Мой знаменитый земляк по омониму, ''философ хренов'' Александр Моисеевич Пятигорский, говорил о том, что вся философия Востока строится на внутреннем ощущении, а философия Запада - на внешнем опыте. Я не знаю, говорил ли он ещё и о том, что вся философия Севера зиждется на опыте внутреннем, а философия Юга - на ощущении внешнем, но если учесть все тридцать два состояния румба на розе ветров, то можно догадаться, что результаты нашего познания вряд ли сводимы к некой однонаправленной формулировке. Это видно хотя бы из того, что ветра часто образуют круговращающие вихри и определить их направление можно лишь приблизительно. А поскольку идеи в головах у разных философов дуют со страшной силой в разные стороны, у каждого в свою, а порой у кого-то и сразу одновременно в нескольких дискурсах, то нет ничего удивительного в том, что величественный галеон знаний человечества носит по бурным волнам взаимонепонимания и никак не прибьёт в тихую долгожданную лакуну. Более того, стоит только какому-нибудь значительному философу величины Аристотеля, Канта или Витгенштейна создать мощный попутный ветер, как тут же, в соответствии с бездушным физическим законом выравнивания градиентов зарождаются встречные ветра, и другие значительные философы величины Лао Дзи, Фрейда или Хайдеггера отправляют галеон понимания по новому румбу.
Допустим, что познание есть процесс бесконечный и смысл плавания галеона не в том, чтобы найти дивную гавань и остаться там навсегда, а в том, чтобы вечно бороздить океан вдоль и поперёк, коллекционируя виды, плоды и камешки с неведомых берегов. Тогда мне непонятна та настойчивость, с которой философы стремятся превознести собой найденные камешки и плоды, а камешки и плоды поиска соседей норовят спихнуть с палубы обратно в пучину вод. В этом случае скорее следует прометафорить, что философия есть форма вечной вольной борьбы философов друг с другом. Это не очень красивая аналогия, ибо всем известно, откуда обычно ветры дуют у борцов на татами. Может поэтому так душно душе в философствующем мире? Может поэтому тоскует она о хорошем бризе, который развеял бы гнилые испарения с торфяных болот, где слоями залегают все прежние парадигмы. Каким должен быть тот ветер? Ясно, что, во-первых, чтобы не стать очередным ископаемым на свалке мировой мудрости, веяние это будет неуловимым, но ощутимым. Как аромат лаванды, пихты или мяты. Для обоняния приятен, для осязания недосягаем. Во-вторых, дабы освежать, а не сносить крыши, явление это будет размерно, неспешно, но мощно, как утреннее дыхание гор. И в-третьих: для того, чтобы не вызывать воздуховоротов, перекосов и турбуленций поток этот должен будет устроить всех в своём движении, а значит будет он иметь один общий румб, подчиняющий себе всех безропотно и согласно, как это делает со всеми нами направление полёта Земли по Космосу в составе Галактики. Спорить и противоречить ему можно, но не следовать - нельзя.
Может быть даже, веяние это сквозит сейчас, и сквозит уже давно. Отдельные слова и фразы, которые мы порой слышим и которые освежают и утоляют нашу жажду, наверняка принадлежат ожидаемому движению всеобщей истины. Почему эта свежесть ещё так скупа? Кто знает. Возможно, мощь авторитетных мнений глушит её знойным солнцем своей просвещённости. А может потому, что та свежесть никогда и не будет диким ледяным ураганом. Мирное - мерно. И поиск мудрости вполне может оказаться сводим к формуле: сбор росы с листьев, или мёда - с цветков. Открытие нового не в качественных переходах, а в количественном взятке простого и ранее уже немного известного всем продукта - взаимопонимания. Единение душ не просто возможно. Оно необходимо. С любой позиции, как имманентной, так и трансцендентной, единение душ выглядит желаемым, привлекательным, насущным. Это ли не доказательство необходимости. Это ли не цель. Стоит задуматься измышляющим новые теории - если словоплетенье ширит отчуждение и разобщает души, то следует ли дальше идти тем мутным путём? Если мысль одного отсекает мысль другого, если одна не способна вместить другую, если беседа превращается в спарринг - ничего существенно нового, нам незнакомого, не происходит. И повторение старого отвержения, не есть ли бесполезность?