Аннотация: Обзор рассказов конкурса "Великая Отечественная война", 6 мая 2010 г.
В принципе, своё отношение к рассказам я выразил оценками, но хочется немного прокомментировать.
Рассказы я прежде всего оценивал по живости восприятия.
Я считаю, что читателю текст должен быть прежде всего интересен, и за это многие недостатки тексту можно простить.
Это же не учебник!
Наверняка знатоки найдут в этих текстах заимствования из именитых писателей, но про войну написано так много, что почти невозможно создать что то совсем оригинальное.
Итак, мой топ:
1 Федотов В.С. "Russisch Мама" 25k
Лучший в жанре женских сериалов! Сам чуть не разрыдался. Написано очень хорошо, профессионально.
2 Кауфман Е. "Банный день" 7k
Яркий пример "мужицкой" прозы. Смех со слезами на глазах. С одной стороны, банально и просто, но, по моему, вся суть войны и её последствий блестяще отражена.
Жизнь ветеранов войны в наше жестокое время. Они выжили на войне, но никак не могут приспособиться к "новым временам". Жёсткий и точный текст.
4 Дьяков В.Е. "Двадцать восьмой литерный" 33k
Боевик, детектив, смелые предположения. Читается на одном дыхании. Сюжет расследования захватывает, а ответа в конце нет. Неужели автор всё выдумал?
5 Паршиков И.Ю. "И небо голубое, и Клин журавлей" 26k
Классическая жёсткая реалистичная военная проза, в стиле Симонова или Быкова. Чуть-чуть не хватило для "идеального рассказа о войне". Чего не хватило - не знаю, но я почувствовал некую непрописанность и незавершённость.
6 Ледовский В.А. "Противники" 6k
7 Ефремов А.Н. "Разброд и шатание" 17k
Оба текста можно отнести к байкам, не в смысле выдумки, а в стиле изложения сюжета - с юмором и преувеличением.
В конце концов, на войне не только погибали, но и жили своими мелкими каждодневными проблемами.
8 Линчевский Д. "Урок мужества" 10k
Ещё один текст про ветеранов и современность. Нет никакой пропасти между молодёжью и ветеранами, надо просто стараться на равных общаться, разговаривать понятным языком, а не лозунгами и штампами что с одной, что с другой стороны.
9 Путятин А.Ю. "Хозяин судьбы" 16k
В некотором роде анти-Солженицын. Да, многие бойцы после немецкого плена попадали в ГУЛАГ, но далеко не все! И далеко не все офицеры НКВД были безжалостными палачами и убийцами, как в последнее время усиленно вдалбливает в головы обывателей ТВ и "свободная пресса".
10 Мельникова Л. "В память о дружбе" 10k
Может, не очень силён как художественный текст, но очень актуален. Мы в самом деле жили вместе, и помогали друг другу, а периодические "наезды" наших СМИ на те или иные страны только разрушают общую память.
11 Белянский П. "Все женщины моего деда" 9k
Причём женщины не в современном сексуально озабоченном смысле. Представьте, как тяжело было главному герою посылать женщин в шахту! А другого способа прокормить семьи не было.
14 Казовский А. "Иголки" 26k
Из многих "семейных преданий" на конкурсе это - на мой взгляд лучшее.
15 Толстова-Морозова "Из далека долго" 9k
Взгляд на войну глазами женщины- санинструктора.
16 Сапига А.В. "Коктебель. Начало войны" 52k
Мемуары, поначалу немного скучновато, но потом затягивает, и к финалу философские обобщения: как остаться человеком на войне? Почему люди так по разному себя ведут? И есть ли Высший Суд?
Масленников Дмитрий Андреевич
"72 часа смерти"
Рассказ не вошёл в мой топ, но автор попросил меня его рассмотреть.
Я полагаю, что на примере этого рассказа я смогу показать типичные, на мой взгляд, недостатки конкурсных рассказов.
Главным недостатком я бы назвал несоответствие величины замысла и писательского мастерства.
Примерно как если бы выпускник средней школы замахнулся написать четырёхтомный роман в стиле "Войны и мира".
Жанр рассказа подразумевает малую форму, цельный сюжет, ограниченное количество героев и мест действия. Всяческие обощения в стиле "Русь-матушка", "Что ты наделала, война" или "Судьба Москвы зависит от каждого солдата" придают тексту излишний пафос и ничего не дают для развития сюжета.
Вот и в данном рассказе, написанном в форме дневника, автор замахнулся на раскрытие многих тем, что ему не вполне удалось.
По моему, было бы разумнее ограничиться последними днями главного героя, без пафосных фраз "Москва просит помощи". У кого просит? Лично товарищ Сталин позвонил в окоп бойцу и попросил его отстоять Москву?
Многие рассказы грешат неряшливым отношением к историческим фактам и описанию боевых действий.
К примеру, 26 ноября главный главный герой (далее - ГГ) пишет, что вчера его перебросили из Орла. Я сам живу в Орле, и точно знаю, что остатки регулярных частей РККА покинули Орёл самое позднее 5 октября 1941 г. Что же делал ГГ в оккупированном городе полтора месяца? Он - разведчик-диверсант-подпольщик? Тогда почему он оказался в окопах, а не в разведотделе?
Он проштрафился? В тексте эта тема совершенно не развита.
Далее появляется "массивное дуло противотанкового орудия". Основным орудием пехоты РККА в то время была 45-мм пушка, которую массивной назвать сложно. Возможно, ГГ увидел 152-мм гаубицу? Тем более, что далее по тексту первым же выстрелом из такой "Царь-пушки" вражеский танк превращается в груду искорёженного металла. Скорее всего, автор просто не в теме. Но неужели трудно потратить 10 минут, зайти в Википедию и почитать статьи о вооружении РККА и вермахта? Тогда бы уж автор не писал о дуэли бойца с винтовкой и "Мессершмидта".
