|
|
||
Максим Милосердов
- И что, я меньший еврей, чем вы? Ведь я знаю Язык, Закон, Историю...
- Нет, но ты при этом на столько же немец, японец и русский.
- Да. Я "гражданин мира", чувствующий себя в любой культуре и не скованный ограниченностью и историчностью отдельной культуры.
Я инспектор образования. Вообще-то, этот учебное заведение на десять лет было закрыто для всяких инспекций. Своего рода Царскосельский лицей в двадцать первом веке. Вот дождались. За месяц до выпуска комиссию из чиновников министерства, представителей общественности, депутатов пустили... Думаю, только для того, чтобы уладить формальности с получением детьми документа о среднем образовании. Хотя таких детей любой вуз, наш или заграничный, безо всяких экзаменов за счастье взять посчитает. И все же...
Директор лицея - Константин Федорович Иванов - господи, ну что за фамилия - конечно, Педагог от Бога. С большой буквы. Равно как и ученый, равно как и управленец-организатор. Универсальный Гений. Кому бы еще удалось в годы разрухи выбить устойчивое финансирование для подобной масштабности проекта? А это крупное финансирование. Образовательный эксперимент растянулся на десять лет, не считая времени на разработку программы и подготовку пособий, так что потребовал денег столько, сколько съел бы за это время небольшой институт. И что же? Как оценить результат?
- Мы привлекли к сотрудничеству лингвистов, математиков, химиков, литературоведов... Преимущество отдавалось не так называемым "светилам", а людям, готовым разрабатывать учебный курс и преподавать в рамках философии Лицея.
Что ж, на первый взгляд, здравая "философия". Детишки выучили от семи до пятнадцати языков, в точных науках демонстрируют прекрасное владение основами, а также смелость и готовность поиска... Черт, да они реализовали великую и несбыточную мечту нашей школы. Государственный экзамен детишки сдали не просто отлично, а как-то даже излишне легко... Посмеиваясь над его ограниченностью и субъективностью.
- В основе концепции лежало создание технологической готовности учащихся к усвоению разнообразных знаний в рамках разработанной программы. Устранив "подводные камни", мешающие учащемуся в полной мере овладевать структурой учебного материала, мы постарались дать нашим подопечным полную свободу в оценках и мышлении. Поэтому вы и наблюдаете такой разброс в освоении отдельных наук. Кто-то предпочел заговорить на пятнадцати языках и изучить классическую литературу, кто-то ограничился семью программными языками, а основное внимание уделил высшей математике...
Бурные аплодисменты комиссии. Аплодисменты, похвалы, банкет...
Пока все произносили тосты на банкете, я штудировал учебные планы. Год первый, год второй... В начальной школе Иванов занимался в основном развитием памяти. Лично преподавал мнемонику, а остальное время посвящал рисованию, чтению, беседам... Странный предмет - "Беседы". Отметим. Понятно, что, овладев искусством "запоминать без зубрежки", дети потом с легкостью схватывали учебный материал, освободившееся время посвящали самостоятельным исследованиям в области культуры и точных наук. С точными науками, как я понял, Иванов пошел на хитрость. Программа лицея учила составлять алгоритм решения задачи и жестко следовать ему. И в каждой проблеме ученик должен был видеть алгоритм ее решения. То есть Иванов обучал так, чтобы учебная программа схватывалась сразу "без проб и ошибок"... Гениально. Просто. Быстро. Многие уже пытались следовать подобной методике, немногим было суждено добиться успеха. Не многим, но... Но от рукоплесканий я бы воздержался. Судя по отчетам Иванова, налицо был перерасход средств. Задайся он целью подготовить грамотных профессионалов, специалистов, он достиг бы отличного результата лет за шесть. Получил бы те же результаты! И эти пятнадцать языков, и эту высшую математику втиснул бы в головы детей. Но на что он потратил дополнительные четыре года? На "беседы"? Боюсь, что на беседы.
