Милитаров Алекс : другие произведения.

Авелан. Прода 20.04.2019

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Прода. Из-за письма генерал-адмиралу глава немного раздулась, может еще перекомпоную. С окончанием главы постараюсь не затягивать. По другим главам хватает заготовок, но большей частью "рыба" или отдельные абзацы.

  Тем не менее я не отчаиваюсь. Проблемы Российского Императорского флота времен русского-японской войны давно разобраны до косточек в соответствующей литературе и на всевозможных форумах и сайтах. И лично мне эта тема прекрасно знакома, осталось лишь воплотить задуманные рецепты и заготовки в жизнь. А послезнания -великая сила.
  
  1. Самая основная проблема - это некачественные снаряды - именно в этом главная причина поражение при Цусиме. Прежде всего, виноваты плохие взрыватели (или как их именуют в это время ?- трубки) из-за которых треть выпущенных снарядов просто не взрывалась. Также вызывало много нареканий само взрывчатое вещество русских снарядов - пироксилин. Не слишком стабильное, изменяющейся при хранении, для флегматизации (стабилизации) требовало повышения влажности. Операция по увлажнению пироксилина являлась рутинной во многих армиях, но всё же существовала вероятность что пироксилин будет переувлажнен сверх меры.
  
  
  2. Нехватка дальномеров и "телескопических" (оптических) прицелов и медленное их освоение. На начало войны, на Дальнем Востоке в первой Тихоокеанской эскадре (1-й ТОЭ) имелось всего 10 горизонтально-базисных дальномеров Барра и Струда. Где ими были снабжены всего лишь восемь кораблей. Что влекло, отставание в артиллерийской подготовке и качестве артогня.
  
  3. Хронический перегруз почти всех крупных судов (кроме Ретвизана). Запредельное число детских болезней и технических недостатков у новых броненосцев.
  
  4. Раздутые штаты.
  В адмиральских чинах (считая адмиралов вместе с морскими генералами) в РИФ состояло более сотни человек.
  
  5. Целая куча устаревших кораблей, числившийся на балансе, не имеющих абсолютно никакого боевого значения, на которые расходовались бюджетные средства и штат. На вооружении имелись корабли 1860-х годов постройки, а построенных 1870-х составляли значительную часть среди всех боевых кораблей РИФ. И даже если большинство из них было выведено в боевой резерв, средства на их обслуживание проедались колоссальные.
  
  6. Порочная практика перевода кораблей и экипажей в боевой резерв ради экономии средств. Корабль при этом ставится на прикол, а большая часть экипажа переходит на берег в казармы.
  Плановая демобилизация в 1903 на кануне войны флотских специалистов, особенно тяжело отразилась на боеготовности Тихоокеанской эскадры.
  
  
  
  *****
  
  
  После легкого перекуса на кухне, что я организовал себе сам на скорую руку, я вернулся в свой кабинет и до 8 часов зарылся в бумаги. Не будь у меня в голове личной интерактивной энциклопедии, я бы сейчас носился по всем этажам в поисках своего кабинета, чем сильно бы скомпрометировал себя перед знакомыми и подчиненными. Думаю, повод для сплетен и шуток был бы не на один месяц.
  
   К счастью, подборка подробных схем дворцов, зданий министерств и важных учреждений входит в стандартный набор вселенца (на всякий "пожарный" случай). Конечно я бы мог ненавязчиво попросить первого попавшегося подчиненного сопроводить меня до кабинета. Но боюсь столкнулся бы с непониманием, поскольку мой основной кабинет был совмещён с моей квартирой.
  
  Правда кроме него, в моём распоряжении был кабинет-приёмная при зале Адмиралтейств-совета, где я принимал посетителей с двух часов дня по средам и субботам.
  Сам Адмиралтейств-совет - представлял собой своего рода "совет старейшин", где компания старпёров в адмиральских и генеральских чинах решала множество разнообразных организационных вопросов, выходящих за компетенция управляющего морским министерством, включая и те вопросы, которые последний не мог или не имел права решать единолично. Председательствовал в Адмиралтейств-совете генерал-адмирал Алексей Александрович Романов - родной дядя царя, мой непосредственный начальник, а вице-председателем - мой носитель, Авелан Фёдор Карлович.
  
