Высоцкого подавляли правильно... И Шукшина надо было...
Владимир Высоцкий был, конечно, несравнимо лучшим среди себе подобных... Но его творчество правильно подавлялось!.. Так надо было! И не по какой-то там "советской идеологии", а надо было по естественному чутью ("бдительности"), которое должно быть хорошо развито у любых лидеров общества (будь то хоть советские генсеки, хоть деревенские аксакалы). - Это становится более-менее понятным только вот сейчас, через много лет после "освобождения" и после уже явного установления "постиндустриального общества", со всеми плодами...
Его творчество в целом, и поэзию, и музыку, и даже внешний вид, поведение, и даже отчасти судьбу можно отнести в категорию "городской дворовый фольклор". (Это так называется, но не обязательно должен быть именно городским и находиться именно во дворе.)... Ну оттуда и вольность, "свободный полет", нарочитая развязанность, народная душевность, "протестующий" голос, и все прочее... - Владимир Высоцкий был истинным гением в этой области искусства; и такой гений мог появиться только в уникальных, неповторимых условиях своей эпохи, да и то по счастливому стечению многих обстоятельств... Все так... Но, так-то оно так...
Никаких "но" после хорошей оценки не могло бы прийти в голову, если бы не было сегодня слишком наяву то, что из тому подобного выросло, в конце-концов... Конкретнее говоря - что выросло из бесконтрольно-распутного затаскивания более низких категорий искусств во все более высокие уровни... - Умерли или ушли в "ретро" традиционная песня, "песенная эстрада", романс и прочее подобное; вытеснен всякий национальный колорит из их нынешних хилых побегов; напрочь изгнан т.н. "поставленный голос"; скромненькая фривольность "дворовых гитаристов" переродилась до откровенного мата даже в оперном театре; секс и намек на нижние органы стали чуть ли не обязательной частью любого жанра... А "народным", то есть самым широко распространенным среди населения видом музыкального искусства стал неистовый бой негритянского барабана (зачастую даже без другого сопровождения)... Можно бы продолжать и продолжать...
(Кстати, еще в святых писаниях сказано, что будто ближе к Концу Света выйдет на землю Сатана и поведет народ за собой, одурманивая своей музыкой... Так вот, очень похоже, что та сатанинская музыка какраз нынче и вылезает в виде этого общеотупляющего барабанного боя... А вы ожидали от Сатаны скрипки какой-нибудь чудесной?.. Если, конечно, и того не круче - не в виде автосигнализации, звуки которой по происхождению являются оружием психотропного поражения военного назначения.)
Причем тут Высоцкий, скажете может? - А ни причем... Почти ни причем... И уж точно абсолютно не виноват лично... Здесь он (его искусство и отношение к нему) взят в качестве примера, чтоб показать нарочито более выпуклым образом всю парадоксальность общего явления... Показать, что: 1) Каждое искусство хорошо в своей нише и плохо в чужой; 2) Искусство склонно превращаться в свою противоположность (антиискусство), если убрать над ней контроль, полностью передать "толпе" на испохабление; 3) Искусство должно содержать в себе немалую долю возвышающей морали, идеологии, духовный целей, что тоже должно контролироваться, "насаждаться сверху" в какой-то мере...
(Может этот пример и в самом деле не очень уж уместен - просто пришло на ум в дни его юбилея (и пишется уже после прохождения того)... Задумался над тем, почему же его запрещали, хотя все запретители сами любили, без исключения?.. Притом запрещали да не запретили?.. "Надо было" - а чего, собственно, надо-то было?.. Ведь он против советской власти не выступал... Не был диссидентом, даже "шестидесятником" не назовешь... Неужели нельзя было дать полную волю одному гениальному новатору, который просто-таки привнес в загнивающее советское искусство такой желанный всеми свежий воздух?.. Желанный и "низами" и "верхами"... Если все запреты были только злом или глупостью - тогда отчего нынче, вот, так хочется иногда крутых-крутых запретов? За решетку бы кое-кого, скажем прямо!)
...Дело в том наверно кроется, что всегда во все времена существовали так называемые "устои" общества... Длину кафтанов установляли царским указом, например, - пусть это и крайность, - но, в то же время, нельзя же было "распустить проблему" вплоть до появления девушек на улице в одних мини-трусиках... Или можно было? Человек произошел в голом виде, смотря с другой стороны, это его изначальное естество... Ну давайте тогда сбросим все культурные наслоения цивилизации разом и напрочь, - так что ли??
