Михелев Леонид Ильич : другие произведения.

Евангелие, глава двадцать восьмая

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Спасение мытаря Закхея (Лк.19: 1-10); Притча о минах (Лк.19:11-28); Мария из Вифании помазала ноги Иисуса; возражение Иуды (Ин.12:1-11); Торжественный въезд Иисуса в Иерусалим (Лк.19:29-44).

  В Иерихоне жил Закхей. Он главный
  над мытарями был.
  Он услыхал о Иисуса славе
  и разглядеть в толпе Его решил.
  Закхей был низкорослым от природы
  и, забежав по улице вперёд,
  влез на смоковницу и ждал, когда пройдёт
  здесь Иисус в скоплении народа
  и он Его найдёт.
  
  Вот Иисус пришёл на это место
  и видит на ветвях
  сидит Закхей, богатый мытарь местный.
  Немой вопрос и страх в его глазах.
  "Закхей! - сказал Учитель, удивившись,
  на дереве его увидев том, -
  сойди скорей, веди Меня в свой дом,
  сегодня должен Я остановиться
  в имении твоём".
  
  Тот оказал своё гостеприимство.
  Был радостен и горд.
  И все роптали: "Он остановился
  у грешника. Ведь мытарь плут и вор"!
  Но встал Закхей и речь повёл такую:
  "О, Господи! Я беднякам отдам
  пол состояния, что нажил сам. 1
  И вчетверо вернуть я обязуюсь
  обманутым купцам"! 2
  
  А Иисус сказал: "Пришло спасенье
  сегодня в этот дом.
  А этот человек - он без сомненья
  сын Аврамов в грешном мире сём. 3
  Сын Человеческий пришёл на землю,
  чтобы искать всех гибнущих людей,
  чтобы спасти их жертвою Своей.
  Он душам человечьим чутко внемлет -
  они всего ценней"!
  
  Он был вблизи от Иерусалима
  и люд простой считал,
  что Царство Божье близится незримо,
  что Царства Божья день почти настал.
  Знал Иисус об этом и поведал
  всем притчу, чтобы поняли они,
  что Божье Царство не идёт сменить
  земную власть и что Его победа -
  связующая нить
  
  для душ, обретших веру и надежду
  на вечность и покой,
  для тех, кто не относится небрежно
  к дарованному Божеской рукой.4
  "Вельможа, - начал Он, - известный родом,
  собрался в дальний край венчаться там
  на царство, а затем к родным местам
  вернуться управлять своим народом.
  И он решил: я дам
  
  рабам своим монеты золотые,
  пусть те их в оборот
  запустят и, как делают иные,
  получат для казны моей доход.
  И десяти рабам он дал по мине 5
  и в дело их велел вложить, пока
  не возвратится он издалека.
  И верил он, что золото не сгинет,
  не дрогнула рука.
  
  А граждане 6 пути его узнали,
  и люто ненавидели его,
  и вслед за ним гонцов они послали,
  чтоб слово там сказать против него:
  "Мы не желаем, чтоб он правил нами, -
  такие в дальний край летят слова.
  Но, повествует древняя молва,
  он царство получив, вернулся в славе
  и в дом к себе призвал
  
  рабов,7 которым деньги дал для дела.
  и стал их вопрошать,
  как мины обернуть они сумели
  по сколько мин способны возвращать.
  И первый раб сказал: "Твоя монета
  мне десять мин дохода принесла.
  Пускал я деньги в разные дела".
  Хозяин похвалил его за это:
  "Иного не желал.
  
  Ты верен в малом был и вот, отныне,
  тебе во власть твою
  я десять городов под небом синим
  со всем богатством их передаю".
  Раба второго требует хозяин.
  "Мой господин, - тот молвил, - видит свет
  в трудах своих добыл я пять монет
  за мину, что ты дал мне уезжая".
  "Подарка лучше нет, -
  
  сказал рабу вельможа и добавил:
  тебе пять городов
  отдам я в управленье, чтобы правил
  ты ими как умеешь и готов".
  