  
  
  К счастью, "его высочество" генерал-адмирал в данный момент пребывает во Франции, где фактически уже поселился, ведь, судя по всему, никаких важных дел на родине у него нет. Его кабинет в Адмиралтействе вечно пустует, а значит ничто мне не мешает развернуться во всю.
  
  После завтрака около девяти (пол девятого) повалил народ с докладами, некоторые заглянули просто выразить свое глубочайшее почтение новому начальству.
  
  
  
  Оказалось, что для особых поручений при управляющем Морским министерством, то бишь при мне, состоят: целый генерал-майор Обручев Владимир Александрович и полковник Дюшен Сергей Петрович, а в качестве адъютанта у меня лейтенант Погуляев Сергей Сергеевич. Вот их я пока и запряг себе в помощь с документацией. С дореволюционной грамматикой я, в свое время, пробовал ознакомиться, но не настолько в этом преуспел, чтобы писать самостоятельно, хотя бы на уровне начальных классов гимназии. Чувствую без личной канцелярии мне не обойтись, и моему ведомству грозит неминуемое раздутие штатов. О чем тут же и распорядился, объявив набор на вакансии секретарей.
  
  
  Кроме того, затребовал себе отряд "мальчиков-на-побегушках", коих планировал набрать из молодых офицеров среди недавних выпускников морских училищ.
  Бюрократическое оформление сей причуды спихнул на починенных.
  
  Как же приятно порой почувствовать себя руководителем!
  К моей радости, оказалось что оба моих кабинета были телефонизированы. Номера козырные - трёхциферные.
  Домашний телефонный номер был 791, а в приёмной при Адмиралтейств-совет - 131. К сожалению, как узнал я в последствии, междугородняя связь была отвратительного качества, но несмотря на это - жизнь мне они облегчили существенно. Внутригородская связь оказалась вполне приличной (годной) и полезной для работы.
  
  Правда, непосредственно к самой работе, а, точнее, к прогрессорству, мне удалось приступить лишь ближе к вечеру. Уж, очень много навалилось рутинных и организационных вопросов. Лишь разобравшись с рутиной, я наконец-то смог преступить к заклёпочно-прогрессорским делам.
  Весь остаток дня был посвящен составлению телеграмм и текстов приказов.
  
  
  Прежде всего, мне необходимо наладить обратную связь и контакт с подчинёнными, сторонними учёными и изобретателями. Инструментом для привлечения "мозгов" должны стать конкурсы с денежными призами. Нужно всколыхнуть подведомственное болото, вызвав ажиотаж и желание работать, хотя бы играя на меркантильных струнках душ.
  
  
  
  
  Большие конкурсы, вроде разработки новых кораблей, сложных систем вооружений, требуют финансовых затрат, привлечения сотен специалистов и сил целых предприятий, без согласований с генерал-адмиралом и адмиралтейств советом организовать мне не удастся. Но небольшие разработки, не требующие больших финансовых и интеллектуальных затрат провести по личной инициативе мне вполне по силам.
  
  Время поджимает и заставляет поторопиться. Поэтому, первым делом, я распорядился провести(организовать) целую серию конкурсов, таких как: конкурс на новые взрыватели(трубки) к имеющимся снарядам, конкурс на разработку новых станков к 6дм. орудиям (или хотя бы по модернизации имеющихся), о проектировании новых боевых рубок и башен, конкурс на новые торпеды калибром 450-533-мм (с прогревом воздушной смеси), о минах и способах их постановки, по огнетушителям, ПУАО (прибор управления артиллерийским огнем) и множество других.
  
