Аннотация: Перевод статьи: Lennart Andersson. The First 30 Years of Aviation in Afghanistan (Part 1; 2).
Перевод статьи: Lennart Andersson. The First 30 Years of Aviation in Afghanistan (Part 1; 2).
История авиации Афганистана - своего рода "белое пятно". Причиной, несомненно, являются как труднодоступность страны в географическом плане, так и ее многолетняя политическая нестабильность. Старые фотографии самолетов в Афганистане крайне редки, найти подробную информацию сложно, и, следовательно, об авиации в этой стране написано мало. Тем не менее, для исследований в этой области существуют источники, и с помощью найденной информации можно проследить раннюю историю авиации в этой раздираемой войнами и опустошенной стране в указанный период ее истории.
Советский самолет Р-1, созданный авиаконструктором Н.Н. Поликарповым на основе британской модели Airco DH 9A, в Афганистане. Надпись под крылом арабской вязью гласит: "Аллах велик".
В Афганистане нет судоходных рек и железных дорог. Строительство путей сообщения затруднено и дорого обходится из-за внушительных горных массивов, и в 1920-х годах караваны вьючных животных часто были единственным средством передвижения. Как и в большинстве подобных регионов, авиация обещала стать одним из ключей к экономическому прогрессу.
Глава страны эмир Хабибулла был убит в феврале 1919 года, а его сын Аманулла в мае того же года попытался вторгнуться на территорию Британской Индии. Так началась Третья Англо-Афганская война, которая не привела к решающей победе ни одной из сторон, но принесла афганцам внешнеполитическую независимость от Великобритании. 8 августа 1919 года был заключен зафиксировавший это положение Равалпиндский договор. Еще до полного урегулирования отношений с британцами в ноябре 1921 года, Афганистан 28 февраля того же года заключил договор о дружбе и военной помощи с новым советским правительством России. Фактически, Афганистан стал одним из первых государств, признавших Советскую Россию, и особые отношения между двумя странами сохранялись вплоть до введения советских войск в декабре 1979 года.
Советская дипломатическая миссия в Афганистане во главе с полпредом Ф.Ф. Раскольниковым (рядом с ним - его супруга Лариса Рейснер, революционерка и литератор) с афганскими офицерами.
В 1923 году Аманулла сменил свой титул с эмира на падшаха (равный королевскому) и начал десятилетие реформ, включавших конституционные и административные изменения, отмену ношения паранджи для женщин и введение совместного обучение в школах. Как мы увидим, эти реформы в итоге привели его к падению с престола.
Во время Англо-Афганской войны 1919 года 31-я эскадрилья Королевских ВВС (No 31 Squadron, RAF) атаковала подразделения афганской армии, а город Джелалабад подвергся бомбардировкам 19, 20 и 24 мая. Возможно, чтобы произвести на неприятеля большее впечатление, капитан Хейли 24 мая совершил налет на Кабул на бомбардировщике Handley Page V/1500.
Британский разведчик BE.2c во время Англо-Афганской войны.
14 мая министр иностранных дел Афганистана Махмуд Тарзи направил советскому народному комиссару иностранных дел Г.В. Чичерину письмо с просьбой о помощи в борьбе с британскими бомбардировками. Тесные контакты с Советами были быстро установлены еще тогда, и в июне 1919 г. в Ташкент (тогда столицу Туркестанской АСССР в составе РСФСР) направилась афганская дипломатическая миссия. Афганские представители просили у Советов три самолета, но, хотя в октябре Ленин и принял афганцев в Москве и пообещал отправить в Кабул специальное авиационное подразделение, ничего не произошло до окончания Гражданской войны в России.
В июле 1921 года РСФСР пообещала бесплатно предоставить афганскому правительству самолеты и другое военное оборудование. В сентябре три самолета: устаревший Farman HF 4, истребитель Nieuport 24 и двухместный Sopwith 1½ Strutter (До Первой мировой войны Farman производился по лицензии в России, а Nieuport и Sopwith - на Государственном авиационном заводе No 1 в Москве. Согласно первоначальным планам, поставка должна была включать Nieuport 17 и два Farman F 30), были отправлены поездом в город Термез на границе с Афганистаном. Farman по пути был использован в советской Средней Азии для срочных наблюдательных полетов, был сбит басмачами под Термезом и уничтожен, но 21 сентября началась переброска из Термеза в Кабул двух оставшихся самолетов, топлива, масла и запчастей. С техникой следовали 25 советских военнослужащих. Их возглавил военпред В.В. Гоппе, который заранее посетил Кабул. Фюзеляжи и крылья были погружены на лошадей, верблюдов и слонов. Преодолев около 500 км по чрезвычайно сложным горным дорогам через перевал Гиндукуш, караван прибыл в Кабул 7 ноября. Пилот Е. Городецкий к тому времени уже находился в Кабуле, а пилоты К. Байков и Яков Журба, два наблюдателя и два механика прибыли с караваном. Также близ Кабула подготовили посадочную площадку и построили ангар. Затем было выполнено несколько полетов, но запланированные набор и обучение афганских летных курсантов не увенчались успехом, и вскоре русские вернулись домой.
1 апреля 1922 года из Москвы были отправлены еще два Nieuport, а позже в том же месяце - еще несколько самолетов вместе с новыми инструкторами для летной школы. Чтобы избежать того, что было названо "неприятным инцидентом с первой группой пилотов, которые напрасно съездили в Кабул и обратно", весь персонал должен был дождаться дальнейших распоряжений, прежде чем пересекать границу. Самолеты надлежало передать афганским представителям в Кушке, недалеко от границы с северо-западным Афганистаном. К середине мая стало очевидно, что афганское правительство неохотно разрешало советским военлетам приезжать в Кабул. Даже несмотря на то, что эти самолеты, вероятно, так и не были поставлены, в конце 1923 года правительство Советской России решило, что оно выполнило свою часть соглашения 1921 года. Как минимум до декабря 1924 года Sopwith и истребитель Nieuport находились в Афганистане, хотя оба были неисправны.
Советские военлеты и диппредставители для Афганистана, кадр из советско-афганского худ. фильма "Миссия в Кабуле" (1970).
Тем временем в страну прибыли другие самолеты. 15 января 1921 года самолет, принадлежавший Королевским военно-воздушным силам Великобритании, упал за линией границы в Газни, а районе Катаваза. В сентябре афганские военные осмотрели его и обнаружили, что это истребитель Bristol F.2B, серийный номер H1658. Было решено доставить самолет в Кабул на слоне и попытаться его отремонтировать.
Британский истребитель Bristol в Индии, однотипный тому, что гробанулся в Афганистане и досталя местным армейцам.
Примерно в то же время правительство Афганистана заказало в Италии два самолета.
Эти машины, называемые в источниках Caproni Scout или "одноместные Caproni с 6-цилиндровыми двигателями Фиат", были отправлены из Бриндизи на пароходе "Африка". Они прибыли в Бомбей примерно 20 июня 1922 года, но, поскольку афганцы подозревали, что "с самолетами что-то не так" - и они оказались правы! - прошло некоторое время, прежде чем их отправили по назначению. Вскоре выяснилось, что оба итальянских биплана были повреждены до или во время транспортировки морем. Позже для приведения самолетов в рабочее состояние были наняты трое немцев, которые прибыли в октябре, но вскоре снова уехали. В сентябрю 1924 года злополучные Caproni пытался отремонтировать итальянский инженер, однако, согласно отчету британской разведки, они, скорее всего, так и не полетели.
