Михеев Владислав Геннадьевич : другие произведения.

Что зашифровано в Мастере и Маргарите?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Что на самом деле зашифровано в "Мастере и Маргарите"?
  
  
  
   Произведение Михаила Афанасьевича строится вокруг личности Воланда, именно он является главным героем. Не случайно сам Булгаков писал о том, что его роман - о Сатане ("и лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе..."). Однако Воланд (Велунд) Сатаной не был. Он был один из языческих богов, незаслуженно, по его мнению, отодвинутых в тень христианской "9-кой". По легенде, это был скандинавский бог-кузнец, бог-созидатель, обладавший загадочным могуществом и властью над огнем. Он приобрел бесовские черты именно в результате христианизации европейской мифологии и литературы. Многое в романе говорит в пользу того, что Воланд олицетворял "2-ку". Во-первых, само время появления - "однажды весною, в час небывало жаркого заката" (время "2-ки"). Во-вторых, конечно же, сама суть "истории" на Патриарших прудах и то, что она произошла в Москве, где, по словам Берлиоза, "большинство ...населения сознательно и давно перестало верить сказкам о боге", т.е. именно христианским сказкам о боге "9-ке".
   Суть "истории" в том, что языческий бог устроил в центре Москвы шутовское распятие "9-ки". Само сочетание "Патриаршие пруды" несет в себе комбинацию "49" (Патриаршие - "9-ка"; пруды - вода - "4-ка"). А, обреченная на казнь, "9-ка" символично зашифрована в личности Михаила Александровича Берлиоза. Каким образом? Давайте разберемся! Ведь одно то, что в романе встречаются однофамильцы великих людей, уже заставляет задуматься. Для чего надо было Булгакову давать председателю МАССОЛИТа столь громкую фамилию, поселять этот самый союз московских литераторов в доме, которым якобы владела "тетка писателя - Александра Сергеевича Грибоедова", и зачем надо было вводить в состав действующих лиц профессора психиатрии по фамилии Стравинский?
   Вот диалог поэта Ивана Бездомного и психиатра из клиники Стравинского:
   "- Вы Берлиоза знаете? - спросил Иван многозначительно.
   - Это... композитор?
   Иван расстроился.
   - Какой там композитор? Ах да, да нет! Композитор - это однофамилец Миши Берлиоза!"
   Однофамилец Миши Берлиоза великий французский композитор Гектор Луи Берлиоз (род. 11 декабря 1803г.) (Стрелец/Кабан) - "9-ка"! И именно таким образом Булгаков (подчеркиваю, - непроизвольно, но вполне символично) расставил все по своим местам.
   Александр Сергеевич Грибоедов - знаменитый русский драматург, родился в Москве 4 января 1795г. (Козерог/Кот)("49") и являлся, таким образом, не просто "9-кой". Скрытая в его образе комбинация "49" олицетворяла собой избранное общество московских литераторов, "во главе которого стоял несчастный Михаил Александрович Берлиоз до своего появления на Патриарших прудах". Быть членом МОССОЛИТА, и иметь возможность бывать "у Грибоедова" означало особое "умение жить", над которым и надругался Воланд. Он обезглавил "9-ку" Берлиоза, отправил Ивана Бездомного в психиатрическую лечебницу "2-ки" Стравинского (однофамильца композитора И.Ф. Стравинского (род. 17 июня 1882г) (Близнецы/Лошадь)("2-ка")) и, в конце концов, спалил дотла злосчастный дом Грибоедова ("49"). Кто скажет, что Воланд не был "2-кой"? Детали разговора между литераторами и "профессором черной магии" подтверждают мысль об энергетической, полярной подоплеке эпизода на Патриарших. Так, в том месте беседы, где участники обсуждали "как же быть с доказательствами бытия божия, коих, как известно, существует ровно пять", Воланд изящно "призвал" себе в союзники "2-ку" "беспокойного старика Иммануила" Канта (род. 22 апреля 1724г.) (Телец/Дракон)("2-ка"). Со знаменитым немецким философом профессор Воланд, оказывается, был в тесных дружеских отношениях и беседовал по интересующей теме "за завтраком". Но, образованный редактор не сдавался: "Шиллер говорил, что