  Управляемые минные заграждения, из соображений секретности, решил разрабатывать в "закрытом КБ", с привлечением наработок по "открытым темам". На них у меня особый расчёт. Морские мины в русско-японскую показали свою высокую эффективность. Их жертвами стали целых три броненосца: японские броненосцы Ясима и Хацусэ и наш Петропавловск с адмиралом Макаровым О.С.
  Ещё два подорвавшихся броненосцев - Победа и Асахи отделались испугом и продолжительным ремонтом. Победу спасли угольные ямы, у Асахи взрыв ослабила 178-мм броневая плита главного броневого пояса - должно быть в момент столкновения японский броненосец имел крен (при повороте или волнении) или же мина была установлена неглубоко. Тем не менее, ремонт затянулся почти на полгода (с ноября 1904 по апрель 1905), и мощный неприятельский корабль еле поспел к Цусиме. Примечательно, что в тот же день, когда подорвался Асахи, Микаса прошла всего в 4 футах (1,2м) от мины. Буквально взмах крыла бабочки отделял японский кайгун от потери ещё двух броненосцев. С двумя оставшимися полноценными броненосцами встречать Рожественского было бы весьма оптимистично (особенно без послезнаний). Чисто по психологическим причинам, война могла бы завершиться досрочно по инициативе японской стороны на приемлемых для России условиях.
  
  
  Самой важной задачей, определяющей боеспособность РИФ и соответственно исход войны, бесспорно, должна стать модернизация снарядов и разработка новых взрывателей. Это первоочередная цель для финансирования, пусть даже в ущерб всем остальным. На неё я намерен бросить все свои силы. Именно проблемы со взрывателями стали главным фактором в поражении в войне. Без удовлетворительного решения этой проблемы - остальное всё бессмысленно, линейные корабли можно смело ставить на прикол - победа на море просто невозможна.
  
   Приз за новые взрыватели назначен не то что бы большой, но приличный - в 30000 рублей, что больше моей годовой зарплаты. Да, что я, даже Витте столько не получал, довольствуясь сторонними гешефтами. Хотя, Мосин за свою винтовку получил именно такую сумму. Зато братья Наган за разработанный ими магазин и некоторые другие узлы к мосинской винтовке получили по контракту, аж, 200 тысяч. Неисповедимы пути финансов и фортуны
  
  Следующей, по важности задачей станет разработка новых станков к 6-дюймовым морским орудиям Канэ или, по крайней мере, по модернизации имеющихся. Случаи поломки подъёмных дуг (особенно при стрельбе на максимальных возвышениях) на этих станках фиксировались задолго до русско-японской войны, но особенно массово они проявились в боевой обстановке, при стрельбе с максимальным возвышением на большие расстояния, когда в бою 6-дюймовые орудия стали выходить из строя одно за другим. Стоит учитывать, что стрельба на большие расстояния подразумевает ещё и использование максимальных зарядов.
  
  Чтобы отмести все возможные возражений против необходимости конкурсов, я постановил провести совмещённые испытания снарядов и орудий со станками. Для чего потребуется произвести отстрел некоторого количество различных снарядов с изъятым взрывчатым веществом (ВВ), заменённого равным по весу наполнителем (например, мелом), по различным преградам. С снарядными взрывателями вечно множество накладок, в зависимости от препятствия, взрыватель может повести себя непредсказуемо, просто не сработав по определённому типу грунта или преграде. С трёхдюймовыми осколочно-фугасными снарядами (приняты на вооружение уже после РЯВ в 1907), вообще, вышел казус - из-за желания впихнуть в некрупный снаряд максимум ВВ (влияние "Цусимы"), стенки корпуса сделали максимально тонкими, из-за чего, снаряд, по некоторым твёрдым преградам, сминался раньше, чем срабатывал взрыватель. Без длительных и обстоятельных испытаний подобные косяки выявить просто невозможно. А порой и испытания не помогают.
  
