Михин Владимир Павлович : другие произведения.

Рассказы глава 5. Главное дежурство

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Главное дежурство.

  ГЛАВА 5
  ГЛАВНОЕ ДЕЖУРСТВО
   Борт БДК-6. Бортовой номер 999 или 996. Бухта Росляково Кольского залива, плавпирс 3, ошвартованы правым бортом. Командир БДК Москаленко Валентин Александрович. Потомственный ленинградец, очень видный мужчина, умный, образованный, с хорошими манерами. Отличный офицер, наиболее типичный представитель советского флота тех времен.
  
   СПРАВКА. БДК-6
   тактико-технические данные:
   Водоизмещение: 4650т.
   Размеры: длина - 113,1м, ширина - 15,6м, осадка - 4,5м.
   Скорость хода максимальная: 16,5 узлов
   Силовая установка: 2 дизеля, 2 винта, 9000 л.с.
   Вместимость: до 1500 тонн техники и грузов.
   Вооружение: 1х2 57-мм артустановка ЗИФ-31Б.
   Экипаж: 55 чел.
   История корабля:
   В 1959 году появилось задание на разработку океанского танкодесантного корабля с тактико-техническими данными, сопоставимыми с аналогичными у современных западных кораблей. Практически одновременно Министерство морского флота заказало сухогруз с носовой аппарелью, который в военное время должен был служить тем же целям. Высокая сложность принципиально нового для нашего флота корабля, а также близость назначения обоих проектов заставили объединить оба проекта в один под общим обозначением "проект 1171". При этом сохранялось двойное - военное и гражданское - использование судна, характеристики же его несколько снизились.
   Противоречивые требования гражданских заказчиков (высокая экономичность, использование всего объема трюмов, хорошие каюты для экипажа) и военных (место для вооружения, повышенная непотопляемость, большая скорость, специальное оборудование) заставили пойти на компромисс. Проектировщики составили четыре варианта проекта, по возможности учтя все пожелания, но несомненный приоритет отдавался все же военному. Последней каплей явилась замена главных двигателей. Вместо планировавшихся для судна дизелей по 2500 л.с. на нем решили установить моторы большей мощности. Это вполне устраивало ВМФ, поскольку скорость возрастала до 17 узлов - почти до исходного задания. Однако Министерство морского флота решило отказаться от "совместного" судна - его эксплуатация при столь мощных механизмах становилась нерентабельной.
   В результате двойное назначение "Тапира" (так назывался проект 1171) проявилось лишь во внешнем виде, характерном скорее для гражданского теплохода. Корабль получил обозначение БДК - "большой десантный корабль" - и строился исключительно для ВМФ.
   За десять лет, с 1966 по 1975 год, в строй вошло 14 кораблей данного проекта в четырех вариантах. В течение двух десятков лет "Тапиры" ("Alligator" по классификации NATO) составляли основу стратегических десантных сил Советского Союза. На Черноморском флоте всего было 5 кораблей этого класса. Они хорошо зарекомендовали себя на боевых службах и за долгие годы эксплуатации совершили много дальних походов.
   Большой десантный корабль "Крымский комсомолец" был заложен в Калининграде на судостроительном заводе "Янтарь" 04.07.1964 г. (заводской номер 292), спущен на воду 15.02.1965 г., вступил в состав флота в 30.12.1966 г. До 09.11.1970 г. имел название "БДК-6". Затем было присвоено наименование "Крымский комсомолец". Входил в состав 39-й дивизии морских десантных сил с базированием на Крымскую военно-морскую базу (Донузлав).
   При несении боевых служб в зоне военных конфликтов на Ближнем Востоке БДК неоднократно выполнял задачи оказания интернациональной помощи. В частности, "Крымский комсомолец" базировался в портах Египта (с июня 1967 г.), Сирии (январь-декабрь 1968 г.), Анголы (в январе-мае 1971 г.) и Эфиопии (в октябре 1973 г., ноябре 1975 г. - апреле 1976 г., в апреле-сентябре 1978 г.).
   В лихие 90-е, в ходе раздела флота корабль был списан и сдан на слом. После списания он был продан коммерческим структурам в Новороссийск, переоборудован весной 1994 года для коммерческих перевозок и совершал рейсы в Турцию. Затонул у причала. Через год во время шторма был выброшен волной на берег, и впоследствии разделан на металл.
   Росляково - посёлок городского типа в Мурманской области. Административно подчинён ЗАТО Североморск. Население - 9600 жителей (2005). Основан в 1959 году.
  
