Mihalich : другие произведения.

Х/ф "Все умрут а я останусь" или Анатомия и физиология предательства

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Точка
    В конце


Дети, - вы уже взрослые.
Анастасия Ивановна Домаренко






С пару месяцев тому назад посмотрел по наводке с oper.ru указанный фильм. Оценивать его в категориях "хороший" / "плохой" / "отвратительный" - не стану: и без меня таких "судей" пруд пруди. После просмотра в голову стали приходить различные мысли по поводу увиденного и вот, наконец, удалось изложить свои соображения одним текстом.
Первое, что пришло в голову после просмотра - это то, что фильм опоздал лет на 8-10. Потому как, явления показанные в фильме возникли не вчера и даже не позавчера.
Перед написанием данного отзыва - прочёл интервью режиссёра-постановщика фильма Валерии Гай Германики ("Валерия Гай" - имя, "Германика" - фамилия)

 []
Взято отсюда.

 []
Взято отсюда.

 []
Взято отсюда.

 []

на предмет узнать что-нибудь ещё о мыслях и намерениях режиссёра. Прочёл и обсуждение фильма состоявшееся после показа фильма в "СИНЕФАНТОМЕ" - тоже познавательная вещь. И вот на основе увиденного и прочитанного - пишу.
Детально разбирать содержимое фильма - смысла мало: фильм есть всего-навсего иллюстрация некоторых процессов протекающих в повседневной жизни - к чему эту иллюстрацию на атомы раскладывать? Едва ли это кому-то нужно. Описывать фильм как целое? Ну так Волобуев уже всё сказал: "у вас ... фильм про то, как дети посылают на х... родителей". Да это и так заметно, если зритель не слепой и не глухой. Вот и получается, что ни за содержание, ни за форму цепляться нет никакого резона. Остаётся только контекст, подоплёка процессов показанных в фильме. Вот об этом и буду писать.

 []
Слева направо: Вика (Ольга Шувалова), Жанна (Агния Кузнецова) и Катя (Полина Филоненко). Взято отсюда.

А в подоплёке того, что показано в фильме находится тот факт, что в настоящее время в стране существует чудовищный разрыв поколений. Причём это даже не "разрыв", а пропасть, бездна - отрезавшая одних людей от других. Так что, в общем, описанный классиком феномен жизни века XIX-го под названием "Отцы и дети" - это детский сад (простите за каламбур) против того, что имеет место быть прямо сейчас. По той простой причине, что природа этих явлений различна.
В чём же причина того, что между поколениями возникла пропасть? А в предательстве. В предательстве предыдущим поколением последующего: в предательстве родителями детей. Это многомерное и многостороннее предательство, но какую его сторону не возьми - предательство это всегда предательство. А страшнее всего то, что это предательство практически абсолютное: одно дело, когда тебя предают хоть и друзья, но ли всё-таки посторонние тебе люди, и совсем другое дело, когда тебя предают те, ближе кого быть не может - а это уже совсем другая история. Такое не только невозможно простить: за такое нельзя не мстить.
Ну-с, давайте поподробней про предательство, про его сущность. На первый взгляд - в фильме ничего особенного не происходит: обыденные семейные неурядицы и трудности с воспитанием детей. С кем, дескать, не бывает. Ну, с точки зрения рехнувшегося ублюдка и недоумка, так оно и есть. А что же по существу? А по существу в показанных в фильме семьях Кати и Жанны происходит то, хуже чего сложно себе представить: родители вроде бы есть, а по существу их нет. В семье Кати - оба родителя мягко говоря не здоровы на голову и в этой связи пытаются "заботиться" и "опекать" дочь в соответствии со своими "единственно верными" "воззрениями" на воспитание. Ситуация напоминает психушку, где больных назначили врачами, а на места больных наловили случайных прохожих с улицы - и тех принялись "лечить" бывшие пациенты. В семье Жанны ситуация такова, что её родителям гораздо дороже и важнее их хобби (аквариумные рыбки), а не их дочь. Впрочем, рыбки - это всего лишь эпизод, но эпизод характерный. И каково это? По мне, так тоже болезнь головы. Такова ситуация в семьях, где родители и дети - совершенно разные и чужие друг другу люди. То есть в ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ дети стали чужими для родителей и ТОЛЬКО ПОТОМ родители стали чужими для своих детей. Вот как раз в том, что родители "бросают" таким образом своих детей и состоит их предательство. А тот факт, что предавшие и бросившие родители живы и постоянно находятся рядом - он только усугубляет ситуацию потому как ПОНЯТЬ и ПРИЯТЬ такое положение вещей НЕВОЗМОЖНО. И никакие словесные отговорки с объяснениями ничего поменять тут не могут в принципе. А тот факт, что одни - взрослые (читай - сильные), а другие - дети (читай - слабые) не только добавляет в ситуацию гнусности и омерзения, но и озлобляет вторых не только против первых, но и вообще ПРОТИВ ВСЕХ.
Вот поэтому простить такое предательство невозможно.

