Меньшова Полина Максимовна : другие произведения.

Мелодия любви

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Они познакомились, будучи студентами. Рита отлично помнила тот день, когда встретила Мишу: он просто зашёл в аудиторию перед занятием, кажется, по истории, спросил, можно ли сесть за одну парту с ней, и опустился на место рядом. Практически сразу Миша рассказал о своем увлечении музыкой. Но не просто музыкой, а её сочинением: он писал романсы - как на стихи известных поэтов, так и на свои собственные. Именно эта черта Михаила привлекла Маргариту... Да, их связала музыка.

  Вечерняя Москва. Яркие фонари, подсвеченные здания, тихая музыка, заманивающая посетителей в тот или иной магазин или ресторан и разная на каждом углу...
  
  Рита медленно (пожалуй, слишком медленно) брела домой с работы. Ей некуда было торопиться: в крохотной однокомнатной квартире её никто не ждал, никто не считал минуты до заветного шороха в замочной скважине. А значит, она могла идти в том темпе, который устраивал её. Или вовсе не идти...
  
  Женщина вслушивалась в мелодии, доносившиеся из многочисленных окон и витрин, которыми буквально переполнена была Москва. Маргарита не собиралась куда-либо заходить, что-то покупать. Ей просто хотелось оттянуть момент возвращения в пустую, абсолютно пустую квартиру. Женщина искала эту возможность, надеялась, что она вот-вот появится. И она появилась.
  
  Услышав звуки старого доброго русского романса, Маргарита, словно идя на зов, завернула в маленькое кафе, расположенное в ряду точно таких же "мест для оттягивания времени". Она села за столик и, как делают люди, пришедшие в ресторан совсем не за вкусным ужином, заказала стакан воды.
  
  Рита слушала музыку. В кафе, куда она забрела совершенно случайно, будто бы по заказу включали только записи известных русских романсов и лирических песен. Маргарите нравились такие композиции. Она слушала, проникаясь текстом, вспоминала студенческие годы, когда эти мелодии доносились из каждого приёмника. Конечно, представители молодого поколения (и сама Маргарита в том числе) слушали совсем другую музыку: им нравились западные исполнители, чьё творчество считалось чем-то необычным и редким. Однако в сердце Маргариты находился уголок и для "взрослой" музыки.
  
  - Девушка, разрешите составить вам компанию? - Рита вздрогнула, услышав вдруг мягкий спокойный голос и увидев рядом с собой приветливо улыбающегося мужчину.
  
  - К-конечно, - спустя пару секунд ответила она, ещё не до конца "вынырнув" из собственных мыслей.
  
  Незнакомец казался Маргарите подозрительно знакомым. Забыв о правилах приличия, женщина всматривалась в его лицо. Неужели это был Михаил?..
  
  ***
  
  Они познакомились, будучи студентами. Рита отлично помнила тот день, когда встретила Мишу. В их знакомстве не было ничего особенного и сверхромантичного: он просто зашёл в аудиторию перед занятием, кажется, по истории, спросил, можно ли сесть за одну парту с ней, и опустился на место рядом. Им понадобилось всего несколько занятий, чтобы лучше узнать друг друга. Практически сразу Миша рассказал о своем увлечении музыкой. Но не просто музыкой, а её сочинением. Он, как выяснилось, "в минуты душевной невзгоды" писал романсы: иногда на стихи известных, признанных поэтов, а иногда и на свои собственные.
  
  Именно эта черта Михаила привлекла Маргариту: она тихо, скромно, "прячась" за западной музыкой, обожала глубокие и душевные песни о любви. Она не верила, что встретила человека, который понимает её и которого понимает она... Да, их связала музыка.
  
  Когда ректор объявил, что в октябре в университете пройдёт вечер художественной самодеятельности и все (а главное, первокурсники) могут принять участие, Рита и Михаил, не договариваясь, решили, что выступать будут вместе. Юноша просто подошёл к соседке по "парте" со словами: "Нам нужно подготовиться", а она поняла, о чём он говорит.
  
  И началась подготовка. Маргарита настаивала на том, чтобы Миша исполнил один из своих собственных романсов в дуэте с ней, но он наотрез отказался.
  
  - Никого не удивишь романсом, - отмахнулся он. - Тем более, совершенно неизвестным. Кого волнует то, что я написал? Я ведь учусь здесь первый месяц, меня никто не знает, и мои мысли вряд ли будут интересны зрителям.
  
  - Романсом, может быть, не удивишь. А вот искренним, душевным исполнением - запросто.
  
  - Ну всё равно... Нужно взять что-то более известное.
  