В апреле 1920 года обер-лейтенант Карл Менхофф из Нойбабельсберга, Германия, сообщил компании "Юнкерс", что он получил заказ на создание военно-воздушных сил в Афганистане. Поначалу "Юнкерс" отнесся к этому запросу с некоторым недоверием, но вскоре предложил предоставить образец шестиместного пассажирского самолета F13. Однако об этих планах больше ничего не было слышно, пока 2 февраля 1922 года компания "Юнкерс" через Менхоффа ни предложила афганскому правительству одноместные истребители и двухместные разведывательные самолеты. Вскоре, впрочем, "Юнкерс" уведомил заказчика, что из-за ограничений Версальского договора компания не может строить самолеты военного назначения.
С конца 1922 года "Юнкерс" поддерживал связь с афганским правительством через нескольких представителей. Это были фон Нидермайер из фирмы Orient-Handels-Gesellschaft, доктор Айвен, "правительственный инструктор", и афганец Абдул Кудус Хан, которого "Юнкерс" обучил на пилота в Темпельхофе в Берлине. Позже Абдул Кудус Хан стал летным инструктором в Кабуле. "Юнкерс" также вступил в контакт с гауптманом Шютцем, который якобы "с 1919 года организовывал афганские военно-воздушные силы". Однако в то время самолеты Junkers заказаны так и не были.
В декабре 1922 года в Рангуне представителями Афганистана были приобретены два самолета, которые должны были быть доставлены через Бомбей в Кабул. Пара двухместных бипланов Airco DH.9 находилась в Рангуне, но один из них, как сообщалось, был полностью непригоден для эксплуатации, и, по-видимому, эти машины так и не прибыли в Кабул. В 1923 году были наняты два немецких "инструктора": пилот-любитель Герман Вайз и какой-то шарлатан по имени Брустманн в качестве механика. Предполагалось открыть в Кабуле авиационную школу, и Брустманна, прибывшего в мае, попросили попытаться снова сделать давно заброшенные самолеты пригодными для использования. Известно, что криворукий немец "собрал и покрасил" пару самолетов, но один из них тут же разбился во время взлета вместе с пилотом Вайзом (выжил), а второй афганцы разумно решили не испытывать на прочность.
Первые британские самолеты.
В мае 1924 года афганское правительство запросило у британской администрации в Индии шесть самолетов: два бомбардировщика, два разведчика и два учебно-тренировочных. Строительство аэродрома в Кабуле было завершено, два "отремонтированных" немцами самолета все еще находились там и пребывали в плачевном состоянии, а два афганских офицера с 1922 года проходили обучение на летчиков в Италии. Правительство Индии ответило, что в наличии есть от двух до четырех двухместных истребителей Bristol. Переговоры о поставке двух таких машин были успешно завершены 18 августа 1922 года, и сардаром (фельдмаршалом) Шер Ахмед Ханом был подписан контракт. По его просьбе под крыльями самолетов большими арабскими буквами было начертано: "Аллах велик" в качестве первого образца афганской национальной маркировки. Оба самолета (серийные номера E2600 и F4733) вылетели из Пешавара с флайт-офицерами Н.К. Савардом и Ф.Ф. Гарревеем за штурвалами и 22 августа приземлились в Кабуле. На следующий день после успешных пилотажных демонстраций, выполненных подполковником Джонстоном, они были приняты на вооружение. 24 августа на истребителе Bristol впервые вылетел немецкий летчик на афганской службе Вайз.
Затем Вайз совершил десять полетов в районе Хоста, где вспыхнуло восстание, но 14 сентября 1924 года ему пришлось совершить вынужденную посадку в Гардезе, и самолет разбился. Из-за восстания было невозможно доставить на место запасные части, поэтому самолет разобрали и доставили в Кабул на верблюдах. Тем временем все тот же горе-механик Брустманн, которого афганцы по необъяснимой причине не уволили после фиаско с ремонтом самолетов годом ранее, пытался раздобыть необходимые запасные части и инструменты для восстановления захваченного в 1921 г. британского истребителя Bristol, который стоял в специально построенном для него ангаре. Результат ожидаемо оказался нулевым.
Чтобы помешать доставке двух британских самолетов и получить политическое преимущество, Советы теперь предоставили Афганистану пять машин с пилотами и механиками. Афганцы воспользовались возможностью и запросили еще семь самолетов у британцев и семь у СССР!
1 октября четыре бывших советских самолета DH.9 и один транспортный Junkers F13 (серийный номер 666) прибыли в Кабул после перелета из Ташкента через Термез и над Гиндукушем. Ранее эти самолеты служили во 2-м и 4-м отдельных разведывательных авиационных отрядах ВВС СССР. Советский персонал, который должен был поступить на службу в ВВС Афганистана, возглавлял П.Х. Межерауп. Отряд состоял из пилотов Ю.Н. Арватова, М.М. Гаранина, В.В. Гоппе, Я.Я. Якобсона и А.И. Залевского, а также механиков и наблюдателей С.А. Лисицкого, И.И. Синявского, И.В. Свечникова, М.П. Староскольцева и Е.А. Воинского.
Три новых самолета 2 октября были продемонстрированы в Кабуле, они разбрасывали над городом листовки и цветы. 26 октября был выполнен еще один показательный полет с участием двух самолетов, а 2 ноября советских пилотов попросили совершить вылет на бомбардировку мятежников. Поскольку условия контрактов еще не были согласованы, военлеты отказались это делать.
Первый афганский аэродром был расположен в Хваджа-Раваше, в 3 милях к северу от Кабула. Осенью 1924 года был построен новый аэродром в Шерпуре, для этого пришлось снести все бастионы на южной стороне старых городских укреплений. Было возведено семь ангаров.
Тем временем афганцы пытались получить еще больше самолетов из других источников. Представителями Афганистана был установлен контакт с капитаном Мерфи из авиационного синдиката "M C" в Карачи. Переговоры затянулись, но в сентябре 1924 года Мерфи все-таки продал афганскому правительству два DH.9 и два Avro 504K. Эти самолеты прибыли в Пешавар, Индия, в декабре 1924 года, однако фактически были перевезены в Кабул только в 1926 году.
В 1924 году правительство Афганистана приобрело два самолёта DH 9 и два Avro 504K у
авиационного синдиката M C в Индии.
В марте 1925 года СССР отправил в Кушку несколько самолетов Sopwith 1½ Strutter и намеревался передать их афганскому правительству. В Кабул с машинами должны были отправиться несколько пилотов, в том числе Межерауп и Мошков, однако, по-видимому, эта операция была отменена.
