Аннотация: Анализ боевого применения гусеничной бронетехники на Американском континенте.
Танки в войне Чако
Целью этой статьи является описания боевого применения танков в Чакской войне. По видимому, это первый случай боевого применения гусеничной бронетехники на Американском континенте
Откуда есть пошли танки боливийские...
Готовясь к предстоящей войне с Парагваем, Боливия в 1926 году заключила гигантскую сделку на сумму 3 миллиона фунтов стерлингов с британской оружейной корпорацией "Vickers-Armstrong" . Несмотря на дальнейший пересмотр сделки в сторону уменьшения на 1,75 миллиона до "скромных" 1,25 миллиона фунтов, она тем не менее включала некоторое количество танков и танкеток. Скорее всего объем закупки последних был пересмотрен в сторону уменьшения в пользу авиации, полевой артиллерии и пулеметов. В результате боливийцам достались три танка и две танкетки. Танками были один пушечный Vickers Mk.B и два пулеметных двухбашенных Vickers Mk.А. Двумя танкетками были Carden Lloyd -ы, возможно модели Mk.IV. Эти танки и были "танковым кулаком" Боливии в той кровопролитной, но малоизвестной войне. А учитывая несоответствие местности (боливийские горы и парагвайские джунгли) возможностям бронетехники, особой роли эти танки не сыграли. В ходе войны Боливия танки больше не закупала. Слухи об использовании Боливией французских Renault FT-17 доверия не заслуживают и источниками не подтверждаются.
Легкие танки Vickers Mk.A и Mk.B
Легкие танки Vickers Mk.Е, более известные в отечественной литературе под общим названием "Виккерс 6-тонный". Танк был разработан в инициативном порядке фирмой "Виккерс-Армстронг" в 1930 году в двух вариантах: двухбашенном (А) и однобашенном (В). В принципе основное отличие было в вооружении. Первый вооружался двумя пулеметами "Виккерс" калибра 7,62 мм с водяным охлаждением, а второй - 47-мм пушкой.
"Виккерс шеститонный" отличался плавностью хода и надежностью в эксплуатации. Его мелкозвенчатая гусеница из марганцовистой стали выдерживала пробег до 4800 км (по тем временам случай прямо-таки беспрецедентный). Ни тот, ни другой варианты никакого интереса у британских военных не вызвали. Тогда компания стала активно предлагать их на экспорт. В то время многие страны, не имеющие собственной тяжелой промышленности и опыта танкостроения, искали для себя вариант покупки этого нового веского аргумента на поле боя. Танк "Виккерс 6-тонный" подходил для этой роли по многим параметрам, но главное он был достаточно простым и дешевым.
Он оказался наиболее массовым танком 30-х начала 40-х годов. Наибольшее развитие "Виккерс 6-тонный" получил в СССР под общим индексом Т-26 и в Польше в модели 7ТР, но освещение этого вопроса целью данной не является.
Боливийские образцы были классическими Vickers Mk.A и Mk.B. Здесь мы становимся свидетелями того, как в строительстве этих модификаций нашла реальное (хотя и запоздалое) воплощение идея, появившаяся еще в первую мировую войну, - пулеметные танки действуют против пехоты, а пушечные (в тогдашней отечественной военной науке принято было называть их танками-истребителями) их поддерживают.
Пулеметный Vickers Mk.A имел две симметрично расположенные башни с углом обстрела 240№ из пулемета Виккерс (несколько модифицированный вариант Максима) водяного охлаждения ленточного питания, как правило лентой емкостью 250 патронов. Общий боекомплект обоих пулеметов составлял 6000 патронов. Вообще двухбашенное расположение пулеметного вооружения в данном случае было плюсом т.к. это позволяло вести огонь по пехоте, которая и являлась основным противником, во всех направлениях. Бронирование танка было выполнено из 13-мм бронелистов.
Машина варианта В имела более толстую (17 вместо 13 мм) броню и большую массу (7,4 вместо 7 т), чем машина варианта А. Основное же отличие было в вооружении - в единственной башне располагалось 47-мм короткоствольное орудие со спаренным пулеметом, возможно Льюис.
В боекомплект орудия входили исключительно осколочно-фугасные снаряды. Экипаж обоих вариантов состоял из трех человек - в водитель и два пулеметчика в первом, водитель, командир/наводчик и заряжающий во втором. Максимальная скорость была около 30 км/ч, но в действительности как правило танки двигались значительно медленнее. В целом на начало 30-х это были весьма грозные боевые машины.
Танкетка Carden Lloyd Mk.VI
На полях Первой мировой войны под шквалом пулеметного огня, шрапнели и осколков снарядов опять была воскрешена благополучно похороненная с рыцарских времен идея "бронированного бойца". Одним из путей стало появление индивидуальной бронезащиты - как всем известных касок (правильнее все же стальных шлемов), так и гораздо менее известных кирас, глухих шлемов, кольчужных забрал. Другой путь выглядел еще более заманчивым - посадить бойца "на мотор", прикрыть броней, дать пулемет. Так родилась идея танкетки.
