Михин Владимир Павлович : другие произведения.

Рассказы. Глава 6. Дорогой Леонид Ильич

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Старый советский анекдот: "- Кто такой Брежнев? -Мелкий политический деятель времен Пугачевой." Но этот анекдот появится позже, а в 1966 году про Пугачеву ещё никто не слышал, а вот Брежнев первое лицо одной шестой части суши.

  ГЛАВА 6
  ДОРОГОЙ ЛЕОНИД ИЛЬИЧ
   Полярное лето 1966. Бухта Росляково Кольского залива. Поступает команда: ориентировочно следующим днем с визитом прибывает генеральный секретарь Центрального комитета коммунистической партии Советского Союза Леонид Ильич Брежнев. Как модно стало, потом говорить - расцвет застоя. Его имя и фамилия у всех на слуху. Для нас деревенских, в Богом забытом Росляково, что и в справочниках не во всех найдешь, его приезд стал событием. А Росляково потом стала известной на весь белый свет, после того как сюда после аварии завели на осмотр печально известную АПЛ "Курск".
   А тогда, получив вводную о столь высоком визите, у командиров голова пошла кругом. Как проводить встречу? Как готовить личный состав кораблей флота и сами корабли? Командир корабля запрашивает у штаба флота инструкции по проведению мероприятия. А у тех аналогичных мероприятий больше десятка. Предполагаются встреча с руководящим составом штаба Северного флота, показательные пуски ракет подводными лодками из подводного положения по целям в Тихом и Индийском океанах, демонстрационный подъем экипажа условно аварийной подводной лодки с запредельно больших глубин, полеты авиаполка имени Бориса Сафонова по обеспечению боевого присутствия в Северной Атлантике, высадка морского десанта на необорудованный берег с боевой стрельбой сил десанта и кораблей поддержки и много чего ещё. А это все требовало скрупулезной подготовки и безупречного управления родами войск и сил. Но это головная боль командиров, на то и служит штаб Северного флота, для отработки подобных задач, да больно уж ревизоры высокого ранга. А после недавнего провала подводных сил Северного флота по блокированию Карибского кризиса, внимание к фактическому состоянию сил и средств флота было необыкновенно высоко. Неудачные массовые выходы подводных лодок в северную Атлантику на боевое дежурство, когда многие наши лодки были обнаружены станциями слежения НАТО на берегах Шпицбергена, Земли Франца-Иосифа, Калифорнии и Канады. Причиной стала повышенная шумность лодок, вследствие чего они обнаруживались практически сразу по выходу из мест базирования: Полярного и Лиинахамари. Командиры лодок были вынуждены с экипажами проявлять чудеса героизма, дабы сохранить инкогнито, свою принадлежность и действия. Для многих поход заканчивался неприятно, а то и трагически. Поднятые по тревоге силы противолодочной обороны США блокировали буквально каждую лодку, вынуждая подняться её на поверхность и показать свою принадлежность, после чего лодка считалась не выполнившей боевую задачу и опасности для вероятного противника не представляла. Её ожидало позорное возвращение на в базу с раздачей горьких пирогов, в виде служебных несоответствий, уменьшения звезд на погонах и назначения с понижением в другие части, корабли и места базирования. Этим и объясняется повышенное внимание Политбюро ЦК, генштаба к боевой готовности флота открытого океана, которым изначально считался Северный и Тихоокеанский флоты.
   Прибывший вскорости на корабль специалист флота по торжественным церемониям схватился за голову:
   - Вы хотите в таком виде предстать перед руководством страны?
   Видимо было доложено наверх, ибо прибывший командир поставил перед экипажем задачу: привести корабль в порядок, т. е. сделать его лучше, чем он был выпущен с завода. Вопросов было много, мне запомнились два основных.
   Вопрос первый - обновить леера.
  
   СПРАВКА: Леер (от нидерл. leier) - ограждение (тросовое, из металлических труб и пр.) вдоль бортов, вокруг люков и т. д. на судне, а также трос для постановки некоторых парусов. Спасательный леер - трос на бортах спасательной шлюпки.
  