* * *


В упомянутой выше заметке на oper.ru содержатся любопытные оценки относительно показанного в фильме. Например: "Девочки ведут себя как подобает тупым животным, аутентичность полная". Кхм... Как писалось выше, вышло так, что упомянутые девочки являются мало того, что сиротами при живых родителях, но ещё и живут в натуральном сумасшедшем доме - странно думать, что это никак на них не отразиться. Короче говоря, их "тупизна" и "животность" - отражение сумасшествия и уродства их родителей. Да-да, любезный родитель, когда ты смотришь на поведение своего чада, ты видишь в этом поведение своё отражение. И когда чадо ведёт себя так, как оно себя ведёт - это не значит, что оно такое от природы - это значит, что ВОТ ТАК его "прогнули" родители своим "воспитанием". Однако, если смотреть лишь на "тупую животность", то тут старшие дадут младшим сто очков вперёд. Ибо родители - пример для детей во всём. Во всём абсолютно :(
Странно думать, что брошенные на произвол судьбы (вследствие, по существу, предательства своими родителями) и предоставленные сами себе девочки будут вести себя как-то иначе, чем показано в фильме. И главным смыслом и мотивом их в такой ситуации становится потребность справиться с шоковым состоянием, в котором они постоянно пребывают. Жизнь с осознанием (или прочувствованием) того, что тебя предали и оставили самые близкие тебе люди, какие только могут быть - вот главная причина того шокового состояния, в котором находятся девочки и которое, по сути, движет ими в их жизни.
Понятно, что у разных людей это состояние выражено в разной степени, но вот то, что оно ОДНО НА ВСЕХ - это общее место...

* * *


Что касается обсуждения, состоявшегося после просмотра фильма - это вообще песня: словно ещё разок кино посмотрел. Только в куда более мрачных красках и с гораздо более бестолковой "игрой актёров". Приведу наиболее содержательные фрагменты обсуждения в сжатом виде (они того безусловно стоят).

 []
Слева направо: Агния Кузнецова, Полина Филоненко и Валерия Гай Германика. Взято отсюда.

Вот фрагмент про "отцов и детей":

Зрительница-1: ... Школьники в пубертатном периоде, в спелых прыщах, которые они безуспешно, по-моему, пытаются вывести в подвалах, выглядят очень трогательными, беззащитными и опасными для себя. Родителей тоже жалко. Хочу узнать, в чем правда, сестра, и насколько мы продвинулись с девятнадцатого века среди "отцов и детей". ...

Валерия Гай Германика: ... И поняла, что ничего никуда не двигается. Мы находимся в стабильном состоянии, потому что мы все люди, и, я думаю, что так было всегда. И это не пугает, потому что... ну, это природа, а природа всегда задает тебе такие вопросы, на которые ты можешь ответить, ну, не знаю, физиологично достаточно.

Ну да - точно так. Вот только НИКОГДА до настоящего момента заурядная житейская проблема "отцов и детей" не усугублялась фактором предательства. И потому никогда прежде эта проблема не имела такого трагизма и тяжести. Вот поэтому ссылка на век девятнадцатый - ничего не объясняет в ситуации сложившийся на сегодняшний день. Однако тот факт, что далеко не всех людей эта проблема "приложила" по мозгам до полной невменяемости - он обнадёживает.
И исходя из этого - предназначение фильма:

Агния Кузнецова: Я думаю, как раз очень хорошо посмотреть взрослым людям это кино, чтобы как-то пообщаться со своими детьми, не просто их отправлять в школу, а по-настоящему поговорить о любви, о том, что дети хотят. Мне кажется, родителям очень полезно посмотреть этот фильм, и все хорошо, не пугайтесь, такие ситуации могут быть во все времена, это не значит, что девочки никем не станут потом, после такого детства, понимаете?

