Михелев Леонид Ильич : другие произведения.

Книга Иисуса Навина, глава девятая

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Евеи из Гаваона обманули Иисуса Навина, который вступил с ними в союз мира; Отныне они будут "рубить дрова и черпать воду".

  
  И все цари в горах за Иорданом,
  в приморских городах
  узнали, что несут Израильтяне,
  и обуял царей великий страх.
  Хеттеи, Аморреи, Хананеи
  Евеи и другие племена,
  которых позабыты имена,
  решили вместе сокрушить Евреев.
  Объявлена всеобщая война.
  
  Но жители в гористом Гаваоне
  не стали ждать беды.
  и в ближнем Гае, и в Иерихоне
  лазутчики их видели следы
  тех мест, что раньше были городами,
  а ныне стали грудами камней,
  в которых лишь пустынный суховей
  гуляет, как свидетель жуткой драмы,
  в бездушности своей.
  
  Они схитрили. Подавив тревоги
  и приняв жалкий вид,
  надев рваньё, отправились в дорогу,
  в Галгал, где стан Израильский стоит.
  Их хлеб сухой, в заплатах обувь, стары
  заплечные их мехи от вина.
  Как будто в путь без отдыха и сна
  они пошли, спасаясь от пожаров,
  что принесла война.
  
  Они пришли в Галгал к Израильтянам
  и рассказали им,
  что много дней в походе неустанно
  из дальних городов стремились к ним.
  Но Иисус вдруг усомнился в этом:
  "Быть может, вы живёте тут, близ нас,
  куда Израиль смотрит в этот раз"?
  Евеи не замедлили с ответом:
  "О нет! Мы просим вас,
  
  чтобы союз вы заключили с нами!
  Ведь мы издалека,
  расставшись со своими городами,
  пошли в Галгал, спасаясь от врага.
  Рабы твои к тебе из дальней дали
  пришли во имя Бога твоего.
  О славе и деяниях Его
  мы от людей по всей земле слыхали.
  Нет в мире ничего,
  
  что неподвластно Господу Евреев:
  Египет укротил,
  а двух царей великих Аморрейских
  Он стёр с земли и царства сокрушил.1
  И нам тогда старейшины сказали:
  "Вам в жизни остаётся лишь одно:
  возьмите на дорогу хлеб, вино,
  в Галгал идите в грусти и печали.
  Так Богом решено.
  
  И скажите, придя, Израильтянам,
  что вы для них рабы,
  что просите союза в страхе крайнем,
  склоняясь под ударами судьбы.
  Вот хлеб, скажите, был тогда он тёплым,
  когда мы вышли из своих домов
  навстречу к вам, спасаясь от врагов.
  За долгий путь он стал сухим и цвёлым.
  Смотрите - он таков.
  
  И мехи для вина поизносились.
  Одежда порвалась.
  И обувь наша в ветошь превратилась,
  меся в пути пески и пыль, и грязь".
  И взяли их хлеба Израильтяне,
  не вопросивши Господа о том. 2
  И ввёл их Иисус в еврейский дом,
  и разрешил им оставаться в стане.
  Им поклялись потом
  
  начальники и общества старшины,
  что жизнь им сохранят.
  И мир желанный с ними заключили.
  Но вот прошли неполные три дня.
  Сыны Израилевы неуклонно
  пришли под опустевший Гаваон.
  С Кефирой, Беерофом рядом он.
  И Кириаф безлюдный, словно сонный,
  был ими окружён.
  
  И стало ясно всем: пришли Евеи
  из этих городов.
  И местный люд, от ужаса немея,
  покинул навсегда родимый кров.
  И возроптали на своих старейшин
  Израилевы гордые сыны,
  но были клятве Господом верны,
  и не загублен ни один пришедший
  с Евейской стороны.
  
  И обществу начальники сказали:
  "Мы Господом клялись!
  И как бы все отмщенья не желали,
  должны мы им теперь оставить жизнь.3
  Пускай живут, но нашими рабами
  теперь они пребудут навсегда.
  Дрова теперь удел их и вода.
  А участи такой желали сами,
  оставив города.
  
  А Иисус призвал к себе Евеев
  и так сказал он им:
  "За то, что обмануть вы нас посмели,
  ответите проклятием своим.
  Вы прокляты и будете рабами:
  при нас отныне вам навеки жить -
  нам черпать воду и дрова рубить.
  Расстанетесь вы с вашими богами,
  чтоб Господу служить"! 4
  
  Евеи Иисусу отвечали:
  "Мы слышали о том,
  что землю эту - горы, море, дали
  Господь, твой Бог, в явлении своём
  велел рабу, провидцу Моисею
  вам передать, а всех людей земли
  сгубить до одного, чтоб не могли
  вас искушать. Губить их, не жалея.
  И мы от вас вдали
  
  решились на обман во имя жизни.5
  Теперь в руке твоей
  вся наша жизнь. Так суждено нам свыше.
  И ты теперь распорядишься ей".
  И сделал Иисус, как порешили:
  исполнив клятву, он обман простил
  и участь их в тот день определил,
  чтоб воду черпали, дрова рубили,
  а жизнь им сохранил.
  ********************************
  Примечания:
  1.Говоря о великих делах Бога Израилева, гаваонитяне приспособляются, очевидно, к верованиям тех, к кому они пришли, чтобы просить о заключении союза. При всем этом нельзя отрицать в словах их в некоторой доли правды, как служащей объяснением решимости их встать на сторону нового победоносного народа, а не туземных царей. О переходе через Иордан, о завоевании Иерихона и Гая они умалчивают здесь потому, конечно, что этим они выдали бы близость своего жительства к месту этих недавних событий;
  2. Принятие хлеба от гаваонских послов служило выражением со стороны израильских князей расположения к послам и их делу, т. е. согласия на сделанное ими предложение. Прежде чем отважиться на такой шаг, израильские князья во главе с Иисусом Навином действительно должны были вопросить Господа, конечно, через первосвященника, согласно с божественным повелением;
  3. Если начальники, поддавшись обману, дали клятву напрасно и сделали грех, не вопросив об этом деле Господа, то, нарушив клятву, они прибавили бы к сделанному новый тяжкий грех клятвопреступления, через которое бесчестится имя Божие пред теми, кому дана клятва;
  4. Настаивая на соблюдении клятвы, в силу которой гаваонитянам сохранилась жизнь, Иисус и начальники не забывают при этом и запрещения вступать в союз с ханаанскими народами, которое имело ту цель, чтобы последние не увлекли израильтян в идолопоклонство. Для предотвращения гибельного последствия от оставления гаваонитян в Ханаанской земле они принимают такую меру, которая вместе служила и наказанием за их обман. Они предложили именно возложить на гаваонитян обязанность рубить дрова и носить воду для всего израильского общества, причем последние, будучи низведены в рабское состояние, не могли быть опасными для господствующего израильского населения.
  5. Из приведенных здесь слов видно, что искать союза с израильским народом побуждал гаваонитян только страх за свою жизнь, что сведения их о великих делах Бога Израилева приводили их только к уверенности в неизбежной гибели ханаанских народов, а не пробуждали у них, как у Раави, мысли о Нем, как Боге неба и земли, а вместе с этим стремления стать в ряды его исповедников. В этом заключается внутренняя причина того, что они не вошли в состав израильского народа.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"