   - Есть новые, стальные!
   - Ты что, боцман, обалдел? Может их ещё и смазкой обработать?
   - А что же делать?
   - Знаю что. Доктор, у тебя бинты есть? Сколько?
   - Есть, конечно, а сколько? Так кто ж их считал?
   - Так, боцман, бери бинты и обматывай леера. Будет торжественно, беленько и красивенько.
   - Стойте, так это же стерильные!
   - Вот и хорошо! Будет не только красивенько, но ещё и очень чистенько. Давайте прикинем: один бинт - один метр. По двум леерам бинтов 50-60 нужно. Док, сейчас будут разъездные машины, бери транспорт и дуй побыстрее за бинтами.
   - Куда дуть? Ночь на дворе.
   - Дуй, говорят! Сегодня Северный флот не спит! Все к нашим услугам, все службы работают на нас.
   Вопрос второй - с вечера в ночь борта, надстройки, технику на верхней палубе и саму палубу к приезду гостей покрасить.
   Боцман, будучи в своем амплуа, заметил:
   - Покрасить до утра конечно можно, если дождя не будет.
   Немедленно был поднят штурман, поскольку все синоптические дела были по его части, который уверенно заявил, что обеспечивает в течение ближайших суток круглосуточное полярное солнце и никаких дождей. Все почувствовали, что появилась реальная возможность не ударить в грязь лицом. А поскольку для нашего боцмана покрасить корабль как два пальца об асфальт, то ему и все козыри в руки. Предложили немедля высказаться, при каких условиях корабль будет покрашен в течение суток и приведен как невеста к венцу. До этого командир ещё обмолвился, что для показательных мероприятий всем подразделениям флота, береговым базам снабжения, включая центральные московские и ленинградские, местные это уже само собой, дано поручение оказывать всяческое содействие. Все распоряжения командира БДК-6 должны выполняться в бесспорном порядке вне всяких задержек. Было запрошено: 3 тонны серо-защитной краски для корабля, тонна сурика для верхней палубы и тонна спирта (и это ещё немного). С краской все было ничего, но где взять спирт в таком количестве? Вопрос решила морская авиация, срочно пославшая транспортные самолеты в Петрозаводск и Ленинград - это в ночь. Наутро началась такая свистопляска, какую свет не видывал, по отзывам бывалых военморов. Самоходные баржи с бочками краски, парадной амуницией первого срока. Доставили 10 штук карабинов СКС повсеместно используемые для почетных караулов, два комплекта флагов расцвечивания, военно-морской и государственный, больших крейсерских размеров.
   Пока таскали грузы, все без исключения, вымотались до нельзя. Ни рукой, ни ногой двинуть не в состоянии. Утопили попутно два ящика консервов, под эту марку наиболее продвинутые громыхнули ещё два ящика с верхотуры о причал. Ящики естественно в щепки, а банкам им что? Разлетелись по матросским карманам. В ящиках почему-то оказалась сгущенка для праздничного обеда, по случаю высоких гостей.
   Командир в целях активизации офицерского и мичманского состава устроил торжественный обед в "Полярных зорях" Мурманска. Соответствующий стол за его командирский счет.
   Телефонограмма.
  Командиру БДК-6.
  Прошу срочно сообщить какая помощь может быть оказана в связи с проводимыми мероприятиями.
  Подписано. Командир флота
  Передал: оператор УС КСФ
  Принял: оператор БДК-6
  Время...
  Дата...
  
  
   Наутро напряжение стало спадать, погрузка завершилась, а впереди ещё докрашивание, приветствие высоких гостей, осмотр корабля и прочее. Как оно все пройдет?
   Записи в вахтенном журнале:
  Время\дата место Действия корабля
  08-00 Плавпричал 3, бухта Росляково Кольский залив Поднять флаг и гюйс. Подготовка к торжественной встрече правительственной делегации. С базы ПБ ПЛ "Онега" прибыл оркестр.
   Оркестр приказано отправить обратно, отправлен на рейдовом катере ПСК-15. Катер находился в нашем распоряжении для обеспечения ответственных мероприятий.
   Дана команда сигнальщикам смотреть в оба. Вот он момент ответственности.
  Запись в вахтенном журнале:
  Время\дата место Действия корабля
  10-05 Плавпричал 3 бухта Росляково Кольский залив Доклад сигнальной вахты: Вижу кортеж автомобилей с мигалками.
  
  На корабле команда "Большой сбор". Экипаж построен на шкафуте. По обоим бортам офицеры и мичманы. Все в парадном, офицеры с кортиками. Кортеж авто по берегу к причалу. Командир с дежурным по этикету у трапа. С первым шагом гостей на трап - экипажу команда "смирно". Командует старший помощник капитан 3-го ранга Дорошенко Геннадий Михайлович. В составе делегации, кроме Л.И.Брежнева, входили главком ВМФ С.Г. Горшков, министр обороны Р.Я. Малиновский, начальник генерального штаба вооруженных сил М.В. Захаров, командующий флотилией подводных лодок Северного Флота адмирал А.И. Сорокин, руководство штаба северного флота и военно-морского флота, командующие родами войск, офицеры генштаба не ниже полковника. Правительство Советского Союза представлял А.А. Косыгин, в то время председатель совета министров Союза. После того как поприветствовали гостей, поступила команда убрать личный состав в кубрики и не выпускать до особого.
  
