Мельникова Юлия Владимировна : другие произведения.

Курские улицы Орла

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    История улиц - бывших 5 дорог, ведущих из Орла в Курск

  Курские улицы.
  Мои родные места в Орле - это Курские улицы. На городской карте легко отыскать несколько кварталов, образованных четырьмя строго параллельными друг другу линиями. Современные Курские берут свое начало от старинных пыльных дорог, по которым везли зерно с юга к Струговой пристани на Оке (часть набережной Дубровинского). Основной путь в этом направлении пролегал по широкой Большой Курской улице, ответвлении Большой Новосильской (современной улицы Пушкина). На плане Орла 1879 года Большая Курская уже названа 1-й Курской.
  Проезд поуже был Средней Курской, в плане 1879 года стал 2-й Курской. 3-я Курская в ранних планах города называлась Мацневской улицей (по фамилии владельца усадьбы Мацнева), но в 1879 году она записана 3-й Курской. 4-я Курская, судя по плану 1860 года (и до 1879) - именовалась Никисткой, в честь Никитско-Ахтырской церкви. Четыре Курских остались, когда 5-я Курская (раньше ее еще звали Капитанской) стала улицей Фомина.
  Теперь Курские - почти центр, но были времена, когда здесь шумели вековые деревья Селиховой рощи и водились жирные дикие птицы. Одним из первых домовладельцев, рискнувших поселиться в этой глуши, стал некто Митин, и еще долго Речной переулок был Митинским. Редкие строения первоначальной Пятницкой слободы, окруженные исполинскими дубами и липами, зараставшие густым колючим кустарником, напоминали загородные дачи. Так было вплоть до конца 18 -начала 19вв. Сейчас, смотря на высокую колокольню Никитско-Ахтырского кафедрального собора, уже невозможно представить, что тут стояла скромная кладбищенская церковь, специально возведённая в отдаленном уголке. При ней был убогий дом, куда зимой свозили тела жертв мороза, болезней и разбоя. В конце 18 века губернский город Орёл разрастается, маленькое кладбище, оказавшееся уже не на самой окраине, закрыли. Пятницкая слобода переместилась с Курских улиц на дальнейшие кварталы у высокого известнякового обрыва.
  С 1775 года на пожертвования местного купечества велось строительство новой, каменной Никитско-Ахтырской церкви, растянувшееся примерно на полвека. За это время успела поменяться архитектурная "мода", поэтому сама церковь выполнена в стиле барокко, а присоединенная позднее колокольня - несомненный образец классицизма. Это простое и красивое здание остается по сей день главной достопримечательностью района. Простонародное название окрестного квартала - "Ахтырка", дало имя улице Ахтырской (ныне улица 5-го августа).
  В начале 19 века участок бывшей Селиховой рощи отошла к богатому помещику Мацневу.......
  В Мацневском переулке поселился лекарь спасавший несчастную Настю в повести Н.С. Лескова "Житие одной бабы". Сначала я даже не догадалась, что Лесков описал хорошо знакомые мне закоулки Курских улиц. Уж больно разителен контраст между ними! Только небольшой отрезок 1-й Курской около перекрёстка с улицей Русанова и до Новосильской еще позволяет мысленно перенестись в неспешный 19 век. Сейчас все реже встретишь дореволюционную частную застройку. Но в 1980-е мне удалось застать снос одного дома на углу 3-й Курской и Русанова. Пробравшись в развалины, я схватиа первую ппавшуюся железку и побежала прочь. "Железка" могла оказаться каминной решеткой старинной ковки, но затерялась.
  Раньше рельеф Курских был куда более извилист и травмоопасен. Кроме глубоких, ничем не огороженных, известняковых выработок и оврагов, на возвышенности медленно текли вверх (!!!!) речушка Пересыханка (Перестанка, Пересканка) и ручей Ленивец. То исчезая, то пробиваясь, распадаясь на недолговечные паводковые "рукава", они создавали новые овраги и промоины. По воспоминаниям старожилов, слева от 1-й Курской тянулся ров, от которого осталось лишь несколько крутых спусков (например, в Гористом переулке). За Афанасьевским кладбищем струился еще один весенний ручей, тоже Афанасьевский.