  А третий раб промолвил виновато:
  "Твоя монета здесь.
  Я завернул в платок её и спрятал. 8
  Хранить твоё - для нас большая честь.
  Я в оборот пускать её боялся.
  Ведь ты жесток: берёшь, чего не клал
  и жнёшь, чего не сеял, не сажал,
  и деньги потерять я опасался.
  Теперь я всё сказал".9
  
  "Лукавый раб! Тебя судить я буду, -
  воскликнул господин, -
  твоими же словами. Дал я ссуду,
  но мину не умножил ты один.
  Ты знал, что я жесток и непреклонен,
  что жну, чего не сеял, не сажал,
  беру, что по душе, чего не клал.
  Так почему же в оборот законный
  ты мину не отдал,
  
  чтоб возвратившись, с прибылью изрядной
  я получил её?
  Не страх ли перед долгом неоплатным
  опутал сердце слабое твоё"?
  И приказал: "Его возьмите мину,
  тому отдайте, кто десяток мин
  умело заработал лишь один".
  А слуги возразили властелину:
  "Помилуй, господин,
  
  ведь тот и так уж десять мин имеет"!
  Но царь ответил им:
  "Даю тому, кто умножать умеет
  таланом и желанием своим.
  У неимущего отнимется и кроха,
  что он имеет и дрожит над ней -
  над робкою надеждою своей.
  Но всем дана широкая дорога
  и день идти по ней!
  
  Ну, а врагов, мечтающих с тоскою,
  чтоб я не правил тут,
  введите и избейте предо мною. 10
  Пусть навсегда от глаз моих уйдут". 11
  ...Шесть дней до Пасхи. Из Иерихона
  в Вифанью Иисус пришёл опять,
  друзей Своих желая повидать.
  Он к Иерусалиму неуклонно
  подходит, чтоб принять
  
  там смерть и муки за грехи людские...
  В Вифании Его
  ждал ужин в доме Марфы и Марии
  и кров гостеприимный для Него.
  За ужином прислуживала Марфа.
  Там Лазарь, воскрешенный, с ними был
  и Господа за жизнь благодарил.
  Мария же взяла полмеры нарда 12
  (он издревле служил
  
  как миро - царь восточных благовоний)
  и тихо подошла
  к Тому, Кто высших почестей достоин,
  и ноги Иисуса полила,
  омыла их и волосом роскошным
  их осушила, косы распустив
  и душу к Иисусу устремив.
  И аромат таинственный, тревожный
  дыханьем подхватив,
  
  развеял лёгкий сквознячок по дому.
  И тут Симонов сын
  Искариот Иуда, вероломный,
  что подлую измену совершит,
  промолвил: "Ведь могли продать за триста
  динариев живительный бальзам?
  Я благовоние продал бы сам,
  чтоб деньги беднякам раздать для жизни"!
  Но так сказал он там
  
  не потому, что хлопотал о бедных.
  Он был с начальных пор
  их казначеем - скаредным и вредным,
  и проявил себя как плут и вор.
  Он ящик денежный носил с собою:
  пожертвования в него он клал
  и в свой карман монеты изымал.
  И думал, что дела свои он скроет
  и деньги, что украл.
  
  Иисус сказал: "Оставь её в покое!
  Ведь миро сберегла
  она сейчас для случая другого -
  для погребенья Моего взяла.
  А бедные всегда пребудут с вами,
  но близится, идёт печальный час,
  когда Я на земле покину вас,
  и без Меня останетесь вы сами,
  и смерть разлучит нас".
  