Первую танкетку построил в 1924 году английский майор инженерных войск Дж. Мартел из запасных частей обычных гражданских машин в своей собственной опытной мастерской. Это была одноместная легкобронированная машина, вооруженная пулеметом и оснащенная маломощным двигателем. На испытаниях она развила скорость до 24 км/ч, преодолевала значительные подъемы.
Почти одновременно с Мартелом небольшую одноместную танкетку построил английский инженер Дж. Карден. Эта машина, в которой водитель-стрелок размещался в положении лежа, имела еще больше недостатков, чем танкетка Мартела, и в армии не применялась.
Учтя недостатки первых моделей, конструкторы начали работать над двухместными машинами, которые окончательно были готовы и поступили на испытания в 1927 году. Работы над двухместными танкетками объяснялись сомнениями конструкторов, сможет ли один человек сочетать в себе одновременно функции водителя, стрелка и наблюдателя. Этот вопрос в результате решился в пользу экипажа, состоящего как минимум из двух человек.
Наиболее удачной оказалась двухместная танкетка, которая прошла через целый ряд усовершенствований и окончательно оформилась только к 1929 году как танкетка "Карден-Ллойд" Mk IV. Выпускалась она все тем ж заводом " Vickers-Armstrong ".
Танкетками заинтересовались по всему миру, не избежал этого и СССР. В общем то танкетки себя не оправдали, особенно когда их пытались применять не по назначению, т.е. для разведки, передачи донесений, передвижных пулеметных гнезд, а в качестве легких танков.
Применяемые Боливией "Карден-Ллойд"-ы были вооружены тем же самым пулеметом Виккерс, оснащенным бронированным кожухом и щитком защиты стрелка. Бронирование состовляло 4-8 мм и не обеспечивало защиту даже от обычного винтовочно-пулеметного огня на средних дистанциях. Экипаж составлял 2 человека.
Боевое применение.
Информация о боевом применении боливийских танков весьма ограничена. Возможно они принимали участие в бою "7 километр на Савеедру" "Kilometer 7 to Saveedra". Также боливийская бронегруппа однозначно принимала участие в бую 4 июля 1933 года в ходе второй атаки на форт Нанава (Nanawa), которая являлась частью большого наступления под руководством боливийского главнокомандующего Г. Кундта. Танки применялись при массированной авиаподдержке и прикрывались огнеметчиками. Танки оказались для парагвайцев неприятным сюрпризом. Особенно Mk.B, быстро приноровившийся их своей 47-мм пушки подавлять пулеметные гнезда и разрушать парагвайские ДЗОТы из quebracho (железного дерева). Парагвайцы не ожидали появления танков и поначалу были не готовы встречи с ними. Основное артиллерийское орудие пааргвайцев - 75-мм французская полевая пушка, никак не предназначалось для борьбы с бронетехникой, не говоря уже о минометах. С другой стороны неопытные боливийские экипажи, а главное испепеляющая жара, из-за которой приходилось даже в бою держать все люки открытыми, снижали эффективность действий. Не хватало необходимого высококачественного топлива, двигатели не были приспособлены к работе в условиях такой жары и постоянно перегревались.
Парагвайцами был создан специальный "ударный отряд" для охоты на танки. Видимо тут сказался опыт Российской Гражданской войны, который имели парагвайские офицеры российского происхождения. Подробности действий этого отряда не известны, но результат налицо - один Мк.А. был уничтожен, скорее всего подрывным зарядом, а его два оставшихся собрата захвачены в качестве трофеев (в декабре 33-го года под Савеедрой).
Судьба танкеток Карден-Ллойд" не известна, нет никаких данных ни об их судьбе, не о боевом применении.
Судьба захваченных Виккерсов более интересна - один (Мк.А.), имевший собственое имя "Ina", красовался в качестве монумента победы в столице Парагвая Асунсьоне.
Позднее в рамках политики примирения с Боливией он был возвращен первоначальным хозяевам.
Боевой путь второго - пушечного Мк.В. не закончился - он в числе прочего собранного "с бору по сосенке" оружия был продан испанским республиканцам во время Испанской Гражданской войны в 37-м году. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Бронетехника Парагвая.
Парагвай в свою очередь приобрел в 38-м году у Италии несколько (по некоторым данным до 14-и) танкеток Ansaldo CV33, также представлявших собой развитие "Карден-Ллойд"-а. По сравнению с прототипом они были несколько лучше бронированы и несколько более комфортны для боевой работы. Танкетки итальянцы предложили практически по себестоимости, так как были заинтересованы в боевых испытаниях этой техники, на которую тогдашние итальянские стратеги возлагали большие надежды.
Дошли ли новые танкетки до боя - не понятно, к тому времени бои уже во всю на территории гористой Боливии. Тем не менее парагвайские бронесилы страдали от тех же проблем, что и боливийские. Немаловажным фактором было также и то, что доверие парагвайской пехоты к танкам было во многом подорвано успешными действиями по уничтожению танков противника. Также сказалась нехватка топлива, шедшего прежде всего на грузоперевозки.
Версия с многочисленными фото: http://borianm.livejournal.com/16477.html#cutid1