Жил-был на свете один очень великий и могущественный владыка. Как-то задумался он в очередной раз идти войной на своего грозного соседа - проучить его и наказать для острастки. В желании полного успеха этого предприятия решил он сформировать штурмовое подразделение из натуральных боевых слонов. Но визирь у владыки был дока и бюрократ ещё тот. Он сразу запросил предоставить в своё визирьство справку с точным определением объекта СЛОН, дабы провести его по всем ведомостям и поставить на продуктовое казённое довольствие - а иначе ''это жульё из воеводства станут своих личных домашних свиней кормить пайками слоновьего рациона и на том разжиреют безобразно''. Призвал владыка пред лице своё устрашающее своих придворных мудрецов-патриархов и велел немедля идти и оную справку с определением составить наиподробнейше.
Первый мудрец,- патриарх естественных наук, взял самую мощную свою лупу в золотой наградной оправе, осмотрел тщательнейшим образом слона в зверинце и описал на справке почти без грамматических опечаток: ''сие есть серая грубая кожа с буграми, складками и редкими щетинообразными волосами длины довольно изрядной''.
Другой мудрец - патриарх искусств, начертал вензелеобразно: '' это - земное воплощение духа силы и мощи, которое в величии своём способно уступить лишь одному Владыке нашему богоподобному''.
Третий - патриарх наук оккультных выписал тайнописью кабалической: '' это сосуд, в котором огонь стихии и земля норова сочетается с металлом сокрушимости и водой травоядия''.
Четвёртый мудрец,- патриарх любомудрия и вовсе нацарапал как курица лапой: '' вокабулярное определение сего образца есть величина инвариантная в дискурсах разных парадигм и относительность их герменевтических трактовок исключает всякую возможность адекватности определения''.
Прочитал владыка писаное и пришёл в гнев яростный. Кликнул он придворную стражу, велел снять хитромудрецам почтенные головы и надеть на колья, дабы всем было их лучше видно. А голову патриарха искусств отдельно распорядился зашпиртовать в дворцовой кунсткамере, ибо тот всё ж таки своим оборотным эпитетом ''Владыке нашему богоподобному'' ему угодил прямо в лестную железёнку. Хотел было и дальше идти по гневу своей ярости великий владыка - снять головы и визирю, и воеводе, да и слонам заодно, но прибежала маленькая его дочурка, дитя весёлое и забавное и папанька умилостивился, оттаяв сердцем.
А печальная участь мудрецов-патриархов должна послужить примером для мудрецов подрастающих, ибо если бы те мужи, умные, но надменные, провели консультации, заслушали бы мнение владыки, сами пришли б к единому мнению, которое бы совпало с мнением владыки - то и слоны были бы сыты и головы целы. А так - сплошной плюрализм консолидировался только через указ о методе наказания. Мудрец не тот, кто знает истину, а тот, кто умеет её подать к столу деспота. Ну а тот, кто не умеет - имеет возможность посмертно стать символом борьбы с самодуродержавием.
4 февраля 2009 г. 11:34
- ПРИТЧА О СВОБОДНЫХ ШКОЛАХ МУДРОСТИ -
Долго ли сказка сказывается, быстро ли дело делается, но только вслед за казнью лютой мудрецов-патриархов задумались накрепко визирь и воевода над судьбой своей будущей, да и придумали весьма нетривиальный в оригинальности ход - владыку-деспота сменить с трона. Задумано - сделано. Помогла в деле и дальняя заграница, и грозный сосед, и ближние недовольные жизнью придворные. Скинули дружным переворотом самодуродержца, а взамен его, посовещавшись, выбрали всенародно нового владыку - сметливого, гибкого и кровонежадного паренька. Ну, переворот переворотом, а с грозным соседом всё одно воевать-то надо. Тем более что тот стал требовать себе свою долю из дохода от переворота. Тут и вспомнили в воеводстве гениальную идею о слонах-штурмовиках. Но как воевода не скрипел отменными воеводскими зубами, визирь-бюрократ по-старинке упёрся на своём - будет справка о том, что такое есть СЛОН, будет и провизионное снабжение зверям-штурмовикам, не будет справки - зайдите через полгодика. А надо заметить, что после того как патриархи мудрости сложили свои полномочия на плахе остались после них школы адептов и учеников. Этим-то школам визирьство и объявило дизайнерский тендер на лучшее определение термина СЛОН. Разгорелась промеж школ здоровая конкурентоспосбствующая усобица и в результате обильных подношений кому надо и куда следует, тендер выиграла школа наук естественных, что немудрено, ибо они имели возможность заложить в ломбард лупу с золотой наградной оправой, оставшуюся им в наследие от их патриарха. Принял визирь в делопроизводство это естественнонаучное определение и дивизион слонов сразу был организован. Был то он, был, да воевать не мог. Слоны стояли голодные, трубили и ни в какую атаку идти не хотели. Стали разбираться, создав следственную комиссию и учинив суд. Хотели привлечь воеводу по закону за то, что его воеводские казённым слоновьим провиантом своих личных домашних свиней кормят, от чего те разжирели безобразно. Но тот выкрутился в суде, доказав наглядно на своём воеводском полушубке, что ''серая грубая кожа с буграми, складками и редкими щетинообразными волосами длинны довольно изрядной'' ни морковку, ни свеклу, ни брюкву есть не может. Кожа она и есть кожа, где ж вы видели, чтобы дублёнка или скажем ботинки, пусть даже хорошие и дорогие, ели брюкву? А раз не могут, то девать казённый провиант было некуда, вот он и усох, сгнил и был списан на корм свиньям.
Понял визирь, что без грамотного и точного определения никакой боеготовности не будет, объявил новый тендер и взял его под свой личный контроль.
Определение, предоставленное на повторный конкурс от школы патриарха любомудрия, где написано было про неадекватность, дискурс, парадигму и инвариантность отвергли сразу, потому, как и сам визирь слова те загадочные разбирал с толковым словариком, а пока находил значение одного, то значение другого уже забывал и общий смысл определения куда-то выскальзывал. Определение от школы патриарха искусств отвергли из теологических соображений, ибо не годилось в государственном акте на армейское продовольствие всякий раз упоминать о бывшем кровавом владыке-деспоте да еще, как о богоравном.
Оставалось определение от школы патриарха наук оккультных, но и там никак не получалось увязать логически брюкву и сено с огнём стихий и металлом сокрушимости. Как бы ни хотелось закончить притчу умным и счастливым наставлением - ничего не выходит. И слоны некормленые трубят, и грозный сосед требует выплат по переворотным обязательствам, и адепты патриархов устроили промеж собой очередную жаркую дискуссию с мордобоем, выясняя, чьи взгляды авторитетней. Одним словом - свобода! И как сказал однажды воеводе визирь, набравшись медовухой: небогат в жизни выбор - либо при самодуродержавии жить без головы, либо при народовластии гнить от депрессии. И добавил со слезой: слонов жалко, они-то за что страдают...