Мезенцев Евгений Леонидович : другие произведения.

Система оценки образовательного учреждения

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Теоретические основания для построения системы оценки развивающегося образовательного учреждения.

10.06.99 (датировано по дате файла, может быть раньше) Мезенцев Евгений

      Т Е О Р Е Т И Ч Е С К И Е   О С Н О В А Н И Я  С О З Д А Н И Я

     С И С Т Е М Ы  О Ц Е Н К И  И Н Н О В А Ц И О Н Н Ы Х

    П Р О Ц Е С С О В  В  У Ч Е Б Н Ы Х  З А В Е Д Е Н И Я Х.






                1


   Образовательное учреждение является элементом образовательной сис-
темы. Каждое образовательное учреждение имеет свой механизм (систему
функционирования), обеспечивающий поддержание жизнедеятельности и ее
воспроизводство. Механизм образовательного учреждения состоит из
функциональных мест, являющихся элементами системы функционирования,
и их связей.  Работу механизма образовательного учреждения
обеспечивают имеющиеся в нем субъекты.
   Субъект является держателем функционального места, имеющим
отношение к культуре и содержащим идеальную модель (мыслительную
форму), являющуюся источником проектов (основанием для
деятельности). Субъект осуществляет свою деятельность через
реализацию целей. Можно выделить личные цели, обеспечивающие
воспроизводство жизни самого субъекта, и культурные, заключающиеся в
трансляции (передаче) культуры.
   Таким образом, субъект одновременно удерживает реальную ситуацию,
заключающуюся в удержании функционального места, и идеальную
ситуацию, заключающуюся в культурном оформлении ценностей субъекта
в идеальную модель развития. Нахождение в подобной дихотомической
ситуации определяет шаг развития субъекта.  Осуществление субъектом
шага развития начинается с согласования им собственных ценностей с
занимаемым функциональным местом. Само согласование может являться
развитием, если оно проявляется в изменении функционального места и
сопровождается появлением новых ценностей.
   Из несоответствия функционального места и ценностей возникают
цели, опосредующие ценности субъекта в деятельности и направленные
на изменение реальной ситуации.
   Система оценки может в этом случае строится двумя способами:
во-первых, обеспечение функций места (выполнение функциональных
обязанностей) и, во-вторых, успешность реализации целей (вытекающих
из несоответствия функционального места и ценностей), обеспечивающих
развитие.
   Критериями такой оценки могут выступать: 1. Оценивание понимания
субъектом собственного функционального места (присутствие в
сознании); 2. Осознавание разрыва в собственной деятельности;
3. Наличие целей, появляющихся из разрыва, их осознанность и
адекватность (осознанных и реальных целей). Осознание понимается
здесь как присутствие в сознании (человек способен говорить о), и
как понимание соответствия между действиями, средствами и
результатами (т.е. рефлексия).
   Для осуществления оценивания таким способом можно контролировать
только сознание, через представленные в нем определения вещей,
фактов, происходящих процессов...







                2


   Рассматривая элемент образовательной системы (образовательное
учреждение), как систему функциональных мест, реализуемую
субъектами, необходимо рассматривать системы связей функциональных
элементов (мест), развивающихся по схеме, изложенной в части 1.
   Система функциональных мест может быть рассмотрена как сложное
функциональное место. Держателем сложного функционального места
является коллективный субъект.
   Коллективный субъект понимается как некая совокупность первичных
субъектов (личностей), или других коллективных субъектов,
самоорганизующихся в коллективной мыслительной деятельности,
удерживающих коллективные ценности, а также имеющих врозможность
построения идеальной модели развития коллективного субъекта и
создания проекта коллективной деятельности.
   Коллективная мыслительная деятельность реализуется на материале
согласования целей субъектов. Что необходимо, во-первых, для
удерживания целостности сложного функционального места. Во-вторых,
таким образом осуществляется развитие сложного функционального
места, фиксирующегося в его изменении через изменение внутренней
структуры связей этого места, или через образование новых
функциональных мест, что и обеспечивает развитие.
   Система оценки в случае коллективного субъекта может содержать в
своей основе схему оценивания конкретного субъекта, однако важной
оценочной характеристикой коллективного субъекта является степень
согласования первичных субъектов, наличие и удерживание связей.
   Проблема связей возникает на каждом этапе развития и может
оцениваться через их опосредование. Опосредование связей с точки
зрения сложного функционального места есть явленность их сознанию
(см. часть 2). С точки зрения развития можно рассматривать
прописанность мест для согласования (например, ценностей).
   Система оценки может реализовываться через выявление единого
пространства целей, где каждый подсубъект (первичный субъект)
понимает функцию целого (в частности, свое место со всеми его
связями), что обеспечивает оценку этого функционального целого.

   Система оценки может стpоится и самим коллективным субъектом
исходя из пpоявленных коллективных ценностей.

   Для появления коллективных ценностей необходимо соотнесение
ценностей первичных субъектов. При появлении коллективных ценностей
дальнейшим шагом развития является соотнесение их с коллективной
функцией целого (сложным функциональным местом). Первым этапом
такого согласования является соотнесение ценностей субъекта и
целого функционального места (как задающего из вне функциональное
место субъекта). Вторым этапом может стать согласование появившихся
в процессе прохождения первого этапа проектов.

   Общий проект может появиться из согласования коллективных функций
и коллективных ценностей, а также из согласования проектов.

   Построение и деятельность коллективного субъекта обеспечивает
упpавление развитием (в отличие от  случайно-стихийного согласования
отдельных субъектов), что и позволяет создавать систему оценки,
способную изменять деятельность (см. часть 4).







                3


   Аналогично, образовательное учреждение pассматpивается как элемент
общественой системы или функциональное место в общественной системе
образования.
   Рассматривая образовательное учреждение как функциональное место
в обществе, необходимо учитывать субъектность каждого образователь-
ного учреждения, проявляющуюся в предъявлении и реализации
собственного проекта развития. Проект возникает из культурных
ценностей в виде идеальной модели и удерживается коллективным
субъектом данного образовательного учреждения.
   Построение системы оценивания образовательного учреждения как
субъекта собственного развития (или его инновационной части) может
осуществляться через экспертизу соответствия декларируемой цели
реальным ценностям и, в дальнейшем, через оценивание реализации
проекта, как шага развития.






                4


   Для эффективного практического использования системы оценивания
необходимо разделение оценки функционирования и каких-либо
нововведений, инноваций.
   Система функционирования может быть оценена способом контроля
действий (отчасти по-старому), однако данный способ неэффективен для
оценивания происходящих изменений, развития образовательного
учреждения. Поэтому инновационные тенденции требуют разработки новой
системы оценки, хотя контроль можно проводить и старыми способами
(если новых нет), но это сильно тормозит развитие и может даже
привести к разрушению нового способа работы. Все это рассматривается
с позиции прогрессивного управления, заключающейся в создании
условий развития для данной инновации, а также для ее коррекции.
Система оценки может  в этом случае выступать в pоли посpедника и
опосpедовать влияние на pазвитие инновационной деятельности в
конкpетном обpазовательном учpеждении.
   Для разработки системы оценки необходима работа с существующим
проектом, содержащим цели и задачи осуществляемой или планируемой
инновационной деятельности.
   Реальная  система оценки конкpетного обpазовательного учpеждения
появляется из согласования пpедставлений о ней участвующих в ее
pеализации стоpон. Поэтому в систему оценки должна быть заложена
возможность ее изменения, так как единовpеменное и неизменное
объективиpование в pазвивающейся системе достаточно пpоблематично
(см. часть 1).










 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"