  Прошла суббота. Иисус поднялся:
  в тревоге не уснуть.
  С апостолами утром Он собрался
  на Иерусалим продолжить путь.
  Дорога меж холмов змеёю вьётся.
  К Фиффагии они по ней пришли.
  И Он послал апостолов двоих
  в селенье под горою, что зовётся
  с древнейших лет седых
  
  горою Елеон - масличной рощей 13
  "Учеников послав, -
  сказал Он им, - когда пройдёте площадь,
  вы у ворот увидите осла.
  То будет необъезженный ослёнок.
  Животное прошу вас отвязать
  и к нам сюда заботливо пригнать.
  А если спросят вас вполне законно -
  зачем вам угонять
  
  ослёнка этого, скажите людям:
  "Чтоб Господу служить"!
  Они пошли. Узнав, Кто ехать будет,
  хозяева не стали и тужить:
  осла отдали с радостью великой.
  Взамен седла, одежды уложив,
  И Иисусу место предложив,
  апостолы под радостные клики
  за Ним во след пошли.
  
  Стал Иисус спускаться с Елеона.
  Народом окружён,
  Царь, мир несущий, гордо, как на троне,
  средь пилигримов в город едет Он.
  Вокруг ликуют и кричат: "Осанна
  Давида Сыну! Царствие грядёт
  отца Давида. С Ним оно придёт.
  Благословен сей праздник, Богом данный:
  Мессия к нам идёт"!
  
  Старались все украсить путь Мессии.
  Стелили на пути
  свои одежды, ткани дорогие,
  с горы мечтали рядом с Ним сойти.
  И пальмовые ветви воздымая,
  бежали дети радостно за Ним.
  И гордо за Учителем своим
  апостолы шагали, распевая
  псалом - Мессии гимн.
  
  Вот Иерусалим открыл идущим
  объятья под горой.
  И грянуло: "Благословен Грядущий,
  во имя Господа Царь праведный земной!
  И мир на небесах и слава в вышних"!
  У города, в ликующей толпе
  и фарисеи, верные себе,
  с другими встретить Иисуса вышли.
  Услышав, как в мольбе
  
  народ зовёт на царство Иисуса,
  "Давидов сын" зовёт,
  узрев накал народного искуса,
  они в толпе протиснулись вперёд
  и в ужасе Спасителю сказали:
  "Равви, заставь их замолчать скорей!
  Ведь бунт начнут в горячности своей,
  и нас от римлян Ты спасёшь едва ли -
  и взрослых и детей"!
  
  Но Иисус ответил фарисеям:
  "Особый случай тут:
  ведь, если люди замолчать сумеют,
  то камни вместо них возопиют"!
  Повсюду возбужденье, ликованье,
  но у Мессии грустные глаза,
  печален взгляд, и светлая слеза
  струится вопреки Его желанью.
  В душе Его гроза.
  
  Оплакивает Он великий город,
  войти в него готов
  Он знает всё о том, чем станет вскоре
  Обетованья город и слепцов.
  "О, если б ты в сей день дорогу к миру
  познал! - промолвил тихо Он, грустя, -
  но ныне это скрыто от тебя.
  И дни придут, когда враги секиру
  поднимут, всё губя,
  
  против тебя воздвигнут укрепленья 14
  и на земле твоей
  всё предадут погибели и тленью
  и похоронят в ней твоих детей. 15
  В тебе на камне камня не оставят
  за то, что не узнал ты ничего,
  о часе посещенья твоего".16
  ...Вот Иерусалим. Мессию славят...
  И въехал Он в него.
  *****************************
  Примечания:
  
