Миллерман Галина Николаевна : другие произведения.

Арбенин, Авоськин и Маруська

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Что же все-таки обеспечила кошка молодому дебютанту: провал или успех? Я так и не могу ответить на этот вопрос однозначно. А вы?


  
   АРБЕНИН, АВОСЬКИН и МАРУСЬКА.
  
   Один мой знакомый актер-трагик как-то в беседе признался:
  -- Упаси, Господи, если во время моего выступления на сцену выйдет кошка. Мало ей, что она одним только своим появлением отвлекает на себя все внимание зрительской аудитории, так эта тварь может выкинуть такой фортель, что зал зайдется хохотом, а я стой как оплеванный. Какой я после этого Отелло или, скажем, король Лир?
  -- А что, были прецеденты? - смеясь, спросил я.
  -- Сколько хочешь, - пробасил трагик. - И с крысками, и с мышками. Но та хоть прошмыгнет - и нет ее. Кошка же чувствует себя полноправной хозяйкой в театре. Она ночной директор. И плевать ей что в данный момент происходит на сцене. Хочешь верь, хочешь нет, но кошка может обеспечить провал даже знаменитому актеру, не говоря уж о нас, провинциалах. О знаменитости тотчас забывают, едва эта пушистая кокетка ступит на сцену.
   Вот, оказывается, как просто можно завалить соперника. Совсем необязательно для этого сбивать клоаку из свистунов, ставить им ящик водки и вооружать гнилыми помидорами и тухлыми яйцами. Куда проще поймать театральную кошку, а если таковой не имеется, то принести свою домашнюю или изловить
   бродячую , и в кульминационный момент выпустить ее на сцену
   под выступление своего недруга. Зал в хохот, вдохновение вашего соперника на нуле, Отелло или король Лир из него уже никакой. Короче, провал!
   Разговор наш происходил несколько лет назад, и я уже успел о нем порядком подзабыть, но совсем недавно стал свидетелем того, как кошка обеспечила одному молодому дебютанту...
   Впрочем, не буду забегать вперед. К тому же я до сих пор не могу дать однозначного определения тому событию, которое имел возможность наблюдать.
   Дело происходило в одном подмосковном санатории. Туда съехались те, у кого не все в порядке с желудочно-кишечным трактом. Жизнь в санатории скучна и однообразна сама по себе, а в унылое осеннее время это усугубляется состоянием природы.
   Стоял ноябрь месяц. Погожих дней в такое время, сами знаете, раз-два - и обчелся. Природа не баловала нас солнышком, поэтому свободное от процедур время отдыхающие проводили в стенах санатория.
   Приезд артистов, пусть даже никому не известных, расценивался нами как грандиозное шоу с участием мировых звезд эстрады. Народу в зал набилось столько, что яблоку упасть было негде. Конечно, я не буду описывать вам всю программу концерта, скажу только, что мы остались довольны выступлениями этих артистов и благодарили их за то, что они своим искрящимся задором разорвали паутину наших серых будней.
   В конце программы на сцену вышел конферансье, который все это время развлекал нас всякими шутками- прибаутками, и объявил о дебюте молодого актера.
  -- Что такое дебют для актера? - задался он вопросом и, выждав
   паузу, объяснил: - Дебют для актера - это первое признание в любви, это первая брачная ночь. Хе-хе-хе! Лично я впервые признался в любви, когда учился в третьем классе. Хе-хе-хе! Потом старший брат этой девочки мне чуть уши не отодрал. Хе-хе-хе!
   Вот так он побалагурил, повыжимал из нас смешки и затем
   уже серьезно объявил:
  -- Мастер художественного слова Виктор Авоськин с монологом
   Арбенина из драмы Лермонтова "Маскарад".
   Появился молодой человек среднего роста, с тонкой шеей и копной огненно-рыжих волос на голове. Он испуганно-удивленно посмотрел в зал и стал примериваться к сцене. Сначала он занял позицию ноги вместе, носки врозь, затем ноги поставил на ширину плеч, но и эта позиция его почему-то не устроила и он выставил вперед правую ногу. Брючина, которая тряслась как в лихорадке, с головой выдавала волнение молодого актера. Не в силах справиться с дрожью в коленках, молодой человек снова принял первоначальную позицию: ноги вместе, носки врозь, скрестил руки на груди и застыл в глубокой задумчивости , низко опустив голову.