Весной 1925 года афганец Мухаммад Ихсан Хан получил диплом пилота в Италии и вернулся в Кабул. Согласно отчету британской разведки, возможно, типичному для предвзятого отношения того времени, он был "совершенно непригоден" и был отчислен из итальянской школы "только для того, чтобы он не нанес дальнейшего ущерба итальянским учебным самолетам". Одновременно с ним вернулись домой наблюдатель Мухаммад Хашим Хан и механик Гулам Дастгир, которые также прошли трехлетнюю подготовку в Италии. К лету 1925 года в Кабуле было пять советских летчиков и восемь механиков. К этому времени "злой гений" афганской авиации немец Брустманн умер (по-видимому, его убил другой немец после очередной аварии), а пилот Вайз решил уволиться. Двадцатичетырехлетний Мухаммад Ихсан Хан был назначен командующим военно-воздушными силами сил. Также в их составе имелся индийский пилот Д. Патвардхан. 2 сентября 1925 г. была открыта летная школа на 15 курсантов, а около десятка других афганцев отправили в Советский Союз для обучения летному мастерству.
Согласно подписанному 15 июня 1925 года соглашению, советское правительство пообещало поставить в Афганистан еще больше самолетов. 4 июля из Термеза вылетели шесть самолетов Р-1, советских машин, разработанных на основе DH.9A. Однако по пути два из них совершили вынужденные посадки и разбились в Ташкургане и Хайбаке. С самолетами прибыли шесть новых советских пилотов, один наблюдатель и шесть механиков, которые поступили на службу в афганские ВВС. Ходили слухи, что ожидалось также прибытие четырех бывших советских одноместных истребителей Fokker, но они так и не появились.
31 июля на аэродроме Хваджа-Раваш были проведены показательные полеты. Впервые публике разрешили подняться на самолет, авиатехнику также осмотрел король Аманулла, обладавший большими военно-техническими познаниями. Самолет Junkers F13 получил название "Абдул Гафур", которое было написано большими буквами по бокам фюзеляжа. Три уцелевших DH.9, несли темно-серую окраску, а четыре недавно прибывших из СССР Р-1 были цвета хаки, и у всех машин под крыльями было написано "Аллах велик". Король Аманулла, военный министр и многие из присутствующих чиновников впервые поднялись в воздух в качестве пассажиров.
Король Аманулла, в пробковом шлеме, френче и крагах неотличимый от европейского колониального офицера, беседует с советскими военлетами.
В отчете британской разведки, составленном по этому случаю, было много восхищенных слов о советских пилотах и механиках, а также упоминалось, что самолеты находились "в хорошем техническом состоянии и мастерски управлялись". В отчете далее говорилось, что афганские военно-воздушные силы "во всех смыслах являются русской службой и могут рассматриваться как передовая база русских". В СССР на обучение были отправлены в общей сложности 25 афганцев. В конце августа 1925 года на афганской службе находилось 26 советских пилотов и летно-технических специалистов, и ожидалось прибытие еще шести. "На подходе" были также два Р-1, вероятно, в качестве замены тем двум, которые совершили вынужденную посадку или разбились в июле; эти машины прибыли 15 октября с дополняющей группой советских пилотов и механиков.
Король Аманулла был полон решимости получить из СССР еще четыре самолета, которые, по его мнению, советской стороне необходимо было предоставить по условиям советско-афганского договора. Он ждал возвращения афганцев, обученных в СССР, в качестве квалифицированных пилотов и механиков и планировал создать военно-воздушные силы, состоящие в общей сложности из 36 машин. Серьезной проблемой являлось то обстоятельство, что все запчасти, топливо и масло приходилось доставлять из Термеза на верблюдах или лошадях. Существующие дороги были непроходимы для механического транспорта. Несмотря на то, что на самолетах не было ни бомбодержателей, ни пулеметных установок, во время так называемого восстания в Хосте на мятежников было сброшено несколько бомб. Военно-воздушные силы также выполняли более мирные задачи. Во время пребывания Амануллы в Кандагаре в ноябре 1925 года они обеспечивали связь между этим городом и Кабулом, а в апреле-июне 1926 года во время пребывания короля в Джелалабаде осуществлялась авиапочта.
Король Афганистана Гази Аманулла Хан, просвещенный монарх-реформатор и большой поборник авиации, в традиционном воинском облачении афганского горца.
Маркировка воздушных судов.
К июню 1926 года на всех самолетах был нанесен бортовой номер, написанный крупными арабскими цифрами, а по бокам фюзеляжа был нарисован герб Афганистана. Фраза "Аллах велик" была написана крупными белыми арабскими буквами на нижней плоскости каждого крыла. Два самолета DH.9 и два учебно-тренировочных самолета Avro 504, которые были приобретены у капитана Мерфи, а также дополнительный самолет Avro, подаренный афганскому правительству в частном порядке, наконец-то были доставлены в Кабул из Пешавара по грунтовой дороге. Поскольку самолеты долгое время хранились на складе, у афганской стороны имелись сомнения, что они когда-либо будут пригодны к эксплуатации. Они несли светлую окраску, а на фюзеляже, крыльях и вертикальных поверхностях килей был изображен герб Афганистана среднего размера.
DH.9 и Avro 504 в стандартной раскраске Афганских ВВС.
В мае 1927 года афганское правительство запросило у индийского махараджи Алвара три "военных фотографических (разведывательных) аэроплана", хранившихся в Лахоре, вероятно, DH.9. Британские власти удовлетворили запрос, но, похоже, сделка сорвалась.
В Кабуле, Джелалабаде и Кандагаре были подготовлены хорошие аэродромы, а в середине 1926 года в Герате началось строительство еще одного. Согласно более позднему французскому отчету, датированному августом 1928 года, на большом аэродроме в Кабуле в то время находилось 10 ангаров на четыре самолета каждый и хорошо оборудованная ремонтная мастерская.
Форма одежды ВВС Афганистана состояла из пальто и кителя тусклого цвета хаки, брюк-галифе и сапог черной кожи. На пальто и кителе был большой голубой воротник с маленькими латунными значками в виде звезды с крылышками. Униформа полагалась только регулярным военнослужащим. Опытные и квалифицированные советские пилоты и механики находились на службе по трехлетним контрактам и носили собственную одежду.
В 1927 году советская авиакомпания "Добролет" решила продлить маршрут Ташкент - Самарканд-Термез до Кабула, и 14 сентября был совершен первый испытательный полет по этому направлению. 28 ноября правительство Афганистана подписало с СССР двустороннее соглашение о почтовом и пассажирском сообщении между Кабулом и Ташкентом, а 7 марта 1928 года было заключено соглашение между "Добролётом" и ВВС Афганистана. Официально линия была открыта 1 января 1928 года перелетом самолета "Добролета" Junkers F13, бортовой номер RR-DAZ, носившим название "Пищевик".
Перевозка самолета "Добролета" Junkers F13 "Пищевик" в Среднюю Азию.
Однако к маю 1928 года "Добролет" совершил по этому маршруту всего тринадцать полетов, а пилоты афганских ВВС - шесть полетов на F13, и служба была временно закрыта. Маршрут был вновь открыт для нерегулярных рейсов в сентябре 1928 года, а в следующем месяце по маршруту летали самолеты Junkers F13 и Dornier Merkur, бортовой номер R-RDAW, "Правда". Ю.Н. Арватов, которого считали в то время одним из лучших советских пилотов, пилотировал афганский F13, который в местной авиации носил название Junkers "No 1".
