Лобанова Меролика: другие произведения.

19. Феномен Мэри Сью или имитаторы-рецидивисты

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Аудиокниги БОРИСА КРИГЕРА
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Я лучше сразу это напишу. "Автор никого не хотел оскорбить рассуждениями на эту тему". АННХО РНЭТ - для краткости в будущем.

  Заранее оговорюсь:
  1. Есть офигенные фанфики, умные, интересные, и доставляющие (удовольствие) при прочтении.
  2. Есть очень интересные книги, с продуманным оригинальным миром, попадающие в "стандартные шаблоны сюжетов".
  Нижеследующее - НЕ про них.
  
  
  Есть множество описаний Мери Сью, по отношению к персонажам книг. Приплетаются и комплексы автора, и нереализованность, и глупость, и море прочих обвинений.
  Но так нигде я и не нашла толковое описание: как конкретно отличить МС от не МС?
  И чем, собственно, МС так раздражает многих людей?
  
  Самое распространенное, это вопросы поведения/ внешности/ особенности, но проблема в том, что большая часть этих особенностей подходят другим персонажам, которых МС никто называть и не думал.
  
  1. Персонаж выделяется среди всех остальных внешне, происхождением (привет, Гарри Поттер и Фродо Бэггинс).
  
  2. Не развивается (ну это можно даже Ш. Холмсу предъявить).
  
  3. Никогда не проигрывает, или проигрывает временно, а потом в последний момент... (овер 90% историй, особенно боевиков).
  
  4. Умеет абсолютно все (Макс (у Макса Фрая), Эраст Фандорин)
  
  5. Нет недостатков (тот же Макс)
  
  6. Автор самоутверждается за счет других персонажей - тут можно поспорить, потому что вопрос "самоутверждался ли автор" - не всегда имеет однозначный ответ. Автор всегда самореализуется при написании книги, но в какой мере при этом он "почесывает" свои комплексы - спорно.
  
  6. Мир вертится вокруг мс - приключения, героические вещи, почти вся фэнтезя... Имя примерам - легион.
  
  Короче, сами по себе эти черты - вполне себе присутствуют в большинстве книг вообще с начала времен. Знаете, какой персонаж по этим признакам один из саааамых мэрисьюшных?
  Илья Муромец.
  А что, 30 лет ничего не делал, потом рояль в кустах в виде старцев, суперсила в подарок (ничем не обоснованный, кстати), избранность, и вот он самый мегабогатырь земли русской, раскидывающий врагов пачками. Нет разве?
  Да и половина сюжетов (от сказок до фантастики) строится на том, что гг - совершенно особенный. Ну, если бы он особенным не был - книга была бы о ком-то еще, а то и вообще не написана.
  
  А потом мне в голову пришла другая мысль: откуда вообще взялся этот мем? Из фанфиков, а потом уже перекочевал в литературу. Что такое фанфик? Как он появляется?
  
  Анамнез таков:
  1. Писатель?1 создает оригинальный мир.
  2. Миром проникаются читатели.
  3. Кто-то пронимается настолько, что организуется фэндом.
  4. Кто-то из фэндома задается вопросом: а как бы повел себя я (но не я, который я, а идеальный Я) в этой ситуации?
  5. Читатель записывает придуманное в фанфик и становится производной от писателя?1 - писателем?2 ну или Автором Фанфика (АФ).
  6. Его фанфик читают другие читатели. Иногда появляются третьи и четвертые производные и т.д.
  