   Время глубоко за полночь, но полярный день и поэтому светло, солнце почти в зените. Служба на корабле: дежурный главный старшина Михин, дежурный по низам старшина 2 статьи Малинок, белорус из Осиповичей, командир отделения механиков ЗАС, дежурный БЧ-2 старшина 2 статьи Гайдучок, одесско-николаевский хохол, вахтенный у трапа - матрос Унгуряну - молдаванин либо цыган, в равной мере, матрос боцманской команды, малообразованный и темный. Парень громадного размера, сколь велик физически, столь же и туповат на голову. Рассыльный по кораблю - матрос Пересунько - шустрый, даже излишне пронырливый паренек из огромных предместий Киева.
   На корабле покой и благоденствие. Солнечная полярная ночь не предвещает никаких событий. Вдруг ни с того ни с сего - звонок вызова дежурного на вахту. Посылаю расторопного Пересунько на вахту, узнать, что нужно вахтенному, если в туалет, что, скорее всего может быть, то подменить его на 3-5 минут. Опять звонок! Что за черт, придется самому идти выяснять, в чём вопрос. Иду не торопясь, день ещё только начался, ещё набегаюсь и нахожусь, с чувством своей ночной значимости, поскольку начальство отдыхает. Навстречу мой рассыльный, спотыкаясь то ли от усердия, то ли от страха, скорее от увиденного чего - необыкновенно руками машет и показывает на причал, дескать, там причина для волнения и требуется вмешательство дежурного.
   - Скорее, скорее, товарищ главный старшина, там, там... толпа генералов!!!
   - Что ты несешь? Какие генералы в 2 часа ночи на плавпирсе Богом забытого Росляково, да ещё и толпой? Ты что, очумел? Спать иди, а то совсем с нарезов сойдешь.
   - Нет, нет, идите скорей встречайте!
   Что такое? Не генеральское это дело - по ночам ходить по боевым кораблям. Хотя, кто их знает? На всякий случай нужно приготовиться, да и любопытство берет, что же они там с вахтенным увидели, поскольку тот тоже выражает беспокойство и жестами показывает на причал.
   А на причале, вблизи берега и впрямь завидная генеральско-адмиральская толпа. Солнце от меня на них светит, эполеты сверкают, и направляются они к нам. Пока идут, размышляю, что предпринять? Рассыльного за командиром - пусть будит, все равно без него никак не обойдутся, да и что я для них? Прибегает мой рассыльный с докладом - командир послал к чертям собачьим и сказал, что днем ещё со всеми нами разберется. Ладно, потом будем выяснять, может и правда обойдется. Поднимаются по трапу - выхожу для встречи вперед, проверил амуницию, ремень, фуражку, кобуру с ПМом, входящую в амуницию дежурного. Вахтенный, естественно, со стандартным калашом, тоже поправляю ему ремень и шляпу на затылке, бескозырка по уставу надевается на палец выше левой брови матроса. Ага, вот и они! Подходят к трапу. Вперед пропускают одного из адмиралов, называя его Сергей Георгиевич, дескать - проходите вперед, это ваше ведомство. Стоп! Адмирал, явно знакомый, хотя откуда у меня знакомые адмиралы? Сам вижу первый раз так близко, но делать нечего. И вдруг как током пронзило! Ведь среди адмиралов Сергей Георгиевич мог быть только один - главком ВМФ Горшков!
   Представляюсь по форме:
   - Дежурный по кораблю главный старшина Михин. - Решил дерзнуть - Рады Вас приветствовать, Сергей Георгиевич.
   Те, в ответ, так не торопясь, называют себя:
   - Главнокомандующий ВМФ адмирал Горшков, с офицерами штаба и руководством ГШ ВМФ и Минобороны.
   Пожимают дежурному, то есть мне! руку.
   - Подымай командира, скажи, Горшков ждет!
   - Есть, понял. Товарищ адмирал, прошу минуту ждать! - и бегом за командиром.
   Какой-то генерал, как потом узнал Белобородов, командующий войсками МВО, замечает:
   - Приятно видеть, что Вас тут узнают.
   А Горшков улыбается:
   - Спрашивается, откуда знают? - И обращаясь к армейским звездно-крупнопогонным:
   - Я у них и не был ни разу! - довольный, что его признали, в отличии от них, сугубо сухопутных тыловых, хотя и высокопоставленных московских фигур.
   А один с грустью, по форме видно авиационный генерал:
   - А меня вот в Североморске, в авиаполку, не признали...
  