Юрий Игнатьевич (инициалы в статье даны неточно) Арватов, фотография с автографом.
К январю 1928 года девять афганских пилотов и пять механиков вернулись с обучения в Москве, и ожидалось прибытие еще трех или четырех человек. Пятнадцать афганских курсантов-авиаторов учились в Париже, а в марте 1928 года в итальянское кадетское училище Regia Aeronautica (Итальянских Королевских ВВС) в Казерте были отправлены еще 25 человек для подготовки на пилотов, наблюдателей и механиков.
В 1928 году из Советского Союза были доставлены новые самолеты. 13 мая восемь темно-зеленых и светло-голубых Р-1 с надписью "Аллах велик" на крыльях прибыли в Кабул из Ташкента. Еще один самолет был потерян по пути и списан после аварийной посадки в Парачиндаре. Десятая машина прибыла в Кабул 14 мая, а еще три - 1 июня. Общее количество доставленных в этот раз Р-1 составило 16.
Летом 1928 года король Аманулла посетил Европу, и несколько правительств решили преподнести афганскому королю в качестве подарков самолеты и другие виды оружия. Таким образом, во время своего европейского турне он приобрел в Италии два бронеавтомобиля (один в подарок), две полевые батареи, четыре гаубичные батареи и две вьючные батареи; в Германии - один Junkers G24 (в подарок) и два Junkers F13; во Франции - Potez 25 (в подарок), две полевые батареи, одну вьючную батарею и пять легких танков; в Польше - учебный самолет Bartel BM 4b (в подарок); в СССР - два самолета (в подарок), два танка и два тягача.
Ранее компания "Юнкерс" предлагала поставить Афганистану свои самолеты F13, A35/K53, W33 и G24. Одно из ее предложений предусматривало открытие летной школы в Кабуле с мастерскими, поставки шести F13, двух K53, двух учебных самолетов и двух самолетов для фоторазведки, а в апреле 1928 года компанию попросили организовать внутренние авиаперевозки в Афганистане. Когда Аманулла в мае 1928 года посетил завод "Юнкерса" в Дессау, он приобрел два упомянутых выше F13 (серийные номера 2018 и 2019), а Министерство иностранных дел Германии подарило ему трехмоторный пассажирский самолет G24 (серийный номер 918). Все три самолета 15 июня вылетели из Дессау через Берлин и Москву и прибыли в Кабул 10 июля. На крыльях этих самолетов был изображен черный афганский флаг с белым гербом. Помимо национального флага, на G24 также был нарисован королевский красный флаг с парой скрещенных мечей и короной. Позже G24 получил регистрационный номер YA-TMR (это единственное известное довоенное присвоение бортового номера гражданской авиации в Афганистане).
В состав немецких экипажей самолета Junkers G 24 и двух самолетов Junkers F13 входили пилоты Йоас, Книр и Роте. Обратите внимание на два флага, нарисованных на нижних плоскостях крыльев.
Слева: красный флаг афганского короля с его личной эмблемой. Справа: черный национальный флаг Афганистана с гербом. Последний использовался в качестве государственного символа в период с 1924 по 1928 годы.
Самолетами "Юнкерса" управляли Вальтер Роте, Георг Йоас и Франц Книр. Роте должен был проработать на новом месте два года, и Йоас тоже должен был остаться в Афганистане. В ноябре прибыл представитель "Юнкерса" Г.Г. Хагеманн, чтобы обсудить планы создания совместной авиакомпании. Было решено, что "Юнкерс" заключит с Афганистаном окончательное соглашение и поставит дополнительные самолеты - два W33, если найдет условия в стране подходящими. Планировалось, что авиамаршруты будут пролегать из Кабула в Герат через Кандагар, Мазари-Шариф и Джелалабад. 22 августа двухместный самолет Potez 25, подаренный французским правительством, прибыл в Кабул с капитаном Вайзером за штурвалом (самолет получил в ВВС Афганистана бортовой номер 33). Вайзер и механик Клеман прилетели из Парижа через Багдад и Тегеран.
Восстание.
Когда король Аманулла попытался провести более радикальные реформы в западном духе, многие традиционные элементы общества подняли против него восстание. В Кабуле вспыхнули беспорядки, иностранцам угрожали. В ноябре 1928 года в Афганистане разразилась гражданская война, повстанцы из племени Шинвари в восточной части страны перекрыли дороги и перерезали телеграфные линии. Силы ВВС вступили в бой против повстанцев, а советские экипажи бомбили мятежные населенные пункты в Нангархаре в Восточной провинции. Аэродром Джелалабад был эвакуирован 26 ноября, а следующей ночью повстанцы сожгли ангары. Возможно, там были уничтожены два самолета, еще два разбились во время боевых вылетов. 14 декабря повстанцы двинулись на Кабул и вскоре развернули свои силы на высотах Асмай, 17 декабря там их бомбили самолеты Р-1.
Один Р-1 18 декабря выполнил разведывательный полет над Баг-и-Балы, где шли бои. На следующий день было совершено несколько вылетов, в том числе бомбардировка тремя Р-1 небольшого укрепления примерно в 1,5 милях к северо-западу от британского посольства в Кабуле. 20 декабря крепость возле Баг-и-Балы была разбомблена тремя самолетами Р-1, а на следующий день два самолета R-1 нанесли еще один удар по тому же объекту. Однако это не помешало лидеру повстанцев Баче Сакао (или Бача-и-Сакао, "Сыну водоноса") захватить Кабул. 14 января 1929 года король Аманулла отрекся от престола в пользу своего старшего брата Инайят-Шаха, но Бача-и-Сакао провозгласил себя Хабибуллой Гази (или Хабибуллой II), эмиром Афганистана. Аманулла уехал в изгнание в Италию.
Очень довольный Бача-и-Сакао со сподвижниками. Этнический таджик, бывший басмач, бывший афганский офицер, он сочетал консервативные идеи с мечтой о социальной справедливости и был удачливым полевым командиром, но неудачным политиком.
На момент начала восстания в военно-воздушных силах насчитывалось около 19 исправных самолетов: 13 или 14 Р-1, три Junkers F13, Junkers G24, Potez и биплан, вероятно, польский Bartel. Национальные опознавательные знаки были немедленно изменены. Вместо надписи "Аллах велик" под крыльями была нарисована круглая розетка зеленого, темно-красного и черного цветов от центра к краям. Кроме того, национальные цвета были нанесены в виде полос на рулях направления. Согласно некоторым более поздним сообщениям, изречение "Аллах велик" было вписано внутри розетки. Белые серийные номера на фюзеляжах были сохранены. По-видимому, некоторые из Р-1 по какой-то причине были перекрашены в светло-зеленый цвет вместо обычного темно-зеленого. На G24 по-прежнему был изображен королевский герб серого цвета на красном флаге.
В наличии имелось двенадцать советских, десять афганских и два немецких пилота, а также двенадцать афганских, три советских и два немецких механика. Однако лишь немногие из афганских пилотов летали часто, так как большую часть работы выполняли более опытные русские. Командующий ВВС Мухаммад Ихсан Хан и его помощник Мухаммад Хашим руководили авиацией совместно с советскими военными специалистами.