...Или возьмем "воровской фольклор", который какраз и тесно переплетен с "городским дворовым"... "Вор", то есть закоренелый преступник, который промышляет воровством, грабежом, убийством - это на самом деле подонок и мерзость, такая порода людей, к которым народ всегда относился с глубоких осуждением. В искусстве они могли получать положительный оттенок только в связи с раскаянием; устои общества пресекали всякое прямое восхваление... По-настоящему крупные творческие личности тоже относились к ним соответствующим образом... У Солженицына и Шаламова, например, не найдешь ни одного хорошего слова о "воре", даже в форме дескать "бывают исключения"... Не бывают потому что, хороший человек не будет жизнь свою проживать за счет грабежа и насилия... Но был у нас в стране такой длительный период, когда обычные люди вынуждались воровать из-за голода... Загребались в тюрьмы повально и ни за что... И вырос на этой почве почти что "народный воровской фольклор"... И смешался с "Гоп-стопом", потерялись границы... И что видим сегодня, что из этого выросло? - Стал очень популярным среди самой обычной молодежи откровенно-циничный воровской жанр, который восхваляет самые низменные страсти самых мерзких подонков... Это уже очевидно является такой пропагандой! И этой пропагандой, похоже, вовсю правит сам большой, процветающий воровской бизнес!
(А пропаганду "морального кодекса" порицают все кому не лень... Неприлично стало упоминать про "мораль"!.. - Если не сеешь уже "разумного-светлого-вечного", поле не только не останется пустым, наоборот - сорняки начнут заглушать даже самосев.)
Так что, надо было запрещать и подавлять, когда еще жив был контроль над "устоями" (неважно в каком обличии)... Надо было!
(Кстати, Высоцкий в молодости (и по молодости) грешил и "воровским фольклором". Но быстро отошел от этого... В отличие от некоторых нынешних "выдающихся" мерзостей...)
...И джаз правильно запрещали, наверно чуя каким-то задним чувством, что из подобного вырастет нынешняя крайняя, отупляющая пошлость... Целенаправленно, научно-обоснованно отупляющая, в угоду большому "музыкальному бизнесу"... Мировому такому Спруту...
...Надо было подавлять еще потому, что без нужного контроля в группах людей всегда одерживают верх низшие страсти... Дерьмо всегда на плаву... Зло побеждает добро... Народ без "головы", то есть без внутренней контрольной системы - это и есть на самом деле толпа, быдло, баранье стадо, что бы там не говорили! И наука "социальная психология" утверждает этого прямым текстом!.. Искусство же, кроме своих известных красивых определений, является еще и механизмом морального контроля над обществом... Являлось, когда было настоящим...
Или все еще является, но уже мораль его стала сатанинской?
Советский контроль над моральными устоями проявил начало своего падения одной весьма красивой, яркой вспышкой, прямо-таки цветочком алым в темном царстве... Это был, я считаю, кинофильм Василия Шукшина "Калина красная"... - Закоренелый вор из воров, оказывается, имеет на самом деле такую тонкую нежную душу!.. Ну все знают сюжета, не буду пересказывать... Отмечу, все же, одно характерное место, показывающее высокое мастерство Шукшина в подавании реального типажа. - Его герой истово скрывает от матери свою воровскую сущность (знаком, видать, с "фольклором"-то)... Однако же и не помогал ей грешными своими деньгами (чурался спутать грех во святое, - Шукшин знавал их глубинное нутро: то, что они грешат сознательно, "от сатаны", пытаясь, однако, придержать и малюсенький комок "святости", чтоб показать богу как билетика в рай)... А в воры пошел якобы из-за убитой коровы (у них всегда для оправдания души в запасе держится месть за "обиду": самим себе бедолагами прикидываются)...
Как бы там ни было - откровенно преступный тип, может впервые в легальном советском искусстве, подается в качестве не просто "положительного", но и в качестве "лирического" героя... Почище Есенинского!.. "Кабацкий драчун" того поэта - это ведь просто красиво списано с души народной... А Шукшинский "вор" - входит в души, разрывая всякие "устойные" стереотипы... Тем самым вводит в обман, в глубокое заблуждение, подавая выдуманное "исключение из правил" (якобы) как правило... Литературные герои ведь бывают "типичными", не так ли учат в школе?..
...Сколько наивных девушек, после просмотра того фильма, по всей стране, начали мечтать о романтическом женихе прямо из тюрьмы, от том, как они бы перевоспитывали его силой своей нежности... И "братва" не упустила своего "фарта" - расцвел пышным цветом почти забытый жанр "любовного письма", обильно надушенного крокодильими слезами... Скольким трагедиям все это привело!.. И, к сожалению, не нашлось другого Шукшина, чтобы написать соответствующую "Калину черную"...