  Что касается проверки на прочность подъёмных дуг на орудийных станках шестидюймовок, их испытания легко совмещались, как с вышеупомянутыми испытаниями шестидюймовых снарядов и их взрывателей, так и с освоением стрельбы на максимальные дистанции. Последнее упирается в наличие дальномеров, которых в России буквально единицы. Справедливости ради, стоит отметить, что даже в самой Англии прицельные стрельбы на дистанции в 40 и более кабельтовых (что позволяют возможности имеющихся 3-4 футовых дальномеров), на данный момент не проводятся и приступят к ним нескоро.
  
  
  
  Два эти "косяка" (снаряды и орудийные станки) настолько критичны для боеспособности Российского Императорского Флота (РИФ), что заняться ими я решил немедленно, не дожидаясь результатов проверки. Когда же последние поступят, мне будет с чем подкатить к вышестоящему начальству, но начать исправлять косяки надо уже сейчас. То, что результаты будут просто ужасающими, я не на минуту не сомневаюсь. Пожалуй, ещё приукрашу и преподнесу их так, чтоб ни наш самодержец, ни его дядя от кошмарной действительности отвертеться не смогли.
  
  
  Что касается остальных заклёпок, целая серия телеграмм ушла на предприятия, использующие в своей работе сварку - на Пермский пушечный завод (Мотовилихинские заводы) и на ряд южных паровозостроительных заводов, на предмет выяснения возможности ознакомления с их опытом в данной области и поднайме их специалистов в рамках подряда на подведомственные предприятия судостроения.
  
  Ещё одна партия телеграмм, разошлась по флотам и экипажам, в ней объявлялось о приёме предложений по устранению перегрузки боевых кораблей в рамках конкурса с призами. Также было объявлено, что "рацухи" на другие темы будут только приветствоваться, для чего в министерстве создавалось новое "окно" - контора по приёму и сортировке всевозможных предложений.
  Чертежи - чертежами, а реальные корабли - это реальные корабли, и как в них "накосячили" поставщики с весовыми параметрами никому не известно. Как показывает опыт, действительность с чертежами часто расходится.
  Поэтому, в ряде вопросов, никто лучше экипажей свои корабли не знает. Самих же конструкторов мне есть чем занять. Чую полетят у корабликов боевые марсы и другие "ненужные детали". Лишь бы генерал-адмирал с ретроградами не подгадил, посему, действуем осторожно. Ва-банк играть ещё рано.
  
  
  
  
  Что касается Его Высочества, то у меня нашлось чем его озадачить. Посему, в завершении дня, принялся за письмо к генерал-адмиралу, поскольку, наметился ряд важных вопросов, которые через его голову и без его ведома я решить не мог. У меня имелась встроенная программка для написания текстов в дореволюционном стиле и орфографии, но при длительном её использовании начинала болеть голова, да и уставать я начинал быстро. Так что помощь в этом деле мне не помешает, благо моя должность подобную роскошь позволяет. Работника в качестве временного секретаря я для себя намутил, под видом: мол его превосходительству диктовать удобней, чем писать, и, вообще, "не барское это дело".
  
  Содержание моего послания высокому начальству в общих чертах было следующим:
  
  Ко мне поступили сведения, что японцы наметили нападение на Тихоокеанскую эскадру с одновременной высадкой войск в Корее на январь-февраль 1904 года. Неприятелем планируется произвести внезапную атаку наших кораблей миноносцами, без формального объявления войны. Возможно предварительно произойдет разрыв дипломатических отношений, но полагаться на это не стоит, так как их план рассчитан на внезапность. Претендент подобных аморальных действий уже имел место в японско-китайской войне 1894-1895 годов, которая началась с нападения без объявления войны. Ночные атаки миноносцами на китайские морские базы тогда тоже практиковались.
  
  Отчасти, выбор момента нападения связан с замерзанием акватории Владивостока, но виду наличия ледоколов, лёд не является препятствием для выхода русских кораблей. Так что, есть вероятность, что нападение может состояться гораздо ранее, уже этой осенью. Источник, вышедший со мной на связь, считаю крайне достоверным. Война неизбежна. Поэтому предлагаю принять следующие меры.
  
