Михелев Леонид Ильич : другие произведения.

Книга Иисуса Навина (Библия в стихах) Пролог и гл.1

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Книга Иисуса Навина была написана, по мнению многих учёных, в конце периода Судей. Писателем её в полном составе, в котором она дошла до нас, может быть Самуил, или другой пророк из основанного им пророческого сообщества. Есть также авторы, считающие, что книгу своего имени написал сам Иисус Навин. Но это предположение опровергается рядом хронологических нестыковок, дающих возможность предположить, что написана книга уже после его смерти. Более подробно можно познакомиться с этими данными и толкованиями библейских текстов в трёхтомнике "Толковая Библия", выпущенном в Петербурге в период 1904-1914 гг. под редакцией профессора богословия Александра Павловича Лопухина. (Второе издание Института перевода Библии. Стокгольм. 1987 г.). Вот характеристика книги Иисуса Навина, которую даёт "Толковая Библия": "Как излагающая положение того, что делал Господь для основания Своего Царства на земле, кн. Иисуса Навина тесно связана с Пятикнижием, на что указывают начальные ее слова по греко-славянскому переводу, служащему буквальной передачей слов еврейского текста: "И бысть по скончании Моисея раба Господня". Но как излагающая особые события из ветхозаветной истории царства Божия, она имеет отдельное, самостоятельное значение. Предметом ее служит совершившееся во дни Иисуса, сына Навина, и через его посредство исполнение божественных обетований о даровании избранному народу Ханаанской земли. Это исполнение состояло в завоевании этой земли и разделении ее между коленами, составлявшими израильский народ. Соответственно этому книга Иисуса Навина делится на две равные части. В первой части от 1 главы по 12 излагается завоевание, во 2-й - от 13-й главы по 22-ю - разделение земли. Последние две главы содержат изложение того, что сделал Иисус Навин по исполнении возложенного на него дела Божия для незыблемого дальнейшего его существования. Изложенные в этой священной книге сведения о тех из отдельных событий, которые не выходят за пределы обычного хода жизни, не вызывают сомнений в исторической достоверности. Сведения о таких событиях изложены с такими подробностями относительно мест, где они совершились, лиц, которые действовали в них, с такою археологической точностью, которые показывают, что писатель книги имел подробные, точные, не только устные, но и письменные сведения о том, что совершалось в описываемое им время. Недоумение и сомнения вызывают у некоторых из комментаторов только сведения о тех событиях, которые изображены в книге как совершившиеся при действии божественного всемогущества. Внушаемая каноническим достоинством книги Иисуса Навина вера в то, что эти события совершились именно так, а не иначе, находит для себя подкрепление в уяснении целесообразности того, что и как совершилось во времена Иисуса Навина. При действиях его, как вождя израильского народа, особенная божественная помощь нужна была потому, что он, как и весь израильский народ, был только орудием для выполнения божественных обетований о наделении потомков Авраама землей, в которую он был призван и в которой он вместе с ближайшими своими потомками совершал странствования. Если бы израильский народ и его вождь были лишены этой помощи, они оказались бы бессильными выполнить то, что на них было возложено. Как ни ослабили себя ханаанские племена своими пороками и разъединенностью, они даже, при неполном соединении своих сил, могли оказать сильное сопротивление особенно благодаря своей воинственности, укрепленным городам и военным колесницам. Как недостаточна была сама по себе сила израильтян для завоевания Ханаана, видно из того, что они даже после того, как ханаанским племенам нанесено было поражение, чувствуют себя не в состоянии докончить завоевание). Если бы израильский народ для вторжения в Ханаан был вынужден оставаться на восточной стороне Иордана до того времени, когда окончится наводнение, его встретили бы, конечно, ханаанские цари с многочисленным войском и загородили бы ему дальнейший путь. Если этого не произошло, то именно потому, что чудодейственно осушенное русло Иордана во время наводнения дало израильтянам возможность вторгнуться в Ханаан в такое время, когда не ожидали этого, а потому не приняли мер к отражению нападающих. То, что водворение израильского народа в Ханаан было достигнуто не только его усилиями, но, главным образом, чудодейственной силой Божьей, имеет значение не для того только времени, но для будущего, не только частное, но и более широкое. Такой способ водворения израильтян в обетованной земле служит прообразом благодатного пути, который открыт Господом нашим Иисусом Христом. В этом отношении знаменательным для верующего является то, что, как в землю, обильную молоком и медом, ввел израильтян не кто иной, а именно носивший имя "Иисус", так и путь в Царство Небесное открыт для всего человечества Иисусом Сыном Божиим (Творения блаж. Феодорита. I, 270)".

  Книга Иисуса Навина
  (Библия в стихах)
  
  Пролог
  
  На всё в подлунном мире Божья воля.
  И умер Моисей.
  Страдал Израиль и с душевной болью
  оплакивал пророка тридцать дней.
  Проходит всё. И минули дни плача.
  И Навин Иисус возглавил род.
  И слушает Израилев народ
  его слова, что в жизни много значат -
  готовится поход...
  
  Глава первая
  Бог ободряет Иисуса Навина: "Будь твёрд и мужествен"; Приготовления к переходу Иордана; Некоторые колена должны перейти с братьями и помочь им.
  
  И вот Господь по смерти Моисея,
  любимца Своего,
  сказал вождю могучему Евреев,
  открывшись для сознания его:
  "О, Иисус, служитель Моисеев, 1
  пришла пора - снимай последний стан,
  Веди народ сей через Иордан.
  И пусть земля, что ваши души греет,
  отныне служит вам.
  