кантовские рассуждения по этому вопросу могут удовлетворить только рабов, а Штраус просто смеялся над этим доказательством". Ссылаясь на мнения немецких философов Иоганна Шиллера (род. 10 ноября 1759г.) (Скорпион/Кот)("4-ка"), и Давида Фридриха Штрауса (род. 27 января 1808г.) (Водолей/Дракон)("9-ка"), Берлиоз, несомненно, усиливал свою энергетическую позицию "9-ки". Неслучайно именно в этом месте разговора импульсивный поэт взорвался неуместным, казалось бы, замечанием: "Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки! - совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич". Тут название "Соловки", в свете теософской заостренности беседы, приобрело религиозную окраску. В контексте разговора - это, скорее, Соловецкий монастырь, обитель "9-ки" (действительно, первое монашеское поселение на Соловецких островах появилось в 1429г. (год Петуха)("9-ка")). Эмоциональный всплеск Ивана Бездомного выдает в нем "энергетического" соратника "9-ки" Михаила Александровича. Еще одно подтверждение сопричастности неуравновешенного поэта "9-ке" - это то, что по воле "2-ки" "черного мага" Иван Николаевич очутился в клинике "2-ки" Стравинского. Частью, его пребывание в "психической" описано в главе с красноречивым названием "Поединок между профессором и поэтом". В этом поединке профессор Стравинский взял верх, также как и профессор Воланд в поединке с литераторами на Патриарших.
   Вышеприведенный фрагмент разговора о доказательствах "бытия божия" стал переломным. Если до сих пор силы казались равными, то далее "черный маг" полностью овладел ситуацией. Редактор, все больше "вовлекаясь в какой-то действительно нелепый разговор", невольно ослабил свои энергетические позиции, после чего Воланд, как заправский цирковой гипнотизер, отвлек внимание своих жертв "громадных размеров, червонного золота" портсигаром, на крышке которого "при открывании сверкнул синим и белым огнем бриллиантовый треугольник" (Воланд, согласно легенде, был искусным ювелиром, - "каменья вправлять стал в красное золото, кольца, как змеи, искусно сплетал он" (Песнь о Велунде)). Таким образом, представление началось. Профессор произнес фразу, которая скорее, подошла бы уличной гадалке или начинающему астрологу, но никак не существу, наделенному сверхъестественной силой. Он "пробормотал что-то вроде: "Раз, два... Меркурий во втором доме... луна ушла... шесть - несчастье... вечер - семь...". Нелепая, казалось бы, фраза. Какое-то словесное трюкачество! Но нет, комбинация цифр - "1267"(!), выведенная в этой фразе, выдает принадлежность Воланда к "2-ке" и является, безусловно, кодовой комбинацией ("12" - "2-ка", наделенная силой, "6+7=13" - число-учитель - см. вводную главу). Так что, дальше сюжет с шутовским, скоморошным распятием "9-ки" Берлиоза покатился как по маслу, которое тут же и появилось! А ведь предчувствовал редактор беду: "сердце шалит... я переутомился. Пожалуй, пора бросить все к черту и в Кисловодск...". Спрятаться в городе-"4-ке" (Кисловодск получил статус города в 1903г. (год Кота)("4-ка")) и переждать наступивший период "2-ки" - к этому призывал, непривыкшего "к необыкновенным явлениям", литератора его внутренний энергетический голос. Но участь ни в чем неповинного Михаила Александровича была предрешена. Как говорится, "ничего личного". Языческий бог сводил счеты со своим обидчиком - "9-кой" Иисусом Христом. Берлиоз явился, образно говоря, "куклой Вуду", над которой Воланд проделал обряд распятия и воскрешения, чтобы затем отправить ее в небытие. Отказать себе при этом в известной доле куража Воланд не пожелал. Его можно понять, тем более что потеху он устроил на "ничейной" территории. Вот тот момент беседы, в котором Берлиоз хвалился достижениями атеизма в советской России:
   "- В нашей стране атеизм никого не удивляет, - дипломатически вежливо сказал Берлиоз, - большинство нашего населения сознательно и давно перестало верить сказкам о боге.