  1. Ввиду того, что армейское руководство в лице военного министра Куропаткина, в случае войны с Японией, не намеренно обеспечивать прикрытие Порт-Артур с севера и препятствовать его блокаде с суши, считаю, что держать там эскадру рискованно. Поэтому следует перебазировать корабли в Владивосток, который осадить и блокировать с суши для противника будет гораздо сложнее. Для чего незамедлительно принять меры по расширению и улучшению инфраструктуры Владивостокского порта и условий базирования. Важно в скорейшем времени начать постройку второго дока, новых причалов, молов, казарм, складов, завода для сборки малых судов (миноносцев, подводных лодок, канонерок). Расширить судоремонтную базу. Желательно большую часть запасов перебросить из Порт-Артура во Владивосток, включая уголь. В Порт-Артуре оставить лишь канонерские лодки и миноносцы. Максимум - усилить броненосцами береговой обороны с Балтики.
  
  2. Приостановить, а то и отменить запланированную закладку двух броненосцев* на Черном море и все силы кинуть на скорейшую достройку броненосцев типа "Бородино" на балтийских верфях. Ради этой цели, возможно, стоит также замедлить строительство 6000-тонных бронепалубных крейсеров (тип "Богатырь") - двух на черноморских верфях ("Кагул" и "Очаков") и одного ("Олег") на Балтике. Вместе с ними передвинуть во вторую очередь 3000-тонные крейсера Невского завода, а также яхту Алмаз.
  
  /*Имеется в виду "Иоанн Златоуст" и "Евстафий". На описываемы момент (март-апрель 1903) ещё не имеют названия./
  
  Выделить часть специалистов и рабочих с казённых черноморских верфей, и отправить их в помощь балтийским и дальневосточным верфям и заводам. Передать часть средств, материалов и вооружения Черноморского флота в пользу балтийских верфей и Тихоокеанской эскадры. Разумеется, лишь то, что сможет реально повлиять на скорейшее завершение строительства и ввод в строй новых кораблей. Возможно, стоит передать в пользу крейсера "Олега" часть заготовленных материалов, механизмов и оборудования от его черноморских систершипов. Но его строительство не должно идти в ущерб новым броненосцам.
  Первоочередной задачей вижу скорейший ввод в строй броненосца "Александр III" (предположительно уже этим летом) и прибытие его во Владивосток, до конца текущего 1903 года, пусть даже ценой некоторого замедления по другим однотипным с ним броненосцам "Бородино" (ввод в строй которых отстаёт на год-полтора). Этим же летом, при непременно надо отправить на Дальний Восток броненосец "Ослябя" и крейсер "Аврора". Будет очень полезно свести в одном месте обе тройки систершипов.
  К первой очереди строительства я бы ещё отнёс "миноносец ?150"** - подводную лодку, достраивающуюся на Балтийском заводе по проекту Бубнова.
  
  
  
  /**31 мая 1904 года "миноносец ?150" получил наименование "Дельфин"./
  
  
  Из более старых кораблей Балтийского флота, к скорейшей отправке можно подготовить броненосцы береговой обороны типа "Адмирал Сенявин", состоящие в Учебно-артиллерийском отряде, хотя бы 2 самых боеспособных из 3-х. В отличии от броненосцев***, вернувшихся в 1902 году с Тихого океана, состояние их должно быть более-менее удовлетворительным. Малая осадка позволит им покидать гавань Порт-Артура даже при низкой воде, чего не могут более крупные корабли. Их мореходность вполне позволяет им достичь Дальнего Востока своим ходом, лишних членов экипажа и запасы можно разместить на транспортах сопровождения. Для нужд учебного артиллерийского отряда они мало проходят, так как орудий на них немного (и кроме десятидюймовых орудийных башен, они не особо интересны в качестве учебных пособий) и, что главное, для учащихся на них просто нет места, любой из старых крейсеров большего водоизмещения при условии перевооружения на новые орудия представляет большую ценность в качестве учебного корабля, просто по лучшим условиям обитания.
  Что касается остальных балтийских броненосцев, есть вероятность, что удастся подготовить ещё "Сисой Великий" (по крайней мере он единственный с более-менее современным вооружением), но утверждать этого наверняка нельзя по причине загруженности балтийских верфей. Я бы предложил "спихнуть" ремонт и перевооружение старых кораблей на заграничные верфи (Германии, Франции или Италии).
  