   СПРАВКА. Горшков Сергей Георгиевич [1910 - 1988], советский воен. деятель, Адмирал Флота Сов. Союза (1967), Герой Сов. Союза (1965). В ВМФ с 1927. Окончил Военно-мор. училище им. М. В. Фрунзе (1931), курсы командиров миноносцев (1937), курсы усовершенствования высшего начсостава при Военно-морской академии (1941). В 1931 - 32 служил на Черноморском, а в 1932-39 на Тихоокеанском флотах, командовал сторожевым кораблём, эсминцем, бригадой эсминцев Тихоокеанского флота. С началом Великой Отечественной войны принимал участие в боевых действиях Черноморского флота. В сентябре 1941 во время обороны Одессы руководил высадкой первого на Чёрном море морского десанта в район Григорьевки, который способствовал успешному контрудару войск Одесского оборонительного района. В октябре 1941 назначен командующим Азовской военной флотилией. Летом 1942 флотилия под его командованием успешно поддерживала войска Южного и Северо-Кавказского фронтов. После отхода советских войск к Новороссийску флотилия прорвалась из Азовского в Чёрное море. В августе 1942 назначен зам. командующего Новороссийским оборонительным р-ном, принимал участие в руководстве обороной города, а в ноябре временно командовал 47-й армией, участвуя в обороне Кавказа. С февраля 1943 вновь командовал Азовской воен. флотилией, которая в период летнего наступления 1943 успешно поддерживала войска Северо-Кавказского фронта при ликвидации таманской группировки противника, а также содействовала наступлению войск 44-й армии Южного фронта на приморском направлении. Захватив в сентябре 1943 мор. десантом порт Осипенко (Бердянск), флотилия не позволила противнику эвакуировать войска и вывезти военную технику морем. В Керченско-Эльтигенской десантной операции (нояб.-дек. 1943) руководил подготовкой и высадкой мор. десантов, а в последующем переправой войск 56-й армии через Керченский пролив в Крым. С апреля 1944 командовал Дунайской военной флотилией, принимавшей участие в Ясско-Кишинёвской операции. Корабли флотилии обеспечивали форсирование Днестровского лимана войсками 3-го Украинского фронта, прорвались в дельту р. Дунай и, высадив десанты, захватили ряд портов и баз. Флотилия под командованием Горшкова содействовала войскам 2-го и 3-го Украинского фронтов в Белградской и Будапештской операциях, участвовала в освобождении столиц Югославии и Венгрии. С янв. 1945. командующий эскадрой Черноморского флота. В 1948- 1951 начальник штаба, с августа 1951 командующий Черноморским флотом. С июля 1955 первый зам. Главнокомандующего, а с января 1956 главнокомандующий Военно-Морским Флотом и зам. министра обороны СССР.
  
   В каюте у командира полумрак от закрытых иллюминаторов, включаю полный свет, пытаюсь осторожно будить - нет реакции, я голос громче и трясу за плечо легонько, можно сказать, от страха даже нежно.
   - Кто тут и почему, сколько времени?
   - Я, дежурный главный старшина Михин, гости на борту!
   - Какие гости? Гони всех к той матери, а лучше ещё дальше и сам пошел вон, кому сказал!?
   - Вас Горшков требует сейчас и немедленно!
   Нет реакции.
   - Вы что? Кого посылать? Это Горшкова что ли? Да он не один! Нас в порошок с Вами сотрут. Вставайте и идите уж, Христа ради.
   - Ладно, вот пристал, скажи им, что иду уже, оденусь только.
   Ну, уж нет, я от него ни на шаг, тут шутки плохи, жареным потянуло, что-то будет непременно. Тем временем идем. Вот и сам Горшков, по коридорам у камбуза гуляет. Командир по форме представляется. Горшков пожимает ему руку, показывает входящих офицеров, генералов - адмиралов.
   - Ну, у нас важное дело.
   - Пройдемте ко мне.
   - Да, командир, захвати дежурного с собой. Мало ли что понадобиться.
   - Дежурный, с нами! И пригласи старпома в кают-компанию.
   Ну, со старпомом проще. Кулаком в бок.
   - К командиру срочно и немедленно, начальство у него из самой Москвы и штаба флота, сплошь дубы и все вязанные.
   Здесь нужно пояснить: офицерский состав от капитана 3 ранга и выше, носят на козырьке фуражки стилизованные дубовые листья золотого цвета, а адмиральский состав те же листья, но не сплошные пластинки с изображением дубовых листьев, а шитьё в виде дубовых веток темно-золотого цвета. Посвященному, фраза о носителях вязаных дубов, сразу говорит, что гости по рангу адмиралы, от контр-адмирала и выше.
   - Что-то им генерал - адмиралитету не спиться? - в пространство спрашивает старпом.
   Тут можно и несколько схамить:
   - Так Вы у них сейчас и спросите, почему им не спится.
   Бегу в кают-компанию, стою у входа - руку к шапке, пропускаю всех, захожу сам.
   Совещание короткое. Через несколько часов здесь будет генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев. Следует подготовиться и встретить. Политбюро интересует техника противодействия экстремистским побуждениям НАТО на Ближнем Востоке и Средиземноморье. Главком ВМФ докладывает, что возможно придется десантировать в этот регион серьезные силы и усиливать морскую и воздушную группировки.
   Из совещания ясно, что визит Л.И. Брежнева носит сугубо рабочий деловой характер. Он намерен, ограничится осмотром новой техники, поскольку корабль всего несколько месяцев вышел из морзавода.
  
   СПРАВКА. Брежнев Леонид Ильич (1906 - 1982) советский политический и государственный деятель. С 1950 г. первый секретарь ЦК КП(б) Молдавии. В 1952- 1953 гг. секретарь ЦК КПСС. С 1953 г. зам. начальника Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота. С 1954 г. второй, первый секретарь ЦК Компартии Казахстана. В 1956- 1960 гг. и 1963- 1964 гг. секретарь ЦК КПСС. В 1960 - 1964 гг. и с 1977 г. Председатель Президиума Верховного Совета СССР. С 1964 г. Первый, с 1966 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС. Герой Советского Союза (1966 г., 1976 г., 1978 г., 1981 г.), Герой Социалистического Труда (1961 г.). Маршал Советского Союза (1976 г.).
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"