Меркулов Юрий Александрович : другие произведения.

Идеология материального или доказательство очевидного

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Идеология материального,
  ...или доказательство очевидного.
  
  
  
  Автор этой статьи предлагает в порассуждать над серьезнейшей философской проблемой, тем более важной, что от того как человек в юности решил для себя этот вопрос зависела вся его дальнейшая жизнь...
  
  
  Анекдот:
  -Скажите ,Ржевский ,как по вашему: что было в начале -курица или яйцо?
  -В начале были ...яйца, мадам...
  
  
  
  ...А все таки был вопрос, который каждый так и оставил не до конца для себя проясненным в пору юношеской любознательности :а что было в начале, ну то есть в самом начале ?
  Кроме версии подпоручика ,человечество выдвинуло еще две:
  Наиболее близка сердцу постсоветских граждан теория материалистическая, которая "правильна потому, что она верна" . Именно для того, чтобы предложить к повторному осмыслению некоторые положения этой философской концепции и затеян наш сегодняшний разговор, тем более, что ничего страшного в этом слове нет -в вольном переводе "философия" означает "попытки поумнеть".
  Итак, - нам предлагается принять следующее: материя первична, то есть сначала появилось нечто(?) материальное, которое в некоторый момент времени вдруг(?)стало живым. Несколько миллионов лет эта живая клетка разрасталась, плодилась и размножалась и доразвивалась до весьма крупных организмов, причем все это происходило в глубинах древнего океана. Потом у этого существа выросли ноги и оно выползло на сушу, где стало вести совершенно земной образ жизни. Те ,кому нравится быть человеком должны быть сегодня чертовски признательны труду, ибо именно он, по мнению материалистов, превратил милейшую мартышку в человека. Однако человек быстро осознал свою ошибку и все время после своего появления на свет занимался самоуничтожением и предпринимал отчаянные попытки вернуться к животному состоянию.
  Человек же определяется следующим образом: животное существо, способное к эволюционированию, борьбе за существование, наделенное некоторыми качествами, позволяющими ему перехитрить любое из других существующих животных. Вся его деятельность, по большому счету, так или иначе направлена на выживание среди конкурентов, а искусство -лишь способ привлечь к себе более "качественную самку" для продолжения рода. Стремление к богатству тоже лишь способ увеличить свое могущество в этой борьбе.
  Вот так то вот. Но не смотря на дыры, которых в этой теории больше чем в чайном ситечке, она весьма популярна среди сторонников "ручного мышления" (т.е. существование вещи доказано только в случае возможности ее полного ощупывания ). Увы - материализм способен объяснить лишь небольшой промежуток истории Земли, да и то очень плоско. Предназначение этой теории предельно утилитарно: Материализм дарует возможность оправдать любое использование человеком плодов земной цивилизации, на правах "венца вселенной".
  
