковником А.В.Руцким сформировали фракцию "Коммунисты за демократию" и поддержали Ельцина. Съезд, задуманный ради отстранения Ельцина от власти, лишь упрочил ее: председатель Верховного Совета РСФСР получил дополнительные полномочия; было принято решение о проведении выборов президента России.
Итоги съезда показали Горбачеву, что открытая ставка на силу бесперспективна и необходимо соглашение с республиками, в первую очередь с Россией.
9 апреля 1991 года парламент Грузии провозгласил независимость страны. 14 апреля президентом Грузии был избран лидер националистических сил З.Гамсахурдиа. 17 апреля в Армении было объявлено о национализации имущества компартии.
С другой стороны, крайние консерваторы были разочарованы нерешительностью Горбачева и всё откровеннее нападали на него. В этой ситуации президент СССР вновь пошел на сотрудничество с республиканскими лидерами.
23 апреля 1991 г. в президентской резиденции Ново-Огареве состоялась встреча. Президент СССР и лидеры России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Азербайджана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана подписали совместное заявление о намерении заключить новый союзный договор Суверенных государств (ССГ, заявление 9+1).
Горбачев пошел на очень большие уступки: в заявлении не упоминалось о социализме и признавалось, что республики должны стать суверенными государствами. С этого дня подготовку нового союзного договора стали именовать ново-огаревским процессом.
На следующий день после ново-огаревской встречи состоялся пленум ЦК. Деятельность Горбачева подверглась грубым нападкам. Его оппоненты утверждали, что в годы перестройки "со страной сделали то, что не смогли сделать враги", требовали вновь "законодательно закрепить за КПСС статус правящей партии", восстановить партийный контроль над прессой и расстановкой руководящих кадров, ввести чрезвычайное положение.
Тогда Горбачев заявил, что слагает с себя обязанности генерального секретаря. Пленум, по предложению Политбюро, принял свое решение: "исходя из высших интересов страны, народа, партии, снять с рассмотрения выдвинутое М.С.Горбачевым предложение о его отставке с поста Генерального секретаря ЦК КПСС".
В мае 1991 г. очередной IV съезд народных депутатов РСФСР назначил выборы президента России на 12 июня. На президентский пост претендовали бывший министр внутренних дел СССР В.В.Бакатин, Б.Н.Ельцин, лидер либерально-демократической партии В.В.Жириновский, командующий Приволжско-Уральским военным округом генерал А.М.Макашов, Н.И.Рыжков и председатель Кемеровского областного совета А.М.Тулеев.
Четверо из шести кандидатов были коммунистами, хотя формально ни один из них не баллотировался как кандидат от КПСС. Руководство РКП официально поддержало кандидатуру Рыжкова.
Ельцин для того, чтобы привлечь дополнительные голоса, выбрал в качестве кандидата на пост вице-президента не кого-либо из своих ближайших соратников, а лидера парламентской группы "Коммунисты за демократию" А.В.Руцкого. Ельцин привлек на свою сторону российские автономии, предложив им "столько суверенитета, сколько они смогут проглотить". Как и другие кандидаты, он не чурался популистских заявлений, обещая проводить реформы без ухудшения жизни народа.
Несмотря на то, что против Ельцина вновь была мобилизована партийная пропагандистская машина, он одержал на выборах впечатляющую победу, получив 57,3% голосов. За Рыжкова проголосовали 16,9%, за Жириновского - 7,8 %, за Тулеева - 6,8 %, за Макашова - 3,8 %, за Бакатина - 3,4 %.
Одновременно с избранием Ельцина президентом России Попов и Собчак были избраны мэрами Москвы и Ленинграда.
В Ленинграде к тому же был проведен референдум, в ходе которого большинство жителей высказалось за возвращение городу исторического названия Санкт-Петербург.