   СПРАВКА.
   Малиновский Родион Яковлевич (1898 - 1967) - советский военный деятель. Маршал Советского Союза. После капитуляции Германии командовал войсками Забайкальского фронта и нанес главный удар по японской Квантунской армии, за что был удостоен звания Героя Советского Союза. После окончания войны занимал командные должности. В 1957 - 1967 являлся министром обороны СССР.
   Косыгин Алексей Николаевич (1904 - 1980) советский государственный деятель. С 1964 г до октября 1980 г Председатель Совмина СССР. Герой Социалистического Труда (1964 г, 1974 г).
   Захаров Матвей Васильевич (1889-1972) советский военный деятель. С апреля 1960 года по март 1963 года и с ноября 1964 года по сентябрь 1971 года - начальник Генерального штаба, 1-й заместитель министра обороны СССР. Дважды Герой Советского Союза.
   Анато́лий Ива́нович Соро́кин (1921 - 1988) советский военный деятель. В 1964 году окончил Военную академию Генерального штаба, после чего был назначен командующим 1-ой (с 22 февраля 1968 года - Краснознамённая) флотилией подводных лодок Северного флота, с местом базирования в бухте Малая Лопатка. С начала февраля по 26 марта 1966 года возглавлял отряд атомных подводных лодок: проекта 627а "К-133" и проекта 675 "К-116", которые впервые в истории отечественного флота за полтора месяца прошли 25 тысяч миль в подводном положении, ни разу не всплывая на поверхность, проявив в этом дальнем походе чудеса скрытности, оставшиеся непревзойдёнными... В 1966 году контр-адмиралу Сорокину А. И. присвоено воинское звание "вице адмирал".
  
   Осмотр проходил достаточно обыденно, за исключением, пожалуй, одного. Командир, движимый желанием запечатлеть визит столь высоких гостей соответствующим образом, провел работу по мобилизации средств фото и видео съёмки. Было собрано около двух десятков разномастных фотокамер, от "Никона" и "Зенита" до "Школьника" и "Смены". Командир соединения дал напрокат свой какой-то не виданный широкофокусный аппарат "Гелиос", магазинной цены нереальной. Все участники фотооперации попрятались в самых невероятных местах, под чехлами орудий, в выгородках переборок, отсеках и кубриках, поскольку было оповещено, что съёмка в период визита высоких гостей не допускается. В связи с чем, десяток прибывших молодых подвижных ребят обошли буквально все, фактически по сантиметру, и верхнюю палубу и внутрянку, изымая в безоговорочном порядке фотоаппаратуру и без лишних разговоров выбрасывая за борт, т.к. времени на объяснения уже не было, осмотр начинался. Потом прикинули, что пропало 12-15 камер разной масти, преимущественно крупноформатные. Но несколько камер все же уцелело, и они пошли в дело. Но условий не было никаких, съёмка должна была производиться весьма аккуратно, из самых разных закутков. Как результат, многие снимки не получились, из-за вышеуказанных плохих условий для съёмки, низкой квалификации фотографов, слабой чувствительности пленки. Имеющиеся, сделанные уже неизвестно кем, фотографии, весьма слабенькие по качеству, печатались всем миром и разошлись по архивам членов экипажа корабля. Есть и у меня две, неважного качества, фотографии. Сделаны они были с большой высоты, видимо с ходового мостика, люди на них очень мелкие, но все же можно узнать внушительную фигуру генсека и мундир в орденах министра обороны.
   Наибольшее впечатление на гостей произвела техника: плавающие БТРы и танки ПТ-80, ПТ-82, размещенные в десантных твиндеках БДК-6, огромных помещениях, куда танки при погрузке заходили своим ходом. Когда генералитетом было высказано сомнение о способностях этих железных чудищ с орудиями 80мм, держаться на воде, то офицеры десанта представлявшие свою технику попросили командира корабля дать соответствующую команду. Через минуту, по команде с ходового мостика, открывается носовая аппарель и с неимоверным грохотом и дымом от выхлопа мощных танковых дизелей, танки и БТРы стали выскакивать из десантных твиндеков в воду. Покачавшись на собственных волнах, повыскакивали на скалистый берег рядом с пирсом и встали в ряд на подъездной дороге рядом с авто прибывших гостей.
   Начальник генштаба, посовещавшись со свитой, от лица первого лица государства объявил о награде присутствующих офицеров десанта - именными часами, рядовой и сержантский состав - внеочередными отпусками. Что встречено было громогласным разухабистым "Ура".
   Кто-то из окружения вежливо и тактично в полголоса напомнил Леониду Ильичу, что собраны и ожидают в штабе Северного флота командиры соединений, кораблей и частей оперативного управления штаба Северного флота. Брежнев сразу согласился:
   - Хорошо, прощаемся. - К командиру, - Успехов и благополучия! Как это у Вас? Сколько нужно Вам под киль? Вот их Вам. И Вам главный старшина успехов ... до адмирала.
   Вот судьба - в этот ответственный час, дежурным по кораблю был снова я, и последнее пожелание пришлось на мою долю.
   - Я по гражданской пойду службе.
   - Ну что ж, нам адмиралы гражданские даже нужнее военных. Дерзайте молодой человек!
   - Постараюсь, Леонид Ильич.
   - До свидания!
   Рукопожатие командиру, дежурному по кораблю.
   С первым шагом гостей с корабля подается команда "Смирно". Уходящие приветствуются и переходят на берег.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"