. . .


Святослав: ... Хотелось бы от вас как от режиссера услышать, вы ставили целью, чтобы фильм чему-то научил, или же все-таки хотели, чтобы...

Валерия Гай Германика: Ой, вообще вот это не надо, пожалуйста, сейчас. Я не верю ни в какую целительную силу искусства ни в коем случае. ...

Святослав: Нет, я имею в виду, вы хотели просто отразить действительность?

Валерия Гай Германика: ... Вообще всех, кто злится, особенно этого блоггера, который там сидит, и что-то спрашивает такое, злое, блин, его надо вообще отправить в Канны на перевоспитание, чтобы он окунулся в атмосферу благости, когда люди приходят на кино, не злиться не отрицать, а понимать, смотреть, понимать, и вступать в диалог, и это очень круто.

Разъяснение очевидного людям посторонним и непричастным:

Руслан: ... Каждый творец, когда он делает кинематографическую картину, любую, несет ответственность за свое творение, правильно? Логика? Вот. Дело в том, что данный продукт, он как бы усугубляет положение, если родители посмотрят этот фильм, взаимоотношений в семье между родителями и детьми. Увеличивается контроль, увеличивается давление, и, как следствие, ребенок еще больше будет замыкаться в себе. Я это нормально рассуждаю, как бы логика обычная. Потому что родитель что будет делать? Он будет давить на ребенка: "Ты действительно... это действительно у вас так в жизни?", и выльется это все в очередной конфликт, в очередные комплексы ребенка. Кто несет ответственность за эту бодягу?

Агния Кузнецова: Да, я хочу вам ответить. Я имела в виду, пусть посмотрят родители, не чтобы усилить контроль, а чтобы наоборот, посмотреть этот фильм, и не делать так, как делают родители в этом фильме - это так, примитивно я объясняю. А вообще, лучше поговорить по душам с детьми, то, что я вам говорила, понимаете?

Руслан: Кто несет ответственность за то, что после просмотра фильма родители начнут давить на детей?

Андрей Сильвестров: Руслан, вы!

А вот - про особенности актёрской работы:

Полина Филоненко: Но при этом у меня высшее образование театральное, я читала книги, просто всё проходит, да, всё это есть, и страшно, и поэтому для меня этот фильм был как бы прощанием с той жизнью с какой-то. Было вообще несложно, было сложно все это заново пережить, все это вспомнить, на самом деле тяжело, это маленькая жизнь, которая была, и прошла, жизнь внутри жизни. То есть, я такой больше никогда не буду. Это было очень легко сделать, но трудно морально, в общем, тяжелые съемки были.

. . .


Агния Кузнецова: ... Сложно ли было в роль входить? Ну, нужно было вспомнить, примерно, себя семь-восемь лет назад. На самом деле... нет, я не общалась, просто я хотела, чтобы она была самая смешная, такая разбитная, просто самое главное отличие у меня в том, что я не дружила с девочками никогда, вот, хотя бы так. Ненавидела школу люто, и вообще, занималась в театральной студии, и в школу так, ходила, ни с кем там не дружила, потому что школа - это отвратительное место. Постсоветская школа - это ужасно. Там есть две учительницы хорошие, которые научили меня читать. Правильные книжки. Читать правильные книжки - всё, этого достаточно. Всё, ничего больше не хочу говорить.

Творческие наработки, не вошедшие в фильм:

Валерия Гай Германика: Я подумала, что у меня очень положительный фильм, позитивный. ...

Зрительница-1: О том, как не надо.

Валерия Гай Германика: Не знаю. Мне кажется о том, как надо. Ну, я ко всем объективно там подходила, у меня финал был другой, финал был дико дидактический такой.

Зрительница-1: А что там должно было быть?

Валерия Гай Германика: Ну, там должна была быть какая-то вот такая дидактика, что там понедельник, утро, что-то вот такое. Я оставила свой финал, потому что я подумала, что иногда в воздухе, когда лето, например, бывает такое напряжение, и очень душно, и когда идет дождь, природа отдыхает. И я подумала, что пусть она просто плачет, это будет вдох и выдох одновременно.

