Мало кто нынче не слыхал слово ''глобализация''. Так же, как и мало кто, наверное, знает, что оно означает. Википедии упоминают в связи с изобретением понятия globalization кого угодно, от Генриха Гейне и Адама Смита, до Карла Маркса и Чарльза Тейза Рассела, американского проповедника, заложившего фундамент Наблюдательной Башни свидетелей Иеговы. Хотя само слово globalization, как принято считать, появилось в английском языке в 70-х годах ХХ века. В грамматическом же словаре русского языка А.А.Зализняка третьего издания 1987 года среди 100 000 слов слова глобализация нет. Вообще-то, из многочисленных определений понятия глобализации, при условии их приведения к некоему общему смыслу с помощью всем понятной терминологии следует, что первыми глобализаторами были Homo erectus, которые расселились по планете из Африки около 1,5 миллиона лет назад. Антиглобалистами в те времена соответственно выступали саблезубые тигры, носороги, медведи и волки. (А для эректусов упавших в воду с мыса Доброй Надежды, Беренгова перешейка или Геркулесовых столбов ещё наверно и акулы). Так что это очень интересное явление того, как со временем тигры и волки антиглобализации эволюционировали в гиен и акул глобализации, а архантропы глобализации деградировали в питекантропов антиглобализации.
Отрадно, что спектр научных воззрений на глобализацию в наше время раскинулся от полного отрицания её существования до триумфальных дифирамбов её полной и окончательной победе. Эта очень умная и грамотная позиция научного мира по отношению не только к глобализации, но и вообще ко всем моментам бытия радует своим сказочным характером. Она очень похожа на двуглавого орла, трёхглавого Змея-Горыныча или стоглавую Лернейскую гидру, - каждая голова может иметь своё уважаемое мнение, но заглоченная каждой из голов добыча попадает в один общий желудок. Очевидно, что выбор у современного человека не велик: либо плюрализм в странах Общего Желудка, либо деспотия в империи Ста Миллионов Кишечников. Хрен редьки не слаще!
Кстати о желудке. Одним из символов и апостолов современной глобализации называют McDonald's. Какие же ощущения и наблюдения возникают при посещении сей забегаловки?
1. Замешательство при необходимости вымыть руки после туалета, макая их в сомнительного вида жидкое мыло, где даже невооружённым глазом видны плавающие там дохлые микрозоофаги.
2. Комфорт от навязчивого предложения персоналом помощи при выборе из меню.
3. Умиление мраморными столиками, хромом, никелем и разноцветными надувными шариками.
4. Изумление ценой и качеством чашки кофе-американо, когда за те же деньги из банки растворимого NesCafe classic, купленной в ларьке напротив, можно приготовить пару дюжин чашек кофе не хуже.
5. Обалдение от рэпа, ненавязчиво рубящего с телеэкрана в углу.
6. Просветление от слёз, которые начинает лить душа, наблюдая компанию детишек за стеклом лягушатника, когда те, что-то празднуя, в картонных коронах и кокошничках, туповато едят нечто пенопластовое с пластика.
Замечательно, что одним из принципиальных моментов глобализации считают почти мгновенную скорость распространения по миру важной системной информации и, как наиболее яркий пример, приводят распространение некой новости, ведущей к одномоментному краху на мировых биржах. Сторонники глобализации полагают это великим завоеванием прогресса. Чем-то напоминает восторженный вопль наркомана, прыгнувшего с небоскрёба: ''я птица, я умею летать!''
В острастку антиглобалистам следует, впрочем, заметить, что если бы не глобализация, мы все по-прежнему бы ходили по тёмным аллеям в красных сафьяновых сапожках, ели бы бабушкино вишнёвое варенье из медных тазов, пили бы квас и слушали гусли. Грустно? Возможно...
Взять вот хотя бы скучнейший патриархально-региональный рассказ Л.Н.Толстого ''Хозяин и работник''. Кто не помнит сюжет - напомню: хозяин и работник отправились зимой на санях с лошадкой по делам, да и заплутали в степи. Ночь, мороз, вьюга. Начали замерзать. И хозяин - дородный, массивный, вальяжный, укрыл собой работника, тщедушного и маленького. Хозяин замёрз и ценой своей жизни спас работника. Какая унылая история, не правда ли? О, как лихо и драйвово зазвучит она в современном, глобально-культурном исполнении! Начало можно сохранить, а вот финал следует переделать для формата современности: хозяин объясняет работнику, что он, хозяин - вип персона и от его жизни зависит жизнь миллионов. Вслед за этим хозяин раздевает работника догола, обматывает его одежонкой себе ноги, выпрягает лошадь и верхом спасается сам. Happy end. Ну а работник? Да про него уже и забыли все. Подумаешь! Это ведь всего лишь субъектик мирового рынка рабочей силы. А как же нравственность? Ах, простите - в условиях глобализации это термин имеет множество значений, одни из которых прямо противоположны другим, и, чтобы не впасть в амбивалентность шизофрении, нравственность следует у-праз-днить. Её вполне способен заменить закон. Не тот закон, что даёт срок за оставление без помощи, а тот закон, который защищает право личности на свободу передвижения.