  В 1843 году, после разорительного пожара, на край Курских улиц был переведен Введенский женский монастырь. Первоначально он относился к уже существующей с 1-й четверти 19 века Христорождественской церкви. Открытый на новом месте в 1848 году, монастырь занимал большую площадь. Обнесенный кирпичной стеной с 4 башнями, он представлял собой почти город в городе, включавший 4 церкви (Христорождественскую, Тихвинскую надвратную, Троицкую и Воскресенскую), золотошвейные мастерские, сад, пасеку, школу, гостиницу. У монастыря имелся даже собственный некрополь, где хоронили не только монахинь, но и богатых купцов-жертвователей.
  В 1860-е годы через Курские улицы прошла железная дорога на Брянск. Рельсы "чугунки" изящно легли на дно неуклонно понижающейся ложбины. Прогресс потребовал жертв: железная дорога уничтожила ярмарку в конце 1-й Курской - на Курской площади (или Курской Площадной улице, как ее иногда называли) перед Введенским женским монастырём. От Курской площади сохранили лишь часть - Рождественскую площадь, примыкавшую к монастырской Христорождественской церкви. На этом пятачке сезонная торговля еще продолжалась, но с меньшим размахом.
  До революции на Курских улицах жили небогатые дворяне, купцы средней руки, мещане, служащие, преподаватели, портнихи, акушерки, иностранные подданные. Промышленное производство ограничивалось ликёро-водочным заводом, чье багрово-красное здание в конце 1-й Курской до сих пор сохранилось (завод "Кристалл"). Попытка развернуть здесь литье металлоизделий в 19 веке обернулась быстрым банкротством. На Магазинной улице между 2 -й и 3-й Курскими купцы хранили запасы товаров в кирпичных складах. Многие жители занимались садоводством и огородничеством, держали домашнюю птицу, коз. Коров отправляли пастись на городской выгон (теперь микрорайон Выгонка). В 19 веке и вплоть до 2 мировой войны местная детвора приходила вечерами встречать стадо. Бурёнки возвращались с верха дороги, называемой тогда Верхне-Пятницкой улицей (с конца 1-й Курской). Казалось, будто коровьи рога появляются прямо из высоких облаков где-то за путепроводом. И лишь затем "материализовывались" сами коровы. Ныне схожую оптическую иллюзию можно наблюдать с трамваем 4 маршрута, который появился тут уже в послевоенные годы.
  Советская власть разрушила полу-деревенский, патриархальный уклад. Из торгово-ремесленного-крестьянского район Курских улиц намеревались сделать промышленным. С ярмаркой в конце 1-й Курской было покончено. До конца 1920-х годов на Рождественскую площадь еще привозили свою продукцию крестьяне из Куликовки, Грачёвки и других пригородных деревень. В 1929 году Рождественскую площадь переименовали в площадь Рабочего городка. Торговать на ней запретили. Сейчас эта площадь практически застроена. Ее история окончательно завершилась в прошлом году - это название исключено из списка орловских улиц. Но даже в наши дни там все еще остается небольшое пространство, где то выставляют высыхающие саженцы, то отсыпают семечки или комбикорм из тугих серых мешков.
  Обширная территория закрытого в 1923 году Введенского женского монастыря передана близлежащим предприятиям и железной дороге. Стихийно возникший квартал назвали в духе времени- Рабочий городок. Он находится в прямоугольнике, ограниченным Транспортным, Мостовым переулками, улицей Элеваторной и железной дорогой. Фрагмент монастырской кирпичной стены до сих пор служит забором, а в полую изнутри часовню (на стыке переулков Транспортного и Мостового) складывают сухие ветки.
  Юлия Мельникова.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"