. . .


Валерия Гай Германика: Что Катя, вот она плачет, и когда родители говорят "забьем окно", чтобы там она не выпрыгнула, она идет, берет молоток, заворачивает его в тряпочку, и спит с ним, как бы охраняя свое пространство, и в то же время готовая убить любого, кто к ней подойдет. Вот такой вот у нас еще вариант финала нарисовался позавчера.
(за авторством писателя Сорокина - прим. авт.)

. . .


Валерия Гай Германика: У нее все отлично вообще. Я с ней досняла финал даже, у Вики я сняла финал, как она там в понедельник, с утра, стоит около школы, уже звенит звонок, и все бегут на уроки, и мальчик из класса говорит: "Ну, чего ты не идешь на урок?", она там с пацанами стоит, в какой-то кожаной одежде, в колготках каких-то рваных, такая бухая, с сигаретой, и говорит: "Да мне вообще по х** на все". То есть, она скапустилась вообще окончательно, забила на всё. Я, кстати, у всех трех девочек досняла финал, даже Полину досняла.

Про подход к созданию фильма и про личность режиссёра:

Валерия Гай Германика: Три строчки, ну, потерпите, пожалуйста, я специально для вас готовилась, навыбирала сегодня нужный текст. "Я хочу вам сказать, что им надо просто, чтобы их ё*ом крыли с утра до вечера, тогда они, может, немного одумаются. А мы все чайком да майком, х**ком им, а не чайком надо, вот как! Так что, Мартин Алексеевич, не позорьтесь вы перед этими гадами, и нас не позорьте. Желаю вам здоровья".
(цитата из Сорокина же - прим. авт.)

. . .


Андрей Сильвестров: ... А пока несут микрофон, у меня простой вопрос - когда вы делали фильм, хотели провокации, или нет?

Валерия Гай Германика: Недавно мне позвонил мой бывший обиженный бой-френд, который мечтал всю жизнь стать хасидом, и сказал мне: "Германика, ответь мне, пожалуйста, а почему ты все время вы*бываешься?" Я сказала: "А тебе никогда не приходило в голову, что я так живу просто?" Он сказал: "Я подумал об этом вчера". Притча такая.

И, наконец, про съёмки продолжения:

Полина Филоненко: Я просто сейчас быстренько два слова добавлю. Просто вчера было два подростка четырнадцатилетних, и они разговаривали по телефону: "А, мы тут на халяву, такой фильм, надо смотреть, но конец смазанный". Мы сидим, они нас не замечают, они такие: "О, это вы играли?" Мы: "Ну, как, ребята, понравилось? Вам четырнадцать лет, скажите, правда, неправда". "Не, всё правда, но конец смазали". "А чего, чем он вам не угодил?" "Слушай, короче, отомстить надо", ну, типа, чтобы я... Я говорю: "Ну, ладно, это мы продолжение снимем". "Ты банду собери по дворам, и отомсти". Я говорю: "Давай, звони своим, сейчас снимем".

. . .


Яна: А вопрос у меня к Полине. Полина, ну, черт побери, неужели вам не было обидно за свою героиню? Вам не хотелось отомстить, а? Просто я так мучилась страшно.

Полина Филоненко: Да, было, я требую продолжения. Просто Лера, может быть, и молчит по поводу над чем она работает... я шучу. Нет, но я всё-таки заставлю её в старости снять продолжение, потому что я в школе всегда мстила, такого никогда не было, вот эта единственная неправда в этом фильме.

. . .


Даша: Я не по профессионализму, я по душевной подаче как бы, не стоит на это обижаться, это же наоборот хорошо, я же говорю с того, что это почерк. Это первая вещь. Вторая вещь - ты снимаешь такое гиперреалистичное кино оголенных нервов, прочувствованное тобой, ну, в подростковые и постподростковые годы, на тематики, близкие тебе, то есть это какие-то низы общества, это контркультура. Теперь смотри. Проходит, скажем, лет пять, да? Ты продолжаешь снимать все те же фильмы, все на те же темы, ты сама растешь, соответственно, определенный, близкий этому взгляд, теряется, круг тем исчерпывается, что дальше?
(Смех в зале.)

 []
Оттуда же.