21 декабря немец Роте на сильно перегруженном самолете Junkers G 24 с королевой Сорайей и остальными членами королевской семьи на борту вылетел в Кандагар в сопровождении двух F13 и Р-1. Через три дня он вернулся в Кабул. 23 декабря F13 вылетел в Кандагар с двумя женщинами на борту. В конце декабря оба F13 были серьезно повреждены в ангаре, который обрушился под тяжестью снега, и после этого весь персонал компании "Юнкерс", за исключением пилота Йоаса, уехал домой (одновременно были повреждены два самолета Р-1, серийные номера 3233 и 3238).
Королевские военно-воздушные силы Великобритании во время восстания организовали первую в мире крупную воздушную спасательную операцию. Для участия в декабрьской операции в Карачи из Ирака прибыли несколько транспортных самолетов Vickers Victoria и Handley Page Hinaidi, а еще пять самолетов Victoria прибыли в феврале. В итоге самолеты Victoria из 70-й эскадрильи в период с 23 декабря 1928 года по 25 февраля 1929 года эвакуировали из Афганистана 586 человек. Над Хайберским перевалом в Пешавар их сопровождали истребители-бомбардировщики Wapitу 20-й эскадрильи.
Самолеты Vickers Victoria из 70-й эскадрильи эвакуировали 586 человек из Афганистана
в период с декабря 1928 по февраль 1929 года.
В течение некоторого времени афганские военно-воздушные силы с неподконтрольных повстанцам территорий продолжали разведывательные полеты, обычно выполнявшиеся над Кох-и-Даманом одним самолетом Р-1 один или несколько раз в день, а бомбардировки продолжались по крайней мере до 16 января 1929 года. Самолеты F13 перевозили почту и бочки с горючим, 30 декабря из СССР прибыли четыре советских самолета F13 с почтой и бензином.
Через некоторое время предводитель восстания Хабибулла Бача-и-Сакао был свергнут с престола генералом Мохаммадом Надир-Шахом, бывшим военным министром, и его братьями, которые приходились дальними родственниками бывшему королю Аманулле. 10 октября 1929 года Хабибулла вместе с 17 своими последователями был казнен. Племенное собрание избрало Надир-Шаха новым монархом, и оппозиция подверглась кровавым преследованиям. В 1931 году Надир-Шах издал новую конституцию, которая стала более консервативной, чтобы успокоить исламских религиозных лидеров.
22 декабря 1927 года правительство Афганистана подписало контракт на поставку из Советского Союза восьми одноместных истребителей Григоровича И-2бис, и новая группа русских пилотов во главе с военлетом Королевым начала подготовку к службе в Афганистане. Однако поставка была отложена, отчасти из-за производственных проблем на заводе No23 в Ленинграде, отчасти из-за практических трудностей доставки машин. В конце концов, из-за начавшегося восстания поставка была приостановлена. В мае 1929 года самолеты, предназначенные для Афганистана (серийные номера 2116-2123), были переданы Советским военно-воздушным силам. В апреле того же года из Карачи в Чаман на пакистано-афганской границе прибыли три контейнера отправлением в Кабул, в которых находился разобранный DH.9A. Предположительно, самолет был куплен афганским консулом в Карачи у капитана Мерфи еще в 1923 году. Поскольку машина находилась в очень плохом техническом состоянии, британские власти не разрешили отправить ее через границу. В начале 1929 года Французский пилот Рене Друйе, по-видимому, пытался долететь до Кабула на втором Potez 25. Однако он приземлился не в том месте и был взят в плен повстанцами на десять дней, а самолет был сожжен.
В апреле 1929 года министр иностранных дел Афганистана Гулам Сидик Хан посетил Берлин и встретился с представителем компании "Юнкерс" Хагеманном. Министр упомянул, что бывший король Аманулла рассчитывает снова прийти к власти через четыре недели, и попросил предложить для немедленной поставки пару одномоторных транспортных самолетов Junkers W33. Контракт был подписан 23 апреля. Соглашение о воздушном сообщении, заключенное в Кабуле, еще не было окончательно оформлено, но на следующий день и этот вопрос был урегулирован (первоначально планировалось, что подписание окончательного соглашения должно было состояться 15 декабря 1928 года). Новое соглашение предоставляло 40-летнюю монополию смешанной авиакомпании "Юнкерса" и правительства Афганистана на авиаперевозки, которыми должен был управлять "Юнкерс", поставивший еще один W33 в дополнение к двум W33, заказанным афганским правительством. Однако соглашение не могло вступать в силу до тех пор, пока условия в Афганистане не нормализуются.
20 мая 1929 г. два самолета W33 (серийные номера 2543 и 2545) вылетели из Дессау в Кабул с пилотами "Юнкерса" Марингером и Киндерманном за штурвалами. На верхней и нижней плоскостях крыльев у них были нарисованы черные национальные флаги с гербом Афганистана. Из-за политических событий в Афганистане полет был прерван, когда самолеты достигли Москвы, и оба были возвращены в Германию во второй половине июня. Позднее их приобрела компания Deutsche Luft Hansa (DLH). В 1929 году Советы прекратили полеты "Добролета" в Кабул, но в ноябре нерегулярные рейсы возобновились. В 1930-х годах эти рейсы продолжались и постепенно становились все более регулярными.
Забытые Военно-воздушные силы.
К середине 1929 года в рабочем состоянии оставалось только четыре биплана Р-1, а русские авиаторы вернулись домой. На момент восшествия Надир-шаха на престол в 1929 году в военно-воздушных силах Афганистана числилось в общей сложности 55 обученных афганских военнослужащих, но лишь немногие из них были квалифицированными пилотами. В это число входили и те, кто прошёл обучение во Франции и вернулся в Афганистан во время восстания. Многие самолёты были повреждены, но после восстановления в стране порядка их попытались отремонтировать. Имеются свидетельства, что Надир-шах был заинтересован в развитии военной авиации. Время от времени совершались полёты на нескольких Р-1 и единственном исправном Junkers F 13. Однако ни один пилот не умел управлять Junkers G 24.
Фотография самолета советского производства Р-1 Афганских ВВС и его экипажа.
Тем временем переговоры с компанией "Юнкерс" продолжались, поскольку афганцам по-прежнему требовались немецкие пилоты и механики, а также новые самолёты. Афганская сторона также намеревалась добиться вступления в силу соглашения о воздушном сообщении и выражала желание, чтобы "Юнкерс" отремонтировал два повреждённых F 13. Но в силу серьёзной нехватки средств приобретение нового оборудования было невозможно. Летом 1930 года в Афганистан был отправлен для изучения ситуации механик "Юнкерса" Кристиан Тауманн. Советы также снова подняли флаг в Афганистане, и в сентябре 1930 года три разведывательных биплана конструкции Н.Н. Поликарпова Р-5, пилотируемые советскими военлетами Ф. Ингаунисом, Ф. Широким и Я. Шестелем, посетили Кабул с визитом доброй воли. Однако эпоха доминирования СССР в афганских ВВС закончилась, и новых заказов на советские самолёты не поступило.
