Конкурсы Авторской Литературы : другие произведения.

Что такое "Авторская литература"?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 1.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:



Словосочетание "авторская литература" - отличный бренд, которым грех не воспользоваться. Что следует называть авторской литературой? Споры можно вести жаркие и безрезультатные, ведь речь будет идти скорее не о живом искусстве, а о его систематизации. Систематизировать можно по-разному, особенно если очень хочется. Суть авторской литературы состоит в утверждении авторской - т.е. свободной, неподцензурной, самодеятельной, самостоятельной, (от греч. autos - сам) - жизненной позиции , авторского мироощущения. Понятие "авторская литература" неразрывно связано с историей мировой культуры, с социальными и историческими особенностями "индивидуальных свобод" ХХ и начала ХХI века, когда сформировался вполне определенный культурный контекст употребления термина "авторский" - "авторское кино", "авторская песня" и т.п., который вовсе не может быть отменен иным контекстом. Отличительной чертой авторской литературы от жанровой является личность автора и текстоцентричность. Авторская теория (есть и такое!) тем больше ценит индивидуальность автора, чем выше те барьеры, которые индивидуальности нужно преодолеть на пути выражения. Как и авторское кино, авторская литература - это, скорее всего, "искусство не для всех", арт-хаус, некоммерческая литература, не для издания на бумаге большими тиражами.

"Авторская литература" противопоставляется Организаторами Конкурсов Авторской Литературы "жанровой литературе". В отличии от "жанровой", "авторская литература", имеет в основе самовыражение личности автора. В самом общем случае, понятие "авторской литературы" означает наличие у авторов "Я". Любая литература является


Словосочетание "авторская литература" вполне может быть противоречием в определении - после всего, что мы знаем о литературе, как средстве массовой коммуникации, как культурной практике, ориентированной на коллективного потребителя. Авторская литература апеллирует к образованной аудитории и выступает с критикой примитивной и одномерной массовой культуры, рассчитанной на массового обывателя. Авторская литература - это сложная концептуальная координация самых разных элементов, по большей части, мыслей авторов, освобожденных от принятых стандартов, которые впоследствии характеризуют литературное произведение. Никита Михалков обозвал бы авторскую литературу "устрицей", обьяснив, что "Вы не можете жить только на устрицах. Нам нужны и хлеб, и масло, и колбаса и так далее". Он этим и занимается.

"Авторская литература" противопоставляется литературе, ориентированной на коллективного потребителя массовой культуры. "Потребительская литература" - такое условное определение можно дать литературе, рассчитаной на читателей, которые склонны к эмоциональному потреблению искусства: они могут очень хорошо её чувствовать и могут быть склонны на нем "балдеть", включаясь в поверхностную медитацию, не затрагивающую сущностных моментов, исключительно с целью получения удовольствия, так что энергия произведения литературы пропадает впустую. Потребительское отношение к произведениям литературы есть вампиризм, ничуть не лучше обыкновенного; не потребительское отношение к литературе заключается в том, что взаимодействие с ней есть работа психики, сознания и/или подсознания, и если читатель не изменился в результате этого взаимодействия, то его работа прошла впустую. За потребительское отношение к литературе читатель платит дорого: его вкусы (и он сам) постепенно деградируют, его начинает тянуть к удовольствиями погрубее и попроще.

В рамках "авторской литературе" могут "уживаться совершенно различные социально-эстетических типы писателей и читателей. В том числе, "проблемно-ориентированные", у которых отношение к литературе "характеризуется доминирующим интересом к социальному познанию, к разрешению и постановке средствами искусства социальных проблем"; "ориентированные на престиж культуры" - у которых основным в отношении к литературе является стремление к просвещению, стремление приобщиться к общепризнанным культурным ценностям, для которых, главным основанием оценки является общепризнанность положительных или отрицательных качеств литературных произведений; "эстетически ориентированные"- которые требуют от литературы повышения уровня эстетического развития, для которых самым главным становится анализ художественного языка литературных произведений; "компенсаторные" - у которых отношение к литературе определяется понятием "патетический", которые ценят так называемую "нереальность", фантастическую романтику, или определяется понятием "сентиментальность", которые склонны соотносить литературу со своими личными интересами. Но "авторская литература" никогда не будет привлекать писателя и читателя с пассивно-потребительским отношением к литературе. Писатель и читатель, ориентирующийся на развлечение, видит в литературе только форму отдыха, принципиально ничем не отличающуюся хождения в гости и ждет, чтобы его развлекали. Именно от таких следует ожидать не понимание сущности определения "авторская литература". Можно ожидать, что они будут возражать против определения, сводя логику своих рассуждений к тезису о том, что любая литература является авторской. Действительно, у любого литературного произведения есть автор, или авторство принадлежит группе автора. Но определение "авторской литературы", также как и другое аналогичное "авторское кино", в своём подтексте, на самом деле, выражает умение авторов комплексно анализировать такие составляющие "авторства" как стиль, предпочитаемые темы, сюжеты, типажи, жанровые элементы, как способы выражения "авторской точки зрения", в отличии от литературы, ориентированной на коллективного потребителя массовой культуры.

