Меролика Лобанова: другие произведения.

19. Феномен Мэри Сью или имитаторы-рецидивисты

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Peклaмa:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Я лучше сразу это напишу. "Автор никого не хотел оскорбить рассуждениями на эту тему". АННХО РНЭТ - для краткости в будущем.

  Заранее оговорюсь:
  1. Есть офигенные фанфики, умные, интересные, и доставляющие (удовольствие) при прочтении.
  2. Есть очень интересные книги, с продуманным оригинальным миром, попадающие в "стандартные шаблоны сюжетов".
  Нижеследующее - НЕ про них.
  
  
  Есть множество описаний Мери Сью, по отношению к персонажам книг. Приплетаются и комплексы автора, и нереализованность, и глупость, и море прочих обвинений.
  Но так нигде я и не нашла толковое описание: как конкретно отличить МС от не МС?
  И чем, собственно, МС так раздражает многих людей?
  
  Самое распространенное, это вопросы поведения/ внешности/ особенности, но проблема в том, что большая часть этих особенностей подходят другим персонажам, которых МС никто называть и не думал.
  
  1. Персонаж выделяется среди всех остальных внешне, происхождением (привет, Гарри Поттер и Фродо Бэггинс).
  
  2. Не развивается (ну это можно даже Ш. Холмсу предъявить).
  
  3. Никогда не проигрывает, или проигрывает временно, а потом в последний момент... (овер 90% историй, особенно боевиков).
  
  4. Умеет абсолютно все (Макс (у Макса Фрая), Эраст Фандорин)
  
  5. Нет недостатков (тот же Макс)
  
  6. Автор самоутверждается за счет других персонажей - тут можно поспорить, потому что вопрос "самоутверждался ли автор" - не всегда имеет однозначный ответ. Автор всегда самореализуется при написании книги, но в какой мере при этом он "почесывает" свои комплексы - спорно.
  
  6. Мир вертится вокруг мс - приключения, героические вещи, почти вся фэнтезя... Имя примерам - легион.
  
  Короче, сами по себе эти черты - вполне себе присутствуют в большинстве книг вообще с начала времен. Знаете, какой персонаж по этим признакам один из саааамых мэрисьюшных?
  Илья Муромец.
  А что, 30 лет ничего не делал, потом рояль в кустах в виде старцев, суперсила в подарок (ничем не обоснованный, кстати), избранность, и вот он самый мегабогатырь земли русской, раскидывающий врагов пачками. Нет разве?
  Да и половина сюжетов (от сказок до фантастики) строится на том, что гг - совершенно особенный. Ну, если бы он особенным не был - книга была бы о ком-то еще, а то и вообще не написана.
  
  А потом мне в голову пришла другая мысль: откуда вообще взялся этот мем? Из фанфиков, а потом уже перекочевал в литературу. Что такое фанфик? Как он появляется?
  
  Анамнез таков:
  1. Писатель?1 создает оригинальный мир.
  2. Миром проникаются читатели.
  3. Кто-то пронимается настолько, что организуется фэндом.
  4. Кто-то из фэндома задается вопросом: а как бы повел себя я (но не я, который я, а идеальный Я) в этой ситуации?
  5. Читатель записывает придуманное в фанфик и становится производной от писателя?1 - писателем?2 ну или Автором Фанфика (АФ).
  6. Его фанфик читают другие читатели. Иногда появляются третьи и четвертые производные и т.д.
  
  Чем такой фанфик (особенно 2 и дальнейших "уровней") принципиально отличается от самостоятельного произведения?
  1. АФ не придумывает мир, не заморачивается на его логику, события и т.п., ибо мир уже существует.
  2. Те, кто будет читать фанфик - знают об этом мире и событиях в нем столько же, сколько и АФ.
  3. АФ может упускать логику, события, описания, детали и ограничиться на том единственном новом, что он привносит в изначальное произведение: свое отражение. Все, что ему надо описать - это его персонаж.
  4. Суть фанфика в том, что АФ хочет чем-то расширить или изменить оригинальный мир и сюжет, значит "он придумал как должно было бы быть лучше", а значит его отражение должно быть: умнее (он-то извне и сюжет уже знает), необычнее (чтоб обосновать то, что его заметили канонические персонажи), нет недостатков и все получается (АФ хочет не раскрыть персонажа, а 1. ввести в оригинальный мир самого себя 2. что-то переделать в оригинальном мире под себя).
  5. Вот и родилась очередная Мери Сью - чужеродный, по сути своей, персонаж в мире. Жук в муравейнике. Непрошеный рояль в кустах.
  