   Тут иностранец отколол такую штуку: встал и пожал изумленному редактору руку, произнеся при этом слова:
   - Позвольте вас поблагодарить от всей души!
   - За что это вы его благодарите? - заморгав, осведомился Бездомный.
   - За очень важное сведение, которое мне, как путешественнику, чрезвычайно интересно, - многозначительно подняв палец, пояснил заграничный чудак.
   Важное сведение, по-видимому, действительно произвело на путешественника сильное впечатление, потому что он испуганно обвел глазами дома, как бы опасаясь в каждом окне увидеть по атеисту".
   Значение поднятого пальца просто - здесь можно повеселиться! Вот только на всякий случай Воланд огляделся по сторонам, опасаясь увидеть не атеистов, а христиан.
   А "сплести целый рассказ", живописующий подробности последнего дня Иешуа, Воланду понадобилось приблизительно с той же целью, с какой последователи "Вуду" с помощью специального обряда устанавливают связь ритуальной куклы со своей жертвой.
   В своей версии распятия Христа (примечательно, что сами литераторы обсуждали рождество Иисуса, а не его распятие) Воланд как бы провел параллель между Берлиозом и Бездомным с одной стороны, и Га-Ноцри и Левием Матвеем с другой. Вот в рассказе Воланда слова арестанта Иешуа: "Пришел я в Ершалаим точно через Сузские ворота, но пешком, в сопровождении одного Левия Матвея...". А вот в романе про двух литераторов: "Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина". Далее, Булгаков представил читателям образованного и начитанного редактора, легко ориентирующегося в философских вопросах ("Михаил Александрович забирался в дебри, в которые может забираться, не рискуя свернуть себе шею, лишь очень образованный человек"). Аналогично, у Воланда Понтий Пилат называл Иешуа "бродячим философом" ("Не знаю, кто подвесил твой язык, но подвешен он хорошо"). Сравнения продолжаются: Иешуа отправился в гости к Иуде, фактически, на верную смерть, не подозревая об этом. Иуда "добрый человек" "светильники зажег" (Понтий Пилат особо отметил это обстоятельство). А Левий Матвей не смог пойти со своим учителем, так как "какая-то неожиданная и ужасная хворь поразила его. ... он был ...слаб и ноги его дрожали". Похожие моменты сопровождали ничего не подозревавшего Берлиоза во время его расставания с жизнью на Патриарших: "Тотчас и подлетел этот трамвай, ...он внезапно осветился изнутри электричеством, взвыл и наддал". "А Иван Николаевич как упал на скамейку, не добежав до турникета, так и остался на ней. Несколько раз он пытался подняться, но ноги его не слушались - с Бездомным приключилось что-то вроде паралича". Иван Николаевич с самого начала повествования был выведен в роли ученика, "для которого все, сообщаемое редактором, являлось новостью". И, также как Иешуа пергаментом Левия Матвея, Берлиоз сочинением своего ученика был недоволен ("поэму Иван Николаевич сочинил, и в очень короткий срок, но, к сожалению, ею редактора нисколько не удовлетворил. ...всю поэму приходилось, по мнению редактора, писать заново"). Иешуа же был огорчен содержанием "козлиного пергамента" Левия Матвея: "Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое время. И все из-за того, что он неверно записывает за мной. ...я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там написано, я не говорил". И так далее.