В 1930-1931 года четыре исправных самолёта Р-1 были использованы во время кампаний против лидера повстанцев по имени Ибрагим-бек Баснача, а к ноябрю 1931 года сообщалось, что ВВС находятся "в хорошей форме" и располагают шестью исправными самолётами. Однако полёты совершались редко. До декабря 1931 года единственный исправный афганский F 13 каждую неделю доставлял в СССР авиапочту. Затем по этому маршруту летали только советские самолёты.
В 1931 году комиссией во главе с военным министром Шахом Махмуд-Ханом была начата реорганизация армии, которая якобы была завершена в декабре того же года.
Солдаты-таджики реформированной Афганской армии в германских стальных шлемах. Фотография не ране 1939 г. - тогда эти каски были приняты на вооружение.
К середине 1932 года, как сообщалось, на вооружении в Афганистане находилось восемь бронеавтомобилей, три лёгких танка [Кроме того, в 1939 году были поставлены 12 лёгких танков Fiat Ansaldo CV 10, а в 1940 году были заказаны 10 танков Skoda] и 17 самолётов, в том числе неисправных. Первые полёты в этом году после зимы состоялись только в августе на четырёх Р-1 и одном Junkers F 13. 15 октября 1931 года два Р-1 и Junkers участвовали в военном параде в Кабуле.
8 ноября 1933 года Надир-шах был убит, и 19-летний наследный принц Мохаммад Захир сменил на троне своего отца. Первые 20 лет правления Захир-шаха характеризовались осторожной политикой национальной консолидации и постепенным расширением международных отношений. Особое внимание уделялось сохранению независимости Афганистана от более могущественных соседей.
Период бурного развития.
Поначалу военные полёты продолжались в небольших масштабах на нескольких Р-1 и единственном исправном Junkers. На состоявшемся 17 августа 1934 года параде в честь независимости страны ВВС снова были представлены четырьмя Р-1 и одним Junkers. Авиационных запчастей было мало, однако механикам ВВС Афганистана удавалось поддерживать некоторые из имеющихся Р-1 в рабочем состоянии в течение очень долгого времени - по крайней мере, до 1940 года.
В конце 1936 года Афганистаном были наняты немецкий пилот-инструктор Эрих Хампель и двое механиков. Им было поручено вернуть самолёты производства компании "Юнкерс" в рабочее состояние после периода простоя. В апреле 1937 года после ремонта были проведены испытательные полёты на Р-1, Junkers F 13 и Junkers G 24. Некоторое время спустя был возвращён в строй по крайней мере ещё один Р-1. 7 июля 1936 года десять пилотов, десять механиков, четыре наблюдателя и два радиста были отправлены в Карачи (британские владения) на курсы повышения квалификации. В 1938 году на годичный курс обучения в Индию были направлены 30 афганских курсантов, 28 из них вернулись в апреле 1939 года уже подготовленными пилотами. Также был заключен контракт с британцами на начальную лётную подготовку восьми афганских офицеров [это были Нур Али Хан, Адам Хан, Мохаммед Акбар Хан, Мохаммед Амин Хан, Мохаммед Сиддик Хан, Гул Бахар Хан, Гулам Али Хан и Таваб Хан] В период с апреля по июль 1938 года и в 1939 году в Индию на учебу были посланы 24 механика и слесаря-механосборщика.
В сентябре 1936 года командующий военно-воздушными силами Афганистана Ихсан Хан отправился в Европу с целью закупить 24 новых самолёта для двух эскадрилий и вернулся домой только в октябре 1937 года.
Мухамад Ихсан Хан, первый и "долгоиграющий" командующий Афганских ВВС, фото "по гражданке". Летчиком был осторожным, политиком - тоже, выживал на своей должности при всех правителях, включая маргинального Бача-и-Сакао.
Немцы предложили продать восемь учебных самолётов Gotha Go 145 и пару бомбардировщиков Junkers Ju 86. Великобританией в декабре 1936 года была предложена партия из 10-12 машин Westland Wapity; позже велись переговоры о покупке единственного экземпляра этого типа для оценки, но в конечном итоге вместо него был выбран двухместный легкий бомбардировщик Hawker Hind. Компания "Хоукер" 1 февраля 1937 года предложила поставить в Афганистан восемь машин Hind, и позже в том же месяце фабрику посетил сам Ихсан Хан. В июле Министерство авиации подписало контракт на поставку восьми самолётов (включая два самолёта с двойным управлением), а 3 августа компания "Хоукер" получила заказ на поставку этих машин.
После 1938 года Hawker Hind стал стандартным самолётом ВВС Афганистана. Всего было приобретено 28 экземпляров.
Затем глава Афганских ВВС Ихсан Хан отправился в Италию. В сентябре он приобрёл 16 двухместных разведывательных и лёгких бомбардировочных самолётов IMAM Ro 37, шесть учебно-тренировочных самолётов Breda Ba 25 и два учебно-тренировочных самолёта Ba 28. Также были заказаны боеприпасы: 2000 2-килограммовых, 800 12-килограммовых и 800 15-килограммовых бомб.
В ноябре афганское правительство, по-видимому, приняло предложение от 22 октября 1937 года о поставке пяти немецких учебно-тренировочных самолётов Gotha Go 145 до 31 июля 1938 года, но этот заказ так и не был выполнен.
В декабре 1937 года и январе 1938 года в Афганистан прибыли группы британских и итальянских лётчиков-инструкторов, инженеров и механиков, чтобы собрать новые самолёты и обучить афганцев управлять ими. Британские и итальянские самолёты собирали и тестировали на одной стороне аэродрома, в то время как немцы работали над самолётами Junkers на другой стороне. Партия Hawker Hind с вооружением была отправлены в октябре 1937 года на корабле "Дуренда" и прибыла в Кабул в декабре вместе с инструктором-пилотом фирмы "Хоукер" Расселом-Стейси и тремя техниками-инструкторами (механиками и слесарями-механосборщиками). Последний экземпляр этой модели был принят на вооружение ВВС Афганистана в апреле 1938-го.
Итальянские самолёты и бомбы прибыли в Карачи на борту грузового судна "Кабото" 8 ноября. Одиннадцать самолётов достигли Кабула в декабре 1937-го, а в январе 1938 года были наняты в качестве инструкторов по контракту на два года один итальянский пилот, два механика, слесарь и инженер (Марио Паолетти, Арцилло, Буонамонета, Бочча и Палья). Сборка новых самолётов была завершена в июне 1938 года.
Итальянский многофункциональный IMAM Ro 37 на афганской службе, еще один относительный долгожитель ВВС этой страны. Современная реконструкция окраски и опознавательных знаков.