...Все нынешние произведения и фильмы по тематике, скорее всего, похожи на "спелый ананас", который на столе главаря воровской банды... Доспели, так сказать...
Кое-кто может возразить, мол, "свобода творчества", "отражение реальной действительности"... Но вот, гляньте на современную масс-медиа "реальность" - много ли реальных людей живут в типичных там (якобы "реальных") сре`дах, где основные образы - "милиция, следствие, бандит, пахан, олигарх, особняк, охрана, пистолет, стрельба, труп, чемоданчик с миллионом, проститутка, слуга, кутеж, Канары..." и т.д.? Много ли наших граждан видели пистолет в натуре, вообще?
А насчет "свободы" - вы спросите у человека, почти любого, кто однажды пытался или пытается написать книжку просто "от души", издать ее, реализовать и получить вознаграждение за труд (совсем уж не говоря об известности-славе)... - Нету никакой такой "свободы", а есть один большой "коммерческий заказ", рассчитанный на неокрепших душой подростков и прочих разных "одноклеточных" мозгов... Конечно, редко кому принесут прямо-таки бланк заказа, - но он сам напишет именно "нужную" вещь, сам пробьет все двери, если "умный" по-современному... Нет такого министра, дающего такой госзаказ, - но есть некий невидимый, бездушный и бестелесный монстр, отвязавшийся от цепей...
Если скажу, что великая Россия при такой "полной свободе", за последние 20-30 лет, не выдала ни одного крупного автора (вровень Шолохову, Астафьеву, Гранину, Евтушенко, и этажом ниже), - тоже, наверно, найдутся возражатели... - А как же мол, Сергей Лукьяненко, Владимир Сорокин, например? Ведь какая популярность, какие тиражи, экранизации! По кассовым сборам только "Гарри Поттера" чуть не догнали, кажется?!
Я тоже, хоть и очень вяло, иногда стараюсь "не отстать" - прочитал как-то знаменитый "Лабиринт отражений" Сергея Лукьяненко... Увлекся, да: сюжет закрученный, слог изящный, даже умиляться начал было, человеки мы тоже, однако... А прочитав, глянув уже на целое содержание - так удивился, что "офонарел"! - Как такое может ходить за шедевр!? Ведь там главный ("положительный") герой - интернетный вор, игрок и бездельник, слегка пьяница, к тому же. По морали - слегка подонок... Живет за счет ловкого использования одного гениального, но в жизни совсем непрактичного друга-программиста... (Который упомянут мимоходом два-три раза и появляется мельком однажды, и за пиво продается, бедняга, - вот это реальнее всего остального, по-моему, не понаслышке знаю!) Главная же героиня ("положительная") - проститутка из виртуального борделя... Которая и как "героиня" делает только то "возвышенное", что с изыском умеет украшать свою виртуальную "малину"... По всему произведению красной нитью тянутся прямые поучения (слегка только завуалированные под "виртуальность") - "укради, обмани, предай, убей, услаждайся!"... - И услаждаются парень с девахой, на зависть всем читателям!
...Владимира Сорокина начал было читать, не недолго, - дошел лишь до того места, где взрослый дядя (тоже очень "положительный" вроде), разговаривает с 13-летним мальчиком, применяя грязно-матерные слова... ("С бабами еще не приходилось [...ться]?.. Ну ничего, еще успеешь...") - Надо бы не возвышать писавшего такое, а сажать в тюрьму, с последующим лишением прав на писание! (И закон такой имеется, если не ошибаюсь.) Заодно и издателя лишить права издавать далее! И это было бы не ущемлением прав человека; в суммарном итоге какраз наоборот, - ведь на другую чашу ложились бы права других многих людей на защиту своих душ от развращения и одурманивания, с дальнейшими корыстными целями!
...Злоупотреблять будут? Посадят невиновных, а виновные откупятся?.. М-да... Ответить бы просто "щепками, которые летят", но ведь совсем недавно и они летали миллионами голов...
...Рецепт, которого здесь я могу предложить - всего лишь и очень уж "виртуальный"... - Попробуйте, скажем, в качестве предварительной пробы, извести колорадского жука... (Кстати, он тоже ни в чем не виноват... И приехал на соломе с западных границ в засушливом 1972 году... На добре... Чуете похожестей?)