  
  
  /*** Броненосцы "Николай I", "Наварин" и "Сисой Великий" в 1902 вернулись на Балтику с Дальнего Востока для ремонта, но до 1904 толком не ремонтировались. Все трое приняли участие в Цусиме. Причем на современные бездымные шестидюймовки был перевооружён только Наварин. Главный калибр - дымные 305-мм длиной ствола в 35 калибров на нём остался без изменения. Николай I включен в третью Тихоокеанскую эскадру Небогатова полностью со старыми "дымными" орудиями. Лишь Сисой Великий имел современные бездымные орудия изначально. Сам факт возврата броненосцев на Балтику, обошедшееся бюджет в ..., вызывает массу критики. По факту, лучше бы их там и оставили, если уж не успели отремонтировать в 1902-03, то в 1904 они только будут ещё сильнее отнимать время и трудовые ресурсы от новых кораблей, когда те переведут на достройку в Кронштадт./
  
  
  
  Если нашей дипломатии удастся добиться у турецкого султана фирмана на проход боевых кораблей (без вооружения и охраны) через проливы, то стоит попытаться отправить несколько черноморских броненосцев на Дальней Восток, хотя бы на временную вахту, пока не будут готовы новые броненосцы, достраивающиеся на Балтике. Возможно также стоит перевести броненосец "Князь Потёмкин-Таврический" и крейсер "Очаков" через Босфор для достройки на иностранных верфях.
  
  Но успех данного мероприятия кажется мне сомнительным. Хотя, попытаться не мешает.
  
  3. Отменить увольнения и перевод кораблей и экипажей в боевой резерв, хотя бы на Тихом Океане.
  Специалистов (артиллеристов, механиков, гальванеров и пр.) у которых подходит к окончанию срок службы (у большинства семилетний) без моего личного дозволения (или специально назначенных лиц) не увольнять, а всех толковых всячески склонять продлить срок службы на контрактной основе ещё на 2-3 года. Пусть даже ценой существенного увеличения довольствия и окладов удержать на службе наиболее полезных. В качестве сокращения расходов провести чистку бесполезных лодырей и идиотов, которых увольнять, не дожидаясь окончания срока их службы.
  Для чего будет полезно провести переаттестацию и переэкзаменацию состава. Перетасовать экипажи - наиболее способных перевести на новые броненосцы, менее способных на корабли похуже, как это принято у японцев и в других иностранных флотах.
  
  
  
  Возможно, стоит приравнять специалистов и инженеров к офицерам и унтер-офицерам, предоставив им соответствующие воинские звания и льготы.
  
  
  
  4. Создать корпус морской пехоты. Нечто подобное существует в САСШ. Речь идет об отдельном роде войск. Не просто разрозненные десантные роты и батальоны, а крупное подразделение со штабом, способное держать фронт и выигрывать генеральные сражения.
  Если брать не количеством (численностью состава), а качеством (подготовкой, выучкой, огневой мощью, вооружением, мобильность, транспортом, снабжением) - то наши морпехи будут выгодней смотреться на фоне обычных сухопутных подразделений, что будет крайне полезно в "борьбе за бюджет и финансирование". А на то, что на их вооружение мы потратим в 2-4 раза больше, чем равное по численности пехотное подразделение - никто и не посмотрит.
  Если Ваше Высочество сможет убедить Государя пойти на этот эксперимент - в распоряжении флота окажется самое эффективное и элитное подразделение из возможных. С помощью которого можно будет свершить много славных дел.
  