  А теперь перейдем к другой литературе, не фанфикам, но написанной, как фанфик. Выдернем из полученной выше системы оригинальный мир, оставим вместо него только безликую абстрактную модель: "фэнтезевый мир и демоны/драконы", "магическая академия", "замок темного властелина" и архетипичных для этой модели персонажей (как-нть покопаюсь и соберу пантеон современных архетипов).
  Так вот, остается повисшее в воздухе, самореализующееся альтер эго автора - БЕЗ продуманного мира, сюжета, логики. АФ чаще всего не способен придумать нечто свое, ну иначе он не писал бы подделки, верно? А шаблон введения фанфи-персонажа - известен и распространен: "берешь вдохновивший тебя сеттинг (хоть мир, хоть его модель, хоть вообще набросок) и описываешь в нем себя".
  
  А дальше - магия современной литературы и сериального мышления.
  Те, кто "в теме" сеттинга читают, получают удовольствие (потому что большая часть уже у них в головах есть, хоть и реализованная на их собственный манер), а потом ищут "еще такого же".
  "книги про попаданцев и демонов"
  "книги про магическую академию"
  
  ну и так далее.
  
  Каждый новый автор может написать фанфик по любой из распространенных моделей, который воспримется читателями ТОЛЬКО как очередная серия (хоть и с небольшими вариациями) общего сериала. Основные требования - сохранить правила данного сериала. Если академия, то темный маг - ректор, если попаданка, то в нее влюбляются все подряд и т.п.
  Любители сериалов - читают.
  
  Но. Если вы пытаетесь рассмотреть произведение такого рода как самостоятельное, окажетесь перед странной проблемой: буквы и страницы вроде есть, а книги - нет. Есть очередной фанфик по неизвестному вам миру, в котором все сосредоточено ТОЛЬКО на гг.
  
  Отсюда и диаметрально противоположная реакция:
  - любители сериала - ура! Спасибо! Вы дали нам продолжение!
  - те, кто не читали предыдущих 100500 фанфиков и не в теме сеттинга - блин, что за уродство, где логика и как это можно читать?! А на самом деле вопрос такой - почему кроме гг-воплощения автора тут нет вообще больше ничего?
  
  Потому что мэрисьюкниги - это попытка имитировать понравившийся сюжет с собой в главной роли.
  То, что может написать вообще любой человек, умеющий писать, не задействовав при этом ни грана фантазии.
  И это - вполне в человеческой природе, кстати. Как в культах карго аборигены, не умея построить настоящий самолет, собирали его имитацию из веток, пустую внутри.
   Итак, видим пустой мир, без логики и нужных деталей, с фокусом 99% на гг, "классически-предсказуемым сюжетом", в архетипичном сеттинге - и понимаем, да, это определенно оно...
 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  А.Ардова "Мужчина не моей мечты" (Любовное фэнтези) | | М.Эльденберт "Мятежница" (Приключенческое фэнтези) | | Д.Вознесенская "Игры Стихий. Перекресток миров." (Любовное фэнтези) | | Я.Ольга "Допрыгалась" (Юмористическое фэнтези) | | Л.и "Хозяйка мертвой воды. Флакон 1: От ран душевных и телесных" (Приключенческое фэнтези) | | А.Россиус "Ковен Секвойи" (Любовное фэнтези) | | Я.Зыров "Твое дыхание на моих губах" (Любовное фэнтези) | | LitaWolf "Неземная любовь" (Любовное фэнтези) | | М.Старр "Мой невыносимый босс" (Женский роман) | | Д.Коуст "Маркиза де Ляполь" (Любовное фэнтези) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Атрион. Влюблен и опасен" Е.Шепельский "Пропаданец" Е.Сафонова "Риджийский гамбит. Интегрировать свет" В.Карелова "Академия Истины" С.Бакшеев "Композитор" А.Медведева "Как не везет попаданкам!" Н.Сапункова "Невеста без места" И.Котова "Королевская кровь. Медвежье солнце"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"