- Константин Федорович, - уже в стороне, после банкета, - Константин Федорович, вам же была поставлена задача подготовить специалистов, кого же вы выпускаете?
Иванов напрягся. Ждет от инспектора подвоха. Формально-то все чисто, формально успех... Перерасход - издержки эксперимента...
- Хорошо, я поясню.
Поясняю. С выкладкой цифр. Без оценок. Без критики. С немым вопросом:
- Нам не нужны универсалы, нам не хватает квалифицированных менеджеров, исследователей, инженеров, весь этот груз, весь этот винегрет культур будет вашим детям только мешать. Они не добьются успеха в жизни, они выйдут на Сенатскую площадь и отправятся в Сибирь...
Иванов улыбнулся. Смеется. В Сибирь не отправятся. Урокам физической культуры мы тоже уделяли много внимания. И развитию духа. Если выйдут на площадь - не дрогнут.
Смотрю на него долго. Никак не могу понять, гений это или авантюрист. Хотя каждый гений - немного авантюрист. Иванову под пятьдесят, всю жизнь в педагогике, в политических волнениях не замечен, не привлекался, не подозревался, откуда же тогда такие шуточки? Или его Лицей - еще один аргумент в споре про добро, которое должно быть с кулаками?
- И где же, если не секрет, будет их Сенатская площадь? Я опасаюсь, что Вы подготовили "граждан мира", людей универсальных, но не знающих отечества.
"Отечества" - слово его задело.
- Вы знаете, я устал слушать эти восхваления некоего "отечества". Тем более что чаще всего несутся они из уст необразованных квасных патриотов, говорящих с ошибками и уверенных, что их улочкой кончается мир, а их недочитанный букварь несет всю мудрость вселенной. Ну не может человек вместить в себя все многообразие Культуры, все находки Разума. Ну, не может пока осознать себя частью этой Планеты! Отсюда и начинаются разговоры об "отечестве". Вы поймите меня только, я не хочу свести глобальные проблемы к банальному "давайте жить дружно", я ... мои ученики, пожалуй, лучше объяснят... Но мне претят эти национальные квартиры и эта тупая способность гордиться своей хатой "потому что она моя, значит ваша хуже". Вы думаете, мои ученики потеряли Родину? Они напротив узнали ее лучше, познав культуру и историю дюжины других народов.
- И где будет Сенатская площадь?
Иванов улыбается. Допрос? Нет, не допрос. Хотя с органами он в свое время сталкивался. Ну-с, ответите общим местом?
- В душе...
Я чуть не засмеялся. Ох, уж эти философы-учителя. Взрастить такое поколение и не суметь понять, что будет с ним. Знакомая история. Я тоже не первый год в педагогике и не последний в органах. Мне не получилось в свое время сделать десятую долю того, чего достиг этот профессор. Не дали. Не успел. Позвали на другие проекты.
- Ладно, идите, Константин Федорович. Утро вечера мудренее. До завтра.
А я остался сам с собой. Я остался сам с собой, а я честен с собой. Завтра утром я должен буду произнести приговор Лицею. Я знаю, что проведу ночь без сна или в полудреме. Формально следовало бы порекомендовать использовать опробованные технологии в общеобразовательном процессе, но я понимаю, что тех же результатов добиться последователям Иванова не удастся. Я - честное слово - не представляю, какими силами Директор привлек к себе лингвистов и математиков, химиков и литературоведов - заставил их работать на свою идею воспитания Универсального Человека, и я - даже если не буду спать всю ночь - не смогу понять, во благо ли появление этих учеников. Иванов искренне считает, что во благо. Я считаю, что это исторически неизбежно. Ладно, время рассудит нас. Не сегодня спорить. Я напишу то, что захочет Иванов, и ... черт, я не стар, я еще увижу, что натворят его хлопцы, но сейчас... сейчас я тороплюсь. Послезавтра у нас еще один выпуск. В другой части страны. Будем оценивать результаты другого эксперимента. В патриотическом военном колледже.