   Но вот, что стоит отметить особо - в тот злополучный вечер 12-ть членов правления МАССОЛИТа, подобно 12-ти апостолам Христа, собрались в ожидании своего председателя ("в Грибоедове наверху была освещена только одна комната, и в ней томились двенадцать литераторов, собравшихся на заседание и ожидавших Михаила Александровича"). Эта аналогия - указание на канонические тексты евангелий, в отношении которых Воланд был категоричен. Он говорил Берлиозу: "Помилуйте, ...уж кто-кто, а вы-то должны знать, что ровно ничего из того, что написано в евангелиях, не происходило на самом деле никогда, и если мы начнем ссылаться на евангелия как на исторический источник...". "Так что заседание не состоится", как, по мнению Воланда, не состоялась ни "Тайная вечеря", ни многие другие события евангелий. А вот в рассказе самого иностранца-путешественника, уверявшего, что "и доказательств никаких не требуется", есть замечательное энергетическое подтверждение подлинности истории осужденного Га-Ноцри: "...на балкон двое легионеров ввели и поставили перед креслом прокуратора человека лет двадцати семи...
   - Иешуа, - поспешно ответил арестант.
   - Прозвище есть?
   - Га-Ноцри".
   Двадцать семь лет Иешуа (Иисусу) исполнилось 25 декабря 28г. н.э. Соответственно, печальная участь постигла "философа-бродягу" "с его мирной проповедью" в апреле 29г. н.э. (Овен/Бык)("22"). Согласно же христианским представлениям Христу было 33 года, когда его распяли (т.е. в 35г. н.э. (год Козы)). Версия Воланда, таким образом, полностью соответствует духу противостояния полюсов Векторного кольца, которое в данном случае должно было быть предельно острым.
   В романе противостояние полюсов нашло свое отражение и в ряде других эпизодов. Это и уничижительный монолог поэта Рюхина, обращенный к "2-ке" Пушкину, выражавший общее настроение той части литераторов, для которых пределом устремлений, являлось социальное благополучие воздвигнутого "9-кой" "дома Грибоедова". Это и личность Понтия Пилата ("4-ка") (например, эфиопская православная церковь, канонизировавшая Пилата, отмечает его праздник 25 июня (Рак)("4-ка")), который проникся особым чувством к "9-ке" Иешуа и не находил себе места рядом с "2-кой" первосвященником Каифой (рождение религии пророка Моисея, как и рождение свободного еврейского народа отмечается на Пасху (Песах) в "2-ке"). И ряд других эпизодов (их разбор слишком долог).
   Поэтому, когда Воланд произносит свою знаменитую фразу: '...каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!', он обращается не к Берлиозу, который итак не верил ни в бога, ни в черта. Нет! Магия '2-ки' - 'весеннего бала у Сатаны' и обряда жертвоприношения обращена, еще раз повторюсь, именно против ненавистной Воланду '9-ки'.
   Именно таким образом языческий бог отвоевывает у христианской религии свое право на существование, пусть даже оно носит виртуальный характер, т.е. становится не более чем литературным фактом ("А факт - самая упрямая в мире вещь") на страницах столь знаменитого романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".
   Но ведь у Булгакова не было подобной сверхзадачи, он не планировал "оживлять" древнее языческое божество и, тем более, у него не было цели сознательно наделить своих героев столь явно выраженными признаками "2-ки" и "9-ки". Как же так произошло? Ответ на этот вопрос мы находим в самой истории написания романа.