  
  5. Организовать оптический завод, и наладить производство бензола и тринитротолуола.
  
  Прибрести в Германии у Цейса технологию производства оптического стекла, не скупясь на расходы. Затраты относительно будут не велики, зато собственное производство будет крайне необходимым в случае войны с Германией или Англией. Оптические (телескопические) прицелы и дальномеры - единственный способ реально повысить эффективность и точность огня, не говоря о экономии боеприпасов.
  
  Для производства тринитротолуола потребуется установка коксовых батарей на угледобывающих предприятиях Юга. Данный вид взрывчатого вещества, хоть не является самым мощным, планируется к внедрению в Германии, как замена всем остальным. Причина в том, что это вещество чрезвычайно безопасно в обращении, и несклонно взрываться даже в случае пожара и высоких температур.
  Для применения во флоте - этот фактор перевешивает все остальные. Перегрев погребов - очень распространённое явление, а терять из-за нелепой случайности корабли было бы непростительно.
  
  6. Заложить минимум 2 подводные лодки водоизмещением 500-700т и несколько субмарин меньшего размера.
  
  Что будет крайне важно, если Японию поддержит британский флот. Не имея субмарин, мы не сможем нечего ему противопоставить.
  
  Главное требование - дальность хода в 1400 миль (чуть более 2500км) - достаточно, чтобы пройти из Порт-Артура во Владивосток с маневрированием, или дойти из любого из этих портов до Корейского полива и базы японского флота в Сасебо и вернуться обратно. Второе требование -возможность постановки минных заграждений в подводном положении.
  Фактически речь идёт о подводных минзагах. Постановки мин более эффективны, чем потуги торпедировать что-либо из подводного положения.
  
  Учитывая возможные задержки с поиском и заказом бензиновых и дизельных моторов, одну или две подводные лодки придётся заложить с паровым двигателем полностью нефтяного отопления (впоследствии можно будет заменить на ДВС). Тут надо учитывать тот факт, что моторы пока сильно уступают по мощности паровым машинам, для которых выдать тысячи лошадиных сил на пару - не проблема. Что касается двигателей внутреннего сгорания, вряд ли удастся найти что-то мощнее 400 лошадей.
  
  Существенный недостаток парового двигателя в том, что топлива он расходует гораздо больше, не говоря о потребности в запасах воды для котлов, габариты его тоже существенно больше, чем у моторов. По этой причине водоизмещение субмарины должно быть соответствующим (500-1000т).
  
  
  В случае приобретении экономичных ДВС-моторов, можно обойтись меньшим водоизмещением - в 200-300 т.
  
  Но возможность построить подводную лодку целиком (включая движитель) собственными силами и без задержек, склоняет в пользу строительства субмарин увеличенного водоизмещения под паровые машины и котлы.
  
  
  Для охраны бухт и портов, а также диверсий, стоит построить несколько дешёвых чисто аккумуляторных малых ПЛ.
  
  7. Попытаться приобрести дополнительные броненосные корабли у других стран.
  Например, вполне реально купить броненосные крейсера у Аргентины или Чили (что менее вероятно, по причине тесной дружбы последней с Великобританией), которые, в следствии заключения меж ними перемирия, могут пойти на взаимное сокращение флотов.
  
  Может удастся выкупить подобный корабли у Франции или Германии.
  Тот же броненосец Анри IV (Henri IV) очень плохо вписывается в состав французских Военно-Морского Флота и имеет массу противников и скептиков в морском министерстве Франции. При хорошей обработке этих "злопыхателей", велика вероятность того, что этот небольшой броненосец (2 - 274,4-мм орудия, 7 - 140 мм) нам уступят. Ввод в строй запланирован этим летом.
  Менее вероятно, что продадут один из строящихся броненосных крейсеров типа "Глуар" или "Малкольм".
  