  Куда бы не ступили ваши стопы
  в пределах той земли:
  моря и реки, горы, кущи, тропы
  всё ваше, чтоб спокойно жить могли
  вы от пустыни и до гор Ливана,
  от вод Евфрата до морской волны,
  чтоб были и свободны, и сильны
  на пажитях земли обетованной
  Израиля сыны. 2
  
  Я Моисею говорил об этом,
  и говорю тебе:
  Своею силой, волей и советом
  с тобой, как с ним, всегда в твоей судьбе
  пребуду Я. В делах твоих и жизни
  не отступлюсь, тебя не брошу Я.
  И защитит тебя рука Моя.
  Никто не устоит сейчас и присно
  перед тобой в боях.
  
  Будь мужествен и твёрд: народу землю,
  что обещал отцам,
  Ты передашь в наследное владенье -
  Я клятвы исполняю до конца.
  Но тщательно храни закон великий,
  который незабвенный Моисей
  оставил в книге памятной своей.
  В ней поучайся, и законы Книги
  блюди среди людей.
  
  И станешь ты в путях своих успешен,
  благоразумен, твёрд.
  С тобой Господь. Наставит и утешит.
  Твой Бог всегда везде тебя найдёт".
  И тотчас Иисус дал повеленье
  народным надзирателям своим 3
  пройти по стану и сказать родным,
  что всех колен еврейских населенье
  поднимется за ним
  
  спустя три дня по указанью Бога
  в поход за Иордан.
  И предстоит им трудная дорога.
  Готовить пищу был приказ им дан.
  А за рекой лежит земля надежды,
  обещанная Богом их отцам.
  "В наследие земля даётся вам,
  но вы с мечом по ней пройдёте прежде,
  по многим городам, -
  
  Так Иисус велел сказать народу.
  Был передан приказ.
  А Иисус князьям трёх славных родов
  торжественно напомнил в этот час:
  "Рувимову и Гадову коленам,
  Манассии, что здесь нашли приют,
  чьи земли им Господь представил тут,
  хочу я долг напомнить их священный -
  Дни славные грядут,
  
  когда сынов Израиля колонны
  пойдут за Иордан,
  И выполнить должны вы неуклонно
  обет, что вами Моисею дан.
  Пусть ваши жёны, дети, скот, строенья -
  на ваших землях остаются тут,
  пускай в трудах своих смиренно ждут
  отцов, мужей и братьев возвращенья
  что с братьями уйдут.
  
  С оружием идите перед ними
  и помогайте им
  работой и делами боевыми,
  оружием испытанным своим.
  И лишь тогда, когда Господь позволит
  им получить наследие сполна -
  и вся обетованная страна
  колен израильских предастся воле,
  тогда лишь, как волна,
  
  отхлынувши от берега морского,
  вы сможете уйти
  к домам своим и там заняться снова
  трудом своим, искать свои пути".
  Ответ старейшин был и прост и ясен:
  "Что повелишь нам ночью или днём,
  всё выполним, все за тобой пойдём.
  Оружием послужим братьям нашим
  и землю обретём,
  
  которую Господь наш откровенно
  обетовал отцам.
  Тебя мы будем слушать неизменно,
  как Моисею верить до конца.
  Лишь пусть Господь, твой Бог, с тобою пребудет,
  как был Он с Моисеем навсегда.
  С Ним никакая не страшна беда
  Господь, наш Бог, своим поможет людям
  Не кинет никогда.
  
  И, знай, что всякий, кто тебе изменит,
  не выполнит приказ,
  твои не станет слушать повеленья,
  тем самым выступает против нас.
  Он будет неизбежно предан смерти.
  В коленах наших каждый прям и горд.
  А ты веди нас - мужествен и твёрд.
  В сражений предстоящих круговерти
  врагов уменьшим счёт.4
  *************************************
  Примечания:
  1. Иисус сын Навина - один из главных или князей Ефремова колена (Чис 13:3,4,9) - назван служителем Моисея для указания на особую его близость к нему и преданность. Еврейский глагол "служить" (шарат), от которого происходит слово служитель (мешарет), употребляется для обозначения не подневольного, а добровольного служения и в частности - служения Господу
  (1 Цар 2:11 и др. места);
  2. Границы страны, которую имели занять израильтяне, определены здесь сходно с тем, как они указаны во Втор 11:24: южной границей служит Аравийская пустыня, северной - Ливанские горы, восточной - река Евфрат и западной - великое море, называемое ныне Средиземным;
  3. Надзиратели народа, или, по слав. Библии, книгочии, т. е. писцы, исполнявшие обязанности нынешней полиции;
  4. Приготовительной мерой было напоминание словами Моисея коленам: Рувимову, Гадову и половине Манассиина, получившим в наследство восточно-иорданскую область, об условии, с каким она была им дана (Втор 3:18-20; Чис 32:29-30). Выслушав это напоминание, представители колен выразили полную готовность повиноваться во всем преемнику Моисея, как повиновались ему, и наказывать смертью того, кто не оказал бы такого повиновения.
   Стан израильтян перед переходом через Иордан расположен был на Моавитской равнине (Втор 34:1-3). Вблизи этого места возвышается гора Нево, с вершины которой Моисей видел все протяжение Ханаанской земли, которую и в настоящее время видят путешественники, сообщающие при этом, что с этой горы можно видеть самую высокую вершину Ливана (Христ. Чт. 1886, май-июнь, с. 779).
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"