  Какими словами рассказать об идеализме, если наиболее точные из них совершенно потеряли свой изначальный смысл и вызовут лишь ироническую улыбку сторонников "бытового ощупывания"
  В таком случае - ограничимся исключительно фактами.
  В человеке, помимо его естественных, рефлекторных потребностей есть еще ...нечто нематериальное. Это нельзя потрогать, измерить и вообще вычленить, но оно действует, а следовательно существует. В реальности нематериальной составляющей человека не сомневались и те, кто создал и создает другую теорию возникновения и существования человека и вселенной. Эта теория получила название "идеализм" (от "идея" ,что означает- мысль).
  В "укрупненном" варианте основные положения идеализма таковы: в начале была идея (алгоритм, расписание действий и т.п.) Эта идея послужила первопричиной и источником того, чтобы в "первичном мире" "пошел" некий "процесс".
   Дальнейшее чтение, дорогой читатель ,потребует значительной доли абстрагирования, то есть отвлечения от реальностей. Для того чтобы это получилось проще -попробуйте представить себе детально как выглядит работающая швейная машинка. Представили? А теперь мысленно выньте из этой картины -машинку. Что останется ? Останется процесс в чистом виде. (Кстати сказать в способности абстрагироваться, в степени и глубинности этого абстрагирования, идеалисты видят коренное отличие человека от животных, а отнюдь не в способности трудиться ). Так не бывает - скажете вы. Но согласитесь, что зависть, страх, ненависть, любовь -это реальные движущие силы, а вот вычленить их ,объяснить отдельно,- практически невозможно! Что по-вашему является причиной рождения ребенка, например? Сперматозоид и яйцеклетка? Да. Для материалистов это именно так. Но посудите сами -ведь истинной причиной этого рождения была именно любовь, идея любви!
  Пока умалчивая кто есть "запускатель" этой идеи и откуда он произошел,заявим ,что именно этот процесс явился вселенским "ноу хау". Именно силою идеи тончайшие материи превращались в устойчивые сочетания, атомы, химические элементы, которые в свою очередь стали основой первичных живых организмов.
  Дальнейшее развитие человеческого тела вполне могло идти по пути, описанному материалистами, но только до того момента, когда животное стало человеком, когда он получил способности к абстрактному мышлению, а значит к самоанализу и творчеству. Благодаря именно этим качествам,а отнюдь не только труду, человеческая наука постигла некоторые законы материальной природы и тайны вещества, а человеческое искусство очень серьезно проникло в тончайшие духовные системы. Сегодня человек способен моделировать "маленькие" процессы на микроскопических (атомарном и генетическом) уровнях.
  По логике материалистов, если есть какое-то действие, то есть и производитель этого действия, а значит у него должно быть имя! Судя по всему, в критический для человечества момент возникли религии, которые стали тем "клапаном", который предотвратил "взрыв сознания", ибо способность к абстрактному мышлению настолько возросла, что нужен был либо ответ - либо катастрофа. Религиозная концепция прекрасно сочетала в себе идеализм и материализм, примиряла оба этих "лагеря", но самое главное -предлагала выход практически из любого "логического" тупика методом веры. Гибкость такого подхода способствовала тому, что человек выбрал иллюзию, которая отбросила его развитие на сотни, а может быть и миллионы лет назад. Но не навсегда, и это -радует.
  Сегодня человек упорно работает над созданием искусственного интеллекта - существа, способного самостоятельно расти и совершенствоваться. Речь идет о создании человеком "процесса" . Ярчайшей иллюстрацией тому служит компьютер, уже сегодня способный справляться со многими функциями полноценного организма. Проблема осталась только в том ,чтобы добиться его самостоятельного, отдельного существования. Иными словами - питать себя и воспроизводить себе подобных. И вот как только эти существа станут совершенно независимыми, автономными - мы сможем констатировать, что человек создал новейшую форму жизни. Видимо, ждать осталось совсем недолго, ибо первые химические элементы этой жизни уже определены - это кристаллы кремния.
  Таким образом, методом существования аналогии, мы доказываем, что и за созданием человека как такового тоже кто-то "стоял". Сначала этот (это,эти,эта) "кто-то" изобретал "стройматериалы", потом работал над их совершенствованием. Следующим этапом было их оживление -то самое ,чего пока не может добиться человек от электроники. Недостает только "идеи".
   Так кто же все таки стоял за созданием этого самого процесса ? Дает ли идеализм конкретный ответ на этот вопрос -Да. Ответ звучит так: человеку никогда не понять кто его создал, поскольку создатель отличался от своего творения столь же глобально, как искусственный компьютерный интеллект будет отличаться от человеческого. Буквально - всё по -другому.
  
  Хотелось бы резюмировать всё сказанное .
  Материализм - концепция описывающая внешние явления, констатирующая факты, но ничуть не объясняющая и не предвидящая их .
   Исторически ясно, что все самые серьезные человеческие действия вдохновлялись именно идеей, из чего следует признать идею в качестве движущей силы, реально существующей .
  Мы наблюдаем процесс создания искусственного интеллекта технократическими средствами, возможно это является прямым доказательством того, что аналогичный процесс был возможен и по отношению к человеку.
  
  
  Реальные события истории наглядно доказывают и то, что, этот "вселенский процесс" еще отнюдь не завершен. Коренные сломы общественных формаций -республики, перевороты-есть не что иное ,как протест развивающегося общества против устаревшей идеологии. Не голод и не угнетение толкают людей на баррикады, а именно неверие. Монархия, например, основана на теократическом принципе божественного происхождения власти. Но эволюция не позволила этому длиться и, возможно, кризис этой идеологии служил одним из сильнейших толчков к революциям. Постепенно во всем мире к власти приходит материалистическая, то есть совершенно иная идеология, которая заявляет: Построй сам свое будущее! Яркой иллюстрацией этому тезису может послужить наша Российская Демократическая революция, поскольку в ней почти не было "сброшенных монархов" и "уничтоженных эксплуататоров" -сменилась идеология, а люди -посмотрите вокруг- остались те же! Однако разложение и девальвация старой ,"религиозной" системы ценностей и воцарение материалистической концепции вовсе не означает, что на этом процесс завершен. Разумнее всего рассматривать это лишь как освобождение от оков иллюзий и мистификаций, что безусловно огромный шаг вперед по пути постижения истины.
  
  ...Не знаю как вам ,Господа, а мне гораздо приятнее именовать себя "Участником великого процесса творчества вселенской идеи", нежели прямым потомком тупой ,похотливой и обжорливой обезьяны .
  Однако, за внешней отвлеченностью этих рассуждений стоит вполне практический смысл. Он -в выборе системы ценностей. От того, какую теорию принимает для себя человек зависит вся его жизнь: будет ли она отдана "приобретению материальных благ" ,или послужит вселенскому зодчеству.
  А Ленинскому определению материализма хотелось бы противопоставить совершенно иное, но не менее наглое и претенциозное заявление : Идеализм - идея истинная уже потому ,что она прекрасна !
  
   Юрий Меркулов.
  
  
  начало 90-х. Опубликовано в еженедельнике "Франт"
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"