   Прежде всего, обратимся к личности автора. Михаил Афанасьевич Булгаков родился 3 (15) мая 1891г. (Телец/Кот) ("24") и был "биполярен" (уместно вспомнить в связи с этим и число "13" в его судьбе, а именно, киевский адрес писателя - Андреевский спуск, д.13, где он прожил первую половину своей жизни). Как уже отмечалось ранее, люди подобной энергетической природы зачастую остро воспринимают мистику, рожденную конфликтом полюсов (Булгаков видел вещие сны и даже предсказал некоторые подробности своей смерти и погребения). Но куда важнее то, что творческая натура таких людей отзывается с особой страстностью на энергетический призыв, вызванный повышением поляризации. Усиление степени поляризации дает огромное чувство любви и особое магическое вдохновение. Именно это и произошло с Михаилом Афанасьевичем. Его роман с Еленой Сергеевной Шиловской, начавшийся в 1929г., необычайно страстный и головокружительный, изменил внутренний энергетический баланс писателя, склонив чашу весов в сторону "2-ки" ("Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!"). Елена Сергеевна родилась 21 октября (2 ноября) 1893г. (Скорпион/Змея) и была "2-кой" именно по дню своего рождения. И что примечательно, даже после замены юлианского календаря григорианским свой день рождения она продолжала отмечать 21 октября. Для женщины, у которой была "счастливая семья: муж, занимающий высокое положение, двое прекрасных сыновей" и "вообще все было хорошо", соединить свою судьбу с небогатым писателем было очень непростым решением, но, как пишет сама Елена Сергеевна: "Я пошла на все это, потому что без Булгакова для меня не было ни смысла жизни, ни оправдания ее...". Такова сила притяжения полюса. При разводе Шиловские детей поделили. Довольно странное решение по сегодняшним меркам, но тогда было другое время. Так вот, старший сын Евгений (род.1921г.)(Петух)("9-ка") остался с отцом, а младший - Сергей (род.1926г.)(Тигр)("2-ка") стал жить с матерью и Михаилом Афанасьевичем. Это, конечно же, усилило поляризацию новой семьи Елены Сергеевны. Действительно, Булгаков полюбил Сережу как родного сына. Михаил Афанасьевич и Елена Сергеевна поженились в октябре 1932г. Для писателя тогда уже наступили тяжелые времена. С 1930-го года произведения Булгакова перестали печататься, пьесы изымались из репертуара театров. В это время он работал над второй редакцией своего мистического романа. Первая редакция, начатая в 1928 или 1929г., была уничтожена автором 18 марта 1930г. после получения им известия о запрете пьесы "Кабала святош". Начатая вновь в 1931г., работа продвигалась тяжело. "Фантастический роман" имел различные варианты названий: "Великий канцлер", "Сатана", "Черный маг" и т.д.
   И лишь третья редакция явила миру магическую силу, заключенную в этом выдающемся произведении. Булгаков начал третий, окончательный вариант романа во второй половине 1936г. (год Крысы)("2-ка"), в 1937-м (год Быка) появилось хорошо известное теперь заглавие "Мастер и Маргарита". А в мае - июне 1938г. (Телец/Тигр)("22") полный текст романа впервые был перепечатан. Таким образом, можно говорить о том, Булгаков создавал свой гениальный мистический романа в условиях высочайшей степени поляризации "горячего" полюса - "2-ки". Отсюда его страстная любовь, его магическое вдохновение и та россыпь удивительных загадок "фантастического романа", которые вот уже 70 лет будоражат воображение читателей.
   К сожалению, столь сильное нарушение энергетического баланса не осталось для Булгакова безнаказанным. Осенью 1939-го г. (год Кота)("4-ка") во время поездки в Ленинград у писателя открылся страшный недуг: остроразвивающаяся высокая гипертония, склероз почек. Как врач, Михаил Афанасьевич отдавал себе отчет в том, что эта болезнь смертельна. Булгаков слег, но продолжал работать над своим романом, превозмогая физическую боль. До последнего дня рядом с ним находились горячо любимые энергетические сподвижники Булгакова - "2-чки" - жена Елена Сергеевна и Сережа.
   Булгаков умер в 4 часа дня 10 марта 1940г. (конец года Кота) на 49-м(!) году жизни.
   А в 1973-м (год Быка)("2-ка") роман "Мастер и Маргарита" впервые вышел в свет отдельным изданием.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"