   Кто-то из зрителей ободряюще крикнул:
  -- Не робей, парень, жми на все педали.
   Авоськин словно давно ждал этого сигнала. Он вскинул голову, встряхнулся, будто от глубокого сна, и смело кинул в зал первую фразу:
   Я сомневался? я? а это всем известно...
   И вдруг в правом углу сцены показалась она, кошка. Эдакая очаровательная тварь. В зале ахнули, охнули, ухнули, а все вместе слилось в единый звук, чем-то напоминающий шум деревьев в ветреную погоду. Затем все замерло как перед грозой, но ненадолго. Я искоса посмотрел на своих соседей и увидел, с каким жадным любопытством они наблюдают за кошкой. Авоськин же волнение зала принял за выражение восхищения его молодым талантом. Глаза его блеснули, лицо озарило вдохновение и он с безумным исступлением продолжил:
   Намеки колкие со всех сторон
   Преследуют меня... я жалок им, смешон!
   За моей спиной зашептались две старушки:
  -- Маринушка, смотри какая хорошенькая кошечка. Мне бы такую домой.
  -- Сиди уж! - грубо ответила та, которую старушка ласково назвала Маринушкой. - Не с нашей пенсией кошек заводить. Кошачья еда нынче дорого стоит. Теперь животное дома завести - удовольствие не из дешевых.
  -- Вот всегда ты так, Маринушка, - вздохнула старушка. - Не дашь помечтать немножко.
  -- Ты любишь витать в облаках, а я возвращаю тебя на грешную землю, - отрезала Маринушка.
   Мой сосед справа ткнул меня в бок и заговорщицки прошептал:
  -- Михалыч, спорим на две банки пива, что кошка простоит на сцене до конца.
  -- Надеюсь, что кто-нибудь из работников клуба прогонит ее, - ответил я, сразу вспомнив свой разговор со знакомым трагиком.
   Мне заранее было жаль молодого дебютанта.
  -- Так спорим? - пристал сосед.
   Я пожал плечами и согласился. Мы скрепили свой договор рукопожатием.
  -- Татьяна Митрофановна, засвидетельствуйте, - учтиво обратился сосед к даме с высокой прической, сидящей от него по другую руку. - Разбейте наше рукопожатие своей прелестной ручкой.
  -- Ах, Николай Филиппович, вы всегда так любезны. Разве можно отказать такому симпатичному мужчине.
   Она кокетливо стрельнула глазками на моего соседа, хихикнула и разняла наши руки, добавив при этом интимным голосом:
  -- Не забудьте потом пригласить меня на пиво.
  -- А как же, непременно пригласим, - заулыбался сосед и лобызнул даме ручку.
   Люблю!... и так неистово обманут... - рыдал на сцене Авоськин.
   Но публика к страданиям Арбенина отнеслась с полным равнодушием. Кошка стала в центре внимания. Она своими мягкими пушистыми лапками прошлась по сцене и встала рядом с Авоськиным, уставившись в зал блестящими зелеными глазами. По залу прокатился смех. Какой-то остряк выкрикнул:
  -- А вот и Нина.
   Авоськин же, увлеченный монологом, ничего не замечал.
   Я сам свершу свой страшный суд.... - грозился он.
  -- О каком суде он говорит, Маринушка? - обеспокоенно
   заговорила сзади одна из старушек. - Уж не собирается ли он
   судить бедное животное?
  -- С него станется, - проворчала Маринушка.
   Я обернулся к ним и сказал раздраженно:
  -- Милые дамы, успокойтесь. Он никого не собирается судить.. Он читает монолог.
  -- Разве? - воскликнули они хором. - Откуда взялся этот молодой человек? И что за монолог он читает?
  -- Арбенина, - бросил я им и сел прямо.
  -- Ну, Михалыч, готовь деньги и ноги. Побежишь за пивом, - весело говорил мне мой сосед справа.
  -- Еще не вечер. Кто-то из клубных работников должен заметить кошку и прогнать ее, наконец, со сцены, - с надеждой в голосе ответил я, всем сердцем переживая за Авоськина.
  -- Мужчины, не забудьте, вы обещали пригласить меня на пиво, - жеманно напомнила Татьяна Митрофановна.