Военно-воздушные силы Афганистана находились в ведении Военного министерства, однако их командующий испытывал трудности с получением достаточных средств для обучения и содержания личного состава и техники. Летом 1938 года часто проводились разведывательные полёты над неспокойными районами Катаваза, а также над Восточной и Южной провинциями. По меньшей мере четыре раза единичный Hawker Hind бомбил и обстреливал повстанцев в Катавазе. В начале 1939 года несколько самолётов были задействованы против "скопления мятежников" возле Гиришка в провинции Кандагар. Самолёты Ro 37, из-за их низкой манёвренности на большой высоте, не могли взлететь с полной бомбовой нагрузкой, особенно с посадочной площадки Газни. К декабрю 1938 года в распоряжении Афганских ВВС находилось восемь самолётов Hind, 16 самолётов Ro 37, из которых два были повреждены и не подлежали ремонту, семь учебных самолётов Breda (плюс один списанный) и четыре старых советских Р-1. В феврале 1939 года через Нью-Дели был доставлен новый самолёт Ro 37.
В мае 1938 года, когда авиакомпания Deutsche Lufthansa (DLH) открыла маршрут между Берлином и Багдадом, проходящий через Герат в Кабул, впервые было установлено воздушное сообщение между Афганистаном и Западной Европой. Однако этот маршрут был открыт только в летние месяцы. В июле-августе 1936 года самолёты DLH Ju 52/3ms, бортовые номера D-ANOY и D-AMIP, во время испытательного полёта в Китай через Памирские горы и Синьцзян пролетели над Кабулом. Они снова пролетели над Афганистаном на пути обратно в Германию в сентябре. До сентября 1939 года авиаперевозчиком DLH выполнялись еженедельные рейсы между Берлином и Кабулом.
Афганская правительственная делегация посещает авиакомпанию Deutsche Lufthansa в Берлине.
Афганцы были очень заинтересованы в приобретении большего числа Hawker Hind, и в конце 1938 года Королевские военно-воздушные силы Великобритании предложили поставить 20 машин, которые ранее служили в 113-й и 211-й эскадрильях на Ближнем Востоке и подлежали замене на Bristol Blenheim. Эти Hawker Hind в основном были взяты из резерва и налетали всего по нескольку часов. Переговоры завершились в апреле 1939 года, а контракт был подписан в мае. Десять Hawker Hind должны были быть доставлены 14 мая, а ещё десять - в июле. Первая партия была отправлена из Египта, а затем перевезена из Индии в Кабул точно в срок. Однако один самолёт, серийный номер 7, остался в Пешаваре с повреждённым двигателем, и 24 мая афганцы приняли только девять самолётов. Четыре дня спустя в Кабуле состоялся военный парад, и в этот раз в воздухе одновременно находились четыре Breda, девять Ro 37 и 12 Hawker Hind. 19 июня один Hind потерпел крушение, и афганский пилот погиб. Вторая партия из восьми Hawker Hind прибыла 30 августа и была передана принимающей стороне лейтенантом авиации А.Дж. Янгом. Последние три машины британцы доставили в Кабул 18 октября, выполнив таким образом заказ на двадцать единиц. Этим самолетам было суждено пережить очень длительный срок службы в Афганистане. Один из них был подарен британскому Музею Королевских ВВС в 1967 году, другой был приобретён фондом Шаттлворт в 1970 году, а в 1975 году машины этой модели с серийными номерами K6618 и L7180 были отправлены в Канаду.
Один из афганских Hawker Hind в музейной коллекции в наши дни.
В мае 1939 года в Афганские военно-воздушные силы в качестве лётного инструктора с контрактом на три года был направлен один офицер Королевских ВВС Великобритании, а компании "Хоукер" и "Роллс-Ройс" отправили двух технических консультантов. Вездесущие афганские Hawker Hind использовались для помощи армии в подавлении "беспорядков среди племён" в районе Катаваза, а также во время карательных операций в районе Заминдара.
С началом Второй мировой войны в сентябре 1939 года Афганистан провозгласил нейтралитет; три Hawker Hind были облегчены за счет демонтажа всего ненужного оборудования и использовались в качестве истребителей на случай воздушной атаки противника на Кабул.
11 июля 1939 года один из Junkers F 13 был повреждён при посадке в Шерпуре, но другие самолёты производства компании "Юнкерс" использовались до конца того же года. В 1968 году на свалке на окраине Кабула были обнаружены фюзеляж Junkers F 13 и двигатель Junkers L 5, и на капоте двигателя всё ещё была видна надпись "JUNKERS"!
Весной 1969 года его привезли обратно в Германию и подарили Немецкому музею в Мюнхене, где он сейчас выставлен после реставрации.
В декабре 1939 года в составе ВВС Афганистана числилось 28 самолётов Hawker Hind (в том числе один неисправный), 16 самолётов Ro 37 (три неисправных), восемь учебных самолётов Breda (один неисправный) и три советских Р-1. В 1939-1940 годах был расширен аэродром в Хваджа-Раваше, расположенный в нескольких милях к северо-востоку от Кабула, там построили новые мастерские и ангары.
К апрелю 1940 года Афганские военно-воздушные силы состояли из трёх эскадрилий, базировавшихся в Кабуле:
Эскадрилья No 1 в составе 12 самолетов Hawker Hind.
Эскадрилья No 2 в составе 9-10 самолетов Ro 37.
Эскадрилья No 3 в составе 10 самолетов Hawker Hind (один с двойным управлением).
Летная школа с 5 учебными самолетами Breda.
Опознавательные знаки.
В период с 1939 по 1941 год национальная символика Афганистана претерпела некоторые изменения. Трёхцветная маркировка на фюзеляже всех самолётов, введённая после объявления нейтралитета страны в сентябре 1939 года, весной 1940 года была снята и заменена эмблемами эскадрилий. В конце 1941 года в дополнение к розетке афганских цветов была введена новая национальная символика в виде трёх параллельных чёрных, красных и зелёных полос (чёрная ближе к фюзеляжу) на крыльях и на руле поворота.
Военно-воздушные силы Афганистана были отдельным видом вооруженных сил, находившимся в ведении Министерства обороны. Штаб-квартира ВВС и все три эскадрильи располагались в Шерпуре, Кабул. Зимой, когда из-за обильного снега полёты с аэродрома Шерпур были затруднены, одно авиаподразделение Hawker Hind обычно отправлялось в Джелалабад, а подразделение Ro 37 - в Кандагар. Лыжи для взлета со снежного покрова, изначально закупленные для Ro 37, тестировались на самолетах Hind. Запасные части для итальянских самолетов во время войны не могли быть доставлены, что вскоре сократило количество исправных машин. 28 июня 1942 года один Ro 37 потерпел крушение и сгорел. К маю 1943 года только три учебно-тренировочных самолета Breda были годны к полетам. Летная школа на зиму также обычно переезжала из Кабула в Джелалабад. К 1943 году она использовала три самолета Hinds, два из которых имели двойное управление, и один Breda.
Курсанты Афганских военно-воздушных сил в Индии, 1938 год.
Во время Второй мировой войны в состав ВВС был введен только один новый самолёт. Военный атташе США в Кабуле, майор Гордон Б. Эндерс, предложил подарить афганскому правительству учебный самолёт, и этот акт доброй воли был одобрен военным министерством страны. Из партии в составе двенадцати американских самолётов, находившихся в Карачи, был выбран Stearman PT-17 Kaydet, также с ним "в комплекте" шел запасной двигатель. 16 апреля 1943 года афганский пилот Абдул Разак Хан и механик отправились в Пешавар, чтобы забрать самолёт, а 28-го числа перелетели на нём в Кабул. 22 мая полномочный министр (официальное название должности посла) США Корнелиус Энгерт официально передал самолет афганской стороне на аэродроме Шерпур.
