Мельникова Юлия Владимировна : другие произведения.

Наугорское шоссе в Орле

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Из Орла можно уехать разными путями. Например, в сторону Орловского Полесья ведёт Наугорское шоссе. Но отчего у него столь странное название и что оно означает?

  Наугорская дорога в Орле.
  
  Наугорское шоссе выбивается из привычного ряда "географических" улиц Орла. Наверное, многие горожане хоть раз в жизни задавались вопросом, что же это за неведомое "Наугорье" куда, судя по названию, ведет шоссе? Однако однозначного ответа на это вопрос увы не существует.
  Вкниге В.Г. Емельянова "Записки орловского краеведа", говорится, что первое документальное упоминание о Большой Наугорской дороге датируется 1819 годом. Но топоним этот конечно гораздо старше. О его происхождении выдвигалось несколько противоречивых версий. Конечно, никакого сказочного "Наугорья" никогда не существовало. В 1-й версии "Наугорская" выводится из направления этой дороги к реке Нугрь (или Нугра) на Болховщине. В этих краях историческая Наугорская дорога раньше соединялась с другим древним трактом - Свиным шляхом (давним маршрутом татарских набегов), и вела дальше, в Калужские леса. Но полностью соглашаться с этим предположением пока рано, ведь созвучие с названием реки Нугрь могло получиться случайно. 2-я версия, более простая и очевидная, лично мне, кажется более правдоподобной - Наугорская дорога ведет на возвышенность, то есть "на угор". Это очевидно даже автолюбителям, выезжающим с подровненного асфальта Наугорского шоссе. Небольшие холмы, ямы, подъемы, остатки древних городищ и валов, коварно поджидают едва ли не на всем протяжении этой старой дороги. Хотя первые километры пути с однообразными плоскими полями ничуть не предвещают перепадов рельефа.
  Сейчас Наугорское шоссе начинается от улицы Лескова, но в середине 19 века к Наугорской дороге вел одноименный переулок. О нем еще недавно напоминала мемориальная табличка на доме Љ15 по улице Сурена Шаумяна (бывшей Кузнечной), где когда-то располагалась Наугорская застава и многочисленные кузни. От заставы старинная Наугорская дорога продолжалась у нынешней областной больницы им. МОПРа и Троицкого кладбища, а затем пролегала так же, как современное Наугорское шоссе.
  По Наугорской дороге из Орла в 19 веке вывозили хлеб, гречиху, просо и многие другие товары, доставлявшиеся в Калужскую губернию. Пеньку, лён, конопляное масло увозили в Санкт-Петербуг и за границу. Продав то, чего на Орловщине было в избытке, орловские купцы закупали в Полесье (в Жиздринском уезде Калужской губернии) строевой лес, дрова, древесный уголь, щепки, и везли их тем же путём обратно, чтобы продать подороже в южных безлесых губерниях или привезти в свой город. Торговля древесиной, а так же разнообразными деревянными изделиями проходила в Орле на несуществующей теперь Полесской площади, и позднее и на Щепной.
  Застряв в автомобильной пробке на "Наугорке", не помешает вспомнить, что на исторической Наугорской дороге тоже случались заторы. В удачный сезон ее загромождала непрерывная цепочка "полесских" обозов с брёвнами и досками. Эти обозы, составленные из множества перегруженных телег, лишь немного уступали в длине товарным поездам. Управление такой махиной требовало особой ловкости и смекалки. Стоило вознице замешкаться на скользком уклоне или оступиться лошади, как обозы тотчас зацепляли друг друга и движение прекращалось.
  По всему протяжению Наугорской дороги располагались постоялые дворы. Выезжая из Орла в 19 веке, первую остановку можно было сделать уже в деревне Никуличи (или Ново-Александровке), за которой стояли Сапожинские постоялые дворы (Мочёные дворы). Затем следовали Болотовские дворы, представлявшие собой несколько конкурирующих заведений, принадлежавших разным владельцам. Далее следовало Малое Сотниково, Новоселица, Тиньковские дворы и т.д. Многие названия этих населенных пунктов на слуху у орловцев и в 21 веке. Теперь они стали популярными пригородами. Кроме "именных", оставшихся в истории постоялых дворов, на Наугорской дороге было не менее десятка безымянных "двориков".
  Застройка вокруг Наугорской дороги началась после революции. В 1920- е годы возник Ново-Троицкий посёлок, располагавшийся в начале Наугорского шоссе, там, где сейчас проходит часть улиц Матросова и Лазурной. В списке населенных пунктов 1927 года уже приводится 5 Наугорских поселений и 1 Наугорский питомник. ХХ век поставил точку в былом экономическом значении Большой Наугорской дороги, и обозы из Полесья там уже не ездили. "Наугорка" 1930-х годов выглядела обычным пригородом. По обе стороны дороги, среди широких полей строились на скорую руку небольшие домики. Едва ли не все эти здания исчезли после бомбардировок в Великую Отечественную войну. А начало Наугорского шоссе и вовсе стало непроезжим, так как во время оккупации было сделано продолжение лютеранской ("немецкой") части Троицкого кладбища. Там хоронили солдат и офицеров немецкой армии. Военные захоронения занимали территорию, где сейчас находится общежитие института искусств и культуры, сквер и здание завода "Научприбор". После освобождения Орла это поле, усеянное могильными крестами, сравняли с землей...
  Эпоха послевоенных строек не обошла разрушенную "Наугорку" - возродили дорогу, по обе стороны которой росли двух и пяти-этажные дома, появились производства. В 1959 году Ново-Троицкий посёлок, примыкавший к Наугорскому шоссе, включили в городскую черту. Границы Орла расширялись, но на Наугорском шоссе действовали гражданский аэропорт, циклодром, воинская часть, служба связи, склады и базы, возникло кладбище - все то, что обычно выводят за пределы города.
  В 1960-80-е годы на Наугорском шоссе разместили крупные предприятия и учебные заведения. Высокие заводские корпуса некоторое время соседствовали с буйными зарослями и островками частного сектора. Тогда Наугорское шоссе играло важную роль в орловской экономике. Это был центр приборостроения (завод "Научприбор", "Диффузант", "Малютка"), в котором работали тысячи сотрудников - в том числе и мои родители. Огромной проблемой был общественный транспорт - добраться вовремя на Наугорское шоссе к своим предприятиям из других районов Орла в "час пик" было непросто. Утром и вечером автобусы и троллейбусы буквально облепляли со всех сторон, а сесть на автобус 19 маршрута считалось большим везением... Но все это осталось в прошлом.
  Наугорское приборостроение, не смогло приспособиться к новым экономическим условиям 1990-х годов. Сейчас от заводов-гигантов остались в лучшем случае компактное производство. Огромные помещения превратились в офисы, торговые залы, рестораны и частные клиники. Ромашковые и донниковые поля на краю Наугорского шоссе давно уступили новому микрорайону, ледовой арене и посёлку. И так же, как и много лет назад, это место носит имя древней Наугорской дороги в Полесье.
  
  Юлия Мельникова
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"