  Чем такой фанфик (особенно 2 и дальнейших "уровней") принципиально отличается от самостоятельного произведения?
  1. АФ не придумывает мир, не заморачивается на его логику, события и т.п., ибо мир уже существует.
  2. Те, кто будет читать фанфик - знают об этом мире и событиях в нем столько же, сколько и АФ.
  3. АФ может упускать логику, события, описания, детали и ограничиться на том единственном новом, что он привносит в изначальное произведение: свое отражение. Все, что ему надо описать - это его персонаж.
  4. Суть фанфика в том, что АФ хочет чем-то расширить или изменить оригинальный мир и сюжет, значит "он придумал как должно было бы быть лучше", а значит его отражение должно быть: умнее (он-то извне и сюжет уже знает), необычнее (чтоб обосновать то, что его заметили канонические персонажи), нет недостатков и все получается (АФ хочет не раскрыть персонажа, а 1. ввести в оригинальный мир самого себя 2. что-то переделать в оригинальном мире под себя).
  5. Вот и родилась очередная Мери Сью - чужеродный, по сути своей, персонаж в мире. Жук в муравейнике. Непрошеный рояль в кустах.
  
  А теперь перейдем к другой литературе, не фанфикам, но написанной, как фанфик. Выдернем из полученной выше системы оригинальный мир, оставим вместо него только безликую абстрактную модель: "фэнтезевый мир и демоны/драконы", "магическая академия", "замок темного властелина" и архетипичных для этой модели персонажей (как-нть покопаюсь и соберу пантеон современных архетипов).
  Так вот, остается повисшее в воздухе, самореализующееся альтер эго автора - БЕЗ продуманного мира, сюжета, логики. АФ чаще всего не способен придумать нечто свое, ну иначе он не писал бы подделки, верно? А шаблон введения фанфи-персонажа - известен и распространен: "берешь вдохновивший тебя сеттинг (хоть мир, хоть его модель, хоть вообще набросок) и описываешь в нем себя".
  
  А дальше - магия современной литературы и сериального мышления.
  Те, кто "в теме" сеттинга читают, получают удовольствие (потому что большая часть уже у них в головах есть, хоть и реализованная на их собственный манер), а потом ищут "еще такого же".
  "книги про попаданцев и демонов"
  "книги про магическую академию"
  
  ну и так далее.
  
  Каждый новый автор может написать фанфик по любой из распространенных моделей, который воспримется читателями ТОЛЬКО как очередная серия (хоть и с небольшими вариациями) общего сериала. Основные требования - сохранить правила данного сериала. Если академия, то темный маг - ректор, если попаданка, то в нее влюбляются все подряд и т.п.
  Любители сериалов - читают.
  
  Но. Если вы пытаетесь рассмотреть произведение такого рода как самостоятельное, окажетесь перед странной проблемой: буквы и страницы вроде есть, а книги - нет. Есть очередной фанфик по неизвестному вам миру, в котором все сосредоточено ТОЛЬКО на гг.
  
  Отсюда и диаметрально противоположная реакция:
  - любители сериала - ура! Спасибо! Вы дали нам продолжение!
  - те, кто не читали предыдущих 100500 фанфиков и не в теме сеттинга - блин, что за уродство, где логика и как это можно читать?! А на самом деле вопрос такой - почему кроме гг-воплощения автора тут нет вообще больше ничего?
  
  Потому что мэрисьюкниги - это попытка имитировать понравившийся сюжет с собой в главной роли.
  То, что может написать вообще любой человек, умеющий писать, не задействовав при этом ни грана фантазии.
  И это - вполне в человеческой природе, кстати. Как в культах карго аборигены, не умея построить настоящий самолет, собирали его имитацию из веток, пустую внутри.
   Итак, видим пустой мир, без логики и нужных деталей, с фокусом 99% на гг, "классически-предсказуемым сюжетом", в архетипичном сеттинге - и понимаем, да, это определенно оно...
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) А.Шихорин "Создать героя"(ЛитРПГ) В.Василенко "Смертный"(Боевое фэнтези) С.Суббота "Наследница Драконов"(Любовное фэнтези) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Старский ""Темная Академия" Трансформация 4"(ЛитРПГ) Стипа "А потом прилетели эльфы..."(Антиутопия) Н.Кожедуб "Земная сфера"(Научная фантастика) В.Свободина "Прикованная к дому"(Любовное фэнтези) Д.Черепанов "Собиратель Том 3"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"