Аннотация: Вооз излагает своё намерение перед старейшинами Вифлеема и после отказа более близкого родственника покупает поле Ноемини; Руфь становится его женой и прабабушкой Давида.
И солнце утром город осветило.
У городских ворот
под сенью пальм, укрывшись от светила,
сидит Вооз и родственника ждёт.1
И вот идёт Махлонов брат к воротам.
Его к себе в тень пальм позвал Вооз,
сказал ему: "Господь тебя принёс!
Оставил я и поле и работу,
хочу решить вопрос".
И пригласил старейшин Вифлеема.
Их десять человек.
И родичу поведал про Ноеминь:
"Я известить хочу тебя при всех:
она вернулась к нам с полей Моава
и в нашем городе сейчас живёт.
Свою она часть поля продаёт.
И если хочешь, выкупи по праву.
К тебе оно пойдёт.
Но, если выкупать не хочешь поле,
скажи об этом мне.
Никто тебя к покупке не неволит,
не хочешь - оставайся в стороне.
Ведь первым ты, как брат Елимелеха,
имеешь право выкупить его.
Но если ты не сделаешь сего,
то в деле этом я добьюсь успеха -
ведь с ним у нас родство.
Тот радостно сказал: "Я выкупаю"!
И вновь сказал Вооз:
"Я думаю, закон ты твёрдо знаешь
и к жизни ты относишься всерьёз.
Ведь если у Ноемини ты поле
решил купить, в удел его вернуть,
то Руфь Моавитянку не забудь.
Её участок ты по доброй воле
купи, не обессудь.
И должен ты по древнему закону
умершего почтить
принять вдову в свой дом, её взять в жёны,
чтоб имя брата тем восстановить".
"О нет! - воскликнул родственник, - не сетуй:
не взял бы, даже если б захотел,
чтоб не расстроить собственный удел.
Я не приму - прими ты, раз на это
желанье возымел".
При совершенье сделок был обычай,
чтоб подтвердить успех,
один снимал сапог свой, и обычно
второму отдавал его при всех.
В Израиле так делали в то время.
И родственник сказал: "Купи себе"!
И снял сапог, - Ты царь в её судьбе.
Я не смогу продолжить брата семя.
Пусть всё идёт к тебе".
Тогда сказал Вооз всему народу,
старейшинам сказал:
"Свидетели вы все, что мне свободу
в покупке этой первый родич дал.
Я у Ноемини беру законно
сынов Елимелеховых поля
и вот Елимелехова земля,
ему принадлежавшая исконно,
отныне вся моя.
Беру я также Руфь Моавитянку -
Махлонову вдову.
Средь нас она давно израильтянка,
её своей женою назову,
дабы навек в Махлоновом уделе
он оставался в памяти людской,
чтоб ведал он меж братьями покой
чтоб у ворот, в неведомом пределе,
не пребывал с тоской.
Тому вы все свидетели сегодня"! 2
И тут же весь народ,
что здесь собрался волею Господней,
старейшины у городских ворот
сказали: "Мы свидетели! Да будет
тебе подругой милою жена.
Пусть, как Рахиль Израилю она,
как Лия для него пускай пребудет
надёжна и верна.
Приобретай богатство в Вифлееме,3
в Ефрафе славен будь!
И пусть Господь твоё облегчит бремя
и к радости укажет верный путь.
И пусть твой дом таким же будет славным.
как Фареса, которого Фамарь,
Иуде родила когда-то встарь.
И пусть тебе Господь поможет в главном:
пускай родится царь
от семени, что этою весною
Господь вам с Руфью даст"!4
И сделалась она его женою.
Родился мальчик - крепок и горласт.
И женщины Ноемини сказали:
"Благословен Господь, Его дела -
наследника родная родила"!
Они Овидом мальчика назвали.
"Он будет светом в старости твоей.
Ведь родила его
сноха твоя, всех лучше сыновей,
Ты для неё превыше ведь всего! -
Так говорили женщины Ефрафы, -
В Израиле да будет славен он -
прекрасен видом, крепок и умён"!
И мальчик был Ноеминью по праву
воспитан и взращён
Прошли года. Отцом стал Иессея
родившийся Овид.
А Иессей - отцом царя евреев.
Ведь сын его - прославленный Давид...
**************************************
Примечания:
1. Площадь у городских ворот - обычное в городах Востока место всех общественных собраний (Быт 19, сн. Пс 49:13), торговых сделок (Быт 23:10-13,16,18) и покупок (4 Цар 7:1), судебного разбирательства (Втор 16:18; 21:19), в частности, касательно левиратного брака - в случае отказа деверя от этого брака (Втор 25:7);
2. Теперь Вооз уже свободно и со всей решительностью берет на себя обязательство как выкупа удела, так и брака с Руфью. "Достойны удивления в сказанном и благочестие и точность. Не нарушаю, говорит, закона тем, что беру в жену моавитянку; напротив того, исполняю божественный закон, чтобы память умершего сохранилась не угасшею" (блаж. Феодорит, с. 318). Впрочем, в последующих родословиях (ст. 21; 1 Пар 2:12; Мф 1:3; Лк 3:32), рожденный от брака Вооза и Руфи Овид называется сыном Вооза, а не Махлона: благочестие Вооза сделало его достойным занять место в родословной Давида и Иисуса Христа преимущественно пред Махлоном;
3. Вифлеем (евр. Bet-lechem - "дом хлеба"), прежде (Быт 35:16,19; 48:7) называвшийся Ефрафа (евр. Ephratah - "плодоносная"), но и впоследствии сохранявший древнейшее название;
4. Старейшины и народ не только свидетельствуют и подтверждают легальность объявленного Воозом брака, но и благословляют предстоящий брак с упоминанием дорогих всем евреям имен праматерей их Рахили и Лии (первой называется Рахиль, как любимая жена Иакова, ср. Быт 29:31, 48:7 и др Упоминание о Фаресе (ср. Быт 38:29; 46:12) тем более уместно, что с него начинается (ст. 18) родословие Воза;