  Можно разведать вопрос о покупке броненосных крейсеров типа "Гарибальди" у итальянской Ансальдо, которая явно не знает куда их пристроить. Тут помехой может стать традиционно сильное влияние Англии на Италию. Следует учитывать, что вооружены "гарибальдийцев" английское. С ним могут не продать. Возможно, придется покупать эти крейсера через дружественные Грецию или Данию.
  Здесь важнее сорвать покупку этих двух крейсеров Японией, вероятность чего очень высока.
  
  
  Как вариант, стоит рассмотреть возможность лизинга (аренды) боевых кораблей. Может наши союзники (французы) позволят арендовать свои корабли на 2-3 года на выгодных условиях.
  Помимо денег, они смогут испытать свою технику в боевых условиях, а в случае потери - получить полную компенсацию.
  
  Эти намерения стоит держать в строгом секрете, не посвящая в них никого кроме узкого круга лиц.
  Утечка информации даже в нашем ведомстве очень высока.
  
  
  ** Вышеизложенные меры потребуют дополнительных затрат. У меня есть доводы, могущие убедить, Его Императорского Величества и министра финансов. Хотя, надеюсь, Ваше Высочество, сможет употребить свой авторитет и поддержать мои предложения.
  
  Пока могу лишь предложить комплекс мер по экономии и высвобождению средств.
  
  а. Отменить намеченные на лето 1903 года учения на Черном море, приуроченные к 50-летию начала Крымской войны. Или, хотя бы, провести их в меньшем масштабе.
  
  
  
  
  б. Снять с баланса устаревшие корабли.
  Разобрать на метал, продать или превратить в плавучие склады.
  Возможно некоторые ("Первенец", круглые броненосцы Попова) стоит превратить в музеи, для сбора средств и повышения интереса у населения к военно-морскому флоту, что будет полезно для привлечения добровольцев на военно-морскую службу.
  
  Примите уверения в совершенном моем почтении и таковой же преданности.
  
  Авелан Ф.К.
  
  
  Всё изложенное - это программа максимум - крупные вопросы, которые я не смогу решить единолично, и под которые финансирование придется буквально выбивать, для чего у меня маловата весовая категория.
  Не говоря о том, что решать подобное через голову генерал-адмирала - чревато для карьеры. А мне моё место терять не следует, лучше пока кое-что тихой сапой повернуть, а ва- банк сыграть уже перед самой войной, когда назад отыграть просто не успеют.
  Например, не захотят старейшины из Адмиралтейств-совета снимать торпедные аппараты с тихоходных корыт? Снимут без их ведома, нижние чины, по моему прямому распоряжению, якобы на ремонт. И попробуй докажи, что они были исправны.
  
  Это письмо отправилось с "гонцом" во Францию. В силу секретности я не счёл возможными его доверить обычной дипломатической почте пусть и шифрованной.
  
  Сегодня, это было не единственное послание, отправленное мной за границу.
  
  
  Другое ушло к обществу "Форжэ Шантье де ля Медитерране" (фр. Compagnie des Forges et Chantiers de la Méditerranée à la Seine) во Францию, где для нужд русского флота в местечке Ла Сейн поблизости от Тулона, достраивались броненосец "Цесаревич" (прототип "Бородино") и броненосный крейсер "Баян". Разумеется, написано оно было на французском, благо специалистов со знанием оного хватало. Сам я тоже этот язык немного знал, на крайний случай, встроенные переводчики выручили.
  
  Касательно "Цесаревича", подрядчикам высказано пожелание заменить чугунные эксцентрики на стальные и максимально тщательно проверить машины на предмет трещин, особенно в цилиндрах. Пригрозив, в случае срыва сроков, заказать их на стороне, например, в Германии.
  В реальной истории корабль выпихнули на Дальний Восток в спешке, прямо из Тулона, без захода для испытаний в Кронштадт, с трещинами в цилиндрах паровых машин и без полного обследования этих самых машин. Обрывы чугунных эксцентриков, впервые замеченные на зимних испытаниях "Цесаревича", повторились во время пути на Тихий Океан. Пришлось снабжать корабль запасными эксцентриками всё из того же "чугуния".*
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"