   Какие пари заключали другие зрители - мне неизвестно. Но в зале уже слышался не шум деревьев в ветреную погоду, а гул морского прибоя. До меня долетали только отдельные выкрики:
  -- Смотри, она что-то учуяла за занавеской, видишь, ушки как навострила?
  -- Да у них здесь мышей, небось, до черта.
  -- Зевнула, ха-ха-ха , потешно как.
  -- Глянь, прошлась хвостиком по его ботинку. Неужели он ее не замечает?
  -- А что он вообще там бормочет?
   " Провал, провал, провал! Бедный Авоськин! И откуда только взялась на твою голову эта рыжая бестия" - бешено пронеслось у меня в мозгу.
   Мне было искренне жаль молодого дебютанта, и в тот момент я подумал о том, что мой друг трагик не зря побаивается театральных кошек. Кошка топила несчастного Авоськина у всех на глазах.
   Но бог всевидящий, возьми ее, возьми, - напрасно взывал Авоськин.
   Бог не слышал, а зал не слушал. Кошка завладела зрительской аудиторией целиком и полностью. Каждое ее движение замечалось и бурно обсуждалось. А она еще стала выбрасывать те самые фортели, о которых упоминал мой друг трагик. Ни с того, ни с сего она вдруг закрутилась волчком, гоняясь за своим собственным хвостом, чем вызвала бурный восторг у зрителей. Авоськина с его великолепным монологом Арбенина никто не замечал. Дебют молодого актера летел в тартарары. Я восхитился мужеством, с каким он довел свое выступление до конца и согнулся в низком поклоне.
   Тут-то он и заметил кошку. Некоторое время он с удивлением разглядывал ее, оставаясь в поклоне. Зал замер. Все зрители, затаив дыхание, с огромным интересом уставились на сцену.
   - Маруська, как ты здесь оказалась? - тихо произнес Авоськин, но его услышали даже с последних рядов - такая стояла в зале тишина. Затем он протянул руки и, бережно прижав кошку к груди, выпрямился во весь рост и испуганно взглянул в зал.
   Зал молчал. Лицо молодого дебютанта сделалось пунцово-красным. Заикаясь от волнения , он с трудом проговорил:
  -- П-простите нас, п-пожалуйста, ув-важаемые з-зрители. Мне не с кем б-было ее ост-тавить. Т-такая уж жизнь у ак-ктеров: к-кто детей с собой на г-гастроли таскает, к-кто животных.
   Зал очнулся, зашевелился и встал. Затем грянул такой гром аплодисментов, которому мог бы позавидовать даже народный артист. Кто-то из зрителей крикнул:
  -- Браво, Авоськин! Браво, Маруська!
   Остальные дружно подхватили : браво, Авоськин! Браво, Маруська!
   Это была настоящая овация! Зал долго не утихал.
  -- Где-то у меня тут была шоколадка, - завозилась в сумочке Татьяна Митрофановна. - Как жаль, что нет цветов. Я бы их с удовольствием преподнесла этому артисту. Ну что ж, придется ограничиться шоколадкой. Как вы думаете, Николай Филиппович, удобно актеру вместо цветов шоколадку преподнести?
   Николай Филиппович широко раздвинул руки и мыкнул в ответ что-то нечленораздельное.
  -- Моему другу трагику в знак восхищения его талантом однажды на Украине зрители поднесли живого поросенка, - ответил за него я.
  -- Фу, какая мерзость! - фыркнула Татьяна Митрофановна и устремилась к сцене, держа перед собой извлеченную из сумочки шоколадку так, как если б это был слиток золота.
   Ее опередила какая-то бойкая девушка с букетом желтых хризантем в руках. Она лучезарно улыбалась и что-то говорила Авоськину, все время показывая на Маруську. Зал продолжал скандировать:
  -- Браво, Авоськин! Браво, Маруська!
   Счастливый дебютант сиял ослепительной улыбкой и не уставал бить поклоны публике.
   Из-за кулис резво выскочил развеселый конферансье и крепко пожал Авоськину руку, поздравляя с блестящим успехом.
   Я был несказанно рад такой развязке, хотя так и не понял, что же все-таки обеспечила кошка Авоськину: провал или успех? Судите сами.
   Как бывший член художественного совета скажу только, что второго Мордвинова в лице Авоськина наше театральное искусство не получит.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"