Тоталитаризм и либерализм во взглядах Ф. А. Степуна
Принципы политической философии Ф. А. Степуна раскрываются в работах, где автор осмысливает особенности исторического пути России и менталитета русского человека, а также в его оценке развития политических режимов в Европе, прежде всего в Германии. Через оценку Ф. А. Степуном большевизма, который он рассматривает не как идеологию большевиков, но как сущностную характеристику русского менталитета, болезнь русской души [2, c. 205], через оценку фашизма и более широко благодаря подмеченному мыслителем изменению отношения к христианским идеалам можно выявить основные принципы определения либеральных и тоталитарных тенденций в развитии политических режимов.
Лакмусовой бумажкой при анализе государства и общества выступает христианство, которое Ф. А. Степун понимает не конфессионально, а как форму обращения к трансцендентальному, как способ интерпретации аксиологии баденской школы неокантианства. Человек осознает себя как творение господнее, а затем утверждает как творец через творчество [1, c. 120], то есть ценности -- это формы творчества, которое осуществляется в культуре. Соответственно, ценности, по Ф. А. Степуну, связаны с христианским образом Бога, который соответствует понятию ценности в концепции Г. Риккерта: на основе осмысления ценности возможно появление оценок и создание благ как попытки ее осмысления и реализации в истории человечества.
В понимании роли христианства Ф. А. Степун сближается с идеей соборности А. С. Хомякова, для которого церковь -- это фундамент культуры. Созданная неокантианцами аксиология, сдобренная идеей соборности в творчестве Ф. А. Степуна, превратилась в апологетику христианства как важнейшего исторического фактора на пути к демократическому государству.
Характеристика либеральных и тоталитарных тенденций раскрывается через предложенное Ф. А. Степуном противопоставление демократии и идеократии.
Ценность человеческой жизни не подвергается сомнению, а свобода личности обеспечивается благодаря ориентации на христианские идеалы. Ведь именно в христианстве заложены понятия свободы, личности и права [3, c. 70]. Поэтому Ф. А. Степун приходит к выводу, что "социологически христианство может быть, таким образом, определено как антиутопизм, как пафос конкретности и постепенности социального устроения" [4, c. 447]. Следовательно, рационалистическому утопизму Ф. А. Степун противопоставляет христианство как антиутопизм. Свобода -- это гражданский псевдоним божьей правды [4, c. 451]. Либеральные тенденции проявляются в демократическом обществе, которое корнями уходит в "христианство с двумя Ветхими Заветами: еврейским и античным" [3, c. 70].
Христианство защищает общество прежде всего от двух опасностей: 1) от рационалистического утопизма, 2) от оправдания насилия как подходящего средства для улучшения жизни общества [4, c. 447].
Вкупе эти опасности образуют победу диктатуры лжи, которая оправдывает насильственную смерть во имя осуществления идеала общественного устройства, так как его построение неотвратимо, поскольку может быть помыслено, а значит, обречено на реализацию в соответствии с верой рационалистического утопизма. В таком случае формируется такая ситуация, когда "фашизм и коммунизм расстреливали и расстреливают людей с чистою совестью" [4, c. 452].
Таким образом, в основе политической философии Ф. А. Степуна лежит биполярность тоталитаризма и либерализма, характеристика которых раскрывается благодаря анализу противопоставления происходящей из утопизма идеократии и христианства как фундамента демократии.
Ф. А. Степуну присущ традиционализм, неприятие релятивизма. Христианский идеал -- это фундамент благополучного общественного развития. Дальнейшее развитие общества и государства по демократическому пути, стремление к реализации либеральных тенденций предполагает борьбу "за требуемое современностью христианское мировоззрение, за организацию живой, духовной, практической связи между христианством и современностью" [4, c. 446].
Список литературы
1.
СтепунФ.А.Жизнь и творчество // Соч. М., 2000. С. 89--126.
2.
СтепунФ.А.Мысли о России. Очерк I // Там же. С. 201--207.
3.
Степун Ф. А. О корнях большевизма, о демократии, свободе и будущем России // Проблемы истории и теории культуры. Философский журнал. 2010. N 2. С. 68--72.
4.
Степун Ф. А. О человеке "Нового града" // Соч. М., 2000.
С. 443-453.
Работа подготовлена в рамках реализации проекта РГНФ N 12-03-0321 "Исследование влияния политической философии Канта на современные западные политические теории".