  1. Вероятно, беседа, какую имел Христос с Закхеем, придя к нему, произвела огромное впечатление на душу мытаря. Давая обет расплатиться с нищими и обиженными им, он выражает этим сознание своего недостоинства пред таким великим счастьем, какого он удостоился теперь: к нему пришел Сам Мессия;
  2. Он рассматривает свой поступок как воровство: за воровство, по закону Моисееву, полагалось уплачивать вчетверо или даже впятеро стоимость украденного (Исх. 22:1);
  3. т. е. несмотря на свое презираемое всеми иудеями занятие, и Закхей имеет известные теократические права на спасение через Мессию;
  4. Ев. Лука поводом к произнесению этой притчи указывает то обстоятельство, что Господне возвещение о спасении дома Закхея слышали ученики Христа и, вероятно, бывшие у Закхея гости, которые поняли это возвещение в том смысле, что теперь скоро Христос откроет Царство Божие для всех (Господь находился всего в 150 стадиях от Иерусалима). Понятно, что царство, какого они все ожидали, было внешнее, политическое. Чтобы рассеять такое ожидание Господь и сказал нижеследующую притчу;
  5. мина золотая равнялась 1250 рублям золотом. В Ев. Матфея счет ведется более крупный - на таланты, но там человек раздает все свое имение, чего не сказано здесь о человеке, отправлявшемся искать себе царство;
  6. Под гражданами, не пожелавшими упомянутого выше человека иметь своим царем, нужно разуметь единоплеменников Христа, неверующих иудеев;
  5. Под рабами, конечно, нужно разуметь учеников Христовых, а под минами - разные полученные ими от Бога дарования;
  8. У ев.Матфея раб зарыл выданную ему для обращения монету - талант в землю. Отсюда известная пословица;
  9. Притча о талантах, приведенная в Евангелии от Матфея, натолкивает на очень простую мысль. Насколько бесплоден страх в качестве мотива для наших поступков. Обратите внимание: образ господина, сложившийся в представлении третьего раба, вызывает в нем страх. Казалось бы, боишься - так трудись, чтобы избежать наказания, если господин таков, что "жнет, где не сеял". Но страх распространяется дальше и приводит к боязни рисковать, страх лишает свободы и парализует. Не случайно Бог всегда при встрече с человеком говорит: "Не бойся". Он освобождает нас, Он хочет нашей ответственной инициативы, Он дает нам авансом разнообразные таланты (дары) для их преумножения - так, чтобы их было больше, чем нам нужно, чтобы мы могли ими делиться, возрастая в братолюбии, как об этом пишет ап. Павел, тем самым свидетельствуя о Божией любви (см. главную новость);
  10. Избейте предо мною - образ, обозначающий осуждение врагов Христа на вечную смерть;
  11. Притча, таким образом, касается будущей судьбы учеников Христа. Каждому ученику дан известный дар, каким он должен служить Церкви, и если он не использует как должно этот дар, он будет наказан исключением из Царства Мессии, тогда как прилежные исполнители воли Христа получат высшие награды в этом царстве;
  12. Нард (лат. nardus) - ароматная смола и эфирное масло,
  которые получают из некоторых растений семейства валерьяновых
  (Valerianaceae). Настоящий, или благовонный, нард - древнее
  косметическое и лечебное средство из индийского пахучего
  растения Nardostachus jatamansi (иногда так называют и само растение). В русском переводе с английского именуется "мускусным корнем". Растет в Гималаях, Китае, Индии и Непале. Растение до 1 м высотой с лиловыми цветами. Из корней дистилляцией получают эфирное масло янтарного цвета,
   которое применялось как благовоние в парфюмерии и медицине. Из нарда в древние времена приготавливалось миро;
  13. к горе Елеон (ἐλαιω̃ν - значит: масличная роща. Иосиф Флавий также употребляет название: Елеон гора, Иуд. древн. VII, 9, ј2);
  14. Это исполнилось во время осады Иерусалима римлянами, когда Тит, для того чтобы не допускать подвоза в Иерусалим съестных припасов, обложил его валом или палисадом, который был сожжен осажденными и потом заменен уже стеною;
  15. Город в Св. Писании часто представляется под образом матери (см. Иоил 2:23; Ис 51:18), а поэтому под детьми нужно разуметь обитателей города;
  16. т. е. определенного пункта времени, когда Бог проявил о тебе особенное попечение, предлагая тебе принять через Меня мессианское спасение.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"