Афганистану тем временем требовались новые учебно-тренировочные самолёты, уже осенью 1941 года афганцы вели переговоры о покупке de Havilland DH 82 Tiger Moth. Однако из-за нехватки средств они не смогли разместить заказ. В августе 1943 года афганское правительство попросило Великобританию предоставить один самолёт для оценки, а в мае 1944 года британской стороной было принято решение отправить пробный Tiger Moth в Кабул для демонстрации. 27 мая командир эскадрильи Британских Королевских ВВС Б.Э. Кинг перелетел на Tiger Moth, бортовой номер NL758, из Пешавара в Кабул. Он вернулся в Индию 13 декабря.
В качестве замены итальянским Ro 37 на афганской службе в начале 1944 года британцами были предложены девять подержанных Audax, но вместо этого афганцы запросили такое же количество хорошо знакомых им Hind. Предложение правительства Британской Индии о продаже девяти истребителей Hawker Hurricanes Mk IIC в мае 1944 года также было отклонено афганцами. Военно-воздушные силы Афганистана больше интересовались двухместными самолётами. Другое предложение, сделанное в ноябре 1944 года, касалось самолётов Fairey Swordfish, но на тот момент у афганского партнера не было свободных средств для их приобретения. Тем не менее, 24 июля 1944 года Военно-воздушные силы Афганистана устроили показательные полеты с участием 21 самолета Hind и шести Ro 37.
Пробританский командующий.
Последний Ba 28 разбился 3 июня 1945 года, и, поскольку ни один из других самолётов марки Breda не был пригоден к полётам, единственным учебным самолётом, доступным единственному пилоту-инструктору британских Королевских ВВС на афганской службе оставался американский Stearman. Помимо лётной школы в Кабуле существовала также инженерная школа, теоретически эти два учебных заведения могли принять девять пилотов-курсантов и девять механиков соответственно. Для применения в строевых эскадрильях в этот период были доступны три исправных Ro 37 и 14-16 Hinds. Когда 28 августа 1945 года скончался первый и долголетний командующий ВВС Мухаммад Ихсан Хан, который зарекомендовал себя убеждённым сторонником Италии, партия бывших "агентов влияния государств оси" в военно-воздушных силах утратила свои позиции, и с тех пор Афганские ВВС встали на однозначно пробританские позиции. Покойного Ихсана Хана сменил бывший начальник Генерального штаба Асадулла Хан. Асадулла Хан был полон решимости реорганизовать военно-воздушные силы по образцу британских Королевских ВВС.
После показательных полетов, проведенных для афганских эмиссаров в 1944 году, 25 апреля 1946 года в Индии для Летной школы были закуплены восемь самолетов Tiger Moth (бортовые номера DE572, EM780, EM986, NL727, NL944 и NL962-964: серийные номера 85539, 85997, 86169, 86210, 86387 и 86394-86396). К тому времени в Кабуле базировались только две действующие эскадрильи: No 1 с самолётами Hind и No 2 с самолётами Ro 37.
Занимавший пост премьер-министра Афганистана с 1946 по 1953 год Шах Махмуд санкционировал проведение свободных выборов и создание относительно свободной прессы, а с 1949 по 1953 год в Афганистане функционировал так называемый Либеральный парламент. Военно-воздушные силы в это время использовались исключительно для внутренней охраны территорий и подавления волнений племён. Штаб ВВС и все подразделения базировались на аэродроме Шерпур. Летом 1947 года были вновь сформированы три строевые эскадрильи, и школа также стала номерной эскадрильей:
Эскадрилья No1: 12 самолётов Hawker Hind (один с двойным управлением);
Эскадрилья No 2: 8 самолетов Ro 37s;
Эскадрилья No 3: 12 самолётов Hawker Hind (один с двойным управлением);
4-я эскадрилья, бывшая летная школа: 8 самолётов Tiger Moth и 1 Stearman (для личного пользования начальника штаба ВВС).
Афганский Hawker Hind в полете над хребтами Гиндукуша. Снимок сделан с другого самолета.
Опознавательные знаки самолетов Королевских ВВС Афганистана, 1947 год.
На крыльях, ближе к фюзеляжу, расположены чередующиеся зелёные, красные и чёрные полосы, причём чёрные полосы находятся ближе к фюзеляжу с обеих сторон.
Чёрно-красно-зелёные розетки на крыльях. По бокам фюзеляжа за кабиной пилота - круг с эмблемой эскадрильи в цвете (не на всех самолётах). На всех учебных самолётах оранжевая или светло-красная полоса вокруг фюзеляжа перед хвостовым оперением. Серийные номера нанесены арабскими цифрами на киле.
В сентябре 1945 года правительство Афганистана проявило некоторый интерес к приобретению транспортного самолёта, и Министерство авиации рекомендовало двухмоторный британский Avro Anson Mk 18. В феврале 1947 года один экземпляр был отправлен в Кабул для демонстрации. В том же месяце штаб ВВС еще не получившей независимость Индии отправил для изучения афганской стороной истребитель Spitfire Mk 8, и по результатам были намечены планы по приобретению 12 или 24 таких самолётов. Однако поступившее в мае 1947 года предложение о покупке 12 Spitfire не было принято. Королевские военно-воздушные силы Афганистана, как они теперь назывались, оставались в первую очередь внутренними воздушными силами охраны правопорядка с ограниченными возможностями, "заточенными" для борьбы с восстаниями племён и другими тому подобными общественными возмущениями, и не нуждались в высокоэффективных истребителях. Боеготовность афганской военной авиации была низкой, всегда ощущалась нехватка обученного наземного персонала.
В январе 1948 года был наконец размещён заказ на двенадцать самолётов Anson Mk 18, два из которых предполагалось оснастить двойным управлением. Эти самолёты афганское командование было намерено использоваться в боевых действиях для бомбардировок, разведки и выполнения других задач. Первый из них разбился в Персии в июне 1948 года еще до поставки и был списан, но ещё два самолёта прибыли позже в том же месяце. Первые тренировочные полёты состоялись 18 июля 1948 года с инструктором из британских Королевских ВВС. Остальные девять самолётов прибыли в период с июня по октябрь 1948 года, а в ноябре 1949 года была доставлена замена для потерянного самолёта.
Один из двенадцати самолётов Avro Anson 18, приобретённых ВВС Афганистана в 1948 году.
К концу года в Королевских ВВС Афганистана было 12 самолётов Anson, а также 19 самолётов Hind в 1-й и 3-й эскадрильях, десять самолётов Ro 37 во 2-й эскадрилье и семь самолётов Tiger Moth и Stearman в 4-й эскадрилье. Все самолёты базировались в Кабуле. Личный состав ВВС составляли 150 офицеров и младших командиров, в том числе около 39 пилотов, и 285 рядовых. Количество Hind и Ro 37 постепенно уменьшалось, но этим старым самолётам предстояло ещё несколько лет служить в Королевских ВВС Афганистана!