  Они долго думали, спорили, выбирали. В итоге выручило Всесоюзное радио: услышав в музыкальной программе известную песню "Мелодия", оба сразу поняли, что именно её исполнят на вечере самодеятельности.
  
  - Ты моя мело-оди-ия, - уже на следующий день Миша сидел за роя-лем в актовом зале местного Дома культуры, а Рита стояла рядом с инструментом. - Я тво-ой пре-еданный Орфей.
  
  Михаил играл сразу две роли - солиста и аккомпаниатора, а Рита пела с ним в дуэте. Они довольно быстро "поймали" мелодию, быстро смогли подстроиться друг под друга. Несмотря на то что никогда не занималась вокалом, Маргарита чувствовала себя на равных со своим наставником, не боялась ошибиться, а потому практически не фальшивила.
  
  Им было хорошо вместе. Настолько хорошо, что, даже находясь в образе и произнося далеко не весёлые слова "Что тебя заставило предать мелодию любви?", они улыбались друг другу. А после того, как дневная норма была выполнена, Рита и Миша разговаривали. Разговаривали абсолютно обо всём: о прошедших лекциях, о предстоящем вечере, о музыке, о "вечном". Они посвящали друг друга в рассуждения, занимавшие их обычно в минуты приятной, едва заметной грусти. И всё это происходило там, в актовом зале ДК, около рояля и с "портянкой" нот на пюпитре. Рита и Миша не уходили оттуда, пока не наговорятся вдоволь, словно волнуясь о том, что за пределами зала им могут помешать.
  
  Маргарита обожала эти репетиции. Каждый раз, возвращаясь домой, она находилась во власти эмоций, навеянных общением с человеком, который, казалось, нравился ей, и грустной романтичной "Мелодией".
  
  Она ждала вечера самодеятельности и не хотела, чтобы он наступал, одновременно. Рита каждый день мечтала о том, как будет стоять подле него в строгом, но очень красивом чёрном платье, как в зале погаснет свет, как яркий луч прожектора обратит всё внимание зрителей на них с Мишей и... и как они будут петь друг другу, не пряча взгляда и не скрывая своих чувств. Но с другой стороны, ей так нравилась эта неопределённость, недосказанность, стеснительность, сопровождавшая их разговоры в ДК, что девушка уже не знала, чего хочет больше: Чувства или его предвкушения.
  
  Маргарита хорошо помнила день, которого она так ждала и так боялась. Она постоянно ловила себя на мысли о том, что вечером репетиция, а потом осекалась: репетиции кончились, впереди "экзамен", подведение итога их с Мишей работы.
  
  Во всех деталях перед глазами Риты оживала подготовка к выступлению за кулисами. Ей тогда помогали подружки-одногруппницы: Соня долго и мучительно пыталась застегнуть непослушную молнию на платье, а Юля, интересовавшаяся модой, "колдовала" над макияжем. Было спокойно и неспокойно одновременно - очень странное, но хорошо узнаваемое ощущение.
  
  - Ничего, ничего. Вы закрываете первое действие, - размышляла Соня, от которой все и узнали, что концерт состоит из двух частей. - Господи, да как же она застёгивается-то? Рит, ты сама, что ли, пробовала уже?
  
  - А вот и не пробовала: меня же к замкам вообще подпускать нельзя. Мне мама застёгивала, когда я мерила. У неё точно с этим всё в порядке.
  
  - Верю, верю. Застегнуть бы только...
  
  - Сонь, помолчи, а, - Юля тоже занервничала. - Проблемы у тебя, а вертится она. Сейчас как сделаю губы на пол-лица...
  
  - Это ещё и у меня проблемы?
  
  - Соня...
  
  Всё это продолжалось бы, наверное, ещё очень долго, если бы к девушкам неожиданно не подошёл Миша. Полностью готовый к номеру, в белой рубашке и чёрном костюме, он с удовольствием помог своей "напарнице". Под аккомпанемент удивлённой тишины юноша чуть ли не с первого раза застегнул злосчастную молнию и удалился, шепнув Рите, что они выходят через два выступления.
  
  Именно в тот момент, за кулисами, Маргарита по-настоящему заволновалась. Она и думать не хотела о том, что будет, если она подведёт Мишу. Но думала. Думала против воли и не могла остановиться. Ей представлялся гневный свист зрителей, занавес, прячущий их позор, и самое страшное - обиженный и растерянный взгляд того, кто посвятил ей и её "вокалу" целый месяц... Рита "домечталась" бы и не до такого, если бы их номер, наконец, не объявил ведущий концерта.
  