Валерия Гай Германика: Дальше все умрут, а я останусь.
(Смех в зале.) (Аплодисменты.)

Даша: Красиво, но несерьезно.

Валерия Гай Германика: Ну, хотите серьезно? Я забыла ваш вопрос просто. "Дальше"... подождите, я же отвечаю вам, ну, дайте, я отвечу. "Дальше скрипит кровать. Мне воровать? Вот в эту ночь не хочется. Лишь убивать". Девушка, "лишь убивать", "лишь убивать всех дочиста. Лишь жать на спусковой крючок, и видеть розы выстрелов".


 []
Оттуда же.

И хватит пожалуй.

От себя прибавлю, что редактирование и приведение в удобопонимаемый вид упомянутого обсуждения - адова работа. Конференция с участием малоподготовленной публики - дикий винегрет. Однако, "где наша не пропадала" No
:)))


* * *


Однако вернёмся к родителям и их детям.
Вот человек живёт в состоянии шока. Шока оттого, что он чужой для тех людей, ближе кого у него не может быть: своих родителей. Осознаёт он это состояние или не осознаёт - значение это имеет небольшое, а главное тут в том, что НА КАКОЕ ПОВЕДЕНИЕ и на какие поступки человек вынуждается этим состоянием. А суть этого вынужденного поведения состоит в том, чтобы всеми силами и средствами выскочить из этого обыденного, мертвенного и мучительного состояния. И первое, что будет делать человек пребывающий в состоянии психологического шока - исключит источник, причину этого состояния: т.е. своих родителей и всё, что с ними связано. Человек их просто вычеркнет из своего сознания и из своей жизни. Вот что он сделает.
Фактически, он похоронит их заживо. И причиной такого развития событий станут сами родители. Я никого не обвиняю: просто указываю пальцем на причину.
А теперь предлагаю задуматься над тем, во что превратится жизнь того, кого заживо вычеркнули из будущего? Ужас одиночного бытия до самой смерти; ужас, который сожрёт остатки их разума и превратит остаток их дней в сущий кошмар - такова будет плата за их предательство. Я не злорадствую: просто показываю связь между причинами и следствиями.
Но это всё про взрослых... А что же дети? Они ведь тоже касаются этой связи и ранятся ею. И эта рана (глубокая или не очень - у каждого по-своему) - она никуда не денется и не может никуда деться - это с тобой навсегда:

- Знаете, когда я в детстве, впервые послушав группу The Cure, задавалась какими-то серьезными вопросами, мне говорили: вот тебе исполнится тринадцать, и это пройдет. А потом: ну вот менструация начнется, и пройдет. Пое...ешься в первый раз, и пройдет. А я вот вам могу сейчас сказать: ничего не проходит. Это к вопросу о взрослении и конфликте поколений.
(из интервью)

Таковы причины и механика того, что подрастающее поколение вычёркивает из своей жизни и своего будущего поколение предыдущее. Ибо по другому просто не может быть.

. . .

В моей стране уже много лет идёт необъявленная гражданская война. Эта война без линии фронта, без передовой и без тыла. Она идёт в первую очередь в душах и в головах тех, кому сейчас 25-20-14 лет. По своему трагизму, свирепости и ожесточению ей нет подобных. Думаю, события 1918-1922 годов были ерундой против того, что происходит прямо сейчас в почти каждом доме. Её невозможно игнорировать и нельзя смягчить. И никто никому в ней не может помочь: эту войну все вместе и каждый в отдельности ведёт в одиночку. Каждый - один на этом пути. Она забирает почти все твои силы и саму жизнь день за днём. Не мы - ох не мы её начали, но выбора у нас нет. Нам этот выбор просто не оставили. А раз так, то БЫТЬ ПО СЕМУ.
Вот такие дела.
Вот, всё тебе рассказал. Теперь - смотри сам, что тебе нужно: или бороться до самой жизни за себя самого день за днём не считаясь ни с чем, или существовать дрейфуя в небытие с теми, кто предал не только своих детей, но и самих себя... (И кто только выдумал это дурацкое присловие: "до самой смерти"? Нет, нам такое не подходит). Тому, кто волею судеб оказался среди умирающих, бороться стоит только до самой жизни. Каждый день. День за днём.
И вот тогда - все умрут а мы останемся.


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"