"Мессер" - это прежде всего истребитель, скорость полёта у земли около 200 км в час, и с чего вдруг его пилот решил повоевать с отдельно стоящим бойцом, подлетев к нему на 20 метров - для меня загадка.
Ну а уж злобный офицер не то из СМЕРШа, не то из штаба, на полуслове расстреливающий сначала своего офицера из ТТ, а потом всю отступающую роту из пулемёта - это просто штамп на штампе.
Далее ГГ не нравятся "противные немецкие рожи". Это как же он из окопа, метров с трёхсот, разглядел эти рожи? В бинокль? В стереотрубу?
Утром 27 ноября "Мессер" из крупнокалиберного пулемёта прострелил ГГ. Но тот остался жив!
Его не бросили при отступлении, и он ещё полтора дня жил, а потом побежал к лесу, отвлекая врага, чтобы за доли секунды его товарищи успели укрыться в безопасном месте.
Рассказ завершается так:
"Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твоё, да пребудет Царствие Твоё, да будет воля Твоя и на земле, как на небе..." - это последнее, что успел он произнести в своей жизни... "
Кто же услышал и записал его слова? Ведь его товарищи бежали в другую сторону. Не иначе как недобитые немецкие солдаты склонились к груди умирающего бойца.
Общий итог : замысел хороший, исполнение слабое.
На конкурсе представлены несколько работ, рассказывающие о войне с той, немецкой стороны.
Почти все они получились весьма слабыми. Дело, наверное, в том, что если в рассказах "с нашей стороны" автор ещё как-то может "выехать" на "генетической памяти", семейных преданиях, старых военных фильмах, то для описания "той" стороны нужно досконально изучать предмет. К сожалению, общая небрежность к фактуре и исторической правде характерна почти для всех участников.
Многие авторы не вполне адекватно реагируют на критику, что, в общем, тоже не новость.
Для примера описания войны с той стороны рассмотрю:
Кузин Д. М.
"Именем фюрера приказываю."
Напротив Брестской крепости лежат на травке немецкие пехотинцы: Томас Эпп, солдат-новобранец из Веймара, долговязый солдат Манфред Линн из Кельна,
Себастьян Хольц, невысокий пухленький молодчик из Байрейта... Я уже испугался, что автор приведёт весь списочный состав подразделения, но он ограничился двумя десятками имён.
Потом между солдатами произошла политинформация, они досконально обсудили ход советско-финской войны, тонкости политики Адольфа Гитлера, после чего случился импровизированный митинг, посвящённый началу войны с Советами.
После ужина
"Солдаты забегали по расположению роты, растаскивая обшитые досками ящики и принесенные большие и малые надувные лодки. Заурчали двигатели гусеничных вездеходов. Механики-водители вывели свою технику из замаскированных, вырытых в земле капониров и сделали несколько кругов по полю за капустной фермой."
Сюжет из Deutsche Wohenschau , не иначе!
И в таком духе - весь текст. Где главные герои, психология, сюжет? Бесконечное перечисление немецких имён и званий, и техническое описание их действий. Не художественное произведение, а журнал боевых действий победоносной немецкой армии.
В тексте много достоверного исторического материала, но есть и несколько неточностей, на которые в комментах к тексту я указал автору:
""Автоматчик Йенс торопливо снаряжал металлический магазин своего Шмайссера"
Очевидно, автор имеет в виду МП-38 или МП-40 ?
Это "машинен пистоле", пистолет-пулемёт.
Автоматом или "Шмайссером" его называют только очень далёкие от военной истории люди.
Кстати, в 1941 г. основным оружием немецкой пехоты был карабин Маузера обр. 1898 г."
На что получил не вполне адекватный ответ.
"Слушай, Союз Писателей в одном лице - не учи тр..ться мать троих детей: я знаю что такое МП-38 и пистолет-пулемет, но я не обязан называть в худ.произведении все виды вооружений по полным заводским наименованиям...
Напишите свое произведение и вставьте туда свой Маузер и назовите его хоть пистолетом хоть пулеметом! Мне будет по фигу! Честно!"
В том то и дело, что для художественного произведения этот текст слишком скучен и нуден, а для исторической хроники содержит слишком много пафоса и ляпов.
Лучшей работой о войне "с той стороны" я назвал:
"povest ", автор Беккер Юрий Игоревич
Сидит в окопе немецкий солдат Ганс, проклинает русскую зиму, вспоминает своих родных и пишет им письмо, замёрзшим карандашом на заледенелой бумаге.
Никакого пафоса и призывов "политруков", только реальная окопная жизнь, где главная мысль - где согреться и что съесть, а у артиллеристов с обеих сторон снаряды по счёту, и смерть может придти в любой миг.
;
Любителям стильной прозы, где главное- скорее форма, а не содержание, я бы рекомендовал ознакомиться с ;
 
"Вчера была Война" автор И. Дээс
 
Советский офицер, ещё не осознавший того, что война кончилась, идёт по разрушенному Берлину.
Он спасает от изнасилования немецкую девушку Гретхен. Между ними постепенно устанавливается странная психологическая связь. Вместе они пытаются пережить воспоминания о страшной войне ,преодолеть вражду, находят в себе силы для жизни в новой реальности, мирной жизни.
 
 
Не менее стильным текстом я бы назвал
 
"Люляй" автор Рашевский Михаил Владимирович
 
Люблю певучую украинску мову, особый взгляд на мир с Украины ( почему-то вспоминается "Океан Эльзы").
 
История войны, насилия и новой жизни глазами украинской девушки.