  Выходя на сцену, девушка не смотрела в глаза Михаилу. Он держал её за руку, шептал напутственный слова, а она будто не слышала. Взглянуть на своего наставника её заставили громкие, сбивающие с толку аплодисменты. Испуганный взгляд Маргариты не смог больше разойтись с уверенным взглядом Миши. Весь номер они смотрели друг на друга. Проникновенно и грустно, полностью прочувствовав песню. Риту уже не волновало, насколько "технично" она поёт. Ей важны были эмоции - её и Мишины. В них она погрузилась с головой и впервые за всё время подготовки прослезилась.
  
  Всё остальное - всё, что было после их с Михаилом выступления, - казалось Рите сном. Встающие и аплодирующие зрители, элегантный поклон за руку с Мишей, присуждение их номеру победы в номинации "Самое эмоциональное выступление" - всё это девушка видела через какую-то дымку, будто бы отделяющую её от всего мира и уносящую в загадочную страну грёз.
  
  Очнулась Маргарита только у подъезда родного многоквартирного дома, когда Михаил, проводивший её после концерта и воспользовавшийся её "витанием в облаках", вписал в историю их дружбы первый поцелуй.
  
  Тот вечер стал особенным. В тот вечер закончилась дружба Риты и Миши. Началось нечто новое, огромное, приятное и безымянное из-за их стеснительности.
  
  С тех пор они всегда были вместе: часто ходили в кино, гуляли, разговаривали, сидя за инструментом. Их нельзя уже было представить по отдельности: Риту и Мишу все воспринимали как гармоничную пару и прекрасный сценический дуэт...
  
  Наступил день, когда бывшие однокурсники должны были расстаться, разлететься по разным уголкам города, а то и страны или Земли. Наступил выпускной, на который Рита пришла, конечно же, вместе с Михаилом. Они протанцевали весь вечер, совершенно не думая и не говоря о разлуке. Казалось, каждый был абсолютно уверен в том, что они будут вместе всегда и везде. И от этой мысли, от этого убеждения становилось тепло-тепло на душе, и хотелось молчать и улыбаться счастливой улыбкой.
  
  Миша снова проводил Маргариту до дома и снова сделал ответственный шаг. Перед немеющей от неожиданности девушкой он молча раскрыл тёмно-синюю бархатную шкатулку и задал тот самый вопрос выразительным взглядом. Рита, вопреки ожиданиям Михаила, посмотрела на него не радостно, а удивлённо и даже испуганно. Она залепетала что-то вроде "Я пойду, уже темно" и, добавив традиционное "Я подумаю", едва не сорвавшись на бег, скрылась в подъезде.
  
  Девушку охватила непонятная ей самой паника. "Я уеду. Помните, тётя Инна в Москву звала, обещала на работу помочь устроиться? Я уеду," -сказала она, забежав домой и поздоровавшись с родителями
  
  И уехала. На следующий же день, не послушав советов мамы принять Мишино предложение. Рита не понимала, что движет ею. Точнее, чего она боится. Ведь всё было так хорошо, так светло... От чего она бежала? Этот вопрос она задавала себе, сидя на полке в плацкартном вагоне поезда, и с грустью признавалась в том, что ответа на него не знает.
  
  Рита уверяла себя, что поступила правильно, что торопиться было нежелательно, как и в любой ситуации. Но разве она не поторопилась, решив убежать, не сказав заветное "да"? В конце концов, девушка запуталась и, не желая убедиться в неверности своего поступка, отгородилась от всяких мыслей и принялась мечтать о новой столичной жизни.
  
  И всё же ничто не давало ей забыть о Мише и его предложении. Даже мама во время телефонного разговора, расспросив о том, как Рита чувствует себя на новом месте, рассказала о визите Михаила. Оказалось, он приходил, чтобы поговорить и всё выяснить, но уже не застал Риту дома.
  
  ***
  
  Прошло много лет. Достаточно, чтобы начать новую жизнь и наслаждаться ею. Только Рита до сих пор каждый вечер вспоминала Мишу, воз-вращаясь в пустую квартиру. Она ругала себя за неоправданный, странный, нелепый испуг и всё размышляла, размышляла о том, что произошло. Маргарита наконец-то поняла, чего боялась. Её пугала возможность стать счастливой слишком легко и быстро. Ей не хотелось ошибиться... и именно поэтому она ошиблась. Рите всегда говорили, что, если счастье встретится ей, нужно хватать его за руку и бежать. Бежать куда угодно, только вместе с ним. А она поступила с точностью до наоборот: убежала от него - от счастья.
  
  - Зорь прощальных заре-ево... - тихо пропела Рита, стесняясь посмотреть в глаза новому, взрослому Мише и глядя куда-то в сторону. - Голос твой теряется вдали...
  
  - Что-о тебя заста-ави-ило-о забыть мелодию любви?..
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"