"Авторская литература" противопоставляется жанровой литературе, направленой на нишевую аудиторию, которую можно определить как исторически сложившуюся литературу, удостоверенную традицией и, тем самым, наследующую совокупность определенных тем и мотивов, закрепленных за определенной художественной формой, связывающей их между собой узнаваемыми чувствами и мыслями. При этом, в определённом смысле, жанровая литература воспринимается как синоним коммерческой или коньюктурной литературы, рассматривающей литературу как продукт, востребованный читателем. В отличии от жанровой, "авторская литература", имеет в основе самовыражение личности автора; это литература, имеющая отношение к индивидуальному складу ума и/или в его функциональном аспекте (восприятие, воображение, память, чувство, желание и т.д.), или в его содержательных аспектах (чувственные данные, образы и др. содержания, наличествующие в уме), и/или к социально-психологическим установкам, способам восприятия, манерам чувствовать и думать. Писатели, работают в этой системе, благодаря глубине своих знаний и особенностей мировозрения, которые накладывают определенный отпечаток на свои литературные произведения, у них есть определенные философские и методологические установки, по которым их можно узнавать. В свою очередь, жанровая литература должна подчиняться собственно "законам жанра", или определенным стереотипам, при создании литературного произведения.

Жанр - это ЧТО рассказывают, а стиль - это КАК рассказывают. "Авторская литература" - как явление "самиздата" - это специфический способ бытования литературно-значимых неподцензурных авторских текстов, метод реализации художественной формы и жанр формы, в котором выражаются взаимоотношения между тем, кто создает произведение искусства, и тем, кто его оценивает и воспринимает. По аналогии с названием "авторская песня" - "авторская литература" также отражает смысл явления "самоорганизации" - процесс упорядочения в системе за счёт внутренних факторов, без внешнего специфического воздействия, о котором Владимир Буковский в автобиографическом романе "И возвращается ветер..." дал следующее определение: "Самиздат: сам сочиняю, сам редактирую, сам цензурирую, сам издаю, сам распространяю, сам и отсиживаю за него". Самоорганизацию можно понять и как процесс упорядочения в Самиздате, за счёт согласованного взаимодействия множества авторов его составляющих.

Шесть порядков рефлексии автора:

В теории игр есть понятие "ранг рефлексии" - количество циклов или порядков "я понимаю, что ты понимаешь, что я понимаю, что ты понимаешь...", которыми обычно пользуется игрок. Автор литературного произведения тоже может не осознавать, осознавать свое творчество, может не осознавать, что он осознает, может осознавать, что сознает и т.д. На основании этого можно выделить следующие порядки рефлексии авторов:

1. Неосознанное творчество. Автор действует автоматически, не отдавая себе отчет о причинах своих мотивов.
2. Осознание мотивов, причин и символики своих поступков. Автор задумывается...
3. Рекурсивное осознание того, что автор осознает мотивы и причины поступков. Осознание континуальности рефлексии.
4. Осознание того, что 3-й уровень рефлексии - финальный. Рекурсивность осознана, размышления о рефлексии завершились. Шперрунг. Остановка размышлений.
5. Обнаружение, что после "финального" 3-го уровня рефлексии все же, так или иначе, появился 4-й. Таким образом происходит осознание, что и 4-й уровень не финальный. Это квазисостояние дискретности и непрерывности мышление. Как то состояние, когда понимаешь, что справедливости на свете нет, но надо жить так, как будто она есть.
6. Осознание того, что рефлексия многоуровнева и финала рекурсии индивидуального менталитета - нет, механическое повторение "осознаю что осознаю что осознаю" бесконечно. Это - метарефлексия. Рефлексия и понимание Другого "Я", создание общего дискурсивного пространства, приводит к внутреннему аудиту, укрепляя тем самым опорные элементы личностных конструктов или же, - бывает и так, - ставит под вопрос их способность быть несущими элементами профессиональной, да и просто общечеловеческой компетентности. Самое интересное состоит в том, ее (авторской личности) отражение вряд ли будет видно в зеркальной рефлексии художественного произведения. Как только Другой в Зеркале Третьего увидит Четвертого - то это значит, что трансформация состоялась, Другой превратился в Четвертого. "Человека", "души", "ума" (как хотите!) его прибыло.

"Авторская литература" - это собственно концепция свободной литературы, практикующей природу и свойства метарефлексии индивидуального менталитета.

Отличие от иных смыслов "авторской" литературы состоит в том, что здесь центральным является не вопрос о том, каким должно быть художественное описание с помощью социальных установок, а онтологический вопрос: что представляют собой ментальные состояния их носителя, когда он находится на том или ином уровне рефлексии, и использование соответствующей техники литературного мастерства. В том числе - устойчивые интеллектуально-эмоциональные особенности имплицитного автора, мысли и эмоции которого неразделимы, где мысли - диктуются культурой, а эмоции - реакция на изменения внешней среды, которая опирается на культурные ценности индивидуума.

В самом общем случае, понятие "авторской литературы" означает наличие у авторов индивидуального "умственного инструментария", "психологической оснастки", своего "Я", которые дают им возможность по-своему воспринимать и осознавать свое природное и социальное окружение и самих себя. При этом надо учитывать, что в сфере социальной психологии "всегда налицо множество неосознанных, автоматически воспроизводимых действий, представлений и форм поведения. Неосознанность таких нормативных систем часто повышает их эффективность, поскольку они не осмысливаются, и люди руководствуются ими, не воспринимая их сознательно" и, поэтому, "авторская литература" означает матрицу литературного мировозрения - нечто общее, лежащее в основе сознательного и бессознательного, логического и эмоционального, т.е. глубинный и потому трудно фиксируемый источник мышления, идеологии и веры, чувства и эмоций автора.

"Авторская литература" должна существовать точно также как и жанровая, потому что, если бы литература была гигантской машиной, то такая машина неизбежно должна была бы остановиться, так как запас полезной творческой энергии рано или поздно был бы исчерпан.

Отличительной чертой такого сообщества занимающихся "авторской литературой" людей является отсутствие признания авторитета, достигнутого литературными успехами, и отсутствие признания авторитета властного. Искусство - это я. Когда вы оцените по достоинству функциональные возможности применения этой формулы - вы окажетесь "в мире с самим собой". Судите сами, Самиздат далёк от машины литературной критики, в которой правят внутренние законы пространства текста и языка и ещё более далёк от машины массового чтения и, соответственно, коньюктурного спроса; в авторской литературе в жанр превращается сам автор. Здесь значение может приобретать "внутритекстовая поза". Считается, "хороший автор - это мертвый автор". Возможно - профессиональный... Его герои имеют большее значение, чем сам автор. Это определяется требованиями коньюктуры. Авторская литература - наоборот, - это автор. Причём не важно, о чем именно и как ведет речь данный автор, - философия это, мистика, беллетристика, фантастика, поэзия, - на первый план выходят характеристики мышления автора, его воображение, его манера письма, неповторимым образом трансформирующиеcя в текст.

Аббревиатура Конкурсов Авторской Литературы - "КАЛ". Ирония аббревиатуры создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется. С жанром "авторская литература" - именно, так и есть.

Тех, кто особо заинтересуется теорией жанров, отсылаем к книгам: Эстетика словесного творчества. - М., 1979; М.М. Бахтин. Теория литературы. Роды и жанры литературы. М., 1964; Г.Д.Гачев. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М., 1968; Л.В.Чернец. Литературные жанры. М.1982.

к главной странице



Оценка: 1.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"